«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ»
элективный курс по истории (9, 10, 11 класс) на тему
Элективный курс по истории России: "История в лицах. Реформы и реформаторы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_v_litsah._reformy_i_reformatory.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
на заседании МС директор Горюновской школы
протокол № 7 Богданова Н.А_______________
от 07.05.14
Программа предметного курса
по истории
«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ»
9-11классы
Программа курса разработана на основе
программы учителя истории и
обществознания
Пономарёва М. В.
Учитель: Кондратьев В.С.
2014-2015 учебный год
Предметный курс
«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ»
9-11 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предметного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» предназначена для изучения учащимися 9-11 классов. Курс рассчитан на 17 часов.
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.
Цель предметного курса «История в лицах» - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи курса:
1) способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;
Сформировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.
В процессе изучения курса происходит формирование обще-учебных умений:
• анализ и сопоставление фактов;
• работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;
• анализ документов;
• оформление сообщений и рефератов.
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:
• определять достоверность исторических фактов;
• устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;
• сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;
• высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
• лекции с последующим опросом;
• лекции с обсуждением документов;
• беседы;
• семинары;
• практические работы;
• «мозговой штурм»;
• викторины.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
• умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
• умение выдвинуть гипотезу;
• умение делать обобщения;
• умение систематизировать материал;
• умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
• умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
• умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
• умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение исторических за дач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.
По окончании изучения предметного курса учащиеся должны:
• соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
• называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
• сравнивать исторические события и исторических деятелей;
• излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
• объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
• сравнивать предлагаемые исторические версий и оценки, выявлять сходства и отличия;
• определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Условия для реализации:
Занятия по изучение предметного курса желательно проводить в кабинете истории, имея оборудование: комплекты настенных карт, атласов по истории России, иллюстративный, справочный материал, научную и методическую литературу, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратуру. (Атласы: «Россия с древнейших времен до XIXв.», «Россия в XIX в.», «Россия в XX в.»; карты: «Россия вXVIIв.», «Российская империя во второй половине XIX в.» и др.)
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так измерителем обучен ноет и учащихся может быть:
• исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанными на доске названиями, историческую личность с ее деятельностью;
• деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова, даты;
• текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки;
• обобщающие вопросы и задания;
• тесты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||||||||
Лекции | Практика | Семинары | ||||||||||
1 | Введение | 1 | 1 | |||||||||
2-3 | Российское реформаторство | 2 | 1 | 1 | Участие в семинаре | |||||||
4-5 | Первые отечественные реформаторы и их преобразования | 2 | 1 | 1 | Письменная работа | |||||||
6-7 | Иван Грозный | 2 | 1 | 1 | Участие в семинаре | |||||||
8-9 | Петр1 | 2 | 2 | Письменная работа | ||||||||
10-11 | Александр II: великие реформы | 2 | 2 | Письменная работа | ||||||||
12 | Последний реформатор Российской империи: П. А. Столыпин | 1 | 1 | Конспект, сравнительная таблица | ||||||||
13 | Реформаторская деятельность первых советских лидеров. | 1 | 1 | Конспект, работа с текстом, составление схем | ||||||||
14 | И.В. Сталин | 1 | 1 | Участие в семинаре | ||||||||
15 | Реформаторы середины 20 века. | 1 | 1 | Конспект, работа с текстом, составление схем | ||||||||
16 | М.С.Горбачёв: перестройка, гласность. | 1 | 1 | Конспект, сравнительная таблица | ||||||||
17 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Защита рефератов | ||||||||
Итого | 17 | 6 | 8 | 2 |
ПРОГРАММА КУРСА
Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).
Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.
Тема 1. Российское реформаторство (2 часа).
Лекция «Российское реформаторство».
Семинар «Реформы и реформаторы».
Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.
Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования (2 часа).
Практическое занятие «Что такое реформа?».
Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.
Тема 3. Иван Грозный (2 часа).
Лекция «Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный»
Семинар «Иван Грозный: человек и правитель».
Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея
Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.
Тема 4. Петр I (2 часа).
Практическое занятие «ПетрI: тиранили...».
Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Ито1"и реформаторской деятельности Петра I.
Тема 5. «Александр И: великие реформы» (2 часа).
Практическое занятие «Великие реформы». Личность Александра И. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра П.
Тема б. Последний реформатор Российской империи (1 час).
Лекция «П. А. Столыпин - последний реформатор Российской империи».
Личность П. А. Столыпина - последнего реформатора Российской империи. Деятельность П. А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Итоги реформаторской деятельности П. А. Столыпина.
Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам. Групповая работа - развитие коммуникативных навыков
Тема 7. Реформаторская деятельность первых советских лидеров. (1 час).
Лекция. Первые декреты советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция 1918 года. Политика «военного коммунизма». Переход к новой экономической политики.
Личность В.И. Ленина, Троцкого, Бухарина. Результаты первых реформ советской власти.
Тема 8. И. В. Сталин. (1 час).
Семинарское занятие. Индустриализация её истоки и результаты. Коллективизация, её социальные и экономические последствия. Противоречие социалистической модернизации. Конституция 1936 года.
Культ личности Сталина.
Тема 8 Реформаторы середины 20 века. (1 час).
Практическое занятие. Экономические и политические реформы Н.С.Хрущёва.
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, ' развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г.
Тема 9. М. С. Горбачёв: перестройка, гласность. (1 час).
Лекция. Попытки модернизации советской экономики и политической-системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципом самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии
Итоговое занятие: История в лицах (1 часа).
Защита рефератов.
Литература
1. Аверх, А. Я Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991.
2. Анисгшов, Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
3. Журнал «Преподавание истории в школе». - 1997. - № 1; 2000. - № 4.
А.Захарова, Л. Г. Александр 117/ Вопросы истории. - 1992. -№ 6-7.
5. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2004.
6. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.
7. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт, изд. - М, 1991.
8. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.
9.Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М, 1991.
10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. - Воронеж: Информатор, 1993.
11. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М, 1990.
12. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1999.
13. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIH-XIX вв. - М.: Олма-Пресс Образование, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "История в лицах. Реформы и реформаторы"
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражд...
Элективный курс История в лицах. Реформы и реформаторы.
Элективный курс по истории расчитан на 17 чсаов и предназначен для обучающихся 9 класса. Рассказывается о реформаторах нашей страны....
Презентация элективного курса "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи"
Представленный материал поможет учителю истории в проведении элективного курса или внеклассного мероприятия для учащихся 9-х классов ....
Реформы и реформаторы в России в начале 20-го века
Цель: показать значение реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина для дальнейшего развития России по либеральному образцу, уяснить причины по которым начинания С.Ю. Витте и П.А. Столы...
Методическая разработка урока для 8-го класса. Тема: «Реформы и реформаторы второй половины XIX века»
Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе «Реформы и реформаторы второй половины XIX века» разработан с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового пок...
Урок в 8-м классе «Реформы и реформаторы второй половины XIX века»
Урок истории на тему: «Реформы и реформаторы второй половины XIX века», разработанный и проведенный в 8 классе, является одним из удачных примеров реализации федеральных государствен...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ИСТОРИИ «Реформы и реформаторы России»
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ИСТОРИИ «Реформы и реформаторы России»...