Урок-игра по истории в 8 классе "Николаевская Россия"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Методическая разработка повторительно- обобщающего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра

Николаевская Россия

8 класс.

Разработка урока составлена

учителем истории и обществознания

Калейкинской средней общеобразовательной школы

Альметьевского муниципального района РТ

Махмутовой  Зульфирой Рашитовной 

Повторительно – обобщающий урок.

Цель урока :

-повторить, закрепить , обобщить знания учащихся о внутренней и внешней политике императора Николая Первого,

-развивать умения работы с историческим материалом, с документами, объяснять понятия,

-формирование умений строить причинно- следственные связи, выделять главное,

-охарактеризовать личность императора Николая Первого,

-развивать умение оценивать деятельность Николая Первого как главы государства и как человека,

-формирование активной гражданской позиции  учащихся на основе изученного материала.

                                                 

 Наглядные пособия:

-карта «Российская империя в первой половине 18 века»,

-Портрет  императора Николая Первого

- схема «Собственная Его Императорского Величества канцелярия »

-карточки с творческими заданиями для игры

-отрывки из исторических документов,

-портреты М.М.Сперанского, П.Д.Киселева, Е.Ф. Канкрина, А.Х. Бенкендорфа

-репродукция картины В.Г.Перова «Сцена у железной дороги».

 1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

  Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок по теме «Николаевская Россия».

  Цель нашего урока повторить, закрепить, углубить ваши знания о внутренней и внешней политике императора Николая Первого. В конце урока мы выделим положительные и отрицательные стороны правления Николая Первого. Мы ответим на вопросы: Каким был  император Николай Первый? Можно ли считать его истинным патриотом своей страны? Как служил он России?  Или прав  был Ф.И.Тютчев, который написал эти строки:

«Не богу ты служил и не России

Служил лишь суете своей…»

    Урок мы проведем в форме игры. В игре участвуют две команды. Первая команда называется «Знатоки», а вторая - «Юные историки». Следить за игрой и подводить итоги будет наше жюри.

И так , мы начинаем нашу игру.

Первый тур. Личность Николая Первого.

Детство

1

2

3

Воспитание

1

2

3

Взгляды

1

2

3

Увлечения

1

2

3

Первый тур посвящается личности Николая Первого. В таблице спрятаны задания разной сложности. Легкие вопросы находятся под цифрой 1, средние – под цифрой – 2, сложные под цифрой – 3. Легкие ответы приносят команде – 1 балл, средние – 2 балла, сложные – 3 балла.  Вопросы заданы по темам : «Детство», «Воспитание», «Взгляды», «Увлечения». Вам предоставляется возможность самим выдирать вопросы.

Детство.

1.Первая игрушка Николая Первого. (ружье)

2.Какие занятия вызывали скуку у будущего императора? (занятия по политэкономии и правоведению).

3.Когда родился Николай Первый? (25 июня 1796 года.)

Воспитание.

1.Как Николай Первый относился к технике? ( очень любил технику.)

2.Как известно будущий император испытывал ко всему военному Во сколько лет он впервые одел военный мундир? (в 3 года.)

3.Как звали первую гувернантку (няню) будущего императора Николая Первого? (Евгения Лайон.)

Взгляды.

1.Что, по мнению Николая Первого, является необходимой формой правления в России? (самодержавие.)

2.Под влиянием каких событий политика правительства Николая Первого еще больше ужесточалась? (под влиянием  революций в Европе в 1848- 1849 годов.)

3.Как относился Николай Первый к европейским теориям социального устройства жизни? (терпеть не мог всякие конституции и парламенты, говорил, что все это приводит к хаосу).

Увлечения.

1.Кто был кумиром Николая Первого? (Петр Первый.)

2. «Ты будешь присылать мне все, что сочинишь. Отныне я буду твоим цензором». Кому обращены эти слова императора? (А.С.Пушкину).

