Быт и нравы Древней Руси
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Конспект урока по истории России для 6 класса (развивающее обучение) в форме путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse_byt_i_nravy.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по истории России в 6 классе по теме
«Быт и нравы Древней Руси».
Разработала: учитель истории
Ефременкова Н.П.
Цели:
--познакомить учащихся с бытом и нравами различных слоев населения Древней Руси;
--формировать умение работы с текстом учебника;
--развивать творческие способности учащихся;
Оборудование: картины, репродукции
Ход урока:
- Проверка домашнего задания.
1.К древнерусской литературе не относится:
А) былины Б) жития В)слово
2. Кто лишний:
А) Илья Муромец б) Мефодий в) Алеша Попович
4. Материалом для письма в Древнерусском государстве не были:
А) пергамент б) бумага; в) береста
5. Небольшие картинки в рукописной книге, иллюстрирующие текст:
А) устав б) фрески в)миниатюра
6. Древнейшую дошедшую до нас летопись «Повесть временных лет» создал :
А) Кирилл б) Нестор в) Иларион
7. Внутренним украшением древнерусских храмов не были:
А) фрески б) мозаика в) скульптура
8.Какая черта деревянного зодчества использовалась при строительстве Софии Новгородской:
А) резьба по дереву; б) многоярусность строений в)многокупольность
9.Что лишнее:
А) зернь; б) скань в)меч
II. Изучение новой темы.
В? Посмотрите на картины, что здесь изображено?
--дом, сарафан, кувшин и т.д.
В? Все эти предметы относятся к теме нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить, какую тему мы с вами будем изучать?
-- о жилище людей, об одежде людей и т.д.
Правильно, мы будем вести разговор о повседневной жизни, о повседневных отношениях различных слоев населения Древней Руси. Тема нашего урока: Быт и нравы Древней Руси.
Характерной чертой русского быта периода Древнерусского государства было возникновение различий между образом жизни знати и основной массы населения.
Сегодня мы совершим путешествие в Древнерусское государство. Разделимся на три группы: первая группа по ходу экскурсии должна обратить внимание на нравы знати и основного населения, вторая—на жилище , третья—на одежду. Каждая группа получает Путевой лист, в котором записаны основные вопросы, на которые должна ответить группа.
1-я группа
вопросы | ответы | |
Знать | Основное население | |
семья | ||
брак | ||
воспитание | ||
развлечения | ||
имена | ||
гигиена |
2-я группа
вопросы | ответы | |
Знать | Основное население | |
жилище | ||
мебель | ||
освещение | ||
отопление |
3-я группа
вопросы | ответы | |
знать | Основное население | |
Мужская одежда | ||
Женская одежда | ||
обувь |
III.Выступление представителей каждой группы с результатами сравнения.
1-я группа
вопросы | ответы | |
Знать | Основное население | |
семья | большая | большая |
брак | Девочки с 12 лет | Девочки с 12 лет |
воспитание | Мальчиков с 5 лет обучали грамоте и военному делу, девочек с 7 лет—ведению домашнего хозяйства | С 7 лет мальчиков к труду и военному делу, девочек к ведению домашнего хозяйства |
развлечения | Пиры, охота, чтение, шахматы | Посиделки зимой (сказки, песни); народные гуляния летом(хороводы, песни, игры) |
имена | Христианские и славянские (Ярослав, Мстислав) | Христианские имена и любые существительные (Добрыня, Лют) |
гигиена | Бани | Бани |
2-я группа
вопросы | ответы | |
Знать | Основное население | |
жилище | Хоромы из дерева | Изба, полуземлянка из дерева |
мебель | Скамьи, лари, столы, кровати из дерева; ковры, ткань, мех | Скамьи, столы из дерева, лари из дерева, лыка |
освещение | свечи | лучина |
отопление | По-черному | По-черному |
3-я группа
вопросы | ответы | |
знать | Основное население | |
Мужская одежда | Рубаха, порты из шелка или тонкого полотна епанчи | Рубаха, порты из льна, шерсти; зипун, кожух из меха |
Женская одежда | Рубаха из тонкого полотна или шелка, бархатный плащ, длинные широкие платья; кокошник | Рубаха, понева из холста, шерсти; чепец |
обувь | сапоги | Онучи, лапти |
В? Чем было обусловлено различие в образе жизни знати и основного населения?
IV. Рефлексия.
Продолжите предложения:
Я узнал…
Меня удивило…
Я захотел узнать побольше о…
V. Домашнее задание.
По желанию
а) составить рассказ о жизни крестьянина(горожанина, князя);
б) составить тест «Жизнь и быт Древней Руси»
в) составить словарь по теме «Быт и нравы Древней Руси»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Быт и нравы Древней Руси
Презентация к уроку по теме "Быт и нравы Древней Руси" в 6-ом классе....
Урок истории в 6 классе на тему "Быт и нравы Древней Руси"
На уроке учащиеся работают с информацией об обычаях и нравах жителей Древней Руси. Таким образом расширяется кругозор детей, формируется ИКТ - компетентность и воcпитывается патриотизм....
Тест по истории 6 класс "Быт и нравы Древней Руси"
Проверочная работа...
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Руси...
Презентация по истории России для 6 класса. Тема: "Быт и нравы Древней Руси".
Презентация предназначена для изучения быта и нравов в Древней Руси по программе 6 класса....
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...
Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс
Урок истории 6 классТема: Быт и нравы Древней РусиЦель: Изучение образа жизни древнерусского обществаПланируемые результаты: предметные: научиться понимать, что целостное представление...