урок по истории в 5 классе "В древнегреческом театре"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Сизоненко Ольга Викторовна

рабочий материал к уроку по истории в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_drevnegrecheskom_teatre.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

«В ТЕАТРЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

НА ДОСКЕ: Аристофан «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых – поэты».  

План:

1. История возникновения театра в Древней Греции.

2. Устройство театра.

3. Как проходили представления.

4. Какие пьесы исполнялись.

 I. Организационный момент

 Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

II. Актуализация знаний  

 Учитель– Историю какой страны изучаем?

Дети-Грецию

Учитель– Назовите наиболее известные города Древней Греции.

Дети-Афины и Спарта

Учитель-ребята! Мы изучили политическую и экономическую жизнь полиса,а как вы думаете как и где греки отдыхали ?

Дети-спорт, музыка, слушали выступления ораторов, проводили религиозные праздники.

  III. Постановка учебной задачи

Учитель– Ребята, а вы когда-нибудь были в театре?

Учитель– Какие театры вы знаете?

 

Учитель– А как вы думаете, почему я вас спрашиваю про театр? О чем мы будем говорить на уроке?

Дети-мы будем изучать театр древней Греции.

Учитель- правильно. Давайте попробуем описать театр: Кто там играет, когда идут спектакли, кто исполняет мужские и женские роли, где располагается театр, какие пьесы могут идти? МОЛОДЦЫ –ВЫ ХОРОШО ЗНАЕТЕ СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР.А КТО МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О ГРЕЧЕСКОМ ТЕАТРЕ?

Дети - НЕ МОГУТ.

Учитель-ТОГДА ДАВАЙТЕ ОТПРАВИМСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ, В ГОРОД АФИНЫ НА 2,5 ТЫС.ЛЕТ НАЗАД.

Учитель-внимание на экран. Слайд 1    

ТЕМА:Театр Древней Греции

  1. У вас на партах лежат РАБОЧИЕ ЛИСТЫ в которых мы будем работать весь урок.СЛАЙД 2. Запишите тему в рабочем листе

  2. Сегодня вы сможете сами управлять своими отметками на уроке. Перед вами жетоны белого цвета.

  1. Вы должны постараться заполнить РАБОЧИИ ЛИСТЫ, которые лежат у вас на столах За каждый правильный -  кладёте в свой дневник жетон. В конце урока мы подведём итог вашей работы

 Внимание на экран- (ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ)

 отправляясь в прошлое мы как настоящие исследователи должны выяснить что общего между современным и древнегреческим театрами? 

СЛАЙД 4- РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. НАЙДЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВА «ТЕАТР»

СЛАЙД 5 –В ТЕЧЕНИИ УРОКА МЫ ЗАПОЛНЯМ ВТОРУЮ КОЛОНКУ ТАБЛИЦЫ

   IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель- ОБРАТИМСЯ К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕАТРА. и здесь нам поможет Ваня, который уже знает больше, чем мы.

 ОН  сам познакомился с ИСТОРИЕЙ ТЕАТРА, и приготовил для нас сообщение.

 СЛАЙД 6.  Сообщение Вани-

 Учитель-РАБОТА С УЧЕБНИКОМИ И ЗАДАНИЕ 4. В РАБ.ЛИСТЕ

Здание театра, актеры и хор стр. 198 (учебник) слайд 8.9.

Определение, запись в РАБ.ЛИСТАХ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.РАБОТА ПО ВОПРОСАМ СЛАЙД11,12,13

 Учитель– Почему представления начинались 
с восходом солнца и прекращались с его заходом?

Дети-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОХОДИЛИ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

Учитель– Почему посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражданам? СЛАЙД 12,

Дети-выдавались зрелищные деньги

Учитель- Как часто происходили представления? Слайд 13

Учитель– Чем участники представлений отличались от актеров нашего времени? СЛАЙД 14,15

 ФИЗМИНУТКА слайд 16

-Работа с масками-стр. 199

Учитель-Какие эмоции изображают эти маски? Работа с зад. 3 в рабочих листах

На представлениях трагедии и комедии СЛАЙД 17.18

Различают комедию и трагедию, раскрывают значения термин

РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ СОФОКЛ

 учитель – В чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

Анализируют документ, строят ответ на основе текста документа

РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ АРИСТОФАН «ПТИЦЫ». СЛАЙД 19

Работа с документом, беседа

 5.Закрепление знаний  и способов действий.

 Учитель-а сейчас давайте поработаем с нашей таблицей в рабочих листах. На экране вопросы и мы коллективно заполним 2- ю колонку таблицы. За каждый правильный ответ, вы получаете жетончик.

 Осуществляет проверку выполненной работы. КОЛОНКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

Заполняют таблицу.

Учитель-Объясняю, значение театра- что демократическое устройство государства способствовало раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве

ПОДСЧИТАТЬ ЖЕТОНЫ, ПОДВЕСТИ ИТОГИ И ОЦЕНКИ ВЫСТАВИТЬ

 VI. Рефлексия

Учитель-У каждого на столе квадраты разных цветов. Прошу вас поднять тот квадратик, который отвечает вашему пониманию пройденного урока

Красный-я понял тему

Зеленый-остались вопросы по теме  

Желтый-я не понял тему совсем.

