7 класс "Защита отечества"
учебно-методический материал по обществознанию (7 класс) по теме

Технологическая карта урока + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сальникова Л.А. -  учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 122 г.о.Самара

Технологическая карта урока обществознания по технологии

 системно-деятельностного метода в 7 классе по теме: «Защита Отечества»

УМК:  Обществознание: человек, право, экономика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. (под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М., Просвещение, 2012г)

Тема:  Защита Отечества

Тип урока:  ОНЗ по технологии системно-деятельностного метода, практикум, интегрированный (частично)

Педагогические ситуации:  урок идет в соответствии с тематическим планированием;  это второй урок по данной теме (продолжение). На уроке продемонстрированы различные формы коммуникативного взаимодействия: фронтальная беседа, работа в группах, парах, индивидуальная, что обеспечивает позитивные межличностные отношения. На уроке используется слайдовая презентация, которая повышает восприятие учебного материала. На уроке развиваются навыки работы с документами, исследовательской деятельности, решения проблемных задач. Все это обеспечивает системно-деятельностный подход на данном уроке.

Цели урока:  

  1. Личностные:
  • Подвести учащихся к пониманию, что обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством
  • Важности моральной и физической подготовки к службе в армии (занятия спортом, ведение  здорового образа жизни)
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитниками Отечества
  1. Предметные:
  • Проанализировать извлечения из текстов законов
  • Изучить историю создания регулярной армии
  • Познакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз, с особенностями военной службы
  • На основе презентации познакомиться с новыми видами вооружений и сделать вывод об основных направлениях модернизации в современной армии
  1. Метапредметные:

Научиться целеполаганию, аргументировать свою точку зрения, анализировать документы, работать по тексту учебника, делать выводы,  обобщать и систематизировать учебный материал  в виде таблицы, презентации; формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные учебные действия.

Оборудование:  учебник, тетрадь, Конституция РФ, фрагменты документов по вопросам подготовки граждан РФ к военной службе, проектор, компьютер, интерактивная доска.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с источником

Этапы урока

задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД:

Л-Личностные

П-Познавательные

Р-Регулятивные

К-Коммуникационные

Название используемых ЭОР

1.Мотивация

2 минуты

Выработать на личностно-значимом уровне внутреннюю готовность  выполнения нормативов учебной деятельности

Обращает  внимание учащихся на иллюстрации  портретов полководцев и памятников на доске. (Д.Донской, М.Кутузов, Г.Жуков, памятники в честь военных подвигов на Куликовом поле,  на Бородинском поле, ИЛ-2 в г.Самаре) (приложение 1-2)

Что объединяет памятники?

Чем они отличаются?

Ребята, какую  тему мы изучали на прошлом уроке?

Связаны с военными событиями, подвигами народа, исполнением воинского долга.

Разные периоды в истории нашей страны

Защита Отечества

Сформировать адекватную мотивацию учебной деятельности (Л)

2.Актуализация знаний

7 минут

Подготовить мышление обучающихся к восприятию новых знаний и осознанию ими внутренних потребностей к построению новых способов действий

Когда в истории России  появляется армия?

Какая армия называется регулярной; когда она была создана? (при затруднении см. учебник стр.44-45)

Зачем нужна регулярная армия?

История знает много примеров верного служения Родине, подвигов во имя Родины. Приведите примеры.

Учитель просит учеников сформулировать вопросы, которые еще им неизвестны по данной теме и таким образом определяют цели урока.

С появлением государства, при первых князьях.

Обучающиеся дают определение понятий «регулярная армия» и говорят, что такая армия была создана в начале 18в Петром 1.

Опираясь на текст учебника на стр.44-45, ученики приводят факты и обобщают. Защищать границу, территорию, население, независимость государства, материальные и духовные ценности.

Ученики называют известных им героев (Кожедуб И.Н, Г.Жуков и др)

От кого российские военнослужащие должны защищать Отечество в наши дни?

Что означает обязанность гражданина России нести военную службу в вооруженных силах России и защищать Отечество.

Как готовить себя к исполнению воинского долга?

Развитие устной речи, ведение диалога (К)

Выделять существенную информацию в тексте учебника (П).

Учебно-познавательный интерес к новому знанию (Л).

Осуществлять сотрудничество с учителем (К)

Обобщать (П)

Целеполагание (П)

3.Усвоение содержания нового учебного материала.

  7-10 минут

Создать условия для формирования у учащихся знания содержания конституционной обязанности граждан по защите Отечества, основных обязанностей военнослужащего, роли армии в развитии государства  и общества через организацию групповой работы с правовыми источниками.

В Конституции РФ ст.59 ч.1 написано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Учитель предлагает ученикам найти противоречие.

   На материале урока необходимо ответить на этот вопрос.

