Батыево нашествие на Русь
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Цели и задачи: познакомить с периодом вторжения на Русь внука Чингисхана Батыя; объяснить особенности завоевания русских земель; выявить причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
batyevo_nashestvie_na_rus.zip | 990.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Акимочкина Светлана Николаевна,
ст. Егорлыкская, МБОУ ЕСОШ № 7 им. О.Казанского, учитель истории
БАТЫЕВО НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ
Цели и задачи: познакомить с периодом вторжения на Русь внука Чингисхана Батыя; объяснить особенности завоевания русских земель; выявить причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов;
- Коммуникативные: правильно применить речевые средства используемые в соответствии с целями и задачами коммуникаций, чтобы правильно выражать свои эмоции, мысли, а также развивать навыки работы в группе, умение слушать одноклассников;
- Регулятивные: характеризовать, соотносить, анализировать текст, чтобы правильно определять особенности для дальнейшей классификации, самостоятельно принимать решения;
- Познавательные: умение делать самостоятельно выводы, устанавливать причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки, выдвигать умозаключения; использовать дополнительный материал (схемы, таблицы, учебник, энциклопедии, справочники), анализировать;
- Личностные УУД: способствовать развитию интереса к изучению истории Отечества, патриотизма, а также правильно характеризовать деятельность исторических личностей.
Оборудование: учебник, карта эпохи монгольских завоеваний, контурные карты и атласы, дополнительный материал для рабы в группах, презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивационно-целевой этап
Стихотворение
Как прознал рязанский князь
О монгольской рати,
Помощь попросил себе
У соседей-братьев.
Но князья между собой
Власть деля и славу,
Басурманам обрекли
Братьев на расправу.
Полчища татар вдали
Растекались тучей,
Сея гибель на пути
Конницей летучей.
Князь с дружиною решил
Выступить навстречу,
Но жестоко был разбит
В поле, в лютой сече.
Подступил к Рязани враг,
Началась осада.
На защиту встало всё
Населенье града.
Приступ шёл со всех сторон
Страшною волною:
Тьмы бесчисленных татар
Выли под стеною.
В храмах слышалась мольба:
«Господи, помилуй,
Супостата сокруши
Праведною силой».
Дрались все, кто мог держать
Лук иль меч булатный,
Презирая смерть свою
Шли на подвиг ратный.
Женщины и старики
Стены укрепляли,
И о помощи, в слезах,
Бога умоляли.
…………………………
Ах, раздробленная Русь,
По своей гордыни
Ты дозволила Орде
Поругать святыни…
Тема нашего урока: «Батыево нашествие на Русь».
- Что нам необходимо сделать? (Поставить проблему).
- О чем идет речь в стихотворении? (Ответы учащихся).
- Какие процессы происходили в тот период на Руси? (Ответы учащихся).
- Как, вы, считаете можно ли говорить о том, что одно из причин поражения русских в сражениях с монголами была феодальная раздробленность на Руси? (Ответы учащихся).
Проблема: «Почему Батыева армия смогла установить свое владычество на Руси?».
Учащиеся записывают проблему и называют возможные варианты гипотез.
- Что нам необходимо узнать?
- О чем будем говорить?
План урока
- Вторжение в Рязанскую землю.
- Разгром Владимирского княжества.
- Поход на Новгород.
- Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
Изучение новой темы: учащиеся работают в парах с п. 1 § 16.
- Определите хронологию завоевания первых русских городов Батыевой армией.
- Установите хронологию. (Ответы учащихся).
На каждом столе дополнительные материалы.
- Прочитайте текст и определите, о ком с таким восторгом говорит Батый? (Евпатий Коловрат).
- И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами и князьями, и санчак-беями, - и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, который похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.
- В чем его заслуга и его дружины? Выскажи свою точку зрения.
Разделившись на три группы, изучите п. 2 § 16 учебника и ответьте на вопросы:
I группа: определяет характер используемого оружия монголами, кто и как организовал оборону Москвы, чем закончилось сражение.
II группа: работает с п. 3 § 16 учебника и дополнительным материалом.
Почему монголы не взяли Новгород.
Мрачные предзнаменования начали сбываться. Сначала с Запада пришли на Русь отряды крестоносцев. Вслед за ними на русские земли двинулась Батыева рать. Монголы разгромили войско Рязанского княжества, а в Великом княжестве Владимирском взяли 14 городов. На подступах к Новгороду им оказал сопротивление небольшой городок-крепость Торжок. После долгой осады 5 марта 1238 года он был взят, потому что так и не получил помощи от Новгорода. Горько было осознавать князю Александру, что он не мог помочь пограничной крепости, поскольку подчинялся совету господ. А совет, так же как и вече, принял решение запереться в городских стенах и молиться. И только если захватчики придут к Новгороду, то биться до последнего. Князю же поручили готовиться к обороне города.
Казалось, что схватка с монголо-татарами была неминуемой. Когда Батыева рать от Торжка двинулась на север, новгородцы пережили вместе с князем Александром тревожные дни. Народ укрывался в лесах. Часть жителей северной Руси искала спасения даже в Норвегии. Но случилось чудо. Когда до города оставалось только 100 верст, монголы, дойдя до урочища Игнат-Крест, вдруг повернули к югу. Это было невероятным счастьем для Новгорода. Согласно основной версии, выдвигаемой большинством историков, город был спасен наступлением весны, таянием снегов и распутицей. Батый, предпочитавший зимние походы, устрашился разлива рек и озер и двинулся в более сухие места к югу. «И тамо доити поганым возбрани некая сила божественная, - говорит «Степенная книга», - и не попусти им ни мало приближитися не токмо ко пределам Великаго Новаграда, но идеже и инде прилунится им тогда пребывати и воиньствовати супротивных и враждующих Литву и Немец».
