Урок-игра "Крымская война 1853-1856 гг."
презентация к уроку по истории (8 класс) по теме
Ссылки для скачивания:
https://yadi.sk/i/bfdtQGzA3KPepv
https://yadi.sk/d/EuStRmdY3KPexp
https://yadi.sk/i/LtJPKaeh3KPfHo
Урок содержит сценарий, презентацию, кроссворд. Рассчитан на учащихся 7-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
описан порядок игры с заданиями | 34.19 КБ |
объявление для участников игры | 15.73 КБ |
лист для подведения итогов участия в игре | 13.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра
"Крымская война 1853-1856 гг."
( к 160-летию окончания Крымской войны).
Оборудование: мультимедийный проектор, стенгазета с фотографиями, чистые листочки для ответов, таблички с названиями команд и «Жюри», историческая карта 19 века, книги по Крымской войне.
Время проекта: игра рассчитана на 2 урока с перерывом.
Цель проекта: Обобщить информацию о Крымской войне, героической обороне Севастополя, повысить значимость исторического знания для учащихся.
Задачи проекта: Предметные: определить причины, ход, результаты и значение Крымской войны, ее место в российской и мировой истории.
Метапредметные: познавательные: 1.Формулировать идеи игры по заголовку.
2.Сравнение результатов и последствий; 3.Работа с материалом презентации и кроссворда.
Коммуникативные: умение работать в контакте друг с другом и учителем, в группах (командах).
Регулятивные: оценка ответов своих товарищей и самооценка.
Личностные: вызвать уважение к защитникам Севастополя, интерес к родной истории.
Перед игрой предварительно была выпущена газета с ориентирующими вопросами и иллюстрациями игры, учащимся было предложено подготовиться к игре, несколько учеников готовили краткие сообщения на 1-2 минуты.
1. Орг.момент:
1) проверка готовности учащихся 7-11 классов к уроку-игре (на столах должны быть чистые листочки, ручки, таблички с названием команд, достаточные проходя между столами, чтобы «скороходы» быстро доносили листочки с письменными ответами);
2) представление членов Жюри и гостей-наблюдателей;
3) выбор капитанов команд;
4) объяснение условий игры и этапов:
1 этап: просмотр иллюстраций войны под музыку
2 этап: викторина по презентации
3 этап: медицинский (параллельно с викториной)
4 этап: решение кроссворда (может быть домашним заданием)
5 этап: «Узнай картинки» (эпизоды и события, связанные с войной)
6 этап: конкурс капитанов
7 этап: выводы, подведение итогов игры, награждение победителей.
8 этап: рефлексия: заполнение листов самооценки.
Каждый из этапов игры оценивается жюри: за полный ответ назначается 3 балла команде, за правильный (краткий) ответ – 2 балла, за частичный ответ – 1 балл.
- Мотивация учебной деятельности – 1) определение учащимися проблемы и цели игры. 2) в конце мероприятия каждый получит оценку по результатам своей устной и письменной работы.
- Актуализация знаний: Вступительное слово учителя истории:
- В истории нашей страны немного найдется проигранных войн. Крымскую войну, как известно, Россия проиграла. Давайте сформулирует основную проблему, которую мы сегодня будем решать.
Зачем мы вступили в эту войну? И почему, несмотря на такой исход, Крымскую войну называют героической страницей нашей истории? Попробуем в этом сегодня разобраться.
- Предыстория присоединения Крыма такова:
Первое упоминание о Крыме относится к 12 веку до нашей эры. Тогда Крым населяли древние народы - тавры. Отсюда и произошло первое название полуострова - Таврида.
Иван Грозный, разбив монголо-татар, присоединил к Российскому государству все ханства, кроме Крымского. Были также неудачные походы Голицына В.В. в период правления Софьи.
В 1783 году императрица Екатерина II подписала манифест о присоединении Крыма к Российской империи. «Город славы», «святой город» - так с греческого языка переводится название Севастополь. Свое звучное имя город получил благодаря императрице Екатерине Великой, именно она издала указ основать на берегу большой Севастопольской бухты морскую крепость.
Севастополь дважды за свою историю противостоял натиску врага: не только в Крымскую войну, но и в Великую Отечественную.
- В советское время при Н.С. Хрущеве Крым был передан Украине и десятилетия находился в ее составе.
- Все мы знаем, что в 2014 году Крым вновь стал российским. И все в нашей стране очень рады этому событию.
- этап: Разминка: посмотрим фотографии и иллюстрации, чтобы ощутить дух той эпохи. (Просмотр производится под музыку).
