Реформы 1860-1870гг.
статья по истории на тему
Реформы 1860-1870гг.
Александр II (правил в 1855–1881 годах) вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование были проведены следующие реформы.
Отмена крепостного права (1861)
Рис. 2. Манифест об отмене крепостного права |
Причины:
· кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность её дальнейшего развития;
· социальная напряжённость в стране и массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права;
· поражение России в Крымской войне, показавшее её военно-экономическую отсталость.
Реформа имела прогрессивный характер, создала условия, необходимые для развития капиталистического производства.
Судебная реформа (1864)
Вводился бессословный характер судебной деятельности; провозглашалась несменяемость судей; вводилась гласность и состязательность судопроизводства; учреждалась адвокатура; создавался институт присяжных заседателей; упрощена система судопроизводства и сокращено число судебных инстанций.
Земская реформа (1864)
В уездах и губерниях были созданы выборные органы местного самоуправления – земства. Полномочия земств: вопросы местного хозяйственного значения (строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, обеспечение продовольствием).
Военная реформа (1856–1874)
Сокращение численности русской армии; расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава; создание военных гимназий; введение новых воинских уставов; перевооружение армии; учреждение системы военных округов в целях совершенствования военного управления; отмена рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности. Реформа проводилась генералом Д. А. Милютиным.
Реформа в сфере образования и печати (1863–1865 гг.)
Были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах» – введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские школы.
В 1863 году Устав вернул автономию университетам. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых вопросов.
В 1865 году были введены «Временные правила» о печати, отменившие предварительную цензуру для ряда печатных изданий.
Городская реформа (1870)
Было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное управление в городах.
Городские думы были бессословными органами. Они занимались вопросами благоустройства города, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Находились под строгим контролем правительственной администрации.
Значение реформ
Реформы привели к существенным изменениям в политическом, социально-экономическом и культурном развитии страны несмотря на противоречивость, непоследовательность, незавершённость данных реформ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reformy_1860.docx | 52.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Реформы 1860-1870гг.
Александр II (правил в 1855–1881 годах) вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование были проведены следующие реформы.
Отмена крепостного права (1861)
Рис. 2. Манифест об отмене крепостного права |
Причины:
- кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность её дальнейшего развития;
- социальная напряжённость в стране и массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права;
- поражение России в Крымской войне, показавшее её военно-экономическую отсталость.
Реформа имела прогрессивный характер, создала условия, необходимые для развития капиталистического производства.
Судебная реформа (1864)
Вводился бессословный характер судебной деятельности; провозглашалась несменяемость судей; вводилась гласность и состязательность судопроизводства; учреждалась адвокатура; создавался институт присяжных заседателей; упрощена система судопроизводства и сокращено число судебных инстанций.
Земская реформа (1864)
В уездах и губерниях были созданы выборные органы местного самоуправления – земства. Полномочия земств: вопросы местного хозяйственного значения (строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, обеспечение продовольствием).
Военная реформа (1856–1874)
Сокращение численности русской армии; расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава; создание военных гимназий; введение новых воинских уставов; перевооружение армии; учреждение системы военных округов в целях совершенствования военного управления; отмена рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности. Реформа проводилась генералом Д. А. Милютиным.
Реформа в сфере образования и печати (1863–1865 гг.)
Были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах» – введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские школы.
В 1863 году Устав вернул автономию университетам. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых вопросов.
В 1865 году были введены «Временные правила» о печати, отменившие предварительную цензуру для ряда печатных изданий.
Городская реформа (1870)
Было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное управление в городах.
Городские думы были бессословными органами. Они занимались вопросами благоустройства города, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Находились под строгим контролем правительственной администрации.
Значение реформ
Реформы привели к существенным изменениям в политическом, социально-экономическом и культурном развитии страны несмотря на противоречивость, непоследовательность, незавершённость данных реформ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "История в лицах. Реформы и реформаторы"
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражд...
Разработка урока истории в 9 классе. Тема: "Столыпинская аграрная реформа".
Материал поможет при подготовке и в проведении урока по указанной теме. Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. история России. М, "Просвещение".2011г....
Презентация "Реформы Петра Великого"
Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...
Крестьянская реформа 1861 г.
•характеристика личности Александра II. •Предыстория отмены крепостного права. •Причины отмены крепостного права. •Подготовка крестьянской реформы •её основные положения. •Значение отмены...
Разработка урока по теме " Россия на рубеже XX – XXI вв. Курсом реформ: социально – экономические аспекты."
Данный урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий...
Элективный курс История в лицах. Реформы и реформаторы.
Элективный курс по истории расчитан на 17 чсаов и предназначен для обучающихся 9 класса. Рассказывается о реформаторах нашей страны....
Презентация элективного курса "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи"
Представленный материал поможет учителю истории в проведении элективного курса или внеклассного мероприятия для учащихся 9-х классов ....
- Мне нравится (1)