Игра-путешествие "История России XIX в."
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Игра-путешествие позволяет обобщить и закрепить пройденный материал в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-puteshestv._istor._ros._xix_v.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие «История России XIX века»
Цели: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по истории XIX века
2) развивать речь, мышление, память, интерес к родной истории
3) воспитывать коллективизм
Оборудование: слайды (проспект императоров, площадь культуры), оформление доски, кроссворды.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя о целях и задачах игры.
II. Игра
- Проспект императоров
(слайды с портретами императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III).
Каждая команда должна рассказать об одном из императоров по следующему плану:
а) даты правления
б) реформы
в) яркие события
г) выдающиеся деятели
Александр I.
а) 1801 – 1825 гг.
б) «Указ о вольных хлебопашцах», реформа высших органов государственной власти, реформы в области просвещения.
в) Создание тайных обществ «Союз спасения», «Союз благоденствия». Война с наполеоновской Францией, Тильзитский мирный договор, континентальная блокада, присоединение Бессарабии, Финляндии, создание военных поселений.
г) М.М. Сперанский, М.И. Кутузов, А.А. Аракчеев, Н.Н. Новосильцев.
Николай I.
а) 1825 – 1855 гг.
б) Реформа управления государственной деревни, денежная реформа, кодификация законов
в) Начало Крымской войны, оборона Севастополя, расправа над декабристами
г) Е. Ф. Канкрин, М.М. Сперанский, П.Д. Киселёв, С.С. Уваров, А.Х. Бенкендорф, В.Г. Белинский
Александр II.
а) 1855 – 1881 гг.
б) Отмена крепостного права, Земская реформа, Городская реформа, Судебная реформа, Военная реформа, Образовательная реформа, Финансовая реформа
в) Окончание Крымской войны, деятельность организаций «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел», «Хождение в народ», Сан-Стефанский мирный договор, Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
г) М.Д. Скобелев, А.М. Горчаков, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Д.А. Милютин
Александр III.
а) 1881 – 1894 гг.
б) Контрреформы, начало рабочего законодательства
в) Казнь народовольцев, начало сооружения Великого Сибирского пути – Транссибирской железной дороги, заключение русско-французского союза, образование Закаспийской области, установление окончательных границ с Афганистаном, создание Русского музея в Петербурге.
Г) С.М. Соловьёв, И.Д. Делянов, К.П. Победоносцев, М.Т. Лорис – Меликов, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте
2. Площадь культуры.
1. Музыка (карточки – доска)
Определите имена композиторов и соотнесите их с музыкальными произведениями:
- АНЛИКГ – Глинка – Опера «Жизнь за царя»
- ВЬЯЛЕАБ – Алябьев – Песня «Соловей»
- ВСЙЧАНКИКОЙ – Чайковский – Опера «Евгений Онегин»
- НОДОБИР – Бородин – Опера «Князь Игорь»
- КИЙРМОСГУС – Мусоргский – Опера «Борис Годунов»
- ГОЖСДАМЫРЙКИ – Даргомыжский – Опера «Русалка»
- ВСЙЧАНКИКОЙ – Чайковский – Опера «Пиковая дама»
- СВКАО – Кавос – Опера «Иван Сусанин»
2. Архитектура (слайды)
Выяснить имена архитекторов, с которыми связаны следующие произведения архитектуры; определить к какому стилю относятся данные произведения архитектуры:
- Здание Адмиралтейства в Петербурге – А. Д. Захаров (Классицизм)
- Казанский собор в Петербурге – А.Н. Воронихин (Классицизм)
- Храм Христа Спасителя – К.А. Тон (Русско-византийский стиль)
- Исторический музей в Москве – В.О. Шервуд, А.А. Семёнов (Неорусский стиль)
3. Живопись и скульптура (слайды)
Выяснить имена художников и скульпторов следующих репродукций картин и скульптур:
- «Свежий кавалер» - П.А. Федотов
- «Явление Христа народу» - А.А. Иванов
- «Последний день Помпеи» - К.П. Брюллов
- «На жатве. Лето» - А.Г. Венецианов
- «Бурлаки на Волге» - И.Е. Репин
- «Богатыри» - В.М. Васнецов
- «Сватовство майора» - П.А. Федотов
- «Рожь» - И.И. Шишкин
- «На пашне. Весна» - А.Г. Венецианов
- «Грачи прилетели» - А.К. Саврасов
- «Алёнушка» - В.М. Васнецов
- «Боярыня Морозова» - В.И. Суриков
- Памятник А.С. Пушкину в Москве – А.М. Опекушин
- Скульптура «Петр I» - М.М. Антокольский
- Скульптура «Иоанн Васильевич Грозный» - М.М. Антокольский
- Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде – М.О. Микешин
4. Наука.