- Этап: ВИКТОРИНА:
Просмотр презентации на тему: "Крымская война 1853-1856 гг." и письменные ответы команд на вопросы конкурса. (Учащиеся предлагают варианты ответа на листочках).
- Вспомним предысторию конфликта: В чем состояли причины и повод к войне? Зачем мы вступили в Крымскую войну?
Поясняющий ответ учителя: В 19 веке стало ясно, что Османскую империю (Турцию) ждет распад. Перед мировыми державами встал вопрос: кто получит наибольшие выгоды от этого? Но цели России очень отличались от целей других воюющих держав, заинтересованных, главным образом, в ослаблении России и Турции, которых они подталкивали к войне. Россию, как черноморскую державу, интересовал свободный выход из моря через проливы Босфор и Дарданеллы, и освобождение от турецкого владычества народов Балканского полуострова и Ближнего Востока. К сожалению, мирный сценарий не реализовался. И война разразилась. Россия первой не объявляла эту войну. Чувствуя за своей спиной поддержку Англии и Франции, это сделала Турция.
Поводом к войне послужило нежелание турецкой власти разрешить свободный доступ православным христианам к святыням Палестины. Ключи от гроба Господня были отданы турками католикам-французам. Россия настаивала на таком свободном доступе и ввела в подкрепление своих слов войска в Молдавию и Валахию. И готова была тотчас вывести войска, когда Турция пойдет на это условие. Но турецкие власти предпочли начать войну.
- При каких российских императорах шла эта война? (При Николае I, подписан мирный договор был при Александре II).
- Сколько времени продолжалась война? (Крымская война продолжалась с октября 1853 по февраль 1856 года).
- Почему война названа Крымской? (Основной театр военных действий располагался в Крыму).
- Какое первое сражение послужило началом основных военных действий? (Разгром турок в Синопской бухте. Поначалу война развивалась достаточно успешно для России: русские моряки разгромили турецкий флот в Синопской бухте 18 ноября 1853 года).
- Кто из флотоводцев заблокировал турецкий флот в Синопской бухте, занимал пост военного губернатора Севастополя и с самого начала возглавлял гарнизон защитников крепости, скончался, обороняя Севастополь? (Павел Степанович Нахимов).
- Сообщение учащегося о Павле Степановиче Нахимове.
- Как именно развивалось Синопское сражение? Сообщение учащегося (Русская эскадра, выстроилась вдоль побережья бухты и расстреляла турецкий флот: за 4 часа турки потеряли 15 кораблей!)
- Как звали полководца с фамилией «полудержавного властелина», которому приписывали поражение при Альме? (А.С. Меньшиков).
- Самое главное и героическое событие Крымской войны и его дата? (Оборона Севастополя 13 сентября – 30 августа 1855 г.).
- Что это за картина? О какой войне здесь идет речь? (Александр Александрович Дейнека. «Оборона Севастополя» (1942 г.), находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Великая Отечественная война).
- Причины военных неудач под Севастополем? (просчеты командования, воевали с целой коалицией европейских стран, проблемы со снабжением, техническая отсталость – парусный флот вместо парового. Бесперебойное снабжение экспедиционного корпуса противников было налажено с помощью пароходов, курсировавших между средиземноморским побережьем Франции и Крымом. Россия же к тому времени не имела даже железной дороги от Москвы до Крыма. Снабжение армии осуществлялось с помощью гужевого транспорта, т.е. на телегах).
- Знаменитый русский писатель, участник Севастопольской битвы и его произведение? (Будущий великий писатель, а тогда офицер-артиллерист Л.Н. Толстой. Цикл «Севастопольские рассказы», созданный им под впечатлением от участия в боевых действиях, рассказывает о подвигах защитников Севастополя).
- Мы знаем имя другого флотоводца, вынужденного на суше защищать Севастополь. Сообщение учащегося о Владимире Алексеевиче Корнилове.
- Военный инженер-фортификатор, организовавший возведение военных укреплений в Севастополе (Эдуард Иванович Тотлебен).
- Герой Крымской войны, отличившийся в обороне Малахова кургана, не покидавший бастиона с 5 октября 1854 г. до дня смерти 7 марта 1855 г. (Владимир Иванович Истомин).
- Русский хирург, основоположник военно-полевой хирургии, выдвинувший ее на одно из первых мест в мире. Что еще придумал использовать этот доктор в условиях Крымской войны? (Н.И. Пирогов стал использовать эфир для наркоза и гипсовую повязку, привлек медсестер).