3. «Всем досталось, а мне больше всех». После просмотра какого спектакля сказал император Николай Первый эти слова? (После просмотра пьесы Н.Гоголя «Ревизор»).

Второй тур.

 Найди ошибку!

Переходим   второму туру. Второй конкурс посвящается внутренней политике Николая Первого. Во внутренней политике император ставил следующие задачи: укрепление самодержавной формы правления, дальнейшее укрепление аппарата управления и борьба с вольнодумством. Особая роль отводилась третьему отделению Его Императорского Величества канцелярии. Им управлял А. Бенкендорф. Чем занималось третье отделение? Сейчас вы получите документ – «Указ об учреждении Третьего Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии». Внимательно прочитайте документ и найдите в нем ошибки За правильный ответ команда получит 2 балла.

   Документ.

Из указа об учреждении Третьего Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии  (3 июля1826 года.). В круг обязанностей нового учреждения входили :  «1) Все распоряжения по всем вообще случаям высшей полиции; 2) сведения о числе существующих в государстве разных сект…; 3) извести об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам…; 4) сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих…; 5) учреждение приютов, домов инвалидов и других богоугодных заведений…; 6) высылка и размещение людей подозрительных и вредных…;7) заведование… всеми местами заключения…; 8) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих…; 9) статистические сведения, до полиции относящиеся; 10) надзор за гимназиями и университетами. »

(Ответ : пункты 5) и 10) в компетенцию Третьего Отделения не входили. Они входили в ведение Министерства народного образования.)

Третий тур. Работа с документами.

Продолжим работу с документами. Прочитайте отрывки из документов и объясните : в связи с какими событиями они написаны?

  1. «Революция на пороге, но клянусь, она не проникнет в Россию, пока я жив» (Слова Николая Первого о революциях в Европе в 1848-1849 годах.)
  2. «Крепостное право, в нынешнем положении, есть зло, для всех ощутительное и  очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще гибельным» (Николай Первый об отмене крепостного права).
  3. «Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я – император, но какой ценой! Ценой крови моих подданных». (Император Николай Первый о восстании декабристов).
  4. «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития » . (Журналист И. Горизонтов о поражении России в Крымской войне).

Четвертый тур.

Кто это?

 Следующий тур посвящается людям, которые оставили яркий след в истории страны в период правления Николая Первого. Я прочту вам характеристику исторического деятеля, а вы должны угадать, о ком идет речь.

  1. В конце сентября 1808 года Александр Первый отправился на встречу с Наполеоном в город Эрфурт, взяв с собой этого человека. Здесь этот человек имел несколько бесед с Наполеоном и его министром Талейраном. По свидетельству сопроваждающего  Наполеона герцога Бассано, Наполеон, восхищаясь умом этого человека, сказал Александру Первому :  «Какого человека вы имеете при себе. Я бы отдал за него любое королевство» . О ком идет речь? (О М.М.Сперанском).
  2. Этот человек 17 лет занимал высокий пост в правительстве Николая Первого. Это был человек твердый, с определенными принципами. Впоследствии, когда этот человек ушел в отставку, не его место пришел статс-секретарь Брок, человек  очень бездарный и податливый Николай Первый  в шутку не раз говорил : «Как хорошо иметь такого министра, как Брок. А то раньше бывало, придет ко мне прежний министр, греет у камина спину и на всякое мое слово говорит : «Нельзя, Ваше Высочество, никак нельзя». Кто же отказывал императору? (Е.Ф.Канкрин – министр финансов).
  3. Его страсть ко всему военному настолько выходила за рамки разумного, что начинала не на шутку беспокоить императрицу. Она неоднократно требовала, чтобы он носил гражданское платье и занимался больше серьезным учением, чем военными забавами. Однако ее усилия оставались тщетными. О ком идет речь в данном отрывке?  (О будущем императоре Николае Первом).
  4. Граф. Участвовал в Отечественной войне 1812 года. В 1816 году представил записку Александру Первому  о постепенном освобождении крестьян, не имевшую, однако, последствий. Тем не менее с середины 1830ых годов привлекался для работы в секретных комиссиях по крестьянскому делу. В 1837-1841 годах  под его руководством была осуществлена реформа государственной  деревни. Кто это? (П.Д. Киселев).

