Обострение международных противоречий на рубеже XIX-XX вв.
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obostrenie_mezhdunarodnykh_protivorechiy_na_rubezhe_xix-xx_vv.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
Тема: Обострение международных противоречий на рубеже XIX-XX вв.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся по теме» Завершение колониального раздела мира»
Работа по карте (Приложение 1).
- Изучение нового материала.
План:
- Причины конфликтов между индустриальными державами.
- Испано-американская война.
- Завоевания Японии.
- Обострение противоречий между европейскими державами.
- Создание Антанты.
- Дипломатия Германии.
- Пафифизм и милитаризм.
- Причины конфликтов:
- ограниченность рынков, куда бы могли европейские державы сбывать свои товары;
- борьба за территории между ведущими индустриальными державами мира, которые ещё не были захвачены, за передел мира.
- Испано-американская война 1898-1899 гг.
Первой войной новой эпохи за перераспределение колоний была испано-американская война, в которой США одержали победу.
Поводом к войне для США стало начало восстания в Испании за национальное освобождение. Это восстание охватило и Филиппины.
По условиям мира США получили:
- Филиппины;
- Островами Гуам в Тихом океане и Пуэрто-Рико в Карибском море;
- Испания была лишена флота и была вынуждена согласиться на требовании Германии о продаже ей Каролинских и Марианских островов.
- Завоевания Японии.
На путь колониальных захватов вступила и Япония.
Как вы думаете почему? (Ограниченность природных ресурсов ).
Япония быстро вытеснила иностранных конкурентов со своего рынка, в результате дешевизны рабочей силы и самостоятельно начала торговую экспансию в Китай и Корею.
В особенности Япония обратила своё внимание на Корею. В 1894 г. она её захватила. Это вызвало обострение японо-китайских отношений. В 1895 г. Китай был вынужден заключить мир. Он уступил Японии ряд островов, в том числе Тайвань (Формозу) и Ляодунский полуостров.
Усиление позиций Японии в Китае обеспокоило Россию.
Как вы думаете почему? (Россия сама стремилась к экспансии Маньчжурии и Кореи).
После японо-китайской войны Япония по требованию России отказалась от Ляодунского полуострова, но в тоже время начала готовиться к войне с ней.
В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония одержала победу, поскольку в тот период в России началась революция.
Итог войны:
- Россия отказалась от претензии на Корею;
- Япония получила южную часть о. Сахалин, курильские острова и Ляодунский полуостров
В 1907 г. между Японией и Россией при посредничестве Англии было заключено соглашение о разделе сфер влияния в Китае. Россия признавала сферой японского влияния Южную Маньчжурию и Корею.
Однако это лишь на время снизило остроту противоречий в регионе.
- Обострение противоречий между европейскими державами.
В последние десятилетия XIX века наметился раскол Европы на два противостоящих друг другу военных блока.
Тройственный союз (до 1915)
Германия
(1979) Австро-Венгрия Италия
(1979) (1882)
Тройственный союз — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879—1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918 годы).
Главным организатором Тройственного союза являлась Германия, заключившая в 1879 году военный союз с Австро-Венгрией. После этого, в 1882 году, к ним присоединилась Италия.
20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о Тройственном союзе. Они взяли обязательства (сроком на 5 лет) не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран, консультироваться по вопросам политического и экономического характера и оказывать взаимную поддержку. Германия и Австро-Венгрия обязались оказать Италии помощь в случае, если она «без прямого вызова с её стороны подверглась бы нападению Франции». Италия должна была сделать то же самое в случае неспровоцированного нападения Франции на Германию. Австро-Венгрии отводилась роль резерва на случай вступления в войну России. Союзники приняли к сведению заявление Италии о том, что если одной из держав, напавших на её партнёров, будет Великобритания, то Италия военную помощь им не окажет (Италия опасалась вступать в конфликт с Великобританией, так как не могла противостоять её сильному военному флоту). Стороны обязались в случае общего участия в войне не заключать сепаратного мира и держать договор о Тройственном союзе в тайне.
Политика стран-участниц Тройственного союза характеризовалась возрастающей агрессивностью.
. В ответ на создание Тройственного союза в 1891—1893 годах оформился франко-русский союз, в 1904 году было заключено англо-французское, в 1907 году — англо-русское соглашение, образовалась Антанта.
Антанта (1907)
Англия Россия Франция
- Дипломатия Германии.
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 246.
Задание: прочитать и ответить на вопрос: какова была политика Германии в конце XIX начале XX веков? ( Германская политика носила изменчивый характер. Сначала стремилась заключить союз с Россией в 1905 году. Затем с Англией. Однако это ни привело ни к каким результатам. В итоге Германия накануне мировой воны была самым сильным и агрессивным государством).
- Пацифизм и милитаризм.
К войне готовились все страны Европы. Во многих из них существовали сильные антивоенные настроения, называемы пацифистскими.
Пацифизм – это отрицание войны как средства достижения политических целей.
Милитаризм – это государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.
- Пангерманизм – это политика, направленная на установления европейского и мирового господства.
- В Великобритании была распространена убеждённость в необходимости защиты британского господства на морях и колониальной империи.
- В США утвердилась идея американской исключительности и особого призвания Соединённых Штатов осуществлять руководство морями.
Реваншизм – это стремление отомстить за поражение и взять верх над бывшим противником.
Таким образом, мир оказался на пороге Первой мировой войны.
VI. Домашнее задание:
- Параграф 28 прочитать
- Повторить весь курс Новой истории за 8 класс и подготовиться к итоговой контрольной работе по теме «Мир в XIX-начале XX вв.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока "Обострение противоречий на международной арене в конце 19-начале 20 века и Первая мировая война.
План урока по названной теме составлен с использование электронных образовательных ресурсов....
«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».
«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений». Насилие всегда было неотъемлемой частью жизни человекаТеодор Драйзер писал: «Насилие так неотъемлемо ... что именн...
Обострение соперничества между Россией и Турцией в Северном Причерноморье.
Назовите причины появления некрасовцев на Кубани?Каковы причины их последующего переселения?Почему некрасовцы смогли сохранить самобытную культуру и традиции на протяжении более чем двухсот лет?...
Обострение борьбы между Россией и Турцией за обладание Северо-Западным Кавказом.
Технологическая карта...
Методическая разработка по истории на тему "Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии". (6 класс). 2024 - 2025 уч. год.
Данная методическая разработка способствует развитию у учащихся нужных учебных навыков: формирует навык смыслового чтения, навык составления сравнительных таблиц, навык решения учебных заданий в виде ...
презентация к уроку истории" Обострение социальных противоречий в 14 в( Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии"
.Презентация к уроку" Обострение социальных противоречий в 14 в( Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии "Она поможет познакомить учащихся с причинами, ходом в...
Урок .История средних веков. 6 класс.Тема "Обострение социальных противоречий в XIV веке"
Урок способствует формированию умений выявлять существенные черты исторических событий и явлений, умению анализировать текстовые, визуальные источники информации, умеие формулировить проблему, определ...