- Медицинский конкурс: два представителя от каждой команды берут бинты и, по жребию, скатанные в трубочки листочки, с вариантами «ранений» бойцов: в голову, ногу и руку. Выйдя из класса, один перевязывает другого. После этого они появляются перед участниками игры, и жюри оценивает правильность перевязок. Пока они выполняют это задание в коридоре, викторина не прекращается.
- Матрос, носивший фамилию домашнего животного, во время обороны Севастополя разрушал неприятельские траншеи и захватывал пленных - «языков». На памятнике Корнилову он изображен выбрасывающим из окна попавшую туда бомбу (Петр Маркович Кошка).
- Господствующая высота в Севастополе? Из-за чего русские войска, героически защищавшие город, оставили Севастополь? (Малахов курган. После того, как французы овладели им 27 августа 1855 г. они получили стратегическую инициативу, и русские войска были вынуждены оставить Севастополь).
- Сколько дней длилась оборона Севастополя? (349).
- Как назывался мирный договор после этой войны, и каковы были его условия? (Парижский мир 1856 г. Условия: Южная Бессарабия отходила к Молдавии, потеряли устье Дуная, право иметь крепости и флот на Черном море, право покровительствовать балканским народам, город Карс был возвращен Турции в обмен на Крым и Севастополь. Черное море объявлялось открытым для судов всех стран).
- В чем состояло значение войны? (Подорван международный авторитет России, поражение в войне ускорило преобразования в нашей стране, началась освободительная борьба на Балканах, война показала несгибаемый дух российского воинства).
- Какие другие театры военных действий этой войны вы знаете? (Соловки, Камчатка, Кавказ). Сообщение учащегося о других участках войны.
- Решение кроссворда: письменная работа команд.
- Закрепление: Проверим усвоенные знания на сегодняшнем уроке-игре: задание «Узнай картинки» (Устные ответы участников и капитанов команд. В случае правильного ответа команда получает 1 очко, в случае неправильного - право ответа переходит следующей команде по кругу).
- Конкурс капитанов. Подведение образовательных итогов игры (слово руководителю образовательного проекта): На вопрос «Почему мы вступили в эту войну» мы уже ответили. Ответим на второй вопрос, который мы себе поставили в начале игры: Почему, несмотря на такой исход, Крымскую войну называют героической страницей нашей истории? Слово предоставляется капитанам команд. (Капитаны отвечают, дополняя или исправляя ответы друг друга. Их ответы оценивает жюри и приплюсовывает к баллам команд).
- Подведение итогов игры. Вывод учителя: 1. Наши бойцы проявили героизм и самоотверженность, преодолевая жажду и холод, оружейный голод. Вражеские армии численно превосходили русскую. Крым защищали только 50 тысяч человек против 210 тысяч противника. Россия столкнулась с предательством Австрии, была вынуждена держать на Балканском полуострове огромную армию, которой так не хватало под Севастополем.
2. На всех театрах военных действий, кроме севастопольского, мы выиграли: под Кронштадтом (где первыми в истории морских битв русские моряки первыми применили мины), в Белом и Баренцевом морях провалилась попытка английских и французских кораблей захватить Архангельск. Маленький гарнизон Соловецкого монастыря остановил агрессоров. Англо-французская эскадра в Тихом океане напала на Петропавловск-Камчатский и тоже потерпела поражение.
3. Важнейшие итоги войны: По Парижскому мирному договору 1856 года нас хотели, но так и не смогли свести до положения второстепенной державы. Из-за противоречий между странами-победительницами русские дипломаты добились смягчения условий мира. Мы не потеряли Севастополь! Этот город своей героической обороной заслужил вечно оставаться в составе России. Россия возвращала Турции захваченную на Кавказе крепость Карс в обмен на Севастополь. Так важен был для нас этот город. Город, который в годы Великой Отечественной войны будет сопротивляться до последнего долгих 9 месяцев. Севастопольская земля насквозь пропитана кровью ее защитников, поистине святая земля! Это чувствуют все, кто побывал хотя бы раз в Севастополе. Этот город притягивает. Именно в нем на мысу Херсонес произошло крещение князя Владимира. В городе два Владимирских храма, в одном из которых находится усыпальница русских адмиралов, защищавших Севастополь. Город Русской славы, город-герой, солнечный русский город!
4. Европа недолго торжествовала. В 1870 году, пользуясь началом франко-прусской войны, Россия в одностороннем порядке отказалась от исполнения условий Парижского договора и вернулась в число великих мировых держав.
Подведение итогов игры, награждение команд и отличившихся учащихся.
