Внеклассная работа по истории. Классный час «Женщина на троне» 7 – 11 классы
классный час по истории (9 класс) на тему

Каткова Светлана Владимировна

Человечество привыкло к тому, что им управляют мужчины – короли, диктаторы, политики. А что это за явление – женщина на троне, женщина – королева, императрица, единовластная правительница? Чьей голове труднее выдержать корону – женской или мужской? Отличается ли «женское правление» от «мужского» - в политике, экономике, военном деле?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по истории. Классный час «Женщина на троне»

                        7 – 11 классы

                                 Каткова Светлана Владимировна

Учитель истории и обществознания, МОУ Средняя общеобразовательная школа №2, г.Вязьма, Смоленская область

Эпиграф

        Цели:

Обучающие:

-  проверить усвоение программного материала обучающимися;

 - способствовать развитию творческой активности и  формированию интеллектуального потенциала;

-  показать роль женщин в политике, познакомить с их судьбами и деятельностью;

-  активизировать познавательный интерес к изучению истории.

 

Развивающие:

-  развивать умение работать с информационной и научно-публицистической литературой;

- совершенствовать коммуникативные умения ( грамотно строить монологическую речь, формулировать вопросы, давать обоснованные ответы).

Воспитательные:

- формирование позитивных личностных качеств: толерантности, милосердия, гордости за свое историческое прошлое, понимание исторической роли;

-  через познание истории прививать любовь к своей Родине;

-  выработка активной жизненной позиции.

         Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, стенгазеты учеников, исторические картины, портреты, музыкальное сопровождение, выставка книг по теме.

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя.

Человечество привыкло к тому, что им управляют мужчины – короли, диктаторы, политики. А что это за явление – женщина на троне, женщина – королева, императрица, единовластная правительница? Чьей голове труднее выдержать корону – женской или мужской? Отличается ли «женское правление» от «мужского» - в политике, экономике, военном деле?

        Мы будем говорить только о единовластных правительницах. Не о женах – королевах, принцессах и тех, кто рядом с троном и вокруг него, а только о тех, кто сами на троне. Их не так уж много, но их имена хорошо известны в истории: Клеопатра, Екатерина I, Елизавета Петровна, Елизавета Английская. Со временем еще будет сказано достойное слово о царице Савской (известной по Библии), о царице Тамаре (воспетой Лермонтовым), о женщине – фараоне Хатшепсут, о Елене Глинской (матери Ивана Грозного)…

        Разговор о троне – это ведь не только о власти разговор. Политические интриги часто переплетались с интригами любовными. У каждой коронованной особы были возлюбленные. Каждая история – не только роман, но и драма, а порой и трагедия. Достаточно вспомнить: Клеопатра – Антоний; Екатерина I – Монс; Елизавета Петровна – Разумовский; ЕкатеринаII – Потемкин; Елизавета Английская – граф Лейчестер; Елена Глинская – князь Овчина – Телепнев – Оболенский.

        А разве не интересно узнать о сохранении нашими героинями красоты, привлекательности, обаяния, очарования. Как сказали бы в наше время, у каждой из них была своя «технология» создания «имиджа».Но женщина прежде всего женщина, даже на троне, и ей приходится труднее, чем мужчине – монарху.

Первый ведущий.

Времена не выбирают,

В них живут и умирают.

Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять,

Будто можно те на эти,

Как на рынке поменять.

        Второй ведущий.

Желаний венценосная раба… Каким же должен быть огонь, если даже спустя две тысячи лет тень того огня влечет и манит? Когда вышел на экраны американский фильм о египетской царице Клеопатре кинозалы не могли вместить желающих, очереди выстраивались задолго до начала сеанса… Шли не на актрису Элизабет Тейлор, а на Клеопатру. Уже третье тысячелетие подряд ее судьба занимает умы ученых мужей, ее красота не дает покоя мужчинам, ее чары изучаются женщинами, ее загадка остается неразгаданной.

