Воспитание граждан Эллады
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Настоящий урок проведен в рамках внедрения новых ФГОС с использованием проблемно-даилоговой технологии, позволяющей самим учащимся сформулирвать проблему урока, выдвинуть гипотезы её решения и поэтапно осуществить само решение проблемы. Данная технология даёт возможность научить ребят креативно работать, мыслить многовекторно, подходить к решению проблемных ситуаций творчески.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 418.72 КБ |
конспект урока | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие сюжеты изображены на древнегреческих вазах?
Какие соревнования являются самыми важными? «За» Олимпийские игры Демонстрация: Силы Ловкости Смелости «Против» Олимпийских игр Выдающиеся достижения вызывают зависть богов Олимпийские игры
Проблема урока: Зачем греки соревновались?
Надо узнать: Как воспитывали в Элладе? Как проходили Олимпийские игры?
Воспитание граждан Эллады Идеал гражданина Цель Средства быть прекрасным душой и телом принести пользу себе и другим обучение в школах, гимнасиях , п алестрах
Как проходили Олимпийские игры Останавливались войны под страхом гнева богов Собирались посланцы всех городов В первый день зажигался священный огонь и каждый приносил жертву богам Состязались свободные граждане – мужчины На пятый день приносились жертвы богам и устраивался пир в честь победителей Победителя награждали лавровым венком, его имя и название его полиса выбивали на мраморной доске, которая оставалась навечно в Олимпии Победитель торжественно возвращался и приносил лавровый венок в жертву богу-покровителю города.
Вывод Древние греки соревновались, чтобы приблизиться к идеалу гражданина, в котором должно быть все прекрасно: и тело, и душа. Победитель навеки прославлял полис, таким образом он приносил пользу не только себе, но и своему городу.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории в 5 классе
Тема раздела: Зарождение древнегреческой цивилизации
Тема урока: Воспитание граждан Эллады
Биушкин
Владимир Иванович
учитель высшей категории, кандидат исторических наук
Санкт-Петербург
2015-2016 учебный год
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.
Анализируя культурное наследие Древней Греции, научить делать выводы о значении Олимпийских игр, проводившихся с 776 г. до н.э.
Линия 3. Историческое мышление.
Из фактов истории Древней Греции научить выявлять цели и средства древнегреческого воспитания.
Линии 4-5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Научить определять и объяснять свои оценки правилам древнегреческого воспитания.
План урока:
- Проблема урока: зачем греки соревновались?
- Поиск решения проблемы:
- Древнегреческое воспитание.
Предполагаемый вывод по проблеме: все древнегреческое воспитание было направлено на то, чтобы приблизиться к идеалу гражданина (в человеке все должно быть прекрасно: и душа и тело).
- Олимпийские игры.
Предполагаемый вывод по проблеме: соревнуясь, древние греки почитали богов, прославляли не только свое имя, но и свой полис, принося пользу не только себе, но и своему городу.
Литература.
- Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А. Всеобщая история. Древний мир: учебник для 5 класса основной школы. – М.: Баласс, 2006.
- Турчина М.Е., Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Всеобщая история. 5-й класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
Оборудование урока:
- Учебник.
- Рабочая тетрадь. Часть 2.
- Презентация.
Ход урока:
Действия учителя | Действия учеников | |
- Ребята, здравствуйте. Садитесь. Все готовы к уроку? Тогда начнем. //На экране тема урока | ||
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы | - Сегодня мы продолжаем путешествие по Древней Греции. Давайте рассмотрим изображения древнегреческих ваз. Что они нам могут рассказать? //На экране изображение ваз - Такие сюжеты и были в основном распространены в Элладе. А теперь скажите, какие соревнования считаются самыми важными в мире? Почему вы так думаете? - А теперь откроем учебник на с. 155. Что же говорит Антошка о значении Олимпийских игр? - А что на это ему отвечает Источниковед? - В чем противоречие тезисов Антошки и Источниковеда? Какой возникает вопрос? Зачем соревновались греки? //На экране слайд с проблемой урока - Хотите привести свои гипотезы на этот счет? Записывает версии детей на доске. | - На первой вазе изображены учитель и ученик, а на второй – спортивное состязание. Это говорит о том, что в Греции особое внимание уделялось образованию и физической культуре. - Это Олимпийские игры. Они известны с древних времен и до сих пор проводятся каждые 4 года. В них принимают участие спортсмены всех стран. //На экране название соревнований Читают вслух текст (слова Антошки) - Олимпийские игры нужны, чтобы показать свою силу, ловкость и смелость. //На экране тезис Антошки Записывают тезисы Антошки в тетрадь Читают вслух текст (слова Источниковеда) - Источниковед говорит, что в Элладе ценилось чувство меры. Это означало также, что человек, которому всегда везет, может обратить на себя гнев богов. //На экране тезис Источниковеда Записывают тезис Источниковеда в тетрадь По-разному формулируют проблему Записывают проблему в рабочую тетрадь Высказывают свои версии. |
