Защита Отечества
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема «Защита Отечества»
урок обществознания, 7 класс.
Цель урока: раскрыть содержание конституционной обязанности граждан по защите Отечества через организацию групповой и индивидуальной работы с правовыми источниками, учебной литературой, материалами школьного историко-краеведческого музея.
Задачи урока:
предметные: создать условия для формирования у учащихся знаний об основных вопросах урока, терминах: армия, долг и обязанность, патриотизм; познакомить с основными видами внешних и внутренних угроз; способствовать формированию понимания перспектив военной службы;
метапредметные: продолжить работу по совершенствованию метапредметных универсальных учебных умений: коммуникативных (развития устной речи, ведения диалога), регулятивных (умение получать информацию из различных источников, отбирать и систематизировать информацию в виде схем), способствовать развитию ключевых компетентностей учеников(практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения).
личностные: воспитывать уважительное отношения к закону, российской армии; формировать чувства патриотизма и гражданственности на примере исполнения воинского долга; способствовать формированию умственной культуры труда, умению общаться на принципах партнерства и сотрудничества при фронтальной и групповой работе;
Учебно-методическое обеспечение:
Конституция Российской Федерации, Москва, 2006 г.
Обществознание, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, Москва,«Просвещение», 2007 г.,
Извлечения из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», извлечения из Уголовного кодекса РФ.
Видеофильмы, презентация.
I.Оргмомент.
II. Определение темы и основных вопросов урока
Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с выяснения значения такого близкого и дорогого для каждого из нас слова -Родина. Что обозначает слово Родина для вас?
Просмотрите презентацию к песне «С чего начинается Родина» и подумайте, чтобы вы смогли добавить, изображая свою Родину.
Мы с рождения, не задумываясь об этом , любим родителей, братьев, сестер. Как проявляется наша любовь к ним? А что значит любить Родину?
Кто сможет сформулировать тему урока? А теперь подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, изучая данную тему?
Откройте тетради. Запишите тему и основные вопросы урока.
IV. Изучение нового материала.
1.Определение понятия патриот.
А теперь давайте подумаем, как можно назвать людей не жалеющих собственной жизни для защиты Родины?
Найдите в толковом словаре значение слова патриот, прочитайте, а затем запишите в тетрадь.
Приведите примеры патриотизма из истории.
Все примеры в рамках урока перечислить практически невозможно.
Наши земляки- копанянцы в годы войны также проявляли героизм и мужество, защищая родную землю от фашистов. Подвигами многих из них мы можем по праву гордиться.
Я просила вас , используя материалы музея, подготовить сообщения о знаменитых земляках- защитниках Родины.
Ребята, Великая Отечественная война затронула каждую семью. Наверняка и ваши семьи не были исключением. Что вы об этом знаете?
Можно ли ваших прадедушек назвать патриотами?
Вам есть кем гордиться и с кого брать пример. Мы с вами на примере своих близких людей закрепили значение слова патриотизм.
2.Кто является защитником Отечества?
Ребята, ответить на вопрос ,кто является защитником Отечества, нам поможет Основной закон нашей страны- Конституция.
Откройте статьи 59 и 60 . Прочитайте, кто является защитником Отечества ?
В каком возрасте гражданин нашей страны может исполнить свой гражданский долг?
В Конституции записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан. Какое противоречие налицо? Как вы думаете чем долг отличается от обязанности? Разобраться с данной проблемой нам поможет письмо мальчика-подростка Межевалатова Геннадия, юного защитника Сталинграда , который в годы Великой Отечественной войны написал это заявление в комсомольскую организацию.
«Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города. Прошу зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови».
В чём видит свой долг мальчик? Его кто-то заставлял писать письмо? А это его обязанность? А что это?
Запишите в тетради определения.
Долг-это нравственная категория, т.е. ответственность перед своей совестью, перед обществом, перед близкими людьми.
Обязанность-это юридическая (правовая) норма, поддерживаемая силой государства.
Сравните определения.
