«Россия: противоречия незавершенной модернизации на рубеже XIX – XX вв.»
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Конспект урока по истории 11 класс "Россия: противоречия незавершенной модернизации на рубеже XIX-XX вв."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_protivorechiya_nezavershennoy_modernizatsii_na_rubezhe_xix_-_xx_vv_.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Россия: противоречия незавершенной модернизации на рубеже XIX – XX вв.»
Цель: изучить реальное состояние социально-экономического развития России к концу XIX века, оценить место России в мировом историческом процессе.
Задачи: обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учащимися; продолжить формирование навыков анализа событий и явлений при изучении новой темы, навыков самостоятельной работы с текстом, его анализа и синтеза, навыка устной речи, формулирования выводов и умозаключений; способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.
Основные понятия: поликонфессиональное государство, мировой экономический кризис, буржуазия, политическая активность.
Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер, презентация, карточки с терминами.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
- Орг. момент.
- Актуализация изученного.
1) Работа по карточкам (термины: колонизация, индустриализация, модернизация, демократизация, информатизация, урбанизация).
2) Работа у доски (персоналии).
Мохандас Ганди – лидер индийской политической партии «Индийский национальный конгресс».
Сунь Ятсен – лидер китайской политической партии «Союзная лига».
Юань Шикаю – генерал, в дальнейшем президент Китая.
3) Работа у доски (даты)
1905-1911 гг. – революция в Иране
1899-1901 гг.– «боксерское» восстание в Китае.
1911-1913 гг. – китайская революция.
1888 г. - отмена рабства в Бразилии.
3) Фронтальный опрос.
- Назовите положительные и отрицательные последствия колонизации.
- Изучение новой темы.
План.
1.Территория и население.
2. Российская модель модернизации.
3. Буржуазия и рабочие.
4. Экономическая политика.
5. Сельское хозяйство.
Беседа с классом.
- Каким был политический строй Российской империи к нач. 20 в.? (абсолютная монархия)
- Какие сословия существовали в России?
Рассказ учителя. Территория и население.
К кон. 19 в. по размеру территории Россия занимала 2-е место (свыше 20 млн. кв. км).
Население страны примерно 125, 6 млн. человек, что составляло 10,2 % населения страны.
Из них 86,6 % - селяне, 13,4 – горожане.
По переписи 1897 г. жители России говорили на 146 различных языках.
Кроме русских, в России проживали: казахи (3%), татары (1,7%), немцы (1,4%), узбеки (1,3%), литовцы (1,3%), грузины (1,1%); латыши (1,1%), башкиры (1%).
Наше государство было не только многонациональным, но и поликонфессиональным.
Православие – 69,4 % населения (русские, украинцы, белорусы, грузины).
Католичество – 9, 1% населения (поляки, литовцы, армяне).
Мусульманство – 11,1% населения, а также буддисты и иудеи.
Самостоятельная работа. Российская модель модернизации.
Прочитайте текст учебника п.2 стр. 22-24 и перечислите характерные черты для российской модернизации.
- концентрация промышленного производства;
- акционирование промышленных предприятий;
- развитая банковская система;
- динамичное развитие металлургии;
- отечественный капитал сохранял лидирующие позиции в народном хозяйстве страны.
(Проверка выполненного задания, вывод!!!)
(Физкультминутка)
Работа в группах. Буржуазия и рабочие.
Прочитайте текст учебника п.3 стр. 25-26.
1 группа – буржуазия.
2 группа – рабочий класс.
Охарактеризуйте положении данных групп населения.
Рассказ учителя. Экономическая политика правительства.
Государство играло активную роль в экономической жизни предреволюционной России.
Экономическая политика правительства носила противоречивый характер.
С одной стороны – оно влияло на развитие индустриального производства, содействуя железнодорожному строительству, созданию тяжелей индустрии, росту банков, осуществляло протекционистскую политику.
С другой стороны – правительство последовательно укрепляло систему государственного управления экономикой, отстаивало интересы дворянства, ограничивало свободу предпринимательства.
Эта политика преобладала в 1892-1903 гг., когда министром финансов был Сергей Юльевич Витте. Он был сторонником ускоренной индустриализации и создания отечественной промышленности, защищенной от иностранной конкуренции таможенными рамками.
1895-1897 гг. – денежная реформа, вводившая в России золотое обращение. Это способствовало стабилизации курса рубля и привлечению иностранных капиталов.
1895 г. – введение винной монополии (налог на водку и питейный сбор).
Самостоятельная работа.
Прочитайте текст учебника п. 5 стр. 27-29.
- Перечислите особенности развития сельского хозяйства России на рубеже 19-20вв.
- Закрепление изученного.
Вопросы в конце пар. стр. 29
- Задание на дом.
§§3, выучить понятия и термины
- Рефлексия.
Мохандас Ганди Сунь Ятсен Юань Шикаю |
1905-1911 гг. 1899-1901 гг. 1911-1913 гг. 1888 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."
В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуник...
Проверочная работа по истории России 9 класс по Разделу 1. «Россия на рубеже XIX-XX в».
Проверочная работа по истории России 9 класс по Разделу 1 "Россия на рубеже XIX-XX в"...
Тест по теме "Россия на пути модернизации"
Тематический тест к учебнику Волобуева...
Урок по истории в 9 классе "Россия на рубеже XX века. Модернизация"
Урок изучения нового материала, направлен на анализ различных типов информации (диаграммы, статистика, текст) и выделение на ее основе характерных черт развития России в указанный хронологический пери...
Открытый урок по истории 11 класс "Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия"
Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.Цели урока:Образовательные: · обобщение, анализ и синтез особенностей Российской империи в начале 2...
Презентация к лекции "Незавершенная российская модернизация в контексте всемирной истории (конец Х1Х - начало ХХвека)"
В презентации приводятся точки зрения отечественных историков на российскую модернизацию в конце Х1Х-начале ХХ вв. в контексте всемирной истории, рассматриваются реформы императора Николая 11 и его го...