Пётр I. Россия на рубеже веков.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Данный материал может использоваться для проведения урока по истории России в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pyotr_i._rossiya_na_rubezhe_vekov.docx | 56.21 КБ |
pyotr_i._rossiya_na_rubezhe_vekov.ppt | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района
Московской области
Открытый урок по теме:
«Пётр I. Россия на рубеже веков».
История России, 7 класс.
Учитель: Казакова М.И.
2016 год
Открытый урок по теме:
«Пётр I. Россия на рубеже веков».
Цели: 1. Охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен. Познакомить учащихся с формированием личности Петра I.
2. Формировать умение после краткой поэтапной презентации учебного материала работать в группах над творческими заданиями; а именно: исправлять исторические ошибки в тексте, работать с документами, «прокладывать» путь по карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы на каждом этапе урока.
3. Воспитывать уважение к выдающимся историческим личностям, желание принести пользу своему Отечеству.
План урока.
- Детство Петра.
- Двоецарствие. Царевна Софья.
- Начало царствования Петра.
- Азовские походы.
- Великое посольство.
Выдающиеся личности: Софья, Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин, А.С.Шеин, Г.И. Головин.
Оборудование: экран, видеопроектор, компьютерные тесты, исторические документы (раздаточный материал), рабочая тетрадь, учебник.
Ход урока.
- Организационный момент
- Актуализация
Р – Династия российских царей, чье правление начинается в 1613 г. с царя Михаила Федоровича. (Романовы)
О – один из реформаторов XVII века, предлагавший ввести рекрутскую повинность, заключивший перемирие с Швецией и Речью Посполитой, ставший «Отцом» почновой службы. (Ордин-Нащекин)
С – Период в истории нашей страны, между правлениями двух династий и получивший характеристику неразберихи и лихолетья. (Смута)
С - служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». (Стрельцы)
И – Имя первого русского царя. (Иван Грозный)
Я – центры торговли (Ярмарки)
Получилось слово – РОССИЯ.
Мы много уже говорили с вами об истории нашей страны, многие события рассмотрели, во многих процессах попытались разобраться. Но история России не заканчивается XVII веком, она продолжается.
Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и боярского правления с долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием.
Начиналось новое время с новыми героями. Ободном из них А.С. Пушкин сказал:
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
«Медный всадник» А.С. Пушкин
О ком были сказаны эти строки?
Давайте попытаемся вместе с вами определить тему нашего урока.
«ПЕТР I. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ».
- Постановка проблемы
Вспомните, какая династическая проблема возникла в конце XVII века после смерти Алексея Михайловича? Как она была решена?
Петр в возрасте 10 лет оказался на российском престоле. Еще ребенок, но уже царь.
Подумайте, какие вопросы нам необходимо будет рассмотреть на уроке, чтобы раскрыть тему? Что для этого нам необходимо сделать?
- Организационно-деятельностный этап.
1.Детство Петра I.
29 мая 1682 года в Московском Кремле состоялась коронация двух братьев – царей Ивана и Петра. Регентом при них была коронована Софья Алексеевна. Несмотря на то, что Петр стал царем, ему всего 10 лет.
Работа с источниками.
На основании предложенных источников дайте характеристику Петру в детстве.
С пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первый его учитель – дьяк Никита Зотов. Когда Петру исполнилось 10 лет, его должны были обучать более сложным наукам, но в это время умирает бездетный царь Федор, возникает вопрос о том, кто сядет на престол, и об учении было забыто. Петр с матерью выехали в село Преображенское. Дворцовое обучение прекратилось, зато началось новое – у иноземцев в Немецкой слободе. У них Петр учился строительству, плаванию под парусами, арифметике, геометрии, фортификации и постепенно приобрел не царские привычки, а военные и моряцкие. Он создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии.
Что отличало Петра от его предшественников и приемников?
Таким образом, детские игры Петра становились очень серьезным предупреждением для Софьи.
В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. За ним потянулись все, кто хорошо разбирался в политической обстановке – Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры. В итоге формально стали править два брата, Софью заключили в Новодевичий монастырь, но фактически Петр стал править единолично. В 1696г. Иван умер.)
Вывод: Итак, мы проследили, как формировалась личность Петра.
Сейчас у вас есть шанс быть зачисленными в «Потешный полк» царя Петра.
Первичное Закрепление.
Выполнение задания № 4. Раб. Тетради С. 37
Поздравляю вас! Вы зачислены в Преображенский и Семеновский полки.
2.Азовские походы.
Сообщения учащихся.
АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ.
