Урок с применением сингапурской методики "Работа и мощность электрического тока. Измерение физических величин: работы и мощности тока"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.
Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости израсходованной электроэнергии и заполнение квитанций об оплате, а также показать возможность экспериментального определения новых физических величин: работы и мощности электрического тока.
Задачи урока:
1.Образовательные
-ввести понятие работы и мощности электрического тока, используя аналогии этих величин в механике;
- вывести расчетные формулы работы, мощности тока и стоимости израсходованной электроэнергии и их единиц измерения;
- формировать умения применять полученные знания в экспериментальных исследованиях и решении задач;
- формировать умение говорить на языке предмета.
2. Развивающие.
- развивать логическое мышление, речь учащихся
- развивать способность к обобщению, систематизации полученных знаний;
- развивать познавательный интерес
3. Воспитательные.
- воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
- формировать умение работать в коллективе;
- воспитывать рациональность в учебно- познавательной деятельности;
- воспитывать устойчивый интерес к изучению физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 240.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
Республика Татарстан
Мингазетдинова Лилия Рафисовна
учитель физики
МБОУ СОШ №2
г. Мензелинск.
2015
Технологическая карта урока
Физика 8 класс
Тема: "Работа и мощность электрического тока.
Измерение физических величин: работы и мощности тока"
Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.
Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости израсходованной электроэнергии и заполнение квитанций об оплате, а также показать возможность экспериментального определения новых физических величин: работы и мощности электрического тока.
Задачи урока:
1.Образовательные
-ввести понятие работы и мощности электрического тока, используя аналогии этих величин в механике;
- вывести расчетные формулы работы, мощности тока и стоимости израсходованной электроэнергии и их единиц измерения;
- формировать умения применять полученные знания в экспериментальных исследованиях и решении задач;
- формировать умение говорить на языке предмета.
2. Развивающие.
- развивать логическое мышление, речь учащихся
- развивать способность к обобщению, систематизации полученных знаний;
- развивать познавательный интерес
3. Воспитательные.
- воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
- формировать умение работать в коллективе;
- воспитывать рациональность в учебно- познавательной деятельности;
- воспитывать устойчивый интерес к изучению физики.
Материально-техническое оснащение.
Компьютер, мультимедийный проектор, на 4 группы 4 листа форматом А3, 16 листов форматом А5 .А6, мультимедийные материалы, презентация, источник питания, амперметр, вольтметр, ключ, лампочка и соединительные провода.(4 набора)
Здоровьесберегающие: профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности.
.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Здравствуйте! Положите МЭНЭДЖМЭНТЫ так, чтобы номера 1,2 смотрели на меня. Поприветствуем своих партнеров по лицу, по плечу. | Настраиваются на урок |
Мы продолжаем изучение темы электрические явления. Одним из главных понятий которой является электрический ток. Используя обучающую структуру Токин Мэт повторим тему электрический ток . Партнеры под №2 каждого стола возьмите лист формата А3, Напишите в середине электрический ток. И заполняйте группой свой Токин МЭт. На это дается 6 минут. Cтавлю таймер. Встаньте и поменяйтесь местами cтолы 1-4, 2-3. На это дается 3 минуты. Cтавлю таймер. Пересаживаемся на свои места. Партнер № 2 стола № 1 выйдите защищать свой Токин Мэт. Партнер № 2 стола № 2 выйдите защищать свой Токин Мэт. Партнер № 2 стола № 3 выйдите защищать свой Токин Мэт. Партнер № 2 стола № 4 выйдите защищать | Делают карточки, пишут вопросы и ответы на своих карточках. Пишут группой свой Токин Мэт. Меняются местами. Задают вопросы письменно. Пересаживаются на свои места Защищают свой Пишут группой свой Токин Мэт. |
