Внеклассная работа по истории. Классный час «Женщина на троне» 7 – 11 классы
классный час по истории (9 класс) на тему
Человечество привыкло к тому, что им управляют мужчины – короли, диктаторы, политики. А что это за явление – женщина на троне, женщина – королева, императрица, единовластная правительница? Чьей голове труднее выдержать корону – женской или мужской? Отличается ли «женское правление» от «мужского» - в политике, экономике, военном деле?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по истории. Классный час «Женщина на троне»
7 – 11 классы
Каткова Светлана Владимировна
Учитель истории и обществознания, МОУ Средняя общеобразовательная школа №2, г.Вязьма, Смоленская область
Эпиграф
Цели:
Обучающие:
- проверить усвоение программного материала обучающимися;
- способствовать развитию творческой активности и формированию интеллектуального потенциала;
- показать роль женщин в политике, познакомить с их судьбами и деятельностью;
- активизировать познавательный интерес к изучению истории.
Развивающие:
- развивать умение работать с информационной и научно-публицистической литературой;
- совершенствовать коммуникативные умения ( грамотно строить монологическую речь, формулировать вопросы, давать обоснованные ответы).
Воспитательные:
- формирование позитивных личностных качеств: толерантности, милосердия, гордости за свое историческое прошлое, понимание исторической роли;
- через познание истории прививать любовь к своей Родине;
- выработка активной жизненной позиции.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, стенгазеты учеников, исторические картины, портреты, музыкальное сопровождение, выставка книг по теме.
Ход классного часа.
Вступительное слово учителя.
Человечество привыкло к тому, что им управляют мужчины – короли, диктаторы, политики. А что это за явление – женщина на троне, женщина – королева, императрица, единовластная правительница? Чьей голове труднее выдержать корону – женской или мужской? Отличается ли «женское правление» от «мужского» - в политике, экономике, военном деле?
Мы будем говорить только о единовластных правительницах. Не о женах – королевах, принцессах и тех, кто рядом с троном и вокруг него, а только о тех, кто сами на троне. Их не так уж много, но их имена хорошо известны в истории: Клеопатра, Екатерина I, Елизавета Петровна, Елизавета Английская. Со временем еще будет сказано достойное слово о царице Савской (известной по Библии), о царице Тамаре (воспетой Лермонтовым), о женщине – фараоне Хатшепсут, о Елене Глинской (матери Ивана Грозного)…
Разговор о троне – это ведь не только о власти разговор. Политические интриги часто переплетались с интригами любовными. У каждой коронованной особы были возлюбленные. Каждая история – не только роман, но и драма, а порой и трагедия. Достаточно вспомнить: Клеопатра – Антоний; Екатерина I – Монс; Елизавета Петровна – Разумовский; ЕкатеринаII – Потемкин; Елизавета Английская – граф Лейчестер; Елена Глинская – князь Овчина – Телепнев – Оболенский.
А разве не интересно узнать о сохранении нашими героинями красоты, привлекательности, обаяния, очарования. Как сказали бы в наше время, у каждой из них была своя «технология» создания «имиджа».Но женщина прежде всего женщина, даже на троне, и ей приходится труднее, чем мужчине – монарху.
Первый ведущий.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять,
Будто можно те на эти,
Как на рынке поменять.
Второй ведущий.
Желаний венценосная раба… Каким же должен быть огонь, если даже спустя две тысячи лет тень того огня влечет и манит? Когда вышел на экраны американский фильм о египетской царице Клеопатре кинозалы не могли вместить желающих, очереди выстраивались задолго до начала сеанса… Шли не на актрису Элизабет Тейлор, а на Клеопатру. Уже третье тысячелетие подряд ее судьба занимает умы ученых мужей, ее красота не дает покоя мужчинам, ее чары изучаются женщинами, ее загадка остается неразгаданной.
В 17 лет она стала женой своего 13-летнего брата Птолемея и соправительницей, а в 21 год – полноправной и единовластной царицей Египта ( рассказ о правлении Клеопатры, ее знакомство с Ю.Цезарем и Антонием, рождение сына Цезариона, смерть Клеопатры).