Актуализация знаний. Планирование деятельности | - Сейчас мы это выясним. Для начала давайте подумаем, почему спортивные игры, в которых греки демонстрировали свою силу, ловкость и смелость, называли Олимпийскими? - Давайте вспомним главных греческих богов. - О богах мы поговорили, теперь о людях. На предыдущем уроке мы с вами узнали о порядках в Афинах и Спарте и выяснили, что у разных полисов были свои законы, ценности, у граждан воспитывались разные качества. Вспомните, какие из них особо ценились в Спарте, в Афинах, и в обоих полисах. И почему? - Что мы знаем? Каким богам поклонялись греки, какие качества наиболее ценились? - Что нам предстоит узнать для проверки догадок? //На экране слайд с вопросами | Учащиеся высказывают свои версии. - В честь своих богов, которые обитали на Олимпе. Записывают тезис в тетрадь Отвечают, используя §22. - В Афинах ценилось трудолюбие и красноречие. В Спарте почитались воинские качества, выносливость, смелость, сила и ловкость, умение кратко и четко выражать свои мысли. И там, и там главным качеством была преданность полису и готовность к его защите. Выполняют Задание 2 в рабочей тетради - Надо узнать, каким было воспитание в Древней Греции и как проходили Олимпийские игры. |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | - Итак, начнем с воспитания. Прочитайте учебник на с. 151-152. - Закончили? Как изменились моральные ценности и идеалы греков в VII-VI веках до н.э.? Какими средствами прививались молодым грекам новые идеалы? - Давайте выполним задание 3 в рабочей тетради. Запишите, чему, зачем и где учили греков. - Из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Обобщает ответы: - Чтобы быть настоящим гражданином, греки воспитывали в себе качества - быть прекрасным душой и телом, а, следовательно, принести пользу себе и другим. - Чтобы воспитать гражданина, надо выработать умение торговать, отстаивать свои права, участвовать в управлении полисом, честно конкурировать в мастерстве, защищать свой город. | Читают учебник. - В центре внимания – личность каждого человека. Идеал – духовное и физическое совершенство, способность принести пользу и себе, и согражданам. Юных греков обучали дома, в школах, школах-палестрах, военных лагерях, гимнасиях. //На экране слайд «Воспитание граждан Эллады» Выполняют Задание 3 в рабочей тетради Предлагают варианты ответов по учебной проблеме. |
- Теперь обратимся ко второму вопросу, посвященному Олимпийским играм. Они олицетворяли собой самое лучшее в воспитании греков. Как вы думаете, чтобы победить, какие качества нужно было продемонстрировать участникам игр? - Обратившись ко второму разделу учебника (с. 153-155), выясните, что входило в программу Олимпийских игр, проходивших в Древней Греции. -Теперь выполните задание 5 в рабочей тетради. Назовите сходства и различия между современными и античными Олимпийскими играми. - Почему так важно было добиться победы в Олимпийских играх? Подводит учеников к выводу, о том, что греки соревновались, чтобы ублажить богов, прославить свой полис и себя как его гражданина. - Каким правилам древнегреческого воспитания ты бы следовал с удовольствием, а каким – нет? | Дети предлагают варианты ответа: сила духа, воля к победе, упорство, настойчивость, терпение. Учащиеся называют пункты программы. //На экране слайд «Как проходили Олимпийские игры» Выполняют задание 5 в рабочей тетради - Победа в Олимпийских играх считалась не столько личной заслугой, сколько знаком благосклонности великого Зевса. Победитель навечно прославлял и свое имя, и свой полис. Выполняют устно задание 4 в рабочей тетради, формулируя свое оценочное мнение | |
Выражение решения проблемы. Применение знаний. Д.з. | - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Обратите внимание на версии. - Запишем выводы в рабочую тетрадь //На экране слайд с выводом | - Древние греки соревновались, чтобы приблизиться к идеалу гражданина, в котором все должно быть прекрасно: и тело и душа. Победитель навеки прославлял полис, тем самым он приносил пользу не только себе, но и своему городу. |
- Вы знаете, что в 2014 году у нас, в России, пройдут зимние Олимпийские игры. Как вы думаете, почему это очень важно для нас? -Запишите домашнее задание: 1. Напишите рассказ от имени победителя Олимпийских игр. Опишите свои ощущения, настроение, и как вы были встречены городом. 2. Прочитайте название следующего параграфа. Как вы думаете, о чем в нем может говориться? 3. Прочитайте §25 и проверьте свои предположения, а также ответьте на вопросы перед ним. | Высказывают свое оценочное мнение Записывают Д.З. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы законодательства в сфере патриотического воспитания граждан
Материалы региональной конференции по патриотическому воспитанию молодежи. Хабаровск 2007В докладе приводится исследование выполненное автором совместно со студентом группы "Поиск" ТОГУ Па...
Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .
Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» ....
Статья .«Духовно – нравственное воспитание граждан России в современной школе в контексте стратегии модернизации образования».
Из опыта работы в школе....
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"
Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
Программа Гражданско-патриотического воспитания граждан России в кадетском корпусе
Программа Гражданско-патриотического воспитания граждан России в кадетском корпусе...