Политика перестройки в сфере экономики
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Цель урока: сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_politika_perestroyki_v_sfere_ekonomiki.docx | 52.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Название предмета История
Класс 11
УМК Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. Петров Ю.А. «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
Уровень обучения базовый
Тема урока Политика перестройки в сфере экономики
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1
Место урока в системе уроков по теме Урок № 52 в разделе 8 – «Перестройка и распад советского общества».
Цель урока: сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР.
Задачи урока
Образовательные: охарактеризовать проблемы экономики начала 80-х гг., выяснить основные этапы экономического реформирования в СССР с 1985 по 1991 гг., определить причины неудач в реформирования в эти годы.
Воспитательная: способствовать формированию у учащихся понятия, о том, что любое дело необходимо доводить до конца и осознания ими ответственности за принятые решения.
Развивающие: развивать свои исследовательские умения, уметь доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную, выделять главное и систематизировать выделенное, составляя схему в тетради; уметь дать оценку этим событиям и их итогам.
Отработать навык работы документами и таблицей как с историческим источником.
Планируемые результаты
Знать - причины трудностей в экономике СССР и обострения социальных проблем;
- причины неудач в реформировании экономики;
- причины и последствия роста забастовочного движения;
- определения понятий: «перестройка», ускорение, государственная приемка, рыночная экономика, кооператив, фермерское хозяйство, арендный и бригадный подряд.
Уметь - составлять характеристику (исторический портрет) М. С. Горбачева (используя учебник и дополнительную информацию)
- высказывать и аргументировать свое суждение;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- определять собственную позицию по отношению к перестройке;
- собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы «перестройки»; представлять их в виде устной или письменной презентации
Техническое обеспечение урока Учебники, рабочие листы, презентация, видео сюжеты, таблица
Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний
Вид урока урок-исследование
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
- Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. XX век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса»
- Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России. 11 класс», М.: Русское слово, 2015.
- Козленко С.И.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров, «История Отечества. XX - начало XXI века» (11 класс) М.: Русское слово, 2011.
- Колосков А. Г. История России. 20 век. Дидактические материалы. М. Дрофа. 2000год.
- Маркин С.А. История. ЕГЭ. Картографический тренинг, Ростов н Дону «Феникс» 2016., 159с
- Пазин Р.В. История. 10-11кл. Тематические задания высокого уровня сложности ЕГЭ. Ч.2Ростов на Дону «Легион», 2014 -320с
- Симонова, Е.В. Тесты по истории России: 11 класс: к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX — начало XXI века. 11 класс» / Е.В. Симонова. — М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку | Готовность к уроку |
| В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев. Он унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста. Перестройка началась в обстановке всеобщей эйфории, ожидания быстрых перемен во всех сферах жизни. Завершилась же она гибелью огромного евразийского государства. Возникает вопрос: а надо ли было затевать столь рискованный социальный эксперимент? Был ли он объективно необходимым, предопределен предшествующим развитием? | Формулируют: тему урока «Политика перестройки в сфере экономики” Цель урока: Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР |
| - Назовите проблемы нашего общества начала 80-х гг. и ответьте на поставленные вопросы. |
Выполнение задания. |
IV. Изложение новой темы 1. Начало перестройки | Просмотр видеосюжета «Горбачев» Что можете сказать о М.С. Горбачеве по этому сюжету? | Первые же выступления нового лидера привлекли к нему симпатии общественности. Он откровенно говорил о проблемах, не уходил от острых вопросов, открыт для общения с рядовыми гражданами. |
2. По пути экономических реформ | Проанализировать этапы перестройки по плану а) Хронология б) Цели, в) Мероприятия, г) Сопутствующие факторы д) Итоги - Дать оценку. -Каковы были альтернативы каждого этапа 1 группа характеризует 1 этап Ускорение? Реформы? 2 группа характеризует 2 этап План? Рынок? 