Практикоприменение ЭОР как успешный инструмент реализации ФГОС
статья по истории (5, 6 класс) на тему

Ахметова Резеда Хабировна

В статье описаны виды и формы ЭОР и возможности их применения на разных этапах урока как по истории так и по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_na_konferentsiyu_ahmetova_r.h.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Практикоприменение ЭОР как инструмента успешной реализации ФГОС на уроках истории и обществознания.

Р.Х. Ахметова

учитель  истории и обществознания МБОУ "Лицей № 149 с татарским языком обучения" Советского района г. Казани

        Вопрос об использовании ЭОР сам по себе не является новшеством. Если в начале XXI века использование ИКТ на уроках и во внеурочное время учителями приветствовалось и поощрялось, то с 2011 года в связи с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ситуация существенно изменилась. ФГОС фактически обязывает педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.

        Если обратиться к первоисточнику, то мы видим, что ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий [5].  В частности, выпускник основной школы должен:

- осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком;

- различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;

- использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

-  осуществлять трёхмерное сканирование;

- создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

-  использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей;

- создавать мультипликационные фильмы;

- создавать виртуальные модели трёхмерных объектов;

- использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинестетические синтезаторы для решения творческих задач;

- проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;

- понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные);

- взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

-  участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

- взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие);

- создавать и заполнять различные определители;

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности;

- проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;

-  анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов;

- проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.

        Как видно, требования достаточно высоки и многие из вышеперечисленных могут быть сформированы и развиты на уроках истории и обществознания. В свою очередь, выросли требования и профессиональной компетентности учителя. Должностные обязанности учителя включают требования по использованию информационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов, по следующим позициям.
Учитель:
- осуществляет обучение, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

- осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) [3]. Учитель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

В нашем учебном заведении учителя начальных классов стояли у истоков внедрения ФГОС, мы же учителя-предметники столкнулись вплотную с этим 2 года назад. Начав работать по ФГОС, можем утверждать, что большую помощь оказал опыт применения ИКТ и ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности. Это очень наглядно демонстрируется при использовании метода проектирования.

В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания мы чаще всего используем такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.

В 5-6-х классах, на наш взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов:

1) Прикладной – «Наскальная живопись-первая картинная галерея». Реализовывая его, учащиеся учатся поиску нужной информации через разные ЭОР. Мы предлагаем мультимедиа сборники по истории древнего мира[2,4,6]. Просмотрев наглядно творения древних художников - охотников, учащиеся реализуют собственные, при этом используют материалы, отдаленно напоминающие кусок скалы или стену пещеры.

2) Ролево-игровой – «Я – ученик афинской палестры». Для учащихся он является самым увлекательным. Прежде чем его реализовать, учащиеся заранее знакомятся с традиционными афинской и спартанской спортивными школами чрез серию документальных видеороликов, предложенных учителем[8]. Лишь после этого у них может быть выработана определенная манера поведения, свойственная жителям древних Афин.

3) Информационный – «Семь чудес света», «Александрия Египетская – центр Восточного Средиземноморья», «В замке феодала», «Моя семья и Великая отечественная война», «Биография моего предка», «История моей семьи в истории страны» и др. Это достаточно трудоемкий тип проектной деятельности, который закладывает основы исследовательской деятельности. Важной задачей для учителя является не только показать, но и заложить умения работы с разными источниками: письменными, графическими, материальными, виртуальными. Мы считаем, что именно при выполнении данного вида деятельности у ученика формируются универсальные умения: он ищет, сравнивает, анализирует, выделяет главное и второстепенное.

4) Исследовательский - "Казань на страницах периодической литературы XIX века", "Почему российский флаг называют Андреевским?", "Была ли нулевая мировая?", "Просветительские центры Заказанья", "Мой родственник - участник Великой отечественной войны" и др. На этом этапе очень эффективным является обращение к электронным ресурсам библиотечных и архивных фондов, официальным сайтам министерства Обороны, Книги Памяти. Учащиеся учатся пользоваться официальной информацией через регистрацию и запрос. Например, многие наши ученики пользуются электронными ресурсами Национальной библиотеки РТ[9], Президентской библиотеки им. Б. Ельцина[11], Национальным архивом РТ и др. [10]

5) Творческий. На уроках истории возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья», "Чайная церемония", "Загадка пирамид", "Почему Ксеркс высек море?",  " Боги Олимпа", "Средневековый замок" и др. По продолжительности - это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков, портретов и 3D моделей. При выполнении проектов учащиеся обращались к различным материалам для оформления своей работы. Например: бумага, картон, пластилин, пенопласт, гипс, бетон, папирус, шелк, соленая глина и 2 ученика и компьютерную 3D модель башни Сююмбеке.

