Империалистическая война. Урок истории в 9 классе
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Коновалов Кирилл Андреевич
Методическая разработка открытого урока по истории в 9 классе по учебнику: Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., др. Всеобщая история. История Новейшего времени. Учебник для 9 класса основной школы. М., Баласс, 2013. Целью разработки является подвести учащихся к пониманию причин 1 Мировой войны, познакомить их с ходом боевых действий в 1914 – 1915 гг, с особенностями вооружения, военной техники и стратегии воюющих сторон. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imperialisticheskaya_voyna.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Империалистическая война.

Методическая разработка открытого урока по истории в 9 классе

По учебнику: Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., др. Всеобщая история. История Новейшего времени. Учебник для 9 класса основной школы. М., Баласс, 2013

Составитель: К. А. Коновалов, учитель истории и обществознания МБОУ Атепцевской СОШ

Цели: подвести учащихся к пониманию причин 1 Мировой войны, познакомить их с ходом боевых действий в 1914 – 1915 гг, с особенностями вооружения, военной техники и стратегии воюющих сторон.

Основные понятия: империализм, передел мира,Тройственный союз, Антанта, «сараевский инцидент», «план Шлиффена», Западный фронт, Восточный фронт, позиционная война.

Основные даты и события:

1900 – 1913 гг. – обострение международных противоречий, войны за передел мира.

1914 – начало 1 Мировой войны. Прорыв немцев к Парижу, удары России на Востоке.

Начало 1915 – переход к позиционной войне

Оборудование: карта «1 Мировая война».

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.  

  1. Индивидуальное задание: 2 – 3 учащихся выступают с сообщениями «Реконструкция всемирной истории по теориям цивилизации и модернизации» (задание на с. 6)
  2. Устный опрос. Учащимся предлагаются следующие вопросы:

- Как функционировала экономика индустриального общества? (при ответе можно использовать схему на с. 9)

-Из каких социальных групп состояло западное общество к начало 20 века (финансовая олигархия, средний класс, рабочий класс)? Охарактеризовать эти группы.

- Что такое демократическое правовое государство?

- Что такое колониальная система? Какие последствия имел колониализм для стран Востока?

- Каковы основвные черты восточного общества? Что нового появилось в нем в начале 20 века?  

  1. Изучение нового материала.

План.

  1. Причины 1 Мировой войны.
  2. Планы и вооружение сторон. Особенности Мировых войн.
  3. Начало войны – 1914 г.

Причины 1 Мировой войны.  

Учитель напоминает учащимся особенности международной ситуации к началу 20 века: формирование новых национальных государств (Германии и Италии), претендующих на свою долю колоний, складывание мощных военных союзов – «старых» (Англия, Франция, Россия) и «новых» колониальных держав. Учитель перечисляет и записывает на доске основные причины 1 Мировой войны: обострение противоречий между европейскими державами, появление новых империй, конкуренция между монополями, борьба за независимость в колониях.

Учащиеся записывают причины войны в тетрадь.

  1. Планы и вооружение сторон. Особенности Мировых войн.

Работа с картой. Учитель обращает внимание учащихся на расположение воюющих стран, закомит учащихся с понятием «Центральные державы».

Опирясь на знания учащихся о расположении воюющих стран, учитель знакомит учащихся с планами сторон, в т. ч. с планом Шлиффена – поочередный разгром Франции и России.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно изучить дополнительный материал на с. 30 – 31 и перечислить, какие новые виды вооружения и боевой техники появились в ходе 1 Мировой войны.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель подводит учащихся к мысли, что Мировые войны – прежде всего войны технические, требовавшие полного напряжения экономики воюющих стран. В этом их особенность по сравнению с войнами предыдущих исторических периодов.

  1. Начало войны – 1914 г.

Учитель знакомит учащихся с «сараевским инцидентом» - убийством принца Франца-Фердинанда боснийским террористом – и последовавшими за этим событиями – поочередном втягивании в войну государств, связанных друг с другом союзническими обязательствами. Учитель обращает внимание учащихся на то,, что «сараевский инцидент» - не причина, а лишь повод к началу войны.

Работа с картой. Учитель закомит учащихся с ходом военных действий в 1914 г. Немецкие войска через территорию нейтральной Бельгии вторглись на территорию Франции и устремились к Парижу. Спасая своих союзников, Россия начала наступление в Восточной Прусси, не закончив мобилизацию, что привело к тяжелым потерям, но позволило англо-французским войскам выиграть битву на Марне.

Учитель знакомит учащихся с понятием «позиционная война» - стабильный фронт, глубоко эшелонированая линия обороны, артиллерийские и авиа удары как основное средство наступления. Учитель объясняет причины перехода к позиционной войне – неготовность всех воюющих сторон к затяжному противостоянию, исчерпание подготовленных ресурсов.

Заключение. Учиталь подводит учащихся к мысли, что 1 Мировая война – война за передел уже поделенного мира.

Домашнее задание: с. 19 – 24. Вопросы 1 – 2

Урок состоялся 11 марта 2016 г. Присутствовали: председатель ШМО учителей истории и обществознания Мосолова И. Л., классный руководитель 9 класса Калиниченко Н. П., родители учащихся Митрофанова, Кузнецова, Волкова Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоветский тыл в годы Великой Отечественной войне . (урок истории в 9 классе)

При проведении данного урока демонстрировались презентация "Все для фронта ,все для победы", плакаты военных лет, кадры из кинофильма, благодаря чему  урок прошел на высоком эмоцианальном уровне....

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок расскрывает напрвления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японскойвойны, ее итоги и последствия. Показаны личности - участники события, а также тображение...

Урок истории 11 класс по теме "Великая отечественная война глазами современников"

Урок (2 часа)- расчитан на обобщение знаний по Великой отечественной войне", подготовлен учащимися ....

урок истории 8 класс "Франко-прусская война"

Разработка урока по  Новой истории для 8 класса. Данная разработка содержит подробный конспект урока, позволяющий актуализировать знания по истории Франции и Пруссии (исторический диктант в начал...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...