В 17 лет она стала женой своего 13-летнего брата Птолемея и соправительницей, а в 21 год – полноправной и единовластной царицей Египта ( рассказ о правлении Клеопатры, ее знакомство с Ю.Цезарем и Антонием, рождение сына Цезариона, смерть Клеопатры).

Третий ведущий.

        Царица умерла, но по сей день волнует вопрос: кто же она в первую очередь? Мудрая и расчетливая царица? Обольстительная женщина? Нежная мать? Коварный соперник? Незаурядный философ? Прежде всего, она – женщина на троне. Чем Клеопатра интересна по сей день? Тем, что может научить и учит. И опыт Клеопатры – человека способен многое дать современному восприимчивому читателю, ибо за две тысячи лет люди совсем не изменились в своих чувствах.

        Слово учителя.

        Любая женщина, думая о своей голове, заботится о прическе, макияже, серьгах и прочем, что может сделать ее еще более привлекательной в глазах окружающих. Думают об этом и королевы, которые прежде всего женщины. Но, в отличии от подданных, королеву всегда, денно и нощно, заботит и еще одно – как эту голову удержать на плечах.

        Королева может потерять голову не только от любви. Печальных примеров тому великое множество, хотя чаще прочих в этой связи вспоминают о Марии Стюарт, казненной по приказу ее ближайшей родственницы английской королевы Елизаветы I.

        

        Первый ведущий

Елизавета I Тюдор, королева Англии с 1558года, занимала трон 45 лет, до самой своей смерти в 1603 году. Трудно сыскать в истории монархов женщину, которая сумела бы столь дипломатично, хотя и не всегда изящно, на протяжении почти полувека царствования избегать десятков смертельных опасностей, оставаясь при этом всенародной любимицей.

        Дочь коварного, любвеобильного и жестокого Генриха VIII и очередной его жены, обаятельной Анны Болейн, отправленной собственным мужем на эшафот, Елизавета с детских лет поняла, что самое опасное место у женщин королевского рода – шея.

        Ее лишали прав наследования и восстанавливали в них, держали под домашним арестом и за крепостными стенами Тауэра, от нее требовали отречения и верно подданнических присяг, вокруг нее кипели страсти и жгутом свивались заговоры. И все это еще до того, как она заняла трон.

        Второй ведущий.

Умудрившись благодаря своим интуиции и уму выжить, Елизавета стала не просто очередной королевой на английском троне, сменив на нем свою сестру Марию, но и королевой – легендой, одной из самых известных личностей в истории. ( государственные реформы, господство англиканской церкви, разгром Непобедимой армады, личная жизнь).

        Третий ведущий.

        В своей книге «100 великих людей» Майкл Х. Харт остроумно замечает, что королева Елизавета «является фигурой местного значения, и выглядит справедливым сравнить ее с русским царем Петром Великим».

        Интересная мысль, особенно если помнить, какое значение на развитие истории имели такие «местности», как Англия и Россия, и что для каждой из «местностей»значило правление именно этих монархов, во многом коренным образом изменившее жизнь государств Вышеупомянутый автор признает, что «именно эта королева считается самым выдающимся монархом в английской истории. Ее сорокапятилетнее правление характеризуется экономическим подъемом, расцветом литературы и становление Англии как первой среди всех мировых морских держав… Она справедливо заслужила признание современников: время ее правления было золотым веком для Англии.

        Первый ведущий.

        Личность этой королевы, ее политика, умение находить компромиссы и одновременно оставаться твердой привлекают пристальное внимание и по сей день далеко за пределами Англии. И дело не только в ее политических качествах, дело еще и в человеческих качествах, в тех драмах, которые суждено было ей пережить не как монарху, а как женщине. На одной чаше весов – десятки ее бесспорно великих деяний, принесших славу Англии. На другой – казнь Марии Стюарт. Что перевесит там, на небесах? Об этом можно только догадываться.

        Слово учителя.

        Жила – была Золушка. Кастрюли чистила, прочую черную работу делала, у плиты стояла, а потом за принца замуж вышла. Наша следующая героиня – тоже своего рода Золушка, только жившая в реальности. Была служанкой ,была прачкой – стала ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВОМ, более того, первой в России самодержавной императрицей. Потому что не за принца замуж вышла, а за одного из величайших людей, за царя – реформатора, за Преобразователя, за императора Петра Великого.