Совершенно другую версию отстаивает историк А.В. Шишов, который пишет: «Не мог не знать монгольский владыка о воинственности и многочисленности новгородцев и сильно укрепленном городе на Волхве. Хат Батый и его военачальники видели перед собой пример недель новгородской крепостицы, устоявшей против огромного войска в течение двух недель, и не хотели рисковать». Да, действительно силы монголов были ограничены. Скорее всего, их было не более 20 тысяч, измотанных тяжелыми боями. К этому времени монгольские войска были истощены в битве с русскими князьями на реке Сити. Не стоит забывать и о том, что покорив часть Руси, монголы должны были оставлять на ее территории своих людей. А ведь для успешного штурма такого большого и хорошо укрепленного города, как Новгород, монгольское войско должно было обладать перевесом сил над обороняющимися. А этого у Батыя не было. Вероятнее всего, такого же мнения придерживался и полководец монгольского войска Бурундай, который согласился не идти на приступ Великого Новгорода, а вместо этого укрепить свое поредевшее войско.
- Почему Батый не дошел до Новгорода?
- Какие версии выдвигают историки?
- Почему Козельск «злой город»? Выскажите свою точку зрения. (Ответы учащихся).
III группа: изучает п. 4 § 16 учебника и дополнительный материал, и карту атласа.
Загадка отступления.
Что же заставило монголов прекратить свое победоносное вторжение вглубь Европы и даже оставить завоеванную Венгрию, где они уже назначили баскаков (сборщиков дани) и чеканили монету? Чаще всего отступление Бату объсняют скоропостижной кончиной хана Угэдэя в декабре 1241 года чингизид хотел как можно скорее прибыть на курултай в Монголию, чтобы участвовать в выборах великого хана. Однако против этой гипотезы свидетельствует тот факт, что Бату так и не добрался до курултая, а остался на территории своего улуса (будущей Золотой Орды).
Есть мнение, что татаро-монголы и не собирались завоевывать Европу, а хотели лишь покарать своих врагов-половцев, уже разбитых при реке Калке, Кыпчаков укрыл венгерский король, игнорировавший требования монголов их выдать. В пользу этой версии говорит целенаправленная охота Бату на Белу IV, для преследования которого зимой 1242 года был выделен целый корпус. Однако эта версия не объясняет, зачем монголы начали включать Венгрию в состав своего государства и почему потом оставили этот проект.
Более обоснованы объяснения военного характера: сложность взятия крепостей в задунайской части Венгрии, большие потери в живой силе и бедность Паннонской равнины, не способной кормить войска, заставили монголов повернуть назад. Впрочем, авар и венгров три-четыре века назад все это не остановило.
Почему татаро-монголы, завоевав огромные просторы Евразии (от Китая до Руси) неожиданно прекратили свой поход «к последнему морю» и пощадили Западную Европу? Одной из важнейших загадок мировой истории пока нет однозначного объяснения. Недавно ученые, опираясь на летописные источники и «архивы» самой природы (древесные кольца), воссоздали микроклимат Восточной Европы и указали на решающую роль природных факторов монгольской стратегии. Холодная и дождливая весна 1242 года, заболачивание Среднедунайской равнины вкупе с разграблением региона затрудняло снабжение армии, и в итоге монголы предпочли не рисковать, вернувшись в южнорусские степи. О взаимосвязи климата, политики и военного дела в XIII веке историки размышляли на страницах журнала Scientific Reports.
- Какую цель преследовал Батый в начале похода?
- Какие города Северо-Восточной Руси подверглись позже набегам монголов?
- В какие Европейские страны Батый со своей армией совершил набеги?
- Выскажи свою точку зрения. Почему Батый не дошел до «последнего моря»? Восстановите хронологию Батыева нашествия в виде таблицы при этом, используя п. 1-4 § 16 учебника.
Дата | Город, государство | Итоги |
Вопросы к классу.
- Оцените сопротивление русских княжеств?
- Какой ответ можно дать на главный вопрос темы?
- Не смотря на трагический исход изучаемых сражений могли бы вы назвать эти события славной страницей истории?
- Кого бы вы отметили больше других? (Ответы учащихся).
Домашнее задание.
- Прочитать § 16 с. 12-17 учебника (г. 2).
- Составить исторический портрет Евпатия Коловрата или князя Владимирского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Батыево нашествие на Русь
Методическая разработка урока по истории в 6 классе по теме "Батыево нашествие на Русь" с использованием электронной формы учебника...
Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме "Батыево нашествие на Русь"
Технологическая карта урока истории в 6 классе "Батыево нашествие на Русь" по учебнику История России под редакцией А.В.Торкунова...
Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь".
Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь" к УМК А.В. Торкунова....
Батыево нашествие на Русь.
Тема: Батыево нашествие на Русь.Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Тор...
Интерактивная презентация Тест "Батыево нашествие на Русь" (6 класс)
Интерактивная презентация по теме "Батыево нашествие на Русь" позволит быстро и эффективно оценить знания учащихся 6 класса....
Презентация История 6 класс Батыево нашествие на Русь
Презентация к уроку...
Рабочий лист "Батыево нашествие на Русь"
Рабочий лист "Батыево нашествие на Русь" История России 6 класс...