7 класс "Защита отечества"
учебно-методический материал по обществознанию (7 класс) по теме
Технологическая карта урока + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhkarta_obshchestvozn_7_klass_zashchita_otechestva.doc | 58 КБ |
kakaya_armiya_nuzhna_rossii_7kl.ppt | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Сальникова Л.А. - учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 122 г.о.Самара
Технологическая карта урока обществознания по технологии
системно-деятельностного метода в 7 классе по теме: «Защита Отечества»
УМК: Обществознание: человек, право, экономика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. (под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М., Просвещение, 2012г)
Тема: Защита Отечества
Тип урока: ОНЗ по технологии системно-деятельностного метода, практикум, интегрированный (частично)
Педагогические ситуации: урок идет в соответствии с тематическим планированием; это второй урок по данной теме (продолжение). На уроке продемонстрированы различные формы коммуникативного взаимодействия: фронтальная беседа, работа в группах, парах, индивидуальная, что обеспечивает позитивные межличностные отношения. На уроке используется слайдовая презентация, которая повышает восприятие учебного материала. На уроке развиваются навыки работы с документами, исследовательской деятельности, решения проблемных задач. Все это обеспечивает системно-деятельностный подход на данном уроке.
Цели урока:
- Личностные:
- Подвести учащихся к пониманию, что обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством
- Важности моральной и физической подготовки к службе в армии (занятия спортом, ведение здорового образа жизни)
- Воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитниками Отечества
- Предметные:
- Проанализировать извлечения из текстов законов
- Изучить историю создания регулярной армии
- Познакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз, с особенностями военной службы
- На основе презентации познакомиться с новыми видами вооружений и сделать вывод об основных направлениях модернизации в современной армии
- Метапредметные:
Научиться целеполаганию, аргументировать свою точку зрения, анализировать документы, работать по тексту учебника, делать выводы, обобщать и систематизировать учебный материал в виде таблицы, презентации; формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные учебные действия.
Оборудование: учебник, тетрадь, Конституция РФ, фрагменты документов по вопросам подготовки граждан РФ к военной службе, проектор, компьютер, интерактивная доска.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с источником
Этапы урока | задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД: Л-Личностные П-Познавательные Р-Регулятивные К-Коммуникационные | Название используемых ЭОР |
1.Мотивация 2 минуты | Выработать на личностно-значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативов учебной деятельности | Обращает внимание учащихся на иллюстрации портретов полководцев и памятников на доске. (Д.Донской, М.Кутузов, Г.Жуков, памятники в честь военных подвигов на Куликовом поле, на Бородинском поле, ИЛ-2 в г.Самаре) (приложение 1-2) Что объединяет памятники? Чем они отличаются? Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? | Связаны с военными событиями, подвигами народа, исполнением воинского долга. Разные периоды в истории нашей страны Защита Отечества | Сформировать адекватную мотивацию учебной деятельности (Л) | |
2.Актуализация знаний 7 минут | Подготовить мышление обучающихся к восприятию новых знаний и осознанию ими внутренних потребностей к построению новых способов действий | Когда в истории России появляется армия? Какая армия называется регулярной; когда она была создана? (при затруднении см. учебник стр.44-45) Зачем нужна регулярная армия? История знает много примеров верного служения Родине, подвигов во имя Родины. Приведите примеры. Учитель просит учеников сформулировать вопросы, которые еще им неизвестны по данной теме и таким образом определяют цели урока. | С появлением государства, при первых князьях. Обучающиеся дают определение понятий «регулярная армия» и говорят, что такая армия была создана в начале 18в Петром 1. Опираясь на текст учебника на стр.44-45, ученики приводят факты и обобщают. Защищать границу, территорию, население, независимость государства, материальные и духовные ценности. Ученики называют известных им героев (Кожедуб И.Н, Г.Жуков и др) От кого российские военнослужащие должны защищать Отечество в наши дни? Что означает обязанность гражданина России нести военную службу в вооруженных силах России и защищать Отечество. Как готовить себя к исполнению воинского долга? | Развитие устной речи, ведение диалога (К) Выделять существенную информацию в тексте учебника (П). Учебно-познавательный интерес к новому знанию (Л). Осуществлять сотрудничество с учителем (К) Обобщать (П) Целеполагание (П) | |