Кроссворд.
Если вы правильно ответите на вопросы, то узнаете имя профессора истории, автора 29-томного труда «История России с древнейших времён»
(С.М. Соловьёв)
1. Участник первой русской кругосветной экспедиции под руководством И.Ф. Крузенштерна, командир корабля «Нева»
2. Профессор медико-хирургической академии, являвшийся основоположником военно-полевой хирургии.
3. Создатель дуговой электрической лампы.
4. Физик, который в 1876 г., измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света.
5. Всемирную славу этому учёному принесло открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов – одного из основных законов естествознания.
6. Учёный, открывший целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озёр, впервые были даны описания некоторых животных (дикой лошади, дикого верблюда, тибетского верблюда).
7. Руководитель Первой кругосветной экспедиции.
8. Профессор Казанского университета, создатель неевклидовой геометрии.
3. Бульвар славы русского оружия.
1) Полководцы (слайды)
Выяснить в какой войне, каких сражениях участвовали следующие полководцы, самые известные их высказывания:
- М.И. Кутузов, В.А. Корнилов, М.Д. Скобелев, М.Б. Барклай де Толли
М.И. Кутузов
- Отечественная война 1812 г.
- «Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем»
М.Д. Скобелев
- Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
- «Ещё полк, дайте один полк и – Плевна моя!»
М.Б. Барклай де Толли
- Отечественная война 1812 г. (Смоленское сражение)
- «… продлить войну по возможности» и «»при отступлении нашем всегда оставлять за собою опустошённый край»
В.А. Корнилов
- Крымская война 1853 – 1856 гг. – Героическая оборона Севастополя
- «На нас лежит честь защиты Севастополя, защиты родного нам флота. Будем драться до последнего! Если кто из начальников прикажет бить отбой, заколите такого начальника … Если б я приказал ударить отбой, не слушайте меня, и тот подлец будет из вас, кто не убьёт меня»
2) Герои 1812 г. (слайды)
Определить, о ком идёт речь.
- Бывший адъютант Багратиона. Создал отряд, который действовал в тылу врага. Лихой гусар, весельчак, поэт. Человек огромного личного мужества. О нём с восторгом и почтением отзывались и дворяне и крестьяне. Однажды, имея 50 гусар и 80 казаков атаковал неприятельский транспорт с припасами, который охраняло 250 кавалеристов (Денис Давыдов)
- Руководитель армейского партизанского отряда. Проникал в штабы противника и, пользуясь прекрасным знанием французского языка, приносил Кутузову ценные сведения. Однажды, объединив силы армейских партизан, захватил в плен колонну французов в 2тыс. человек во главе с генералом (Александр Фигнер)
- Крестьянка-партизанка Сычёвского уезда Смоленской области. Когда её муж повёл в город партию пленных, она сколотила отряд из женщин и подростков, вооружённых вилами, топорами, косами. Этот отряд охранял деревню, конвоировал пленных. Её имя наводило ужас на французских солдат (Василиса Кожина)
- Крепостной крестьянин. Организовал партизанский отряд из 5 тыс. пеших и 500 конных человек. Они были вооружены ружьями, отбитыми у неприятеля, пистолетами и саблями, а также самодельными пиками. Отряд не раз успешно громил довольно крупные силы регулярной армии Наполеона (Герасим Курин)
4. Тупичок дат.
Хронологический кроссворд.
1. Начало правления Александра I.
2. Тильзитский мир.
3. Учреждение Государственного совета.
4. Восстание декабристов.
1. Земская и судебная реформа.
2. Введение всеобщей воинской повинности.
3. Начало завоевания Средней Азии.
4. Начало обороны Севастополя.
1. Создание тайного общества «Союз спасения».
2. Начало заграничных походов русской армии.
3. Издание первого Полного собрания законов Российской империи.
4. Продажа Аляски.
1. Городская реформа.
2. Начало оформления франко-русского союза.