Учитель: Хочется поблагодарить всех участников сегодняшней игры, организаторов и гостей. Попросить заполнить листы с впечатлениями о сегодняшнем уроке-игре: Что нового вы узнали о Крымской войне? Оцените сегодняшнее мероприятие, свою работу и работу товарищей.
Приложение 1.
Лист самооценки_________________________________________________
1. Чему я научился на уроке-игре?___________________________________
2. Что осталось непонятным? ______________________________________
3. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника игры, капитана команды, автора сообщения, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Моя оценка за урок - _____
5. Что понравилось в сегодняшней игре?_______________________________
6. Что не понравилось?
7. Какая команда работала лучше всех?________________________________
8. Чье выступление запомнилось? _____________________________________
Предварительный просмотр:
18 ноября состоится военно-историческая игра:
«Крымская Война»
- Для участников игры (учащихся 8-11 классов) необходимо вспомнить или изучить предысторию конфликта:
- В чем состояли причины и повод к войне?
- Зачем мы вступили в Крымскую войну?
- При каких российских императорах шла эта война?
- Сколько времени продолжалась война?
- Почему война названа Крымской?
- Кто из флотоводцев этой войны героическим образом проявил себя?
- Как именно развивалось Синопское сражение?
- Самое главное и героическое событие Крымской войны и его дата?
- Причины военных неудач под Севастополем?
- Господствующая высота в Севастополе? Из-за чего русские войска, героически защищавшие город, оставили Севастополь?
- Сколько дней длилась оборона Севастополя?
- Как назывался мирный договор после этой войны, и каковы были его условия?
- Причины поражения России?
- В чем состояло значение войны?
- Какие другие театры военных действий этой войны вы знаете?
- Этапы игры:
1 этап: викторина по презентации
2 этап: решение кроссворда
3 этап: «Узнай картинки» (эпизоды и события, связанные с войной).
4 этап: медицинский (во время викторины).
5 этап: подведение итогов игры, награждение победителей. Рефлексия: заполнение листов самооценки
Предварительный просмотр:
Лист самооценки_________________________________________________
1. Чему я научился на уроке-игре?___________________________________
2. Что осталось непонятным? ______________________________________
3. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника игры, капитана команды, автора сообщения, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Моя оценка за урок - _____
5. Что понравилось в сегодняшней игре?_______________________________
6. Что не понравилось?
7. Какая команда работала лучше всех?________________________________
8. Чье выступление запомнилось? _____________________________________
Лист самооценки_________________________________________________
1. Чему я научился на уроке-игре?___________________________________
2. Что осталось непонятным? ______________________________________
3. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника игры, капитана команды, автора сообщения, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Моя оценка за урок - _____
5. Что понравилось в сегодняшней игре?_______________________________
6. Что не понравилось?
7. Какая команда работала лучше всех?________________________________
8. Чье выступление запомнилось? _____________________________________
Лист самооценки_________________________________________________
1. Чему я научился на уроке-игре?___________________________________
2. Что осталось непонятным? ______________________________________
3. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника игры, капитана команды, автора сообщения, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Моя оценка за урок - _____
5. Что понравилось в сегодняшней игре?_______________________________
6. Что не понравилось?
7. Какая команда работала лучше всех?________________________________
8. Чье выступление запомнилось? _____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Крымская война 1853-1856 г. и ее значение" с использованием ИКТ
В ходе урока выявляются причины и значение Крымской войны в истории России, показан героизм полководцев таких как, Нахимов, Истомин, Корнилов и обыкновенных солдат в этой войне. Также освещается матер...
“КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.
План открытого урока...
Крымская война 1853-1856
Разработка и презентация к уроку истории в 8 классе по теме: "Крымская война"...
Тест по истории России (8 класс) по теме: Крымская война 1853-1856 гг.
Тест составлен по теме "Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя" по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История Росси" - 8 класс. Тест предназначен для учителей истории и обучающих...
Крымская война 1853 - 1856 гг. Оборона Севастополя
Урок посвящен одному из ключевых событий истории России XIXвека – Крымской войне. В процессе урока учащиеся не только изучают важное историческое событие, но и отрабатывают общеучебные уме...
Крымская война 1853-1856 гг.
Конспект урока по истории 8 класса по теме: "Крымская война 1853-1856 гг."...
Открытый урок "Крымская война" 1853-1856 гг.
Данный урок посвещен событиям Крымской войны. В ней участвовали Россия и её противники-Османская Империя,Англия,Франция и другие государства. В ходе этой войны русский флот в 1853 году разгромил турец...