        Но опять же, как в народе говорят, замуж выйти - не напасть, лишь бы замужем не пропасть. Мало ли у царя Петра увлечений было? Да и первая жена вряд ли своей участью была довольна. А вот Екатерина Алексеевна сумела и характер мужа разгадать, и угодить, и со временем до такой степени необходимой стать, что без нее – никуда. «Друг сердешный Катеринушка…» - это к ней так обращался грозный и своевольный Петр, державший в узде не только всю страну Россию, но и всю Европу.

        Второй ведущий.

        Это ее срочно разыскивали и к мужу подсылали, когда он впадал в ярость, ибо лишь одна она могла его успокоить. Это она рожает Петру одиннадцать  детей и лишь двое доживают до значительных лет. Это в ее честь Петр назвал 60-пушечный корабль, один из лучших и красивейших во флоте. И орден с надписью «Трудами сравнится с супругом» - орден Святой Екатерины, вообще второй орден в истории России – тоже в ее честь утвержден. Это ради нее в мае 1724г. Литавры в Москве гремели, барабаны били, колокола звонили, десять тысяч гвардейцев и полевых на «караул» брали, а в Кремле алое сукно на Красном крыльце расстилали – на царство венчали Екатерину.

        Такого в России еще не было! Царь Петр всегда знал, что делал. Но даже он не всегда мог предвидеть результаты своих деяний. Проложив Екатерине путь к трону, который теперь она по праву могла занять после его смерти, великий Преобразователь не учел одного – слишком большие труды надо было завершить преемнице. А она, будучи талантливым исполнителем его воли, сама могла ли волю править?

        Третий ведущий.

  1. Рассказ об исполнении заветов ПетраI (экспедиция Беринга, открытие Академии Наук, учреждение ордена Святого Александра Невского, поддержание политического значения государства).  
  2. Личность Екатерины I. Жизнь до встречи с царем. Екатерина – царица.
  3. Два года правления. Дворцовые интриги. Загадка смерти.

Первый ведущий.

Екатерина Алексеевна умело блистала, научившись отражать свет своего великого супруга; особенно это стало видно, после того, как источник света иссяк и она стала просто вдовой, просто женщиной. Но быть на троне «просто женщиной» невозможно. Надо или править, или быть управляемой. Екатерина – личность прежде всего трагическая. Она всю жизнь, до своего единодержавного воцарения на престоле, оставалась Золушкой, не только не видя и не зная иного пути и иного состояния, но и в глубине души не желая его. И, став правительницей, не совсем ясно представляла, что же делать с доставшейся властью, ибо слуги-то были, а вот соратников не осталось.

Учит ли нас чему-либо история, особенно собственная? Вопрос риторический. Говорят, дело не только литературы, но и истории – не давать ответы, а именно ставить вопросы, чтобы мы учились на них отвечать, потомки. История монархини Екатерины вопросы поставила, Иное дело, что ответов по сей день нет…

         Слово учителя.

        Научные, исторические, литературные и обывательские умы долго будут биться над одной из загадок природы, а именно – что такое наследственность. Известно, что дети величайших поэтов мира не питали никаких симпатий к литературе. Великому завоевателю наследовал его никчемный отпрыск, не умеющий даже сохранить границы. Благороднейшие родители оставляли после себя тиранов и извергов, равно как и обратное – дети тиранов нередко бывали тишайшими и добрейшими созданиями.

            У российского императора Петра Великого было немало детей. В истории остались имена Анны, Алексея и Елизаветы. Судьба царевича Алексея общеизвестна – умерщвлен.           Увы, не дошли до сердца сына знаменитые слова его отца, сказанные после взятия Нарвы: «Ты должен любить все, что служит к благу и чести Отечества, должен любить верных соратников и слуг и не щадить трудов для общего блага». Анна Петровна стала герцогиней Голштинской и после смерти родителей покинула Россию.

