Восстание Спартака. 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Методическая разработка урока с применением элементов когнитивной технологии (КТО) (методики "Круги Эйлера", "вставьте пропущенное слово", "расставьте в нужном порядке", "исключите лишнее").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.47 КБ |
![]() | 149.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия г. Гурьевска.
ВОССТАНИЕ СПАРТАКА.
5 класс.
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ КОГНИТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ (КТО).
Урок разработан учителем истории и обществознания
Бельской М.В.
г. Гурьевск.
Цель:
охарактеризовать крупнейшее в древности восстание рабов под предводительством Спартака.
Задачи:
Образовательные: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.
Развивающие: продолжить формирование умений делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты, работать с историческими источниками.
Воспитательные: продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям.
Оборудование:
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. История Древнего мира: учебник для 5 кл. ОУ/– М.: Просвещение.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2. 5 кл. –М.: Просвещение.
Мультимедиапроектор.
Ход урока:
I.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Рабство в древнем Риме»
1.Подготовка ответа по карточке. Методика «круги Эйлера».
Карточка.
Определите соотношения между понятиями, составьте логическую схему из заданных понятий и изобразите с помощью кругов Эйлера.
Круг №1. Население Рима.
Круг №2. Патриции.
Круг №3. Плебеи.
Круг №4. Рабы.
Круг №5. Гладиаторы.
(Если учащиеся впервые знакомятся с методикой, то круги необходимо подготовить заранее, при этом круг №1 будет самым большим по размеру, а круг №5 - самым маленьким)
2.Дифференцированная работа с учащимися:
а) Беседа по вопросам:
-Кто такой раб? (несвободный человек)
-Назовите источники рабства в Древнем Риме (долговое рабство, порабощение различных племен путем завоевания, захвата, прямого разбоя и грабежа)
б) Работа с историческими источниками.
Прочитайте высказывания и ответьте на вопрос:
как римляне относились к рабству и рабам?
Марк Теренций Варрон (116 — 27 гг. до н. э.) — римский учёный-энциклопедист и писатель:
«Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие — быки, немые — повозки, лопаты, плуги».
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) — известный римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель:
рабство «справедливо потому, что таким лицам рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно… Господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т.п.). К рабам следует относиться как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, что полагается».
Сенека ЛуцийАнней Младший( 4 г. до н.э. – 65 г.н.э.) – римский государственный деятель, философ и писатель. Отрывок из его «Писем к Луцию»:
«Я с радостью узнаю от приезжающих из твоих мест, что ты обходишься со своими рабами, как с близкими. Так и подобает при твоем уме и образованности. Они рабы? Нет, люди. Они рабы? Нет, твои соседи по дому. Они рабы? Нет, твои смиренные друзья…Мне смешны те, кто гнушается сесть за стол с рабом…несчастным рабам нельзя раскрыть рот, даже чтобы сказать слово. Розга укрощает малейший шепот, даже случайно кашлянувший, чихнувший, икнувший не избавлен от порки: страданьем искупается малейшее нарушение тишины. Так и простаивают они целыми ночами, молча и не евши…Часто повторяют бесстыдную пословицу: "Сколько рабов, столько врагов". Они нам не враги – мы сами делаем их врагами. Я не говорю о жестокости и бесчеловечности, – но мы и так обращаемся с ними не как с людьми, а как со скотами».
II. Постановка целей и темы урока.
Сенека писал «Мы сами делаем их врагами»: бесчеловечное отношение римлян к рабам стало причиной крупнейшего в древности восстания, произошедшего в 74-71 гг. до н.э. в Италии.
Как проходило и чем закончилось восстание рабов? Изучением этого вопроса мы и займемся сегодня на уроке.
III. Изучение новой темы.
План.
1.Заговор гладиаторов.
2.Ход восстания.
3.Причины поражения рабов.
1.- Проверка задания по карточке.
- Работа учащихся с текстом с использованием методики "вставьте пропущенное слово" ( на месте пропусков – ребусы, которые необходимо расшифровать ) Приложение
2. - Рассказ учителя с использованием интерактивной карты, заполнение учащимися контурной карты в рабочей тетради по ходу объяснения.
- Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками «Последний бой Спартака». Ответ на вопрос: о каких личностных качествах Спартака свидетельствуют описания?
Древнегреческий философ, биограф ПЛУТАРХ о восстании СПАРТАКА:
«Перед началом боя ему подвели коня, но он выхватил меч и убил его, говоря, что в случае победы ему достанется много хороших коней от врагов, в случае же поражения он не будет нуждаться и в своем. С этими словами он устремился на самого Красса, пробиваясь сквозь оружие, и не замечал ран; однако он не добрался до Красса, хотя и убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец покинутый своими соратниками, бежавшими с поля, он стоял один, окруженный врагами, и, сражаясь, пал под их ударами».
Древнеримский историк АППИАН о восстании СПАРТАКА:
«Произошла грандиозная битва, чрезвычайно ожесточенная вследствие отчаяния, охватившего такое большое количество людей. Спартак был ранен в бедро дротиком; опустившись на колено и выставив вперед щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его. Остальное его войско, находясь в полном беспорядке, было изрублено. Говорят, что число убитых и установить было нельзя... Тело Спартака не было найдено».
3. Обсуждение вопроса «Почему рабы потерпели поражение?»
Причин поражения фиксируются в тетрадях учащихся.
а) войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян
б) у Спартака не было четкого плана действий
в) восставших обманули пираты
IV. Закрепление изученного на уроке. Работа в парах.
- Расположите события в логической последовательности. Методика «расставьте в нужном порядке».
Восстание Спартака.
1.Заговор гладиаторов.
2.Поход армии рабов на Сицилию.
3. Образование лагеря у горы Везувий.
4. Разгром отрядов Спартака римским полководцем Крассом.
5. Поход армии рабов на север Италии.
6. Прорыв римских укреплений на перешейке.
- Исключите лишнее понятие. Объясните, почему. Методика «исключите лишнее».
Красс, Ганнибал, Помпей, Лукулл.
V. Итог урока.
Домашнее задание: §51, письменный ответ на вопрос «Произошло бы восстание рабов в Римской республике, если бы не было Спартака?»
Используемая литература.
- Арсланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой и Ф.А. Михайловского. – М.: ВАКО.2009.
- Бершадский М.Е. Когнитивная образовательная технология: построение когнитивной модели учащегося и ее использование для проектирования учебного процесса / Школьные технологии. - № 5, 2005.
- Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2003.
- Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. – М.: Издательство «Глобус». 2010.
- Стробинская Г. История древнего мира. Рабочая тетрадь.5 класс. – М.: НПО «Школа»-издательство «Открытый мир».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
,,УЯ
С К
Ф ИЯ
Е зувий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 5 класса на тему "Восстание Спартака"
Разработка содержит конспект урока с электронной презентацией....
Методическая разработка урока по истории в 5 классе на тему "Восстание Спартака"
Данная разработка содержит в себе конспект урока и презентацию...
сценарий урока для 5 класса по истории "Положение рабов. Восстание Спартака"
План-сценарий урока в 5 классе по истории Древнего мира по теме "Положение рабов в Риме. Восстание Спартака" по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/25/picture-214589-1569423369.jpg)
Самостоятельная работа по истории в 5 классе тема: «Восстание Спартака»
Материал для проведения самостоятельной работы по истории в 5 классе тема: «Восстание Спартака»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458306-1403163676.jpg)
открытый урок истории в 5 классе по теме "Восстание Спартака"
Организация данного урока способствует формированию положительной мотивации учащихся в изучении истории. Активизирует познавательные интересы учеников. Соответствует новым образоватеным стандартам....