ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ.
статья по истории по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4,г.Тверь
Августовская творческая мастерская – предметная секция учителей истории города Твери.
Тема:
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ.
Подготовил – учитель истории МБОУ СОШ №4 Подгузова Кристина Валерьевна
Место проведения – МОУ «Гимназия №10»
Дата проведения – 25 августа 2017г.
г.Тверь.
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Уильям Артур Уорд
В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но более востребованным становится именно переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться, как ключевая особенность ФГОС, через развитие универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Но наука история предполагает прежде всего знания, а не деятельность. Необходимо формирование следующих видов универсальных действий: установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность с учетом того что в истории есть целый перечень тем с двояким разночтением исторических итогов, следствий и даже самих событий. И без кропотливой совместной работы педагогических кадров на местах и методистов не справиться.
В рамках историко-культурного стандарта для изучения был предложен скомпонованный перечень трудных тем - «трудных вопросов истории России» составленный на основе пожелании учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком материала, достоверной информации о сложных, с точки зрения преподавания истории в школе, исторических вопросах.
1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней
Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских
земель Золотой Орде;
4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории;
5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху
дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
6. Присоединение Украины к России (причины и последствия);
7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации,
коллективизации и преобразований в сфере культуры;
11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка;
12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
15. Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;
16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;
18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;
19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в
политических схватках 1990-х гг.;
20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
Почему из многочисленных вопросов были выбраны именно эти, ведь Академия наук предлагала к рассмотрению, например, 31 тему. Из 20 вопросов - 12 по истории XX века. С точки зрения авторов Концепции, не являются «трудными», например, такие вопросы, как дискуссия о характере отношений Руси и Орды; оценка деятельности Николая I; выделенные Артасовым при анализе результатов ЕГЭ, проблем со знаниями духовно – культурного развития России; а так же, проблемы отмены крепостного права и так далее.
Росархив уже в помощь нам с вами выложил в Интернет фонд Иосифа Сталина. На сайте «Документы советской эпохи» опубликованы его письма, наброски к речам, статьи и другие материалы. Всего в открытом доступе теперь представлено 400 тысяч страниц из фонда Сталина и политбюро ЦК КПСС. В дальнейшем опубликуются фонды и других деятелей советского государства — Никиты Хрущёва, Леонида Брежнева, Вячеслава Молотова и т.д.
А вот президента СССР Михаила Горбачёва, мы упоминаем лишь в оценке проведённой им перестройки. Единственный политический деятель, чью роль в истории ХХв. школьникам придётся оценивать персонально, вне связи с какими-либо событиями, — первый президент России Борис Ельцин. В периоде Ельцина авторы вспомогательных исторических документов выделяют «шоковую терапию». Эпоха Путина и Дмитрия Медведева мы рассматриваем, как период «стабилизации экономики и политической системы» - самый последний вопрос.
По словам Декана исторического факультета МГУ Сергея Карпова необходимо преподавать ту точку зрения, которая соответствует геополитическим интересам России. В свою очередь решение о геополитических предпочтениях должно быть выработано как обществом, так и государством. Тогда представляется целесообразным иметь для удобства серию тематических модулей, методических пособий и книг для учителя, а также дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события, и умный скомпонованный учебник, играющий роль навигатора в истории. Содержаний материал для будущих заданий по планированию и прогнозированию, по контролю и оценки; задачки на логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; для анализа объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Но при изучении «трудных» тем истории каждый учитель оказался вынужден сам отбирать не столько метод и приём преподавания, которые бы позволяли учащимся самостоятельно усваивать знания и умения, а источник информации. Задания нуждаются в нашей доработке и на проверку оказываются схожими со старыми типами заданий с отличием в формулировке. Для работы с первым вопросом уместно использовать – познавательные, поисковые, проблемные задачи — это такие условия в учебных ситуациях, которые не только побуждают ученика к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но и ведут к открытию новых способов действий с историческим материалом:
- на определение содержания этого понятия в условии задачи «(Какие формы управления государством вы знаете?»);
- на выявление или объяснение причин, вызвавших изменение содержания этого события, понятия («Почему в Новгороде сложилась особая система управления?»);
- на раскрытие особенностей влияния каких – либо обстоятельств на это событие («Какую роль в становлении республики в Новгороде имели особенности развития экономики?»);
- на раскрытие особенностей влияния этого события на различные стороны общественной практики («Чем отличается Новгородская республика от Владимиро– Суздальского княжества в области системы управления?»);
- на вынесение оценки изучаемого события на основе критерия нравственности («За какие качества людей в Новгороде делили на «лучших» и «меньших»?);
- на конкретизацию понятия фактами, примерами из различных источников исторических знаний («Республика в Новгороде, Пскове на территории Древней Руси, Республика в Древнем Риме, Древней Греции»);
- на самостоятельное применение знаний («При демократической форме правления в Новгороде кто был подлинными хозяевами в Новгороде?»).