3.Усвоение содержания нового учебного материала. 7-10 минут | Создать условия для формирования у учащихся знания содержания конституционной обязанности граждан по защите Отечества, основных обязанностей военнослужащего, роли армии в развитии государства и общества через организацию групповой работы с правовыми источниками. | В Конституции РФ ст.59 ч.1 написано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Учитель предлагает ученикам найти противоречие. На материале урока необходимо ответить на этот вопрос. Как вы думаете какие угрозы возникают для нашей страны в 21в? Учитель предлагает обучающимся на основе текста учебника стр.45-46 составить и заполнить схему «Виды угроз для нашей страны» | Ученики делают вывод: долг и обязанность, долг – это нравственная категория, а обязанность – это то, что подлежит безусловному выполнению, закреплена в правовых нормах. Таким образом, формируется проблема: почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью? Ученики анализируют текст, обобщают в виде заполнения схемы, делают вывод: сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием. | Умение систематизировать информацию учебника в виде схемы. (П) Устанавливать причинно-следственные связи (П) Принимать и сохранять поставленную учителем учебную задачу (Р) Формирование чувства патриотизма и гражданственности (Л) | |
Работа с правовыми документами (практическая часть урока) – 10 минут | Проанализировать текст закона | Учитель организует работу с правовыми источниками в малых группах (см. приложение № 2). При затруднении можно пользоваться учебником стр. 47-50 На данном этапе урока учитель выполняет роль консультанта. | Ученики анализируют правовые источники, отвечают на вопросы к ним, заполняют таблицы, готовят выступления на 2-3 мин. | Установка на здоровый образ жизни (Л). Осуществлять сотрудничество, учитывать позицию одноклассников (К). Практическое использование мышления: анализа, сравнения, обобщения (П) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р) | |
Просмотр презентации учащихся, «Какая армия нужна России» 5 мин | Познакомить с новыми видами вооружения | Учитель предлагает уч-ся просмотреть презентацию и сформулировать задачу, которую поставил В.В. Путин, как Верховный главнокомандующий перед российской армией | Ученики знакомятся с новыми видами вооружения, анализируют, рассуждают, делают вывод о том, что в армии необходимо провести модернизацию (она проводится) - качественные изменения военной техники, средств управления, связи, разведки, высокоточных боеприпасов. | Развитие творческих способностей (Л) Осуществлять запись нужной информации с помощью ИКТ (П) | Слайд № 1 |
Рефлексия деятельности 3-4 минуты | Оценить обучающимися собственную учебную деятельность, подвести итоги, соотнести цели и результаты деятельности | Учитель предлагает обратиться к Конституции РФ и вспомнить проблему, поставленную в ходе урока. Учащимся предлагается вспомнить цели урока и соотнести с результатами, выбрать наиболее интересное и понятное изложение материала. Мы увидели, что служба в армии является почетной и важной обязанностью гражданина. Но в то же время это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа. Не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах вооруженных сил. Современные молодые люди не хотят служить в армии. Как вы думаете, почему? Подумать дома, обсудим в классе на следующем уроке. Д/з. подготовить сообщения или презентацию о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни. | Ученики высказывают свое мнение по проблеме: почему защита Отечества названа и долгом и обязанностью? Ученики высказывают свое мнение о том, что нового они узнали на уроке и насколько это соотносится с целями данного урока. Ребята по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (см. приложение № 3) | Допускать возможность существования разных точек зрения, в т.ч. не совпадающей с его собственной (К) Формулировать собственное мнение и позицию (К) Развитие морального сознания (Л) Способность к самооценке (Л) Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей (Р) Все познавательные УУД |
Приложение № 3
АНКЕТА
- Сегодня я узнал ….
- Было интересно ….
- Было трудно …..
- Я выполнял задание …..
- Я научился …..
- Урок дал мне для жизни ….
- Мне захотелось …
- Не понял….
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
В разработке мероприятия использованы факты истории создания праздника "День Защитника Отечества", факты жизни и деятельности великих полководцев Руси в разные периоды истории....
"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
В разработке мероприятия использованы факты истории создания праздника "День Защитника отечества", факты жизни и деят великих полководцев Руси в разные периоды истории. Особый ...
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. (Музыкально-поэтическая композиция ко Дню защитника Отечества.)
23 февраля принято считать днём рождения нашей Армии. Но так ли это? Официально – да! Но армия...
"Игра - соревнования "Юный защитник Отечества", посвященная Дню защитника Отечества"
Игра - соревнования для 5-11 классов...
Мероприятие 9 декабря в День Героев Отечества - "Герои Отечества: прошлое и настоящее"
Цель:1. Привлечь учащихся к изучению отечественной истории, её прошлого и настоящего.2. Воспитывать в молодых людях сознательное отношение к службе в российской армии, осознание своего гражданского &l...
Торжественная линейка, посвященная Дню защитника Отечества «Слава Защитникам Отечества!»
Создание благоприятных условий для формирования представлений об истории создания праздника, посвященного Дню Защитников Отечества и его роли в современном обществе....
Классный час. «С верою в отечество», посвящённый Дню героев отечества.
Классный час. «С верою в отечество», посвящённый Дню героев отечества....