Проектно-исследовательская работа
проект по истории (9 класс) на тему

Проектная работа описываетжизнь балкарского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл трагедия народа25.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                            Все рушится, все падает во тьму,

                                                                                                  Под черным ураганом выселения.

                                                                                                  О, дай Аллах народу моему,

                                                                                                  В годину это страшное терпение!

                                 МКОУ СОШ с.п. Карасу 

Проектно – исследовательская работа

Тема:  «Депортация Балкарского народа»

                                             Выполнила: Толгурова Назиля

                                     ученица 8 класса МКОУ СОШ с.п. Карасу

                                                  Руководитель: Кучменова Л.М.

                                           2017 г.

                                    Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………………….
  2. Методика исследования……………………………………………………….
  3. Результаты исследования……………………………………………………..

1.Депортация Балкарского народа и её последствия……………

2.Рассказ очевидцев……………………………………………………………….

  1. Выводы……………………………………………………………………………………
  2. Заключение…………………………………………………………………………….
  3. Список литературы…………………………………………………………………

  1.  Введение

«О преобразовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР» от 8 апреля 1944 года, когда уже депортация состоялась, балкарцы были разбросаны по холодным степям Средней Азии и Казахстана. В частности, в этом Указе предписывалось: «Всех балкарцев, проживающих на территории Кабардино-Балкарской АССР, переселить в другие районы СССР. Земли, освободившиеся, после выселения балкарцев, заселить колхозниками из малоземельных колхозов Кабардинской АССР. Кабардино-Балкарскую АССР переименовать в Кабардинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику»

 Цель исследования:  изучить и рассказать о Возрождении Балкарского народа.

                                   2. Методы исследования

1. Теоретический анализ исторической литературы.

2.Встреча с очевидцами.

                             3. Результаты исследования

В своей исследовательской работе я хочу рассказать о переселении Балкарского народа.  Переселение происходило в весенне-зимний период. Большинство переселенцев было плохо обеспечено одеждой и обувью, скученность в эшелонах и большая завшивленность привели к вспышке в пути сыпного тифа. После прибытия в места расселения в результате неудовлетворительных бытовых условий, а также резкого изменения климатических условий и неприспособленности к местным условиям, эпидемические заболевания получили массовое распространение, вызвали большую смертность среди переселенцев. Так, только в 1944 году умерло почти 10 % прибывших.

 

Депортация балкарского народа и ее последствия 

Рано утром 8 марта 1944 г. старикам, женщинам, детям было приказано немедленно собираться в дорогу. Операция по выселению балкарцев длилась всего два часа. Депортации подверглись все без исключения: активные участники Гражданской и Отечественной войн, инвалиды войны, родители, жены, дети фронтовиков, депутаты Советов всех уровней, руководители партийных и советских органов. "Вина" депортируемого определялась исключительно его балкарским происхождением. 

Те, кто испытал ужас депортации, и сегодня не может без содрогания вспоминать дни, часы и годы унижения. Вызывает удивление, с какой оперативностью были ликвидированы колхозы и совхозы, переименованы населенные пункты. На карте республики уже не было  Хасаньи, а был поселок Пригородный, Гунделена (сел. Комсомольское), Лашкуты (сел. Заречное), Былым (пос. Угольный), Кашхатау (сел. Советское) и т.д. Многие умирали в пути - скорее не от физических, а от моральных и психологических страданий. Мертвых предлагалось хоронить на ближайшей железнодорожной станции. Но, чтобы избежать этого, многие везли с собой уже окоченевшие трупы своих близких. Конечно, в местах, куда выселяли балкарцев, их никто не ждал. Да и само население тех мест жило бедно, скученно, без особых удобств.  