Побуждаем к поиску нового знания ведь проблемные задачи не содержат вопросов типа «сколько?», «где?», «когда?». Они требуют от учащихся глубокого объяснения «почему?», «как же так?», «но ведь должно быть по-другому?», «не могли же они не понимать этого?», «получается, что знали, а делали наоборот?».
Обратимся к примеру. Учебники истории требуют от учащихся запомнить такой факт: монгольское войскео, не дойдя 100 вёрст до Новгорода, повернули на юг. Дети запомнили, а нужно объяснить: «Почему богатый Новгород, об этом прекрасно были осведомлены завоеватели, не был подвергнут захвату и разграблению, ведь до города-то рукой подать, каких-нибудь 200 км? Что для них эти 200 км, если могучее войско преодолело с победами не одну тысячу? И потом, город монголо-татары не взяли, а дань Новгород Орде платил?! Как же так, ведь везде, где проходили ордынцы, они захватывали города и земли, облагали их данью, и тогда же в установленные сроки отправляли её в Сарай или Каракорум.
Здесь же покорения не было, а дань платили. Да не при каком-нибудь худосочном князьке, а при самом Александре Невском!». Это и есть историческая задача первого вида.
Главной проблемой исторического образования в условиях перехода на ФГОС остается сохранение достаточно большого объема обязательного для усвоения содержания при многообразии педагогического инструментария и для формирования УУД используются следующие виды деятельности:
- составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;
- извлекать информацию из источника;
- описание объекта по схеме;
- составление характеристики исторического деятеля;
- работа с картой («чтение карты»), схемой;
- анализ исторического источника;
- чтение и обобщение фактов из литературного источника;
- составление вопросов к тексту, ответы на них;
- комментированное чтение текста;
- составление простого и сложного плана;
- составление сравнительных, хронологических таблиц;
- составление кластера;
- подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
- составление логической схемы, цепочки; и другие.
Любой прием или метод преподавания будет иметь успех и давать ожидаемые результаты только в том случае, если эта работа носит системный характер, и учащиеся могут самостоятельно пользоваться этим приёмом без учителя. Необходимо использовать принципиальные основы изучения истории и для «трудных» вопросов истории. Это составление простого или сложного плана по теме или для достижения предметных результатов по истории использовать готовую проверенную временем Схему изучения революций, войн и т.д.
Работа по определенному плану (схеме, алгоритму) в педагогическом сообществе очень популярна, являясь одним из ключевых навыков который, необходимо развивать. А некоторые коллеги на медийном пространстве предлагают использовать его и учителю для обучения учащихся, и учащимся, например, при изучении новой темы (например, изучение крестьянского восстания учитель может использовать как план урока, а ученик как план рассказа о личностях, событиях, предшествующих или сопровождающих данный исторический факт). Для этого в тематическом планировании выделяются уроки для изучения трудных тем, с использованием алгоритма (схемы, плана). Не нужно перенасыщать, но и нельзя делать их использование редким. Если отталкиваться от принятых в работе алгоритмов на уроках истории, которыми пользуются многие мои коллеги, то можно выйти на системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта в преподавании истории.
Виды общепринятых (часто встречаемых) схем (планов, алгоритмов) изучения исторического события, например – войны:
1.Причины и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне: подготовка к войне, соотношение сил, планы сторон.
2.Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало: основные этапы и главные сражения: окончание войны, условия мира, итоги.
З. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.
Описания жизни и деятельности исторической личности (персоналии):
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности
2.3адачи, которые стремится решить исторический деятель?
З. Интересы, какого класса выражает исторический деятель?
4.3начение его личных качеств.
5.Оценка результатов деятельности исторической личности.
Революций:
I. Причины и задачи революции.
2.Поводреволюции (ест есть).
З. Движущие силы революции.
4.Ход революции, ее этапы.
5.Характер революции.
6.Итоги и значение революции.
Крестьянские восстания:
1. Причины восстания.
2. Движущие силы восстания.
З. Цели и требования восставших,
4. Районы восстания.
5. Ход восстания, его основные этапы.
6. Причины поражения.
7. Итоги восстания и его значение.