3. Денежная реформа С.Ю. Витте.
4. Начало реформы государственных крестьян П.Д. Киселёва.
5. Улица Крылатых выражений.
Рассказать, что обозначает данное выражение, историю его возникновения.
- «А Васька слушает, да ест» - один человек упрекает , а другой не обращает внимания на упрёки.
В басне «Кот и повар» рассказывается, как повар оставил кота Ваську стеречь съестное от мышей, а сам пошёл в кабак. Вернувшись, он увидел, что кот доедает курицу, оставшуюся от обеда и стал его стыдить.
- «Мёртвые души» - люди, фиктивно числящиеся в какой-либо организации, но фактически не принимающие никакого участия в её работе.
Это выражение – заглавие одноимённой поэмы Н.В. Гоголя, главный герой которой Чичиков скупает умерших крепостных крестьян, числившихся до последней переписи населения живыми. Такие факты скупки документов умерших крепостных имели место в действительности, но термина «мёртвые души» не было. Сюжет поэму подсказал Гоголю А.С. Пушкин, поэтому, возможно, ему принадлежит и авторство выражения.
- «Лебедь, рак и щука» - отсутствие согласованности в каком-либо деле, полный разброд.
Это выражение восходит к басне И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», в которой рассказывается, как Лебедь, Щука и Рак взялись везти воз с поклажей. А т.к. согласия между ними не было, то каждый тянул в привычную для него стихию. Используя образы животных, баснописец показал, что «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука»
- «Гонять лодыря» - бездельничать, праздно проводить время.
В XIX веке в Москве начали возникать частные медицинские учреждения. Одну такую клинику организовал немец Лодер. Многим своим больным, среди которых были и страдающие ожирением, он рекомендовал быструю ходьбу по парку, подвижные игры. Московский работный люд, озабоченный делами и поиском средств к существованию, наблюдая через забор за праздношатающимися людьми, неодобрительно называл такое времяпрепровождение «гонять лодыря».
- «Медвежья услуга» - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неприятности.
В басне И.А. Крылова «Пустынник и медведь» рассказывается о том, как подружились медведь и живший одиноко в глуши лесов Пустынник. Однажды, гуляя по лесу, Пустынник устал, и Медведь предложил ему отдохнуть, а он покараулит его сон. Но на беду тут прилетела муха и стала садиться то на щёку, то на лоб, то на нос спящего друга. Медведь, не выдержав такой назойливости, взял булыжник и ударил прямо по лбу своего друга, куда в это время она села. Муху он убил, но и Пустынник с разбитым черепом остался лежать на месте.
- «Мартышкин труд» - бесполезный бестолковый труд, на который затрачены большие усилия.
Выражение взято из басни И.А. Крылова «Обезьяна», в которой Мартышка, увидев, что труд пахаря горячо одобряется прохожими, позавидовала ему. И желая получить такие же похвалы, «мартышка вздумала трудиться». Она нашла чурбан и начала его катать. Пот лился с неё ручьём, но похвал она так и не дождалась, т.к. пользы от её работы не было.
- «Ни кола, ни двора» - совсем ничего нет, обычно о крайней бедности.
Колом в XIX веке называли полоску пахотной земли шириной в 2 сажени (около 4 метров). Не иметь кола означало не иметь пашни; не иметь двора – значит не иметь дома и жить у других. Поэтому первоначально выражение «Никола. Ни двора» употреблялось для обозначения человека, снимавшего у кого-либо угол и зарабатывавшего на жизнь каким-либо промыслом. Обычно это были отставные военные.
- «Танцевать от печки» - начинать с привычного, простого, повторяя все действия с самого начала.
Это выражение стало популярным благодаря роману русского писателя XIX в. В.А. Слепцова «Хороший человек». Главный герой романа, «неслужащий дворянин» Сергей Теребенев, возвращается в Россию после бесплодных странствий по Европе. Неожиданно он вспоминает, как его в детстве учили танцевать. Все движения Серёжа начинал от печки и если ошибался, то учитель уныло говорил ему: «Ну, ступай опять к печке, начинай сначала».
III. Подведение итогов игры.
Заключительное слово учителя. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символы России. Россия всё -чем я живу.
Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...
Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»
Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
воспитательное занятие " Любите Россию- Берегите Россию - Охраняйте Россию"
внеклассное занятие...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...