Пятый тур. Работа с карточками.

На следующие вопросы нужно ответить с помощью карточек.  

1)Кому принадлежат эти слова? «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее великолепно, а что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение».

1.графу С.Уварову

2. графу П.Киселеву

3.графу А. Бенкендорфу*

2)В каком году было объявлено об  учреждении Третьего Отделения Его Императорского Величества канцелярии?

1.В 1825 году.

2. В 1826 году.*

3.В 1827 году.

3) Что по словам А. Бенкендорфа являлось «пороховым погребом под государством»?

1.крепостное право*

2.антиправительственные кружки

3.литература и журналистика

4)10 июня 1826 года был опубликован указ о цензуре, который из-за степени своей запретности был назван современниками :

1.медным

2.железным

3.чугунным*

5)Как обращались к императору Николаю Первому?

1.Ваше Высочество

2.Ваше Величество*

3.Ваше Высокопревосходительство

6)Как изменилась система образования при Николае Первом?

1.были введены новые предметы в классах

2.были введены телесные наказания*

3.никак не изменилась

7)Цензура – это

1.неприличное слово

2.просмотр государственным должностным лицом произведений, предназначенных к печати*

3.Учреждение, которое занимается изданием газет

8)Первая железная дорога в России соединила

1.Петербург и Москву

2.Петербург и Царское село*

3.Петербург и Варшаву

9)Что сажали на «общественной запашке»  в государственной деревне после реформы П.Киселева?

1.картофель*

2.пшеницу

3.рожь

10)Какое имя в списке лишнее?

1.П.С.Нахимов

2.Шамиль

3.А.П.Ермолов

Шестой тур. Знаменательные даты.

 

Командам дается задание : расположить события в хронологической последовательности.

1.Закон об обязанных крестьянах                    

2.Указ о цензуре                                                  

 3.Создание министерства государственных имуществ.

4.Сооружение железной дороги между Петербургом и Москвой.

5.Организация государственной службы здравоохранения.

6.Открытие императорской военной академии.

(2,3,6,4,5,1)

Седьмой тур. Блеф – конкурс.

 

1.Верите ли вы в то, что при Николае Первом обсуждался вопрос о закрытии всех высших учебных заведений?

(Да, такой вопрос обсуждался. Но в конце концов дело кончилось тем, что было ограничено число студентов.)

2.Верите ли вы в то, что Николай Первый требовал от своих министров инициативы, профессионализма и ума?

(Нет, Николай Первый не требовал от своих министров инициативы и профессионализма. Его лозунг был такой : «Мне нужны не умники, а верноподданные». )

3.Верите ли вы в то, что любой человек в николаевской России благодаря своим заслугам мог стать дворянином?

(Нет, дворянство могло приобретаться только по праву рождения и в силу высочайшего повеления).

4.Верите ли вы в то, что император Николай Первый окружал себя министрами – иностранцами, нежели русскими?

(Да, подавив восстание декабристов император должен был опасаться недоброжелательности со стороны лучших семей дворянского сословия.В первые годы его царствования новый император окружал себя немецкими дворянами. Близ  него  мы  видим  Бенкендорфа,  Дибича,  Нессельроде, Дубельта и других).

5.Верите ли вы в то, что среди министров Николая Первого  было больше штатских, нежели военных?

(Нет, среди министров Николая Первого был всего штатский министр, а остальные – генералы. Так во все стороны жизни общества внедрялась военная дисциплина ).

6.Верите ли вы в то, благодаря деятельности Третьего отделения безопасность государства надежно защищалось и за 30 лет правления императора не возник не один ни один заговор?