Как вы думаете какие угрозы возникают для нашей страны в 21в?

Учитель предлагает обучающимся на основе текста учебника стр.45-46

составить и заполнить схему «Виды угроз для нашей страны»

Ученики делают вывод: долг и обязанность, долг – это нравственная категория, а обязанность – это то, что подлежит безусловному выполнению, закреплена в правовых нормах.

Таким образом, формируется проблема: почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью?

Ученики анализируют текст, обобщают в виде заполнения схемы, делают вывод: сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием.

Умение систематизировать информацию учебника в виде схемы. (П)

Устанавливать причинно-следственные связи (П)

Принимать и сохранять поставленную учителем учебную задачу (Р)

Формирование чувства патриотизма и гражданственности (Л)

Работа с правовыми документами (практическая часть урока) – 10 минут

Проанализировать текст закона

Учитель организует работу с  правовыми источниками в малых группах (см. приложение № 2). При затруднении можно пользоваться учебником стр. 47-50

На данном этапе урока учитель выполняет роль консультанта.

Ученики анализируют правовые источники, отвечают на вопросы к ним, заполняют таблицы, готовят выступления на 2-3 мин.

Установка на здоровый образ жизни (Л).

Осуществлять сотрудничество, учитывать позицию одноклассников (К).

Практическое использование мышления: анализа, сравнения, обобщения (П)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)

Просмотр презентации  учащихся, «Какая армия нужна России»

5 мин

Познакомить с новыми видами вооружения

Учитель предлагает уч-ся просмотреть презентацию и сформулировать задачу, которую поставил В.В. Путин, как Верховный главнокомандующий перед российской армией

Ученики знакомятся с новыми видами вооружения, анализируют, рассуждают, делают вывод о том, что в армии необходимо провести модернизацию (она проводится) -

качественные изменения военной техники, средств управления, связи, разведки, высокоточных боеприпасов.

Развитие творческих способностей (Л)

Осуществлять запись нужной информации с помощью ИКТ (П)

Слайд № 1

Рефлексия деятельности

3-4 минуты

Оценить обучающимися собственную учебную деятельность, подвести итоги, соотнести цели и результаты деятельности

Учитель предлагает обратиться к Конституции РФ и вспомнить проблему, поставленную в ходе урока.

Учащимся предлагается вспомнить цели урока и соотнести с результатами, выбрать наиболее интересное и понятное изложение материала.

Мы увидели, что служба в армии является почетной и важной обязанностью гражданина. Но в то же время это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа. Не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах вооруженных сил. Современные молодые люди не хотят служить в армии. Как вы думаете, почему? Подумать дома, обсудим в классе на следующем уроке.

Д/з. подготовить сообщения или презентацию о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни.

Ученики высказывают свое мнение по проблеме: почему защита Отечества названа и долгом и обязанностью?

Ученики высказывают свое мнение о том, что нового они узнали на уроке и насколько это соотносится с целями данного урока. Ребята по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана  на доске  (см. приложение № 3)

Допускать возможность существования разных точек зрения, в т.ч. не совпадающей с его собственной (К)

Формулировать собственное мнение и позицию (К)

Развитие морального сознания (Л)

Способность к самооценке (Л)

Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей (Р)

Все познавательные УУД

Приложение № 3

АНКЕТА

  1. Сегодня я узнал ….

  1. Было интересно ….

  1. Было трудно …..

  1. Я выполнял задание …..

  1. Я научился …..

  1. Урок дал мне для жизни ….

  1. Мне захотелось …

  1. Не понял….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

В разработке мероприятия использованы факты истории  создания праздника  "День Защитника Отечества",  факты жизни и деятельности великих полководцев Руси в разные  периоды истории....

"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

В разработке мероприятия использованы факты истории  создания праздника  "День Защитника отечества",  факты жизни и деят великих полководцев Руси в разные  периоды истории. Особый ...

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. (Музыкально-поэтическая композиция ко Дню защитника Отечества.)

     23 февраля  принято  считать  днём  рождения  нашей  Армии.  Но  так  ли  это?  Официально – да!  Но  армия...

Мероприятие 9 декабря в День Героев Отечества - "Герои Отечества: прошлое и настоящее"

Цель:1. Привлечь учащихся к изучению отечественной истории, её прошлого и настоящего.2. Воспитывать в молодых людях сознательное отношение к службе в российской армии, осознание своего гражданского &l...

Торжественная линейка, посвященная Дню защитника Отечества «Слава Защитникам Отечества!»

Создание благоприятных условий для формирования представлений об истории создания праздника, посвященного Дню Защитников Отечества и его роли в современном обществе....

Классный час. «С верою в отечество», посвящённый Дню героев отечества.

Классный час. «С верою в отечество», посвящённый Дню героев отечества....