Защита Отечества
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Кулешова Светлана Ивановна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Защита Отечества»

урок обществознания, 7 класс.

        

Цель урока: раскрыть содержание конституционной обязанности граждан по защите Отечества через организацию групповой  и индивидуальной работы с правовыми источниками, учебной литературой, материалами школьного историко-краеведческого музея.

 Задачи урока:

предметные: создать условия для формирования у учащихся знаний об основных вопросах урока, терминах: армия, долг и обязанность, патриотизм; познакомить с основными видами внешних и внутренних угроз; способствовать формированию понимания перспектив военной службы;

метапредметные: продолжить работу по совершенствованию метапредметных универсальных учебных умений: коммуникативных (развития устной речи, ведения диалога),  регулятивных (умение получать  информацию из различных источников,  отбирать и систематизировать информацию в виде схем), способствовать развитию ключевых компетентностей учеников(практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения).

личностные: воспитывать уважительное отношения к закону, российской армии;   формировать чувства патриотизма и гражданственности на примере исполнения воинского долга;  способствовать формированию умственной культуры труда, умению общаться на принципах партнерства и сотрудничества при фронтальной и групповой работе;  

Учебно-методическое обеспечение:

Конституция Российской Федерации, Москва, 2006 г.

Обществознание, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, Москва,«Просвещение», 2007 г.,

Извлечения из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», извлечения из Уголовного кодекса РФ.

Видеофильмы, презентация.

I.Оргмомент.

 

II. Определение темы и основных вопросов урока

Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с выяснения значения такого близкого и дорогого для каждого из нас  слова -Родина. Что обозначает слово Родина для вас?

Просмотрите презентацию к песне «С чего начинается Родина» и подумайте, чтобы вы смогли добавить, изображая свою Родину.

    Мы с рождения, не задумываясь  об этом , любим родителей, братьев, сестер. Как проявляется наша любовь к ним? А что значит любить Родину?

    Кто сможет сформулировать тему урока? А теперь подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, изучая данную тему?

Откройте тетради. Запишите тему и основные вопросы урока.

IV. Изучение нового материала.

   1.Определение понятия патриот.

А теперь давайте подумаем, как можно назвать людей не жалеющих собственной жизни  для защиты Родины?

Найдите в толковом словаре значение слова патриот, прочитайте, а затем запишите в тетрадь.

 Приведите примеры патриотизма из истории.

Все примеры в рамках урока перечислить практически невозможно.

 Наши земляки- копанянцы в годы войны также  проявляли героизм и мужество, защищая родную землю от фашистов. Подвигами многих из них мы можем по праву гордиться.

Я просила вас , используя материалы музея, подготовить сообщения о знаменитых земляках- защитниках Родины.

Ребята, Великая Отечественная война затронула каждую семью. Наверняка и ваши семьи не были исключением. Что вы об этом знаете?

Можно ли ваших прадедушек назвать патриотами?

Вам есть кем гордиться и с кого брать пример. Мы с вами на примере своих близких людей закрепили значение слова патриотизм.

2.Кто является защитником Отечества?

Ребята, ответить на вопрос ,кто является защитником Отечества, нам поможет Основной закон нашей страны- Конституция.

Откройте статьи 59 и 60 . Прочитайте, кто является защитником Отечества ?

 В каком возрасте гражданин нашей страны может исполнить свой гражданский долг?

В Конституции записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан. Какое противоречие налицо? Как вы думаете чем долг отличается от обязанности? Разобраться с данной проблемой нам поможет письмо мальчика-подростка Межевалатова Геннадия, юного защитника Сталинграда , который в годы Великой Отечественной войны написал это заявление  в комсомольскую организацию.

 «Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города. Прошу зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови».

В чём видит свой долг мальчик? Его кто-то заставлял писать письмо? А это его обязанность? А что это?

Запишите в тетради определения.

Долг-это нравственная категория, т.е. ответственность перед своей совестью, перед обществом, перед близкими людьми.

Обязанность-это юридическая  (правовая) норма, поддерживаемая силой государства.

Сравните определения.

