Внеклассное мероприятие по ОБЖ «Защита Отечества - священный долг гражданина»
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

 

Цель мероприятия:

в рамках патриотического воспитания продолжить работу по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества

 

Задачи:

  • шире привлекать к участию в патриотическом воспитании родителей учащихся:
  • противодействовать попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства;
  • способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе;
  • воспитывать стремление делать нравственный выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_otechestva_-svyashchennyy_dolg_grazhdanina.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по ОБЖ

«Защита Отечества - священный долг гражданина»

Цель:

в рамках патриотического воспитания продолжить работу по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

Задачи:

шире привлекать к участию в патриотическом воспитании родителей учащихся:

противодействовать попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства;

способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе;

воспитывать стремление делать нравственный выбор.

Оборудование:

медиаоборудование;

презентации по теме;

аудиозаписи песен, посвященных защитникам Отечества разных лет;

Звучат песни, посвященные защитникам Отечества разных лет.

Учитель:

Ребята, сегодня мы поговорим о важнейшей обязанности гражданина - защите Отечества. В статье 59 Конституции РФ записано следующее: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Гражданин РФ в случае, если его убеждения или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а так же в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной

гражданской службой.

Согласно п. 1 ст. 22 Закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. С достижением возраста 27 лет гражданин уже не может быть привлечен на службу.

Но, прежде чем мы поговорим об этой почетной обязанности, давайте немного окунемся в историю.

Выступления учащихся «Историческая справка о становлении российской армии»

1 ученик: Впервые упоминание о войске восточных славян встречается в иностранных летописях. При описании славян VI в. сообщается, что "воюют славяне разрозненными группами; они не имеют доспехов, вооружены лишь копьями и небольшими щитами". Далее известно, что на вооружении славян к Х в. появляются уже сабли, топоры, булавы, кастеты.

В XIV–XVI вв. вооруженные войска получают название дружины, во главе которой стоит воевода. В силу различных причин, в основном под влиянием азиатских народов (особенно монголов), возрастает значение конницы. Так постепенно вся славянская дружина становится конной, а пешие войска отходят на второй план.

При Иване III была введена система воинского набора на временную службу.

2 ученик: Из городского населения формировались отряды пищальников (пушкарей), из сельского – вспомогательные пехотные отряды или посошная рать. Была разработана четкая система сбора ратных людей: помещики поставляли одного человека с 50 дворов или с 25 дворов, в случае необходимости. Войско собиралось ежегодно, обычно к 25 марта. Тех, кто не являлся в назначенное место, лишали земли.

Ядро московского войска совершенно не походило на регулярную армию. Это было наследственное войско. Сын служилого человека должен был стать с возрастом служилым человеком.

3 ученик: Готовясь к войне со Швецией, Петр I велел в 1699 г. произвести общий рекрутский набор и начать системное обучение новобранцев. Этот первый рекрутский набор дал царю армию численностью 35–40 тыс. чел., которая затем проявила себя в Северной войне. С 1703 г. собирать войска за счет рекрутского набора стали регулярно, и данный принцип комплектования армии просуществовал вплоть до 1874 г. Рекрутские наборы объявлялись нерегулярно указами царя в зависимости от потребностей армии, и в армию призывались на пожизненный срок. В 1722 г. была введена система званий – Табель о рангах. Офицерами армию первоначально комплектовали за деньги из числа иностранных наемников. С 1736 г. срок службы офицеров был ограничен 25 годами, а рядовые призывались в армию на пожизненный срок.

4 ученик: В 1766 г. издается документ, упорядочивший систему комплектования армии. Рекрутская повинность кроме крепостных и государственных крестьян была распространена на купечество, дворовых людей, ясачных, черносошных, духовных, иностранцев, лиц, приписанных к казенным заводам. Но вместо службы в армии разрешалось вносить денежный взнос, однако такое право предоставлялось только мастеровым и купцам. Возраст рекрутов (так называемый, призывной возраст) был установлен с 17 до 35 лет, рост – не ниже 159 см.

В зависимости от потребностей армии рекрутский набор мог в году не производиться вовсе, а могло пройти и два набора в год. Например, в 1804 г. набор был по одному человеку от 500, а в 1806 г. по пять человек от 500. С 1806 г. плановые рекрутские наборы проводились в ноябре каждого года. В 1812 г. потребовалось провести три рекрутских набора, при этом общее число рекрутов составило 20 чел. с каждых 500 чел. В этот период до нескольких тысяч человек было поставлено в армию за счет отлова бродяг, беглых крепостных, преступников.

С 1825 г. были определены сроки ежегодного набора рекрутов с 1 ноября по 31 декабря. Особо были оговорены требования: к росту (не ниже 155 см), возрасту (от 20 до 35 лет), состоянию здоровья.

