урок-конференция "Победа, обернувшаяся поражением"
план-конспект урока по истории (9, 11 класс) на тему
урок для учащихся 9 класса по теме "Гражданская война в России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме "гражданская война" | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«Победа, обернувшаяся поражением».
Было время
Безумных действий,
Время диких
Стихийных сил.
( С. Есенин)
Форма: Урок-конференция
Участники: обучающиеся 11 класса
Оборудование: мультимедийная установка, карта «Гражданская война в России», карточки с заданиями.
Цель: Расширить и углубить знания по теме «Гражданская война в России».
Задачи:
- Способствовать формированию патриотизма и нравственных позиций.
- Создание информационного продукта.
- Привлечение внимания к проблеме памяти
Подготовка к уроку: Обучающимся предложено поделиться на три группы и подготовить информацию и презентацию на тему гражданской войны (белые, красные, зеленые).
Перед уроком они рассаживаются по группам.
На доске слова:
Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белым был –красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
М.И.Цветаева
1 этап. Организационный.
2 этап. Ввод в тему. Слова учителя:
Гражданская война 1918-1921 гг. продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.
Поколения граждан СССР воспитывались на героике и романтике революции. Миллионы мальчишек СССР в 30-е годы видели любимого героя в Чапаеве, пели “Конармейскую песню” Алексея Суркова, где были слова:
“На Дону и в Замостье
Тлеют белые кости.
Помнят псы атаманы,
Конармейские наши штыки…”
Князь Ф.Касаткин-Ростовский в 1919 г. написал стихотворение “Трехцветный флаг”, слова которого были положены на музыку. Есть там такие слова: “
Подобно витязям варягам,
Чтоб воедино Русь собрать,
Идет на бой с трехцветным флагом
Без страха смерти наша рать.
Ей не страшны в пути лишенья,
Смешон кровавых страхов бред,
Она несет к нам возрожденье
В сияньи радостных побед!
Итак, гражданскую войну видели, отражали, изучали с двух противоположных сторон – со стороны победителей и со стороны побежденных.
2 этап. Причины Гражданской войны в России.
Гражданская война - это война между гражданами одного государства. Почему это произошло в России? В чем вы видите причины Гражданской войны?
3 этап. Презентации обучающихся.
1. Я хочу попросить вас – скорей преклоните колени
Затеплите лампаду, или белую Божью свечу
Государь император сегодня поутру расстрелян
И наследник престола Российского отдан во власть палачу
Пожалуйста, встречайте, белая Гвардия.
2. Мы идем
революционной лавой.
Над рядами
флаг пожаров ал.
Наш вождь –
миллионноглавый
Третий Интернационал.
Кто вы?
Мы
разносчики новой веры,
красоте задающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
в небеса шарахаем железобетон.
Победители,
шествуем по свету
сквозь рев стариков злючий.
Рабоче-крестьянская Красная армия.
3. Эх, яблочко, цвета спелого
Слева красного бьем, справа белого.
Представители зеленых.
4 этап. «Мы все одной России дети»
Обучающимся предлагается ответить на вопросы: Каждой группе задаются вопрос о политическом противнике.
5 этап: «Наших имен не запомнит Россия» Аналитические компетенции, социальные
Выбрать среди карточек с именами участников Гражданской войны тех, кто соответствует Вашей позиции.
Деникин, Колчак, Врангель, Юденич, Николай II, Корнилов, Миллер.
Ворошилов, Буденный, Ленин, Фрунзе, Чапаев, Щорс, Юровский.
Махно, Петлюра, Антонов, Мамонтов, Петриченко, Васильев.
Карточки размещаются на доске, ребята рассказывают об этих людях.
6 этап. «Этих дней не смолкнет слава…»
Обучающимся предлагается прочитать строки из стихотворений и указать, кому они адресованы.
1. Махно
Вы простите меня, кто в атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу глаза ваших жен.
Вот они вас отвоют, отплачут
И лампады не станут гасить...
Ну, а батько не может иначе,
Он умеет не плакать, а мстить.
2. Белым офицерам - эммигрантам
Нет ни погоста, ни угла.
Пылают храмы вековые,
Нас всех смахнула мать-Россия,
Как крошки хлеба со стола.
Нет больше Родины и дома.
Что можно взять, ты все взяла.
И погребальным черным звоном
Гудят твои колокола...
3.Колчак
Он защищал страну от смуты,
Как только мог.
Но дьявол карты перепутал,
Оставил Бог.
Смерть лихорадочно косила
Со всех сторон,
Тонула, как корабль, Россия
А с нею - Он.
4. Речь Корнилова
На Россию отныне
Мне смотреть все больней-
Погубила святыни
Диктатура свиней.
Господа офицеры,
Пробил час Судный Час!
И сегодня к барьеру
Русь поставила нас
Выйдем мы за Россию
В правоверный поход!
Поведут Все Святые
Нашу Совесть вперед!
5. Буденовцы.
Будет белым помниться,
как травы шелестят,
когда несется конница
рабочих и крестьян.
Все, что мелкой пташкою
вьется на пути,
перед острой шашкою
в сторону лети.
6. Кронштадцам.
Хорошие были ребята:
Кремневые, на подбор.
Трава на тропе примята,
Зарос лопухами двор.
Синеет в траве колокольчик.
Кузнечик стрижет в тишине.
Переглянулись молча
И молча встали к стене.
Хорошие были ребята:
Российские Моряки.
7 этап. «Победа, обернувшаяся поражением»
Итак, мы теперь много знаем о гражданской войне. А как Вы думаете, Почему белые не смогли победить ( они имели благородную цель, бывшие офицеры и т. д.) В чем был успех красных?
8 этап. Оценивание.
Ребята в группах выставляют оценки. Учитель так же по ходу урока фиксирует ответы.
Заключение.
Хорошо Красные победили, а почему тема урока звучит как «Победа, обернувшаяся поражением»? В чем Вы видите поражение?
(чтение части параграфа и выбрать факты, которые могут свидетельствовать о поражение не военном)
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные средства поражения
Ядерное, химическое и биолгическое оружее...
Оружие массового поражения. Ядерное оружие.
Понятие о ядерном оружии. Классификация ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного взрыва....
Урок ОБЖ в 10 классе. «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения».
«Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения». Урок ОБЖ в 10 классе по разделу учебной программы " Гражданская оборона – составная часть обороноспособ...
АСДНР в очаге поражения
Конспект урока и презентация для учащихся 9 класса...
Первая медицинская помощь при поражении удушающими и нейротропными аварийно химически опасными веществами
Конспект учебного занятия по ОБЖ в 8 классе по теме: Первая медицинская помощь при поражении удушающими и нейротропными аварийно химически...
Самостоятельная работа по безопасности жизнедеятельности ПМП при поражении отравляющими веществами. При радиоактивном поражении.
Самостоятельная работапо безопасности жизнедеятельностиПМП при поражении отравляющими веществами. При радиоактивном поражении....
Обычные средства поражение, оружие массового поражения. Их факторы поражения (кратко)
В презентации даны определения основным понятиям по теме, их краткая характеристика, а также их поражающие факторы...