Историческое краеведение в духовно-нравственном воспитании (из опыта работы).
статья по истории на тему
Об актуальности духовно - нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Исходя из этого, задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskoe_kraevedenie_v_duhovno-nravstv.vospitanii_iz_opyta_raboty.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Историческое краеведение в духовно-нравственном воспитании
(из опыта работы).
Митина Татьяна Михайловна, МОУ Югыдъягская СОШ, 2016
Об актуальности духовно - нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Исходя из этого, задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость.
«Гражданин Отечества начинается с гражданина школы». Эти слова стали для меня девизом моей работы как историка и пдо по краеведению.Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной и поселковой жизни, влиять на окружающую их среду и перейти к активным действиям по сохранению исторической памяти. Во Всер.акции «Я-гражд.» есть несколько направлений. М вбрали направление «Сохранение исторической памяти» в рамках работы нашего краеведческого объединения «Светлй бор».
Основной вклад в практическую поисковую работу старшеклассников вносят составление родословнх, интервью с людьми-героями труда, ветеранами войн и труда, бйзнесменами поселка и администрацией поселка и леспромхоза,архивне исследования по истории поселка, составление альбомов для школьного музея, проведение вечеров в школе с участием ветеранов-афганцев, ликвидаторов Чернобльцев, бывших спецпереселенцев., составление презентаций по темам.
Так получилось, что наши темы посвящены юбилеям значимх дат-75-летию поселка, 25-летию окончания афганской войн и 30-летию Чернобльской аварии.
Мы реализовали следующие социальные проекты в рамках системы духовно-нравственного воспитания:
1. «Путешествие в трагическое прошлое»-3 место в районе,
2. «Афганское эхо»,-1 место
3. «Не гаснет памяти свеча» -1 место,
4. Бессмертнй полк в моем поселке,
5. К юбилею родного поселка,
6. моей школе-75.
Актуальность исследовательской работы учащихся значительно повышается в тех случаях, когда она имеет социальный заказ (обращение администрации поселка, и, гораздо чаще, совета ветеранов поселка) или приводит к социально-значимым результатам, побуждающим самих учащихся и других людей не только задуматься о трудовх и военных подвигах односельчан, но и перейти к активным действиям по сохранению и восстановлению исторической памяти.
Многолетний педагогический опыт как учителя истории привел к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания гражданско-патриотической и духовно-нравственной культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися моего класса во внеурочное время.
Я являюсь руководителем краеведческого объединения «Светлй бор», куда входят учащиеся с 5 по 11 класс. Мои учащиеся научно-исследовательской и поисковой деятельностью начинают заниматься уже в 5 классе классе, и наши проекты имеют социальную направленность. На занятиях в краеведческих кружках познают методику проектирования и исследовательской работы, происходит ознакомление с основными требованиями оформления научно-исследовательской деятельности, до учеников доводится примерная программа исследовательских и проектных работ. После чего учащиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы.
Наши социальные проекты посвящены истории родного края, малой Родины. Изучение своего края позволяет человеку осознать свою непосредственную причастность к истории, узнать свои «корни», сохранить и развить «связь поколений» своей семьи и родственников. Все это делает жизнь человека более значимой, вкладывает в него дополнительный смысл существования, воспитывает быть гражданином как страны в целом, так и своей малой Родины.
Первой темой стала тема истории родного поселка «Путешествие в трагическое прошлое»-3 место в районе,Решение этого вопроса являлось не только личностно значимым для участников проекта (история своей семьи), но является своеобразным заказом социума (поселок переживал бум интереса к своему прошлому и готовился отмечатьсвой 70-й юбилей)-3 место.
Второй темой стала поисковая работа по изучению положения ветеранов –афганцев поселка сегодня-«Афганское эхо». Ребята не только записали воспоминания ветеранов-афганцев, собрали в альбом их письма , но и вырезали краснее звездочки и повесили их на стенах домов, как это сделано ветеранам ВОВ. На школьный вечер афганцы пришли с семьями. Это было потрясением для многих ребят, что живущие рядом пожилые простые дяди на самом деле ветераны страшной войны. 1 место в районе.
Темой этого года стали ветераны-ликвидаторы чернобыльской катастрофы в нашем поселке. 1 местов районе. Участвовало в проекте 19 человек из 23 участников краеведческого объединения. Для меня главным итогом проекта стало массовое и заинтересованное участие школьников 5 класса после беседы с председателем усть-куломского отделения всероссийского общества «Чернобыыль» , майором запаса Паршуковым А.Ю. И опять потрясение ребят после услышанного: огромные дозы облучения и раз в год 270 рублей компенсации на «оздоровление» этих людей, в большинстве своем инвалидов.
Мне кажется, что через эти потрясения, сострадание и желание помочь делом своим односельчанам и приходит нравственное пробуждение души.
И я уверена, что вместе нам это удалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников
Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...
Выступление на тему "Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы)
Преподавая предмет "Духовное краеведение Подмосковья", стараюсь воздействовать прежде всего на души своих учеников, воспитать высокие нравственные качества....
"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)
Данная работа представляет собой фрагмент из представления опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....
Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников.
Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников. Привитие любви к своему народу начинается с изучения...
Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников.
(статья на Шестаковские чтения)....
Статья «Приоритеты духовно-нравственного развития обучающихся»(из опыта работы)
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы....
Жизнь и деятельность Д.С.Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно - нравственном становлении обучающихся (из опыта работы)
Материал статьи может быть использован как на уроках русского языка, так и литературы в классах среднего и старшего звена основной школы. В данной статье предлагаются различные формы уроков по н...