 К местам нового поселения в Среднюю Азию в 14 эшелонах было отправлено 37 713 балкарцев.
Выселение происходило в то время когда каждый четвертый балкарец находился в рядах воюющей Красной Армии. Каждый второй из них погиб, защищая Отечество от немецко-фашистских захватчиков. Многие воины-балкарцы в числе первых встретили врага на западной границе СССР, став участниками героической обороны Брестской крепости. Плечом к плечу с представителями других народов СССР они храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны и внесли свой вклад в Победу.
Из общего числа высланных балкарцев 52 процента составляли дети, 30 - женщины, 18 процентов - мужчины: инвалиды, вернувшиеся с войны, и глубокие старцы. 

В течение.13 лет балкарцы жили на казарменном положении. В местах ссылки жизнь протекала в условиях особого, специального режима, определяемого жесткими правилами и инструкциями ведомства Берии. Согласно им, все спецпереселенцы, начиная с грудных младенцев, ставились на специальный учет. Ежемесячно спецпереселенцы обязаны были отмечаться по месту жительства в спецкомендатурах и не имели права без ведома и санкции коменданта отлучаться за пределы района расселения. Самовольная отлучка рассматривалась как побег и влекла за собой уголовную ответственность без суда и следствия. За любое нарушение, неподчинение коменданту они подвергались административному взысканию, уголовному обвинению и аресту.

Первые годы пребывания балкарцев в Средней Азии осложнялись и негативным отношением к ним со стороны местного населения, которое заранее подвергалось идейной обработке и видело в них врагов Советской власти.
В течение 1942 — 1948 гг. среди балкарцев смертность превышала рождаемость и практически стоял вопрос о вымирании и исчезновении этноса. 
В то время как балкарские женщины с детьми и стариками пытались выжить в нечеловеческих условиях ссылки, их отцы, мужья и старшие братья были на фронте, далеко на Западе. С весны 1944 г. отношение к солдатам и офицерам балкарской национальности изменилось. Они уже не повышались в звании, не награждались, а если и получали награду, то заниженную.

Балкарский народ выдержал суровые испытания благодаря исключительной стойкости и трудолюбию, доброй поддержке местного населения. Постепенно в отношениях между ними наметилось потепление, перешедшее в дружбу. Национальное благородство казахского, киргизского и узбекского народов балкарцы сохранили в своей памяти и будут передавать из поколения в поколение.
Смягчение режима спецпоселений наступило только после смерти Сталина. Первыми были сняты со спецучета дети до 16 лет, фронтовики, неизлечимо больные. Штрафы и аресты, как мера наказания за нарушение режима в местах поселения, были отменены. Но выезд на родину все еще был запрещен.

                                 

                 

Рассказ очевидцев

Сагид Юсюпович Толгуров был выслан двенадцатилетним мальчишкой вместе с матерью Кезибан Атабиевой и двумя братьями из селения Безенги. В то злополучное утро Сагид успел взять с собой изношенный тулуп отца, который согревал их всю дорогу, которой не было конца…

   На станции Нальчике, когда людей погрузили в товарные вагоны, Сагид разместился с братом Жамалом, тот уехал в Казахстан, а он в Киргизию. Юные годы Сагида Толгурова прошли в посёлке Рыбачье Иссык - Кульской области Киргизии. Мальчишка рано повзрослел, взвалил на хрупкие плечи заботу о матери и брате. В селе Григорьевка работал в местном колхозе, хоть мало, но зарабатывал, помогал матери прокормить семью. «Мужчины слёз не льют», - подбадривал он себя в трудную минуту.

Сагид помнит год возвращения с изгнания: плач и смех, песни и танцы, начало новой, но трудной жизни в родных горах. Обосновавшись в с.п. Карасу, одним из первых принялся за возрождения местного колхоза, впоследствии внёс посильный вклад в его развитии и становление. Сагид взрастил на родной земле глубокие корни: женился, создал семью с Аминат Кучмезовой, вырастил и воспитал трёх сыновей и дочь. 12 внуков и правнук – достойное продолжение!

Сагид и Аминат Толгуровы 55 лет вместе живут на родной земле и всем желают только одного: мира и покоя родной земле и всем тем, кто на ней живёт!