Изучая тему «Электрический ток» мы познакомились с физическими приборами. Партнеры под №3 каждого стола возьмите листы форматом А5, раздайте каждому участнику вашего стола. Используя обучающую структуру Финк Раунд Робин, вы выполните задание, посмотрите на слайд. Используя эти электрические приборы начертите электрическую схему. 1.Источник тока 2. Ключ 3. Амперметр 4. Лампочка 5. Вольтметр (на лампочку). 6. соединительные провода На это дается 3 минуты. Cтавлю таймер. Обсудите ваши электрические цепи с партнером по плечу. | Раздают листы А5 каждому участнику стола. Чертят схему. Объясняют друг другу. |
1. Ребята, вы уже знаете, что прохождение электрического тока по проводнику представляет собой процесс упорядоченного движения зарядов в электрическом поле, существующем в проводнике. При этом силы электрического поля, действующие на заряды, совершают работу. Будем называть эту работу - работой тока. (Слайд ) -Посмотрите на слайд где ток совершает работу. Итак, цель нашего сегодняшнего урока - познакомиться с физическими величинами: работа и мощность тока; усвоить формулы, позволяющие определить эти величины, узнать от чего зависит работа и мощность тока экспериментально. В рабочих тетрадях запишите, пожалуйста, число, тему урока «Работа и мощность электрического тока» Ребята, мы уже с вами знаем о том, что электрический ток – это движении электрических зарядов по проводнику и упоминали, что движение это происходит под действием электрического поля, т.е. работу совершает электрическое поле. Характеристикой электрического поля является напряжение. Выведем сами формулу для расчета работы тока. Партнер № 1 стола № 3 выйдите к доске. Напряжение показывает, какова работа электрического поля по переносу электрического заряда q из одной точки в другую. Отсюда мы можем сказать, что работа равна А= Uq С другой стороны, мы знаем о том, что электрический заряд можно определить через силу тока, протекающего по проводнику. q=It. А теперь давайте попробуем на основании этих рассуждений вывести формулу для расчета работы. А=UIt. - Вывод: работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа. - Напряжение измеряют в Вольтах, силу тока – в Амперах, а время- в секундах, поэтому можно написать [А ] = [ Дж ] = [ А*В*c] Хорошо садитесь. Запишите ребята эту формулу в тетрадь - Какие же приборы нам потребуются, чтобы измерить работу электрического тока? Партнер № 2 стола № 4 ответьте пожалуйста. -Чтобы измерить работу тока, надо взять амперметр, вольтметр и часы. Все это сочетается в счетчике электрической энергии. В нашей лаборатории физики имеется следующий счетчик электрической энергии, в наших домах усовершенствованные счетчики электрической энергии. Обратите внимание на слайд. (слайд). | Выводят формулу. Отвечает один устно |
2. Сейчас мы с вами попробуем определить работу тока экспериментально. По вычерченной вами схеме соберите электрическую цепь. Снимите показатели силы тока и напряжения. Используем их виде данных задачи. Дано: Решение: I= U= T=2 мин ______________ А-? Партнер № 2 стола № 1 выйдите к доске решать задачу с вашими показаниями. | Решают задачу у доски и в тетради. |
Используя обучающую структуру Релли Робин, вы будете обсуждать заданные вопросы устно всей группой, а затем ответит один из группы. Ребята обратите внимание на экран (сайт классная физика- 8 класс-электрическое напряжение) - В чем разница в данных электрических цепях? - Какой вывод вы можете сделать по свечению лампочек? На основании ваших ответов можем сделать вывод. Если лампочка горит ярче, ток совершает большую работу. Если лампочка горит тускло, ток совершает меньшую работу | Ученики обсуждают ответы устно. Потом отвечает один. |
3. Продолжаем структуру Релли Робин Чем отличаются лампочки? Они отличаются мощностью. Вспомним физический смысл мощности из механики. - Кто мощнее: я или подъемный кран? Кран он мощнее, потому что совершает работу быстрее. Мощность быстрота совершения работы. Запишем это формулой Р=A/t. Выведем формулу для расчета мощности тока. Пожалуйста, партнер № 1 стол № 4 Выведем единицу измерения мощности: 1Вт= 1Дж / 1 с = 1А *1В Для измерения мощности нужны: амперметр и вольтметр - это сочетается в ваттметре. Обратите внимание на слайд Вывод: мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока. | Ученики обсуждают ответы устно. Потом отвечает один. |