У вас на столах лежат извлечения из Уголовного кодекса РФ. Найдите и проанализируйте статью в которой  государством определяется наказание за уклонение от призыва на военную службу. Как вы считаете , его можно назвать справедливым?

3. Внешние и внутренние угрозы.

 Для того чтобы ответить на вопрос «От кого сегодня следует защищать государство»? прочитайте учебник на стр.89-90 и заполните схемы.

Итак мы с вами выяснили , что в современном мире достаточно угроз. Для того чтобы государство было сильным и независимым ему нужна современная, хорошо вооруженная армия. Ещё Наполеон Бонопарт говорил: «Народ ,не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».

 В нашей стране армия была создана достаточно давно. А когда именно вы узнаете из текста на стр.89 «Путешествие в прошлое».

Выясните:

-Когда в России появилась армия?

-Кто её основал?

-Прочитайте   ещё раз статьи Конституции и выдержки из «Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и сравните , чем отличается  современная армия и армия, созданная Петром I в 18 веке.

4.Проблемы современной армии.

Несмотря на все позитивные отличия в нашей сегодняшней армии, достаточно сложностей и проблем.  Она нуждается в реформировании. О каких проблемах в современной армии вы знаете?

Сегодня общество начинает пересматривать своё отношение к защите Отечества. Военный конфликт на Украине объединил людей и изменил их  отношение к армии.

Наш президент прилагает все усилия для построения армии будущего.(Статья, фильм.)

Мне сегодня хотелось бы услышать мнение наших мальчиков. Как они относятся к службе в армии?

Когда перед вами встанет вопрос о службе в армии, вы обязательно вспомните героическое прошлое своей страны, подвиги своих дедов и прадедов, а также смерти миллионов людей, замученных в фашистских застенках. Если и после этого останутся сомнения ,  перечитайте А.Н. Островского. У него есть, может быть и спорное , но достаточно  актуальное для нашего времени высказывание о патриотизме:

«Только два сорта людей и есть, податься некуда:

либо патриот своего Отечества,

либо мерзавец своей жизни».

Осмыслив его, сделайте правильный выбор.

V.Итог урока. Ребята у вас на столах лежат листы для проверки знаний по изученной теме.

Вверху есть строчка «Моя оценка за знания полученные на уроке» -

Объективно оцените свои знания и поставьте себе отметку.

Теперь выполните проверочное задание.

Какие утверждения  верны ? («+»,  «-»).

1.Патриот – любящий себя   человек.

2.Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола  в возрасте от 18 до 30 лет.

3.Долг – это нравственная  категория, ответственность перед своей совестью,

   обществом и близкими людьми.

4.В России регулярная армия была создана Иваном Грозным.

5.Обязанность – это юридическая норма , поддерживаемая  силой государства.

6.Глобальные угрозы касаются всего мира.

Проводим взаимопроверку.

 У кого оценки совпали?

 Кто хочет чтобы эти отметки я выставила в журнал?

 

Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

Параграф 8, стр.86-91, или вопросы 1-3 стр.94

Написать сочинение, используя  высказывание А.Н.Островского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по ОБЖ «Защита Отечества - священный долг гражданина»

Цель мероприятия:в рамках патриотического воспитания продолжить работу по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных о...

презентация по обществознанию "Защита Отечества! 7 класс

Презентацию можно использовать в 7 классе при изучении темы "Защита Отечества. Долг и обязанность"....

Проектная деятельность. Разработка урока по обществознанию "Защита отечества" в 7 классе

Разработка урока обществознания «Защита Отечества», 7 классПредмет: обществознание.Класс: 7Тема урока: «Защита Отечества», рассчитанный на 2 занятияТип урока: формирования новых зн...

Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества."

Конспект урока по обществознанию, 7 класс "Защита Отечества"Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием.    В данной разработке  продемонстрированы раз...

Презентация и конспект урока по обществознанию "Защита Отечества" 7 класс

Презентация и конспект урока по обществознанию класс "Защита Отечества."Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием.    В данной разработке  продемонст...

Урок по обществознанию «Защита Отечества» 7 класс

Знакомство с историей Российской армии и её ролью в современном обществе...

7 класс "Защита отечества"

Технологическая карта урока + презентация...