                   

                           4. Выводы

   Проведя своё исследования о роли переселении Балкарского народа, я могу сделать следующие выводы:

  • я узнала про сложную жизнь Балкарского народа в переселении;
  • узнала историю очевидцев.

             

              5.Заключение

О лишениях и страданиях балкарцев можно написать целые тома. Здесь мы сошлемся лишь на отдельные воспоминания. Вот что пишет Али Байзула - балкарский поэт. «Мой отец отступал до Москвы, но ее отстоял. На Курской дуге он был контужен, ранен, был в плену и из плена бежал. И снова пошел на Запад: при штурме Варшавы был снова контужен и ранен. А мы в это время - мать, сестренка и я, и весь многострадальный народ мой, брошенный на произвол судьбы, - терпели голод и холод, и суровую зиму 1944 года в Кызыл-ордынских, Джамбульских и Киргизских степях».А вот как описал те события Шамиль Шахангериевич Чеченов, боевой офицер, прошедший боевыми дорогами от предгорий Кавказа до Эльбы, 8 марта, в день выселения, «…старики, дети, женщины успели взять только носильные вещи, многие не хотели уходить, плакали, целовали камни гор, могильные плиты предков… Люди падали на колени, плача, целовали камни…» Много было унижений: офицера-фронтовика, вернувшегося с боевыми наградами в 1947 году к семье в Киргизию, заставляли каждые 10 дней ходить в комендатуру отмечаться, ограничивали в передвижении. В документах писали: «Имеет право в пределах такого-то селения». Все. Больше никуда не имеешь права уехать. Живи там и умирай там. Это больше всего мучило. Некоторые из переселенцев не могли даже попасть в районную больницу, так и умирали, не получив медицинской помощи.

                                  6. Список литературы

  1.  Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М.,1993
  2. Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов"
  3. Постановление СНК СССР «О правовом положении спецпереселенцев» от 8 января 1945 г.
  4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны»
  5. Постановление от 8 января 1945 года и объявленный приказ НКВД СССР № 04 1945 года «Положение о спецкомендатурах НКВД»
  6. Законах РСФСР " О реабилитации репрессированных народов", "О реабилитации жертв политических репрессий" от 26 апреля 1991 г.
  7. Указ Президента России "О мерах по реализации Закона "О реабилитации репрессивных народов" в отношении казачества" принятых 15 июля 1992 года
  8. Постановление ЦК КПСС "О снятии ограничений по спецпоселениям с членов КПСС, кандидатов КПСС, у членов их семей".
  9. Постановление Совета Министров СССР "О снятии со спецпоселения участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных орденами и медалями Советского Союза, и преподавателей учебных заведений.

Об этом мне балкарцы рассказали 
Как исповедь сомнения полна... 
Была история полна печали 
И в ней балкарцев боль отражена. 
"Да, было так по странному веленью, 
Нам приговор тот не понятен был 
Бросали мы обжитые селенья 
И на восток народ наш уходил. 
Бессилен был кинжал, и мы молчали, 
И верность Родине был наш ответ, 
И наши горы, полные печали, 
Смотрели долго, долго в след. 
Но нет, мы не забыли наш Кавказ, 
Мы там его еще сильней любили, 
Но только очень многоие из нас 
До возвращенья так и не дожили. 
Забыв обиды, горе и страданье, 
Позор перенесенный без вины, 
Тогда бы мертвые вернулись из изгнанья 
Погибшие совсем не от войны..." 
Однажды я увидел на рассвете, 
Когда пошел послушать песню скал, 
В коричневом поношенном бешмете 
Седой балкарец камни целовал 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "

Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Составление теста как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний. проектно-исследовательская работа учителя

Описание педагогического эксперимента по теме Составление теста как инструмент работы с текстом. повышающий уровенбь усвоения знанийАктуальность темы: в основе реализации ФГОС лежат «учебно-познавател...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...