Для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают сильные противники – Речь Посполитая и Швеция. Значит на юг! Январь 1695 года – Указ о походе на Крым. Решено было взять крепость Азов, которая закрывала выход из Дона в Азовское море.
Для похода русские собрали 30 тысяч солдат, командовать которыми, было поручено графу Шереметьеву. Петр тоже числился в армии, бомбардиром. Войска при поддержки речных судов двинулся по Волге на юг. В июле 1695, русские войска начали осаду, но она принесла неудачу. Основная причина – в отсутствии флота. Турки по морю подвозили боеприпасы и продукты осажденным, а русские ничего сделать не могли.
Поражение в первом Азовском походе не сломило царя, и он приказал начать строить новые суда, определив место строительства реку Воронежка. За один год появился пусть не очень качественный, но флот. Уже в апреле 1696 года, на воду было спущено несколько десятков кораблей.
Второй Азовский поход окончился победой русской армии. Азов был взят.Правда, это не означало ещё выхода к морю, но в честь победы был устроен грандиозный праздник в Москве и выпущена памятная медаль.
ПЕТР I. САРАТОВСКИЙ КРАЙ.
Первое знакомство Петра I с отдаленной юго-восточной окраиной государства началось в 1695 году, когда он направил свои войска для осады турецкой крепости Азов. Часть войск шла сухим путем через Воронеж, сам царь с 30 тысячами воинов на 117 судах отправился по Волге. 3 июня в 5 часов вечера флотилия Петра I проехала мимо Саратова, о чем царь записал в «Путевом журнале».
По возвращении из Азовского похода Петр I отправил князя Голицына изучать Нижнее Поволжье — «для осмотра низовых городов и строения новой черты, а также шлюзного дела на речке Камышинке».
В 1698 году началось строительство канала для соединений Волги с Доном. Однако с началом Северной войны строительство прекратилось. Вновь Петр прибывает на Саратовскую землю лишь в 1722 году, готовясь к военному походу против Персов.
20 июня 1722 года в Саратов для встречи с калмыцким ханом Аюкой прибыли Петр I и Екатерина. На другой день хан и его жена были приглашены на царскую галеру. Шли переговоры об участии калмыков в Персидском походе. Аюка согласился выделить 5 тысяч всадников. И царь и хан остались довольны этой встречей. По словам очевидцев, хан заявил: «Теперь охотно умру, удостоившись у великого императора столь любезного его разговора». Царская чета богато одарила гостей. Аюке подарили золотую саблю, его жена получила от Екатерины золотые часы с бриллиантами и драгоценные ткани. 22 июня царская флотилия двинулась вниз по Волге.
В Саратове сохранился архитектурный памятник начала XVIII века, живой свидетель Петровской эпохи – Троицкий собор на Музейной площади. В начале XVIII века он не имел колокольни, строительство которой было начато позднее и по мнению историков связано с именем Петра.
В начале XXI века среди общественности области активно обсуждался вопрос об открытии памятника Петру I. В силу разных обстоятельств сооружение монумента Петру I не было осуществлено, так же, как осталось нереализованным предложение назвать одну из улиц Саратова улицей Петра I. Памятник Великому преобразователю был открыт в г. Петровске Саратовской области 12 июня 1995 года.
Азовские походы были первой военно-стратегической победой Петра. Вы как участники Азовских походов сможете без труда доказать это, выполнив задание.
Первичное Закрепление.
Выполнение задания № 5. Раб. Тетради С. 37. Работа в малых группах.
Взаимопроверка выполненной работы.
Физминутка.
Давайте еще раз вспомним славную победу под Азовом. Разотрите интенсивно ладоши, приложите руки к глазам и виртуально проследите еще раз путь Петра по Волге и Дону до Азова, а затем путь от Воронежа до Азовского моря.
Вы внесли свой вклад в победу Петра над крепостью Азов! Но эту победу надо еще удержать. А для этого нужны союзники.
3.Великое посольство. (1697-1698)
Великое Посольство и было великим – 250 человек во главе с Лефортом, Головиным и думным дьяком Вознициным. Петр ехал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова. Посольство объехало пол-Европы, разыскивая союзников для войны с Турцией, изучая различные науки, посещая достопримечательности. Петр учился корабельному делу в Голландии, даже работал простым плотником.
Но Великое посольство пришлось прервать, т.к. в России начался стрелецкий мятеж под руководством Софьи. Вновь она хотела свергнуть брата с престола. Расправа была жестокой. Сотни стрельцов были казнены или сосланы. Но итог Великого Посольства был очевиден.