У вас на столах лежат извлечения из Уголовного кодекса РФ. Найдите и проанализируйте статью в которой государством определяется наказание за уклонение от призыва на военную службу. Как вы считаете , его можно назвать справедливым?
3. Внешние и внутренние угрозы.
Для того чтобы ответить на вопрос «От кого сегодня следует защищать государство»? прочитайте учебник на стр.89-90 и заполните схемы.
Итак мы с вами выяснили , что в современном мире достаточно угроз. Для того чтобы государство было сильным и независимым ему нужна современная, хорошо вооруженная армия. Ещё Наполеон Бонопарт говорил: «Народ ,не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».
В нашей стране армия была создана достаточно давно. А когда именно вы узнаете из текста на стр.89 «Путешествие в прошлое».
Выясните:
-Когда в России появилась армия?
-Кто её основал?
-Прочитайте ещё раз статьи Конституции и выдержки из «Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и сравните , чем отличается современная армия и армия, созданная Петром I в 18 веке.
4.Проблемы современной армии.
Несмотря на все позитивные отличия в нашей сегодняшней армии, достаточно сложностей и проблем. Она нуждается в реформировании. О каких проблемах в современной армии вы знаете?
Сегодня общество начинает пересматривать своё отношение к защите Отечества. Военный конфликт на Украине объединил людей и изменил их отношение к армии.
Наш президент прилагает все усилия для построения армии будущего.(Статья, фильм.)
Мне сегодня хотелось бы услышать мнение наших мальчиков. Как они относятся к службе в армии?
Когда перед вами встанет вопрос о службе в армии, вы обязательно вспомните героическое прошлое своей страны, подвиги своих дедов и прадедов, а также смерти миллионов людей, замученных в фашистских застенках. Если и после этого останутся сомнения , перечитайте А.Н. Островского. У него есть, может быть и спорное , но достаточно актуальное для нашего времени высказывание о патриотизме:
«Только два сорта людей и есть, податься некуда:
либо патриот своего Отечества,
либо мерзавец своей жизни».
Осмыслив его, сделайте правильный выбор.
V.Итог урока. Ребята у вас на столах лежат листы для проверки знаний по изученной теме.
Вверху есть строчка «Моя оценка за знания полученные на уроке» -
Объективно оцените свои знания и поставьте себе отметку.
Теперь выполните проверочное задание.
Какие утверждения верны ? («+», «-»).
1.Патриот – любящий себя человек.
2.Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет.
3.Долг – это нравственная категория, ответственность перед своей совестью,
обществом и близкими людьми.
4.В России регулярная армия была создана Иваном Грозным.
5.Обязанность – это юридическая норма , поддерживаемая силой государства.
6.Глобальные угрозы касаются всего мира.
Проводим взаимопроверку.
У кого оценки совпали?
Кто хочет чтобы эти отметки я выставила в журнал?
Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Параграф 8, стр.86-91, или вопросы 1-3 стр.94
Написать сочинение, используя высказывание А.Н.Островского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по ОБЖ «Защита Отечества - священный долг гражданина»
Цель мероприятия:в рамках патриотического воспитания продолжить работу по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных о...
презентация по обществознанию "Защита Отечества! 7 класс
Презентацию можно использовать в 7 классе при изучении темы "Защита Отечества. Долг и обязанность"....
Проектная деятельность. Разработка урока по обществознанию "Защита отечества" в 7 классе
Разработка урока обществознания «Защита Отечества», 7 классПредмет: обществознание.Класс: 7Тема урока: «Защита Отечества», рассчитанный на 2 занятияТип урока: формирования новых зн...
Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества."
Конспект урока по обществознанию, 7 класс "Защита Отечества"Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием. В данной разработке продемонстрированы раз...
Презентация и конспект урока по обществознанию "Защита Отечества" 7 класс
Презентация и конспект урока по обществознанию класс "Защита Отечества."Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием. В данной разработке продемонст...
Урок по обществознанию «Защита Отечества» 7 класс
Знакомство с историей Российской армии и её ролью в современном обществе...
7 класс "Защита отечества"
Технологическая карта урока + презентация...