Методика работы с историческими источниками
презентация к уроку по истории на тему
Методика работы с историческими источниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_s_istoricheskimi_istochnikami.ppt | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Актуальность исследуемой темы подчеркивается тем, что сегодняшние ученики – завтра активные участники общественной жизни. В силу этого важно использовать воспитательный потенциал исторического источника для сформирования мировоззрения обучающихся. Современное развитие общества требует подготовки личности, способной адаптироваться и реализоваться в динамичных социально-экономических условиях, самостоятельно извлекать и обрабатывать информацию; раскрывать свой творческий потенциал, использовать новейшие информационные технологии. Особенности социализации в обществе определяют качества , необходимые современной личности: конкурентоспособность, коммуникабельность, толерантность, высокая нравственность, предприимчивость, сотрудничество, мобильность, коммуникативность, конструктивность. Новизна Работа с историческим источником содействует становлению системы нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры, свободной, саморазвивающейся личности. Способной социализироваться в современном обществе. Углубляет знания обучающихся, удовлетворяет интерес в освоении основ исторической науки, воспитывает патриотизм, гражданственность, социальную ответственность.
Противоречия 1) Сегодня ценятся личности способные творить и мотивировать, не ценятся – выполняющие работу по заданному шаблону. 2) Между предлагаемым всем детям образовательным стандартом образования и индивидуальной избирательностью ученика к познанию мира 3) Огромны возможности использования ИКТ для формирования учебно-познавательных компетенций и недостаточна готовность обучающихся к данному виду деятельности .
Гипотеза: Внедрение организации работы с историческими источниками (или: источниками социальной информации)способствует повышению качества образования, формированию у обучающихся информационной и познавательной активности, способствует плодотворному развитию исторического сознания
Цель Создание педагогических условий, направленных на формирование у обучающихся потребности: овладеть умениями работать с различными источниками исторической информации для того , чтобы активизировать деятельность обучающихся и использовать свой опыт в практической и повседневной жизни, т. е. социализироваться в обществе. Задачи Проанализировать педагогическую, методическую, научную литературу по проблеме исследования. Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования. Разработать дидактические материалы для учебного процесса и внеклассной работы. Организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе. Воспитывать любовь к своей стране, к своей истории, показать, что исторический источник, оставленный нам потомками может являться важным в процессе познания прошлого.
Участники проекта - Обучающиеся 6-9 классов - Родители - Социально-психологическая служба школы Срок реализации проекта 2 года Объект исследования Образовательные технологии обучения на уроках истории Предмет исследования Инновационные методы и приёмы обучения как средство работы с историческими источниками на уроках истории
Этапы реализации проекта Ɩ. Аналитический Подготовительный. Изучение проблемы. (сентябрь 2015- август 2016) Диагностический. Анкетирование, мониторинги, собеседование, позволяющие выявить творческие способности детей. ƖƖ. Практический. (сентябрь 2016- май 2017) Достижение поставленной цели и решение поставленных задач. ƖƖƖ. Заключительный. Анализ полученных результатов. (июнь - сентябрь 2017г)
Ожидаемые результаты Увеличение уровня интереса к изучению истории Развитие логического мышления Развитие использования работы с историческими источниками для социализации в обществе Формирование развития коммуникативных навыков Умение анализировать документы
Анализ передового педагогического опыта Проанализировав педагогическую, методическую, научную литературу по проблеме исследования следующих педагогов новаторов: О.Б Ананьевой, В.А. Андреевой, А.А. Вашия, Н.Г. Дайри, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.Т. Степанищева.