5 ученик: В 1833 г. стали практиковаться вместо всеобщих рекрутских наборов частные, т. е. набор рекрутов не со всей территории равномерно, а с отдельных губерний. В 1834 г. была введена система бессрочных отпусков для солдат. После 20 лет службы солдат мог быть уволен в бессрочный отпуск, но при необходимости (в случае войны) мог быть взят в армию вновь. В 1851 г. срок обязательной службы для солдат был установлен в 15 лет. В 1859 г. было разрешено отпускать солдат в бессрочный отпуск (то, что теперь называется "уволить в запас") после 12 лет службы. В 1874 г. отменяется рекрутская обязанность, просуществовавшая почти два века. Вводится новый способ набора армии – всеобщая воинская обязанность. К этому времени призыву в армию подлежали все молодые мужчины, которым к 1 января исполнилось 20 лет. Призыв начинался в ноябре каждого года. От солдатской службы освобождались священники, медики и давалась отсрочка до 28 лет лицам, проходящим обучение в учебных заведениях. Количество подлежащих призыву в те годы намного превышало потребности армии и поэтому все, кто не подпадал под освобождение от службы, тянули жребий. Шли служить те, кому выпал жребий (примерно один из пяти).

В 1876 г. срок солдатской службы был установлен в 6 лет плюс 9 лет в запасе (могли призвать в военное время). В Забайкалье и на Дальнем Востоке срок службы был 7 лет, плюс 3 года в запасе. К 1881 г. срок действительной солдатской службы был снижен до 5 лет, а в 1906 г. – до 3 лет.

Учитель: 

Скажите, а что вы знаете о сроках службы в армии сегодня? Лиц какого пола касается статья 59 Конституции РФ? Наверное, вы думаете, что это статья касается только лиц мужского пола, но это не так. Воинская обязанность граждан возникает в возрасте 16 лет у мужчин и 18 лет у женщин и прекращается по достижении 60 лет и 50 лет - у женщин. Военнообязанными являются только женщины, обладающие военно - учетной специальностью - врачи, медсестры, связисты и т.д.

Воинская обязанность включает несколько различных по своему назначению этапов:

воинский учет;

подготовка к военной службе;

поступление на военную службу;

прохождение военной службы;

пребывание в запасе;

военное обучение в невоенное время

- Скажите, а какими качествами должен обладать молодой человек, чтобы стать настоящим защитником Отечества?

- Исстари считалось, что воинская честь - это главная добродетель солдата, она заставляет его быть требовательным к себе и своим поступкам.

Не менее важно сохранять честь в мирной, будничной армейской жизни. Для воина это означает быстро и качественно осваивать технику и оружие, мастерски и без страха действовать в ходе учений, строго выполнять уставные положения и законы, никогда и ни при каких условиях не отступать от нравственных норм, не нарушать воинскую дисциплину. Поэтому не зря в армии родилась поговорка: "Действуй по уставу, завоюешь честь и славу". В российской армии всегда презирались трусость, паникерство, предательство. Честь российского солдата неотделима от его благородства по отношению  к окружающим. Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.  Именно благодаря чести, мужеству защитников Отечества были одержаны многие победы в истории России.

Учитель:

А теперь давайте поможем разобраться в представленной ситуации.

Появляются два мальчика и две девочки.

1 мальчик — призывник

2 мальчик - младший брат

1 девочка - мама

2 девочка - сестра

Младший брат, мама, сестра отговаривают призывника идти в армию. Его задача — доказать им, почему это необходимо сделать.

Вопросы к классу:

Кто, по - вашему мнению, в этой ситуации прав? Почему?

Какие вы можете назвать причины, чтобы идти или не идти служить в армию?

А что поможет молодым людям подготовиться к службе в ВС РФ?

Учитель:

Подготовка к военной службе является важным этапом воинской обязанности граждан. Она подразделяется на обязательную и добровольную. Обязательная подготовка включает получение необходимых знаний в области обороны и медицинское освидетельствование, а при необходимости и оздоровительные мероприятия с согласия гражданина. Оздоровительные мероприятия могут включать лечение тех или иных болезней, хирургических операций и т.д.

Необходимый минимум знаний по вопросам обороны граждане получают в учебных заведениях всех ступеней. Вы, например, получаете такие знания на уроках ОБЖ. К шагам добровольной подготовки относятся:

1. Занятия военно-прикладными видами спорта: стрельба, мотоцикл, автомобиль, радиосвязь и т.д. Граждане, получившие первый разряд или звание мастера спорта по одному из военно-прикладных видов, имеют право внеконкурсного поступления в военное училище и право выбора при призыве в армию рода войск в соответствии со спортивной подготовкой.

2. Овладение военно-учетными специальностями такими, как медицинская, техническая и др. Их перечень установлен Правительством РФ. Граждане, владеющие этими специальностями, также имеют право выбора при призыве на военную службу рода войск или службы в соответствии с полученной специальностью.