        Но Елизавета… Имея немало простительных слабостей, она все же умела ставить благо Отечества выше собственного. В истории она осталась государыней, а именно императрицей – дочерью Петра Великого, которая не только не уступила ни пяди завоеваний своего отца, но и преумножила их.

        

        Второй ведущий.

  1. Жизнь цесаревны при Анне Иоанновне.
  2. Восшествие на престол.
  3. Фавориты Елизаветы Петровны.

Третий ведущий.

  1. Успехи внешней политики.
  2. Развитие театра ( Федор Волков), расцвет литературы ( творчество Сумарокова), ярчайшая звезда Ломоносова.

Первый ведущий.

                Да, писали и будут писать о ее пятнадцати тысячах платьев, о ее любви к роскоши, о пристрасти к балам и прочим увеселениям…Потому что она – прежде всего женщина, хотя и на троне. Однако же другим вошла дочь Петра в историю не только российскую, но и всемирную. Понимаешь и чувствуешь то время, которое не случайно историками названо временем просвещенного абсолютизма; от этого времени неотрывны  и деяния славной дочери Петра Великого, которую можно назвать последней – и по крови, и по духу – истинно русской женщиной на троне.

Вопросы для размышления:

Дополнительные знания по отечественной и зарубежной истории. Правление единовластных правительниц, их личная жизнь и государственная деятельность. Легко ли женщине на троне?! А что об этом думает современник? (Древний Египет – Клеопатра, средневековая Англия – Елизавета I, Россия  XVIII века – Екатерина I, Елизавета Петровна).

  1. Что общего в судьбах наших героинь?
  2. Какие между ними различия?
  3. Почему всем им было достаточно трудно на троне?
  4. Как вам кажется, чем от всех правительниц отличается Екатерина Алексеевна?
  5. Чем отличается правление ее дочери Елизаветы Петровны?
  6. Легко ли, на ваш взгляд, быть женщиной на троне?
  7. Какая из исторических героинь и почему вам наиболее симпатична?
  8. Что вам неприемлемо в личной жизни и правлении этих женщин?
  9. Какие уроки истории мы смогли извлечь сегодня?

                            Литература:

    1.История Россия XVI – XVIII вв.Учебник для 8-х кл. средних учебных заведений. М.:-МИРОС, Вентана-Граф, 1995.

    2. История древнего мира. Учебник для 5-х кл. Ф.А.Михайловский. Русское слово, 2005.

    3. Ишимова А.О. История Россия в рассказах для детей .Научно-издательский центр «. История Альфа», Санкт-Петербург, 1993.

    4. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».Феникс.Ростов-на-Дону,1997.

    5. Новая история зарубежных стран. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, «Веди-принт». Москва,2004.

Внеклассная работа по истории. Классный час «Женщина на троне»

7 – 11 классы

Каткова Светлана Владимировна

Учитель истории и обществознания, МОУ Средняя общеобразовательная школа №2, г.Вязьма, Смоленская область

Дополнительные знания по отечественной и зарубежной истории. Правление единовластных правительниц, их личная жизнь и государственная деятельность. Легко ли женщине на троне?! А что об этом думает современник? (Древний Египет – Клеопатра, средневековая Англия – Елизавета I, Россия  XVIII века – Екатерина I, Елизавета Петровна).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работу по истории

1. Обоснование проведения внеклассной работы по предмету:а) особенности взаимодействия в школе мира взрослых (рациональный) и мира детей (эмоциональный);б) проблемы, имеющиеся у современного учителя: ...

Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене

В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те ж...

Топонимическая лаборатория как форма внеклассной работы по истории

В статье содержатся практические рекомендации по организации изучения топонимов родного края....

Роль внеклассной работы по истории через проектную и исследовательскую деятельность - путь к становлению самодостаточной личности.

Данный творческий отчёт представлен на педагогическом совете с целью обобщения опыта работы по данному направлению....

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Развитие внеклассной работы по истории и правоведению

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТАНА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ И ПРАВОВЕДЕНИЮ»...