Третий ведущий.
Царица умерла, но по сей день волнует вопрос: кто же она в первую очередь? Мудрая и расчетливая царица? Обольстительная женщина? Нежная мать? Коварный соперник? Незаурядный философ? Прежде всего, она – женщина на троне. Чем Клеопатра интересна по сей день? Тем, что может научить и учит. И опыт Клеопатры – человека способен многое дать современному восприимчивому читателю, ибо за две тысячи лет люди совсем не изменились в своих чувствах.
Слово учителя.
Любая женщина, думая о своей голове, заботится о прическе, макияже, серьгах и прочем, что может сделать ее еще более привлекательной в глазах окружающих. Думают об этом и королевы, которые прежде всего женщины. Но, в отличии от подданных, королеву всегда, денно и нощно, заботит и еще одно – как эту голову удержать на плечах.
Королева может потерять голову не только от любви. Печальных примеров тому великое множество, хотя чаще прочих в этой связи вспоминают о Марии Стюарт, казненной по приказу ее ближайшей родственницы английской королевы Елизаветы I.
Первый ведущий
Елизавета I Тюдор, королева Англии с 1558года, занимала трон 45 лет, до самой своей смерти в 1603 году. Трудно сыскать в истории монархов женщину, которая сумела бы столь дипломатично, хотя и не всегда изящно, на протяжении почти полувека царствования избегать десятков смертельных опасностей, оставаясь при этом всенародной любимицей.
Дочь коварного, любвеобильного и жестокого Генриха VIII и очередной его жены, обаятельной Анны Болейн, отправленной собственным мужем на эшафот, Елизавета с детских лет поняла, что самое опасное место у женщин королевского рода – шея.
Ее лишали прав наследования и восстанавливали в них, держали под домашним арестом и за крепостными стенами Тауэра, от нее требовали отречения и верно подданнических присяг, вокруг нее кипели страсти и жгутом свивались заговоры. И все это еще до того, как она заняла трон.
Второй ведущий.
Умудрившись благодаря своим интуиции и уму выжить, Елизавета стала не просто очередной королевой на английском троне, сменив на нем свою сестру Марию, но и королевой – легендой, одной из самых известных личностей в истории. ( государственные реформы, господство англиканской церкви, разгром Непобедимой армады, личная жизнь).
Третий ведущий.
В своей книге «100 великих людей» Майкл Х. Харт остроумно замечает, что королева Елизавета «является фигурой местного значения, и выглядит справедливым сравнить ее с русским царем Петром Великим».
Интересная мысль, особенно если помнить, какое значение на развитие истории имели такие «местности», как Англия и Россия, и что для каждой из «местностей»значило правление именно этих монархов, во многом коренным образом изменившее жизнь государств Вышеупомянутый автор признает, что «именно эта королева считается самым выдающимся монархом в английской истории. Ее сорокапятилетнее правление характеризуется экономическим подъемом, расцветом литературы и становление Англии как первой среди всех мировых морских держав… Она справедливо заслужила признание современников: время ее правления было золотым веком для Англии.
Первый ведущий.
Личность этой королевы, ее политика, умение находить компромиссы и одновременно оставаться твердой привлекают пристальное внимание и по сей день далеко за пределами Англии. И дело не только в ее политических качествах, дело еще и в человеческих качествах, в тех драмах, которые суждено было ей пережить не как монарху, а как женщине. На одной чаше весов – десятки ее бесспорно великих деяний, принесших славу Англии. На другой – казнь Марии Стюарт. Что перевесит там, на небесах? Об этом можно только догадываться.
Слово учителя.
Жила – была Золушка. Кастрюли чистила, прочую черную работу делала, у плиты стояла, а потом за принца замуж вышла. Наша следующая героиня – тоже своего рода Золушка, только жившая в реальности. Была служанкой ,была прачкой – стала ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВОМ, более того, первой в России самодержавной императрицей. Потому что не за принца замуж вышла, а за одного из величайших людей, за царя – реформатора, за Преобразователя, за императора Петра Великого.