3. Военная подготовка в средней общеобразовательной и профессиональной школе по государственным образовательным программам.

4. Обучение в средней ( полной) школе общего образования с дополнительной военной подготовкой. Речь идет о кадетских корпусах - суворовских, нахимовских и музыкальных. Детей — сирот и оставшихся без попечения родителей принимают в эти училища без экзаменов, по результатам собеседования и медицинского освидетельствования. Граждане, успешно окончившие кадетский корпус, имеют право без экзаменов поступать в военное училище.

5. Подготовка офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях

Вопросы к классу:

1. Кто из вас уже начал готовиться к службе в ВС РФ?

2. В каких войсках вы бы хотели служить? Почему?

3. Считаете ли вы, что служба в армии — почетная обязанность граждан?

Учитель:

Какие позитивные моменты службы в вооруженных силах вы видите для себя? (Учащиеся высказывают свои мнения, а педагог подводит итог полемики.)

Преимущества армейской службы:

Вы получите огромный жизненный опыт.

Научитесь жить "по расписанию".

Научитесь бытовым умениям, например, зашивать порванную одежду, пришивать пуговицы.

Обзаведетесь хорошими знакомыми и друзьями.

Проверите себя на выносливость, испытаете силу воли, закалите свой характер.

Научитесь совершенно самостоятельно принимать решения в критических ситуациях.

Станете более коммуникабельными и уверенными в себе.

Появится шанс получить полезную специальность в рядах Вооруженных Сил. Приобретенный профессиональный опыт наверняка пригодится и в гражданской жизни, облегчит поиск работы или выбор высшего учебного заведения.

Служба в армии и на флоте - почетная обязанность гражданина России, которая дает немалые преимущества в дальнейшем, например, при поступлении в военные учебные заведения.

Зачастую служба в Вооруженных Силах - обязательное условие приема на работу, поскольку многие предприятия и структуры вообще не берут в свой штат граждан, не прошедших военную службу.

Служба в армии также предоставляет молодому человеку и членам его семьи определенные гарантии, предусмотренные законом .

Рассмотрим основные из них:

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней, выплачивается единовременное денежное пособие в размере 14 000 руб. Кроме того, жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в размере 6000 руб. до дня окончания службы либо до дня, когда ребенку исполнится 3 года.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно ст. 15 Закона "Об образовании", лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования предоставляется право использовать результаты единого государственного экзамена, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.

Граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, на основании рекомендаций командиров воинских частей, при успешном прохождении вступительных испытаний принимаются в указанные учреждения вне конкурса (п. 3 ст. 16 Закона "Об образовании").

Согласно ст. 16 Закона "Об образовании", преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы.

Где бы ни проходила служба, легкой она не будет. Но ведь настоящие мужчины идут в ряды Вооруженных Сил не за легкой жизнью, а за тем, чтобы отдать долг Родине - научиться с оружием в руках защищать себя, свою семью, свою страну.

Быть патриотом,… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

Защита Отечества - священный долг гражданина!

Список литературы:

Иллюстрированная история СССР., М., 1987

Школьная энциклопедия. История России XVIII - XIX века., М., 2003

Школьная энциклопедия. История России XX век., М., 2003

Ресурсы Интернета:

http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/518/ Классный час «Порядок призыва на военную службу»

http://festival.1september.ru/articles/526702/ Защита Отечества - это почетный долг или… принудительная обязанность?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по теме"Защита окружающей среды".

  Хотелось бы поделиться опытом проведения мероприятия по теме "Защита окружающей среды".Проходило оно в актовом зале,стены которого были украшены плакатами и стенгазетами,содержание котор...

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества «Я – гражданин России»

Сценарий этиго мероприятия входит в единый цикл, который называется «Я – гражданин России» . Эти материалы могут быть использованы на «Уроках мужества» , на вечерах памяти , на встречах с ветер...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ДОЛГОМ И ОБЯЗАННОСТЬЮ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязан...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ : 23 ФЕВРАЛЯ. СЛУЖБА В АРМИИ - ДОЛГ И ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА РФ.

МАТЕРИАЛЫ ВНЕКЛАССНОГО МЕОПРИЯТИЯ (КРУГЛЫЙ СТОЛ)  УНИВЕРСАЛЬНЫ. ИХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ УРОКА ПО СООТВЕТСТВУЩЕЙ ТЕМЕ В СТАРШИХ 10-11 КЛАССАХ, ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ И КОНКУРСОВ, РОЛЕВОЙ ИГРЫ...

Конспект урока ОБЗР для 8 класса по ФРП ООО "Защита Отечества как долг и обязанность гражданина"

Конспект урока ОБЗР для 8 класса  по ФРП ООО "Защита Отечества как долг и обязанность гражданина"...