3 группа характеризует 3 этап Какой рынок? Социалистический? Нормальный? | Класс делится на 3 группы Результаты 1 группы Слайд № 7 I этап реформы. Хронология: апрель1985 – первая половина 1987г. Цели: ускорение научно-технического прогресса. Мероприятия: 1) шире использовать «скрытые резервы»; 2) укрепить трудовую дисциплину; 3) развивать социалистическое соревнование; 4) госприемка; 5) антиалкогольная кампания. Итоги: 1) бюджет потерял 10млрд. руб. за счет сокращения продажи спиртного; 2) рост управленческого аппарата на предприятиях 3) авария в Чернобыле. Вывод: Необходима смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономического развития. Результаты 2 группы Слайд № 10 II этап реформ Хронология: вторая половина 1987 – первая половина 1989г. Цели: Либерализация государственной экономики. Мероприятия: 1) расширение самостоятельности предприятий (хозрасчет,самофинансирование) 2) разрешение индивидуальной трудовой деятельности; 3) аренда земли; 4) самостоятельность местных рынков; 5) конверсия. Итоги: 1) начало товарного голода; 2) появление инфляции; 3) социальная напряженность; 4) рост денег на сберкнижках, не обеспеченных товарами. Результаты 3 группы Слайд 12 III этап реформ Хронология: вторая половина 1989 - первая половина 1991гг. Цель: поиски пути перехода к регулируемому рынку Программа «500 дней» Шаталина –Явлинского - быстрый, решительный переход к рынку; - передача в частные руки торговых и промышленных предприятий. Правительственная программа Павлова: - отказ от программы «500 дней»; - обмен 50-100-рублевых купюр; Итоги: 1) начало абсолютного спада промышленного производства 2) в 1990 году национальный доход сократился на 4% 3) бюджетный дефицит составлял 200 млрд. рублей 4) введение «визитных карточек покупателя» |
V. Первичное применение новых знаний | Работа с документом Рабочий лист № 1 1. В чем вы видите традиционализм первых попыток ускорения социально-экономического развития страны, предпринятых в 1985 г.? Почему нельзя было обеспечить на этом пути реального ускорения? 3. Чем вы можете объяснить решение властей о переходе экономики страны к рынку? Что вам известно о разногласиях по этому вопросу в руководстве партии? 4. Какую цель преследовало руководство КПСС, объявляя результатом своей экономической политики переход к рыночным отношениям: смену модели общественного развития, снятие социальной напряженности, возникшей из-за ухудшения ситуации на потребительском рынке, или что-то иное? | Примерные ответы учащихся 1. Ускорение научно-технического прогресса, активизация "человеческого фактора", техническое перевооружение машиностроения. Но одни призывы не могли исправить положение в экономике, нужны были экономические реформы. 2. Неэффективность работы аппарата управления. Выходы: переход рыночной экономики, демократизация управления. 3. Переложить все управление предприятиями на плечи самих предприятий по средствам приватизации 4. Улучшение жизни людей, обеспечить полное раскрепощение их инициативы и деловой активности. Консерваторы были против перехода. |
VI. Первичное закрепление | Задание 2. Проанализируйте представленные данные и ответьте на вопросы. Приложение № 3 1. Чем вы можете объяснить резкое увеличение фонда заработной платы рабочих и служащих в 1985 — 1991 гг.? 2. Каковы, на ваш взгляд, причины неуклонного снижения объемов производства важнейших продуктов питания в 1989 — 1991 гг.? 3. По каким причинам, с вашей точки зрения, неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги достиг таких астрономических размеров? | 1. Резкое увеличение цен (инфляция). 2. Реформирование сельского хозяйства носило половинчатый характер. Ни одна из реформ не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. 3. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности, так как реформы проводились непоследовательно и вели к усугублению экономического кризиса. |
VII. Подведение итогов урока | В чем вы видите причины неудач 1985-1990 гг.? | 1. Экономическая политика непоследовательна и половинчатая 2. Многие правильные законы, принятые «наверху» саботировались бюрократами 3. Не проработали вопросы реформирования кредитной и ценовой политики 4. Механизм и сроки реализации мероприятий были намечены приблизительно и неконкретно 5. Психологическая неподготовленность большинства руководителей к переходу к рынку |
VIII. Инструктаж домашнего задания | §39, 1 группе. Сравнить политику Ю.В. Андропова и М.С. Горбачева 2 группе. Сравнить политику Н.С. Хрущева и М.С. Горбачева | Распределяют задания по группам |
IX. Оценки Рефлексия | Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР | В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство субъектов образовательного пространства с представителями различных сфер экономики и общественной жизни
Выживает не самый сильный,и не самый умный, а тот, кто лучше всехоткликается на происходящие изменения.Чарльз Дарвин Социальное партнерство для профессионального образования должно стать ес...
тест:КИМ по темам: «Послевоенная страна и перестройка (до 1991)», «Внешняя политика после Второй мировой войны», «ССCР в «холодной войне», «Современная Россия», «Преобразования 1990 - х гг.».
Тест разработан для 9, 11 классов. Для тренажора....
Самоанализ урока по теме "Семейная экономика как политика доходов в сфере государственной национально-экономической политики России по достижению финансового благосостояния граждан"
Методический материал представлен в презентации самоанализа урока по обществознанию в 8 классе по теме "Инфляция и семейная экономика". Тема урока хорошо вписывается в модуль кур...
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Уважаемые коллеги, и родители.Представлен материал:ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГ...
Статья "Коррупция и ее отрицательное влияние на принятие решений государства в сфере экономики РФ на примере инновационной политики"
Материал статьи "Коррупция и ее отрицательное влияние на принятие решений государства в сфере экономики РФ на примере инновационной политики" может быть использован при подготовке к урокам о...
Подготовка к ЕГЭ: Политика "Перестройки"
3.3.1. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР...
Конспект урока Политика перестройки в СССР. (1985-1990 гг.)
Конспект урока Политика перестройки в СССР. (1985-1990 гг.)...