На слайде дом.зад.

Воспринимают 
задание, уточняют его

Учитель- Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с историей возникновения театра. Увидели, как был устроен древнегреческий театр, как в нем проходили представления, узнали, чем современный театр отличается от древнегреческого.

Театральное искусство по - прежнему популярно. Многие люди в наше время, как и древние греки любят посещать театр. Театр помогает человеку больше узнать об окружающем мире, заставляет думать, способствует развитию личности. Человек должен развиваться всесторонне: как физически, так и духовно.

Сегодня вы были любознательными экскурсантами, узнали много нового, интересного, надеюсь очень полезного для себя.

Мне очень понравилось ваше активное участие на уроке. Я рада, что вы с интересом слушали сегодняшнюю тему. Спасибо за урок! До свидания!

 

Ресурсный материал к уроку

 

 В театре Диониса

Театр возник в Греции более двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ». Театральные представления наряду со спортивными играми были любимыми зрелищами древних греков. На сегодняшнем занятии вы узнаете о происхождении театра, об архитектуре театральных зданий  в Древней Греции, побываете на театральной премьере.

 

Предыстория

Театр как искусство зародился в Греции. Греки очень любили зрелища, почти в каждом греческом городе был свой театр.

Зародились театральные представления из дионисий – религиозных праздников в честь бога виноделия Диониса. На этих праздниках люди наряжались в костюмы и разыгрывали сценки из мифов.

Составные части театра:

  • орхестра (площадка для выступления актёров),
  • скене (здание, в котором хранились маски и костюмы),
  • театрум (места для зрителей).

Параллели

Многие современные слова дошли до наших дней из Древней Греции.

  • Само слово театр означало «места для зрителей».
  • Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра». В Греции это была площадка, на которой выступали актёры. Позже на это место в театре стали сажать музыкантов.
  • Слово «скене» сначала обозначало здание для хранения костюмов и масок, а сейчас слово «сцена» обозначает площадку, на которой выступают актёры.

                                              События

  • Афинский театр находился почти в самом центре города.
  • Актёрами были только мужчины. Они носили маски, и могли играть женщин, детей.
  • Также в театре выступал хор. Хор объяснял, что происходит в пьесе.
  • Котурны – высокие сандалии, которые надевали, чтобы изображать богов.
  • Представления часто шли много часов.

V в. до н.э. – появились профессиональные драматурги, авторы трагедий и комедий для театров.

Трагедии

  • В них рассказывается о страданиях и мучениях героев.
  • Пьеса «Персы» Эсхила – первая из сохранившихся пьес для театра, у которой известен автор. Посвящена греко-персидским войнам.
  • Эсхил – «отец трагедии», так его почтительно называли сами греки.
  • Другие авторы трагедий: Софокл, Еврипид.

Комедии

  • В комедиях высмеиваются человеческие пороки, разыгрываются юмористические сценки.
  • Известный автор комедий – Аристофан.

Участники

Эсхил – автор древнегреческих трагедий.

Аристофан – автор древнегреческих комедий.

Софокл – древнегреческий драматург.

Еврипид – древнегреческий драматург.

Дионис – греческий бог, покровитель виноделия.

 Заключение

Театр был одним из любимейших развлечений греков. На театральные представления собиралось множестволюдей. По популярность театр можно сравнить с Олимпийскими играми.

 

Использование информационно-коммуникативных технологий: показ фрагмента  «экранной» лекции из УЭИ «Всеобщая история»(ООО «Кордис&Медиа» Е-meil:sales@cordis.ru),отрывки из в/ф «Древняя Греция»,интерактивная игра «Герои Эллады» (ЛОИ 2010г)

Сообщение Вани

-Возникновение театра было связано с религией древних греков, а именно с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров –спутников Диониса, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлые ряженые шествовали по улицам города и останавливались где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа о Дионисе, то самого бога, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, были первыми театральными представлениями. Впоследствии для ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории на тему: "Древнегреческий театр"

Учитель должен формировать у учащихся активный подход к процессу обучения, то есть умения самостоятельно работать с учебным материалом, решать непростые задачи. Я считаю, что ...

Урок по истории Древнего мира "Древнегреческий театр" для 5 класса

Презентация является дополнительным материалом к уроку истории Дренегреческий театр...

Урок по истории Древнего мира "Древнегреческий театр" для 5 класса

Презентация является дополнительным материалом к уроку истории Дренегреческий театр...

Урок по истории Древнего мира "Древнегреческий театр" для 5 класса

Презентация является дополнительным материалом к уроку истории Дренегреческий театр...

Методическая разработка урока-викторины для 5 класса "Древнегреческий калейдоскоп"

Данная методическая разработка с использованием технологии игрового обучения предназначена для проведения повторительно-обобщающего урока по теме "Древняя Греция" в 5-ом классе....

конспект урока по истории 5 классе на тему "В афинском театре"

Конспект урока  разработан для урока истории в 5 классе.Урок направлен на развитие исторического кругозора учащихся по истории Древнего мира, Сформировать представление о театре, как древнегречес...