5.Закрепление изученного материала.
Вот и закончилось первое путешествие в эпоху Петра I. Нам предстоит еще несколько путешествий – уроков. Поэтому с Петром I мы станем близкими друзьями. Но все ли мы помним о тех великих начинаниях. Предлагаю пройти компьютерное тестирование вам свидетелям эпохи. (5 человек).
О Петре были сказаны и такие строки:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин «Стансы»
Возможно ли, эти строки применить к началу правления Петра I?
Что было конечной целью деятельности Петра как «работника»?
6.Рефлексия. Мы много говорили сегодня о рубеже веков и Петре I, но может быть, что – то осталось для вас в тайне. Прошу вас на полях р.т. у заданий № 2, 4,5 поставить знак (круг, квадрат или треугольник), который поможет выяснить затруднения в материале урока.
Выставление отметок.
Д/З. Параграф № 13, р.т № 2 С. 36.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока: Династическая борьба. Азовские походы. Великое посольство.
Фрагмент родословного древа Романовых Мария Милославская Алексей Михайлович Наталья Нарышкина Фёдор Иван Софья Пётр Наталья т р и у м в и р а т
Иван V (1666 – 1696) Сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственным делам, он был провозглашён царём в 1682 г. вместе с младшим братом Петром. До 1689 г. за них правила сестра - царевна Софья. После 1689 г. единолично правил Пётр I . Правление Ивана V было номинальным.
Софья Алексеевна (1657 – 1704) Дочь царя Алексея Михайловича. Стала регентом при Иване V и Петре I , фактически определяя Правительственный курс. Опираясь на В.Голицына и Ф. Шакловитого, провела некоторые реформы внутри страны. В 1689 г. была вынуждена передать Петру I власть. Вскоре была насильно отправлена в Новодевичий монастырь, где и умерла.
Никита Зотов обучает Петра. Петр и его потешные полки.
Евдокия Фёдоровна Лопухина (1669 – 1731) Первая жена Петра Великого. Получила домашнее воспитание в старинном духе. Не разделяла взглядов мужа. Через 9 лет брака по желанию Петра I была насильно пострижена в монахини. До самой смерти содержалась в различных монастырях.
Наталья Кирилловна Нарышкина (1651 – 1694) Вторая супруга царя Алексея Михайловича, мать Петра I . После смерти мужа вступила в борьбу за престол с родственниками первой жены царя – Милославскими. Потерпев поражение, попала в опалу и проживала в селе Преображенском. Только с 1689 г. (начало правления Петра I ), её положение при дворе восстановилось.
Патрик Гордон (1635 – 1699) Сподвижник Петра I . Шотландец, профессиональный военный. На русской службе с 1661 г. Участник Крымских и Азовских походов. Генерал русской армии. В 1689 г. открыто поддержал Петра I в борьбе за власть, чем расположил к себе молодого царя.
Франц Яковлевич Лефорт (1656 – 1699) Сподвижник Петра I . Родился в Женеве. Профессиональный военный. На русской службе с 1675 года. Участник Крымских и Азовских походов. Женат на сестре Патрика Гордона. В начале 1690-х гг. попал в окружение Петра I , где пользовался большим влиянием. Однако в государственные дела не вмешивался.
Азовские походы 1695 и 1696 годов. Задание: на бланке № 1 отметьте правильные утверждения о том, что являлось причинами неудачи первого Азовского похода.
Азовские походы Петра I в 1695-1696 годах
Итоги Азовских походов 1695 и 1696 годов: Россия получила выход к Чёрному морю; положено начало военно-морскому флоту России; основан г.Таганрог – первый русский порт на Азовском море.
Великое посольство 1697 – 1698 годов
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Пётр Первый. Россия на рубеже веков"
Урок истории для учащихся 7 классов....
Россия на рубеже веков
Презентация к уроку...
Пётр I. Россия на рубеже веков.
Материал предназначен для изучения на уроках истории в 7 классе....
Пётр I. Россия на рубеже веков.
Пётр I. Россия на рубеже веков....
Пётр 1- Россия на рубеже веков
Тестовый материал...
Конспект открытого урока « Россия на рубеже веков, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОНЦЕ ХVII века.
Презентация к уроку...
РОССИЯ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. рабочая тетрадь для студентов к внеаудиторному занятию по дисциплине ОУД.04 «История» специальность 34.02.01. Сестринское дело
Рабочая тетрадь создана в помощь студентам при внеаудиторной самоподготовке и при проведении аудиторных занятий по истории, разработана в соответствии с требованиями Государственног...