Но опять же, как в народе говорят, замуж выйти - не напасть, лишь бы замужем не пропасть. Мало ли у царя Петра увлечений было? Да и первая жена вряд ли своей участью была довольна. А вот Екатерина Алексеевна сумела и характер мужа разгадать, и угодить, и со временем до такой степени необходимой стать, что без нее – никуда. «Друг сердешный Катеринушка…» - это к ней так обращался грозный и своевольный Петр, державший в узде не только всю страну Россию, но и всю Европу.
Второй ведущий.
Это ее срочно разыскивали и к мужу подсылали, когда он впадал в ярость, ибо лишь одна она могла его успокоить. Это она рожает Петру одиннадцать детей и лишь двое доживают до значительных лет. Это в ее честь Петр назвал 60-пушечный корабль, один из лучших и красивейших во флоте. И орден с надписью «Трудами сравнится с супругом» - орден Святой Екатерины, вообще второй орден в истории России – тоже в ее честь утвержден. Это ради нее в мае 1724г. Литавры в Москве гремели, барабаны били, колокола звонили, десять тысяч гвардейцев и полевых на «караул» брали, а в Кремле алое сукно на Красном крыльце расстилали – на царство венчали Екатерину.
Такого в России еще не было! Царь Петр всегда знал, что делал. Но даже он не всегда мог предвидеть результаты своих деяний. Проложив Екатерине путь к трону, который теперь она по праву могла занять после его смерти, великий Преобразователь не учел одного – слишком большие труды надо было завершить преемнице. А она, будучи талантливым исполнителем его воли, сама могла ли волю править?
Третий ведущий.
- Рассказ об исполнении заветов ПетраI (экспедиция Беринга, открытие Академии Наук, учреждение ордена Святого Александра Невского, поддержание политического значения государства).
- Личность Екатерины I. Жизнь до встречи с царем. Екатерина – царица.
- Два года правления. Дворцовые интриги. Загадка смерти.
Первый ведущий.
Екатерина Алексеевна умело блистала, научившись отражать свет своего великого супруга; особенно это стало видно, после того, как источник света иссяк и она стала просто вдовой, просто женщиной. Но быть на троне «просто женщиной» невозможно. Надо или править, или быть управляемой. Екатерина – личность прежде всего трагическая. Она всю жизнь, до своего единодержавного воцарения на престоле, оставалась Золушкой, не только не видя и не зная иного пути и иного состояния, но и в глубине души не желая его. И, став правительницей, не совсем ясно представляла, что же делать с доставшейся властью, ибо слуги-то были, а вот соратников не осталось.
Учит ли нас чему-либо история, особенно собственная? Вопрос риторический. Говорят, дело не только литературы, но и истории – не давать ответы, а именно ставить вопросы, чтобы мы учились на них отвечать, потомки. История монархини Екатерины вопросы поставила, Иное дело, что ответов по сей день нет…
Слово учителя.
Научные, исторические, литературные и обывательские умы долго будут биться над одной из загадок природы, а именно – что такое наследственность. Известно, что дети величайших поэтов мира не питали никаких симпатий к литературе. Великому завоевателю наследовал его никчемный отпрыск, не умеющий даже сохранить границы. Благороднейшие родители оставляли после себя тиранов и извергов, равно как и обратное – дети тиранов нередко бывали тишайшими и добрейшими созданиями.
У российского императора Петра Великого было немало детей. В истории остались имена Анны, Алексея и Елизаветы. Судьба царевича Алексея общеизвестна – умерщвлен. Увы, не дошли до сердца сына знаменитые слова его отца, сказанные после взятия Нарвы: «Ты должен любить все, что служит к благу и чести Отечества, должен любить верных соратников и слуг и не щадить трудов для общего блага». Анна Петровна стала герцогиней Голштинской и после смерти родителей покинула Россию.