На слайде. Говорят лампа, утюг, электрический чайник мощностью 60, 1000,2000 Вт. Имеется виду, что лампа рассчитана на ток мощностью 60 Вт. Вернемся к нашему эксперименту и рассчитаем мощность тока в электрической лампочке. Добавляем условие задачи: Р-? Итак, в нашем эксперименте мы сумели определить работу и мощность тока. . | Решают задачу. |
Но ведь электрический ток мы используем в жизни каждый день. За работу которого необходимо платить, т. е. за использованную электроэнергию, которую определяют по счетчику. Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Слайд Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: A =P∙t. Тогда 1Дж = 1Вт ∙ с. Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах. 1 Вт · ч = 3 600Дж 1 к Вт · ч = ? Дж Научимся переводить кВт *ч в кДж (Си). 1 кВт *ч= 1000Вт*3600с=3600000Дж=3600кДж. Поэтому вашим домашним заданием будет: рассчитать стоимость израсходованной электроэнергии за 4 часа. Партнеры №4 возьмите листочки с квитанцией и раздайте партнерам своей группы. Для расчета вам нужно будет знать мощность, которую вы смотрите в паспорте или на задней панели. Показываю чайник, определяю его мощность .Обязательно переводим в КВт. Рассчитаем стоимость израсходованной электроэнергии: Стоимость= А* тариф | Один с места выводит, учитель пишет у доски. |
IV. Итог урока А теперь подведем итог. Вспомним, с какими новыми физическими величинами мы познакомились на уроке. | Решают задачи. |
VI.Дом. задание § 50 - 52.Упр. 24 (2), заполнить квитанцию расхода электрической энергии | Записывают домашнее задание |
Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, и понравилось ли вам та работа , которым мы с вами сегодня занимались. Возьмите листочки формата А6 Нарисуй настроение в: (слайд) Своей работой на уроке доволен, чувствовал себя комфортно, настроение после урока хорошее Своей работой на уроке недоволен, чувствовал себя не совсем комфортно, настроение после урока плохое Состояние на уроке безразличное, урок никак не изменил моего эмоционального состояния и настроения. | Рисуют настроение |
Cамоанализ урока
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урока связан с предыдущими уроками, как он работает на последующие уроки?
Урок является заключительным по теме «Электрические явления». Урок в сочетании урока лекции с уроком – практикумом. Эти знания будут использованы при изучении темы «Электромагнитные явления», в частности при выполнении лабораторных работ по изучению электродвигателя постоянного тока и сборке и испытанию электромагнита.
2. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
Учащиеся были достаточно активны и мотивированны. Т.к. работа была выстроена большую часть урока на работу в группе, то слабоуспевающие были активизированы более сильными учениками.
3. Какова триединая дидактическая цель урока (ее обучающий, развивающий и воспитательный аспект), обосновать показатели реальности урока.
Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости израсходованной электроэнергии и заполнение квитанций об оплате, а также показать возможность экспериментального определения новых физических величин: работы и мощности электрического тока.
Задачи урока:
1.Образовательные
-ввести понятие работы и мощности электрического тока, используя аналогии этих величин в механике;
- вывести расчетные формулы работы, мощности тока и стоимости израсходованной электроэнергии и их единиц измерения;
- формировать умения применять полученные знания в экспериментальных исследованиях и решении задач;
- формировать умение говорить на языке предмета.
2. Развивающие.
- развивать логическое мышление, речь учащихся
- развивать способность к обобщению, систематизации полученных знаний;
- развивать познавательный интерес
3. Воспитательные.
- воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
- формировать умение работать в коллективе;
- воспитывать рациональность в учебно- познавательной деятельности;
- воспитывать устойчивый интерес к изучению физики.