Метод проектирования особенно популярен  на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание мы обращаем на придание процессу обучения проблемного характера, развивающего навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения. Например, на уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Я в мире взрослых». Учащиеся проводили анкетирование, составляли диаграммы и гистограммы, представили доклады, защищали свою точку зрения, отвечали на вопросы своих одноклассников. Причем, большая часть учащихся использовала стандартные офисные программы, в которых закладывали алгоритм решения данной задачи. Хотим отметить, что проекты в 7 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Подрастает поколение учащихся, обучающихся по ФГОС. Несмотря на это, и  в старшей школе также успешно могут быть реализованы инструменты, с помощью которых формируются универсальные учебные действия. Например, на старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. Ученики сами предлагают тематику, определяются с методами осуществления данного проекта. Очень полезным на наш взгляд, является практическая работа с письменными источниками. Это и обращение к фондам Национального архива РТ, и библиотечного фонда Национальной библиотеки РТ, личные архивы жителей нашей республики, разных учреждений и предприятий. Хотим подчеркнуть, что уже несколько лет нами осуществляется научно-исследовательская  деятельность по теме: «Письмо ветерану». В рамках этого проекта учащиеся нашей школы не только знакомятся, но и сами находят новую информацию по участникам ВОВ, жителям оккупированных территорий, выявляют забытые факты, имеющие отношение к их семьям периода ВОВ. По этим данным за последние 2 года выпущена собственная "Книга памяти" лицея № 149.

Нужно отметить, то в курсе обществознания использования проектного метода раскрывает другие возможности. К примеру, при изучении темы «Глобальные проблемы современности» в 8 классе учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и угроза миру», «Проблемы ограниченности ресурсов», "Загрязнение мирового океана" и другие, раскрыть которые полностью возможно только при использовании Интернет-ресурсов. Начинается освоение информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей работой - завершающий этап научно-иследовательской деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для выражения.

        Неоценимою помощь оказывают электронные ресурсы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по предметам. В своей практике мы применяем и  готовые тренажеры,  КИМы и другие ЭОР, которые предлагают разные интернет- ресурсы [12]. Особенно  актуальным на наш взгляд является  создание педагогом собственных ЭОР. Готовые ЭОР не всегда подходят как тематически, так и функционально под особенности преподавания в конкретном классе, для конкретного ученика. Создавая собственные ЭОР, учитель совершенствует свои навыки работы с ИКТ, а также методические приёмы их использования и применения. К этой работе мы привлекаем и учащихся 9-11 классов, которые не только тренируются, прорешивая типичные задания, но самое главное, составляя такой тип заданий, у них вырабатывается четкое понимание критериев оценивания заданий.

         Уроки с использованием ЭОР более продуктивны и результативны. Особое внимание при подготовке к ним необходимо уделить формулировке вопросов и заданий к ЭОР, которые будут использоваться на данном уроке, чтобы использование электронных ресурсов было не самоцелью, не данью моде, а служило достижению поставленных целей и задач урока. ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность, а в конечном счете это и есть одна из основных целей, которую ставит федеральный государственный  стандарт основного и среднего образования.                   .

            

 

 

Литература

1.  Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.

2.  Всеобщая история 5 - 6 класс Учебное электронное издание (ООО «Кордис & Медиа»), 2007

3. Использование электронных образовательных ресурсов в практике преподавания истории и обществознания http://ито-ростов.рф/2012/ 

4. История Древнего мира. 5 класс: Комплект цифровых образовательных ресурсов (1 и 2; 3 и 4 четверти) к учебнику "История Древнего мира. 5 класс" В.И. Уколовой, Л.П. Маринович; под ред. А.О. Чубарьяна, ЗАО  «Просвещение - МЕДИА», 2008

5. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

6. Н. И. Шевченко. История 5 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Серия Электронная библиотека “Просвещение” 2003

7. http://www.ed.gov.ru/ - электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах 

8.https://www.youtube.com/ - видеоуроки по всеобщей истории. 5 класс.

9. https://kitap.tatar.ru/ru/- сайт национальной библиотеки РТ

10. http://www.archive.gov.tatarstan.ru - сайт национального архива РТ

11. http://www.prlib.ru - сайт президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина

12. http://pandia.ru/- сайт интернет-ресурсов для подготовки к урокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность педагога как методический инструмент реализации ФГОС»

Об исследовательской деятельности обучающихся можно говорить долго, и это тема не одной встречи. Безусловно,  исследовательская деятельность являются   направлениями работы с одар...

Статья. Рейтинговая система оценивания знаний студентов как один из инструментов реализации ФГОС.

Сегодня, когда система образования претерпевает серьёзные изменения, связанные с введением ФГОС, меняется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной де...

Эссе на тему: «Формирование компетенций – важнейший инструмент реализации ФГОС»

Сегодня российская школа находится на очень важном этапе своего развития: осуществляется внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Это означает обновление с...

"Школьная библиотека как инструмент реализации ФГОС ООО"

Информация для доклада на методическом объединении школьных библиотекарей....

ЭФУ - новый инструмент реализации ФГОС

В презентации приведены материалы по внедрению электронных форм учебников (ЭФУ) в образовательный процесс школы...

Технологическая карта урока как инновационный инструмент реализации ФГОС

В данной презентации рассматриваются 7 различных видов уроков, состоящие из разных этапов. Это поможет правильно заполнить технологическую карту к уроку. Шаблон технологической карты можно найти на мо...