Правителя:
1. Время жизни
2. Титул, положение
3. Основные направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика или в экономической сфере (цель, мероприятие, результат); в социальной сфере; в политической сфере; в культуре
4. Результаты деятельности - чего добился; как оценивают (наличие однозначных оценок, противоречивые оценки, остается неоцененным по достоинству); позиции современников, потомков, ученых
и т.д.
Как задействовать при изучении трудных тем предложенный план (схему, алгоритм)? Можно его видоизменить, можно отдельные предложения объединить. Но в любом случае работа по каждому из них будет ступенькой к продвижению изучения трудной темы. Важно самоопределиться и высказать свое мнение по предложенному «трудному» вопросу, а средством обучения, позволяющим организовать изучение дискуссионных вопросов истории в школе, выступают историографические материалы:
-суждения – цитаты, в сжатой и метафоричной форме предъявляющие позицию исследователя;
-комплексы фрагментов работ историков, отражающие основные позиции исследователей по обсуждаемому вопросу;
-историографические очерки, раскрывающие основные этапы обсуждения историками того или иного вопроса истории.
Разноречивые мнения историков должны предлагаться ученикам действительно по ключевым проблемам курса истории.
Можно продемонстрировать практическое применение предложенной системы изучения «трудных тем истории».
На основе предложенного фрагмента исторического исследования ученикам можно предложить выполнить следующие задания:
1.Заполнить схему «Поиск истины» работая с историографией по первой проблемной теме в списке.
-выявить проблему, обсуждаемую автором в истории Руси;
-сформулировать доказываемое историческое положение (суждение)
-выписать приводимые им аргументы;
-указать круг источников исторической информации, из которых историк черпает доводы в пользу своей версии.
Если историк обсуждает несколько проблем, проанализируйте мнение автора по каждому вопросу.
2. Выявите принадлежность автора текста к одному из историографических направлений (Дискуссия о происхождении Древнерусского государства «норманнист» - «антинорманнист»-«средняя позиция»).
3. Промаркируйте текст работы историка: выделите разными цветами предложенные автором оценочные характеристики варягов и славян (кто они? Какие они? Какие дела и поступки совершили?)
4. Выскажите суждение о том, как вывод по вопросу о происхождение государственности на Руси, сделанный историком в изученной вами работе, может влиять на современное восприятие России ее гражданами и мировым сообществом.
Историографическая версия позволяет выявить проблему, сформулировать суждение, привести аргументы, указать круг источников исторической информации. Итогом работы выступает обобщение суждений и аргументов историков. На основе полученных данных ученики делают вывод об оценочной составляющей историографических версий.
А можно использовать следующую структуру занятия по учебнику:
1- й этап – организационный. Учитель сообщает тему занятия, выдвигает учебные проблемы или предлагает сделать это учащимся самостоятельно, называет средства и формы обучения.
2 – й этап – самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.
3 – й этап – коллективное обсуждение результатов работы учащихся.
4 – й этап – подведение итогов этой работы, формулирование общего вывода, оценивание школьников, а главное формулирование ими названия своей работы и ее значение.
Таких примеров уйма в работе каждого из вас, главное их систематизировать и унифицировать в соответствии с учебниками где порой текст не соответствует всем пунктам плана(схемы) и важно найти эти не достающие кусочки исторической мозаики
Уроки с использованием плана не зрелищны, их не дашь открытым уроком, но с практической с точки зрения, это самые результативные уроки, они учат не бояться больших текстов, ориентироваться в море информации и находить главное.
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса "Проблемные вопросы российской истории" с разработкой одного урока
Программа курса расчитана на 34 урока. Все темы имеют в российской исторической науке дискуссионный характер. если нет возможности реализации курса полностью - возможно использование в курсе истории О...
Екатерина Великая. Проблемные вопросы истории Отечества.
Дискуссионная статья по теме "Проблемные вопросы в истории Отечества".Использованы материалы: В. Соснора "Властители и судьбы"....
Программа по истории "Дискуссионные вопросы в изучении истории 20 века".Элективный курс.
Программа курса разработана в соответствиис задачами модернизации содержания образования.Ее особенность заключается в том ,что она предпологает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении и...
Элективный курс по истории «Проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в.» 10-11 кл.
Элективный курс « Проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в» адресован учащимся 10 класса и ориентирован на тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ по истории. Основная задача к...
Проблемные вопросы истории- ИКС при изучении истории в школе
Материал для подготовки "круглого стола" или дискуссионного изучения вопросов истории...
Рабочая программа элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России»
Рабочая программа элективного курса: «Проблемные вопросы новейшей истории России»....
Проблемные вопросы и задачи по истории России
В данной работе помещеные проблемные вопросы и задачи по истории Древней Руси, которые можно использовать на уроках....