Цель была озвучена классу и в течение урока была достигнута: учащиеся показали хорошие знания определений физических величин, формул для их расчета и умения применять их на практике; уверенно собирали электрические цепи.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
Урок имел форму фронтальной познавательной и обобщающей деятельности. На уроке при выполнении работы ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, развивают умения работать в группе, а также анализировать результаты общения с одноклассниками и с учителем (в момент актуализации и закреплении), во время урока использовались элементы здоровьесберегающих технологий - смена деятельности, эксперимент, проведение «физкультминутки для глаз». Главным этапом урока был практический этап, когда ученики в группах готовились для дальнейшей лабораторной работы. Ученики показали свою заинтересованность в работе, а также получили результат (при решении задачи).
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы «работали» на главный этап.
На основной этап было выделено большее время. Подготовка к практической деятельности активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, проведение небольшого теоретического опроса по пройденной теме подготовило учащихся к основной работе – выполнению эксперимента. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
6. Отбор дидактических материалов, ТОО, наглядных пособий в соответствии с целями.
В активе урока были компьютер, мультимедийный проектор, SMART-доска, набор необходимого лабораторного оборудования, квитанция энергопотребления. Для наглядности рисунки задание проектировались на SMART-доску.
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется
Вначале урока был проведен контроль усвоения знаний в виде обучающих структур Токин Мэт (для наглядности презентовались на магнитную доску), Финк Раунд Робин (при черчении электрической цепи), Релли Робин (устные ответы, обсуждение). Умения и навыки контролировались в ходе всего урока. Некоторые ученики выполнили вперед решение задачи. Из полученных данных эксперимента. Домашнее задание ориентировано на выполнение бытовой операции, которую каждая семья проводит ежемесячно. Самоконтроль и самооценка была выполнена учащимися в ходе ответов на вопросы рефлексии.
8. Психологическая атмосфера на уроке и общения учащихся и учителя?
Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированны, была открыта возможность диалога с преподавателем, как для ответов на вопросы. Ученикам очень понравилась форма и тема работы.
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работы показали, что тема изучена учениками отлично. Поставленные задачи урока были реализованы.
10. Наметить перспективы своей деятельности.
Я считаю, что уроки такой формы очень удачны – видны не только знания учащихся, но и сами учащиеся с интересом используют свои знания.
ЛИТЕРАТУРА
- Волков В. А. , Полянский С. Е. «Поурочные разработки по физике. 7 класс»,/В. А. Волков, С. Е. Полянский.- М. Просвещение, 2005 г.
- Марон А.Е. Физика 7, дидактические материалы/ А.Е.Марон, М.: Дрофа, 2013.
- Перышкин А. В.. Гутник Е. М. Физика. 7 класс/ А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2011
- Стандарты второго поколения. Примерные основная образовательная программа программа образовательного учреждения. Основная школа. – М. : Просвещение, 2011
- Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике//7-9 классы. программы для образовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. –М.: дрофа, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 8 классе школы глухих по теме «Измерение физических величин»
На уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся об измерении величин в ходе составления обобщенного плана и использования его при решении задач. В процессе самоанализа и самооценки учебной раб...
урок "Работа и мощность тока. безопасность при работе с электрическими приборами"
Урок проводится в 11 классе, но некоторые его элементы можно использовать и в 9....
Лабораторная работа № 7 "Измерение работы и мощности тока в электрической лампочке" (8 класс)
Данная лабораторная работа является одной из работ по исследованию характеристик электрического тока и его различных потребителей....
Технологическая карта к уроку Измерение работы и мощности тока в эклектической лампе
открытый урок по физике...
Измерение работы и мощности тока в эклектической лампе
Открытый урок...
Урок обобщение знаний по теме «Электрический ток» и изучение темы «Работа и мощность тока» через приложение Ватсапп (дистанционно)
Для проведения урока кроме приложения Ватсапп ничего не нужно. Да, мы не видим детей, зато всех слышим, можем увидеть их работу и оценить их знания. Ученики, которые плохо учатся видят решенные задачи...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РАБОТА, МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА. ЗАКОН ДЖОУЛЯ – ЛЕНЦА. ОУД.07 ФИЗИКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РАБОТА, МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА. ЗАКОН ДЖОУЛЯ – ЛЕНЦА. ОУД.07 ФИЗИКА...