Работа с историческими источниками (или: источниками социальной информации) 1 ступень – познавательная деятельность (получение «готовых» и самостоятельное приобретение знаний) 2 ступень – исследовательская деятельность (углубленный исследовательский поиск) 3 ступень – проектная деятельность (представление результатов своей работы)
повышение качества знаний, уровня подготовленности обучающихся; привлечение широкого круга обучающихся к самостоятельному поиску необходимой информации через проектную деятельность; увеличение числа участников различных конкурсов; интенсивное использование ИКТ в работах обучающихся; положительная динамика использования исторических источников в учебной деятельности; положительная оценка опыта работы на муниципальном уровне. Результаты проекта
Обобщение опыта Школьный уровень Статья и методические разработки на сайте школы Педагогический совет Муниципальный уровень Выступление за заседании МО Открытый урок на семинаре Федеральный Уровень на всероссийских образовательных сайтах www.openclass.ru www.proshkolu.ru Региональный уровень Тамбов-Вики Участие в региональном конкурсе
Выводы Деятельность по проекту представляется мне успешной, так как поставленная цель достигнута. Использование исторических источников способствует повышению мотивации и качества знаний в изучении истории. Обучающиеся достигают более высоких результатов в обучении, раскрываются их творческие способности. Формируются навыки самостоятельной и групповой форм работы. У обучающихся возрастает интерес к использованию информационных технологий.
использование наработанных материалов не в отдельно взятом классе, а при организации образовательного процесса в предметной области «история» в целом; трансляция имеющегося опыта по организации работы с историческими источниками педагогическому сообществу. Отсюда следует необходимость продолжения развития проекта в следующих классах школы, используя новейшие современные технологии в обучении и воспитании учащихся; продолжить отслеживать результаты деятельности учащихся по данной теме. Дальнейшее развитие проекта .
Информационные ресурсы Балик Н.Б. Педагогические возможности работы с документами в школьном курсе обществознания. Обществознание в школе 1999,№4 Бирюков С.А. Работа с архивными документами на уроках истории. Методика 2002, №2, с.32-39 Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе . Москва , 1974 Килпатрик В.Х. Метод проектного обучения. Применение целевой установки в процессе изучения истории. Москва Academia?2007/ Короткова М.В. Наглядность на уроках истории; Практическое пособие для учителей. Москва, 2000. Полат Е.С. Новые педагогические информационные технологии в системе исторического образования. Москва. Российское педагогическое агенство.2004 Пушкарев Л.Н. Исторический источник: основные подходы к классификации. Москва. Современное историческое образование.2000 Румянцев В.Я. Работы с историческими источниками. Преподавание истории в школе. 2003 № 3 с.38-41. Стрелова О.Ю. Учебник истории: старт в новый век: пособие для учителей. Москва. Просвещение. 2006 с.143 Ресурсы интернета: Газета «Первое сентября» http :// www . 1 september . ru «Учительская газета» http:// www. us . ru Сеть творческих учителей/ сообщество учителей истории www . it-v ru / communities . aspy Для учителей истории бесплатное поурочное планирование www . umki . pet Делимся опытом! – Форум учителей истории www . pedsovet . su / forum /
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы с текстом
Контрольные вопросы для проверки качества составления конспекта...
Методика работы над исследовательским проектом
Методы работы над исследовательским проектом...
Методика работы на уроках физической культуры с детьми с нарушением зрения
У детей с нарушением зрения на уроках физической культуры формируются зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения) и повышение двигательной активности за счет увеличен...
Методика работы в классах выравнивания( из опыта работы)
Из опыта работы я показываю какие приёмы можро использовать в детьми с задержкой психического развития.Надеюсь,что мой материал поможет моим колллегам....
Методика работы с ансамблем ложкарей (обобщение опыта работы)
Ансамбль ложкарей -это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Занятия в ансамбле ложкарей являются наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощени...
Урок с применением сингапурской методики "Работа и мощность электрического тока. Измерение физических величин: работы и мощности тока"
Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости из...
Методическая работа «Теоретические аспекты методики работы в классе фортепиано»
ВведениеВыбор темы был обусловлен желанием узнать основные педагогические законы и принципы обучения, а также психологические и физиологические особенности детей и подростков которые наряду с методико...