Но Елизавета… Имея немало простительных слабостей, она все же умела ставить благо Отечества выше собственного. В истории она осталась государыней, а именно императрицей – дочерью Петра Великого, которая не только не уступила ни пяди завоеваний своего отца, но и преумножила их.
Второй ведущий.
- Жизнь цесаревны при Анне Иоанновне.
- Восшествие на престол.
- Фавориты Елизаветы Петровны.
Третий ведущий.
- Успехи внешней политики.
- Развитие театра ( Федор Волков), расцвет литературы ( творчество Сумарокова), ярчайшая звезда Ломоносова.
Первый ведущий.
Да, писали и будут писать о ее пятнадцати тысячах платьев, о ее любви к роскоши, о пристрасти к балам и прочим увеселениям…Потому что она – прежде всего женщина, хотя и на троне. Однако же другим вошла дочь Петра в историю не только российскую, но и всемирную. Понимаешь и чувствуешь то время, которое не случайно историками названо временем просвещенного абсолютизма; от этого времени неотрывны и деяния славной дочери Петра Великого, которую можно назвать последней – и по крови, и по духу – истинно русской женщиной на троне.
Вопросы для размышления:
Дополнительные знания по отечественной и зарубежной истории. Правление единовластных правительниц, их личная жизнь и государственная деятельность. Легко ли женщине на троне?! А что об этом думает современник? (Древний Египет – Клеопатра, средневековая Англия – Елизавета I, Россия XVIII века – Екатерина I, Елизавета Петровна).
- Что общего в судьбах наших героинь?
- Какие между ними различия?
- Почему всем им было достаточно трудно на троне?
- Как вам кажется, чем от всех правительниц отличается Екатерина Алексеевна?
- Чем отличается правление ее дочери Елизаветы Петровны?
- Легко ли, на ваш взгляд, быть женщиной на троне?
- Какая из исторических героинь и почему вам наиболее симпатична?
- Что вам неприемлемо в личной жизни и правлении этих женщин?
- Какие уроки истории мы смогли извлечь сегодня?
Литература:
1.История Россия XVI – XVIII вв.Учебник для 8-х кл. средних учебных заведений. М.:-МИРОС, Вентана-Граф, 1995.
2. История древнего мира. Учебник для 5-х кл. Ф.А.Михайловский. Русское слово, 2005.
3. Ишимова А.О. История Россия в рассказах для детей .Научно-издательский центр «. История Альфа», Санкт-Петербург, 1993.
4. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».Феникс.Ростов-на-Дону,1997.
5. Новая история зарубежных стран. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, «Веди-принт». Москва,2004.
Внеклассная работа по истории. Классный час «Женщина на троне»
7 – 11 классы
Каткова Светлана Владимировна
Учитель истории и обществознания, МОУ Средняя общеобразовательная школа №2, г.Вязьма, Смоленская область
Дополнительные знания по отечественной и зарубежной истории. Правление единовластных правительниц, их личная жизнь и государственная деятельность. Легко ли женщине на троне?! А что об этом думает современник? (Древний Египет – Клеопатра, средневековая Англия – Елизавета I, Россия XVIII века – Екатерина I, Елизавета Петровна).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работу по истории
1. Обоснование проведения внеклассной работы по предмету:а) особенности взаимодействия в школе мира взрослых (рациональный) и мира детей (эмоциональный);б) проблемы, имеющиеся у современного учителя: ...
Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене
В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те ж...
Топонимическая лаборатория как форма внеклассной работы по истории
В статье содержатся практические рекомендации по организации изучения топонимов родного края....
Роль внеклассной работы по истории через проектную и исследовательскую деятельность - путь к становлению самодостаточной личности.
Данный творческий отчёт представлен на педагогическом совете с целью обобщения опыта работы по данному направлению....
Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории
Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...
Внеклассная работа по истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Итоговая работа...
Развитие внеклассной работы по истории и правоведению
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТАНА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ И ПРАВОВЕДЕНИЮ»...