( Нет, в годы  его  правления  возник  один  заговор, быстро  раскрытый властями. Это деятельность общества, организатором которого был Михаил Васильевич Петрашевский ).

7.Верите ли вы в то, что первые пенсии были введены  в России при Николае Первом?

(Да, в период царствования Николая Первого в 1927 году был принят указ о регулярном пенсионном обеспечении. Он гласил, что человек, находившийся на государственной службе 35 лет после выхода в отставку имеет право на государственную пенсию при условии, что его служба прошла без замечаний и нареканий).

8.Верите ли вы в то, что историк Николай  Михайлович Карамзин в день восстания декабристов стоял на Сенатской площади рядом с Николаем Первом и уговаривал его быть милосердными не применять против декабристов оружия?

(Нет, Карамзин уговаривал императора без колебаний применить оружие. Позднее он писал:  «Я, мирный историк, желал пушечного грома, будучи  уверен, что не было иного способа прекратить мятеж »).

9.Верите ли вы в то, что Николай Первый  в детстве был очень избалованным ребенком?

(Нет, его воспитатель Ламздорф постоянно делал замечания, исправлял и даже позволял себе бить Николая линейкой и розгами).

10.Верите ли в то, что современники дали императору прозвище 6 «Николай Палкин»?

(Да, современники дали ему такое прозвище. Император стремился контролировать все и всех в империи, проводил политику беспрекословного повиновения и строгой исполнительности).

Заключение.

И так, ребята пришло время подводить итоги нашего урока. Как вы оцениваете правление Николая Первого? Прав  ли был поэт Ф.Тютчев в своих строках? Какие положительные и отрицательные стороны его правления можете отметить?

(Положительные стороны: была проведена кодификация законов, началось строительство железных дорог, было введено пенсионное обеспечение, была проведена финансовая реформа, была запрещена продажа крепостных с аукциона, помещикам  разрешено было освобождать крестьян без земли, было улучшено положение государственных крестьян.

Отрицательные стороны : была ужесточена цензура, Был установлен государственный контроль во всех сферах жизни, не было отменено крепостное право, шла борьба с любыми проявлениями несогласия и оппозиции царизму, по школьному указу 1828 года в высшие и средние учебные заведения могли принимать только детей дворян ).

Учитель.

   Правление Николая Первого называют апогеем самодержавия . Это неограниченная власть монарха во всех сферах жизни. Его правление началось с восстания декабристов. Несомненно, это повлияло не его правление. Хочу напомнить, что он был третьим сыном императора Павла и его готовили к военной службе. Может быть поэтому, он в людях ценил дисциплину и  готовность к подчинению. Все усилия императора были направлены на поддержание самодержавного строя, предотвращения народных волнений. И в завершении я приведу слова историка А.А.Левандовского: « Хотелось бы отметить одну привлекательную черту Николая Первого – чувство ответственности за свое царское дело. Он совершенно искренне считал, что ведет Россию на пути славы».

Слово жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по курсу история древнего мира

Представлен материал урока по повторению курса история Древнего мира...

Методическая разработка урока истории по теме "Николаевская Россия", 8 класс

Данная методическая разработка представляет собой документ в WORD и презентацию. Можно использовать лишь презентацию, если в данном кллассе Вы не применяете групповые способы работы...

Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)

Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца  19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...

презентация к уроку истории (7 класс) "Сословия России в 17 веке"

Презентация по истории 7 класс на тему "Сословия России в XVII веке"...

Тест по истории 10 класс "культура России XIV - XVII вв."

Тест по истории с иллюстрациями...

Урок игра-обобщение по истории Средних веков "Умники и умницы"

Игра-обобщение по истории Средних веков "Умники и умницы"...

Конспект урока-игры по алгебре для 8 класса "Квадратные уравнения и история России"

Конспект разработан  на основе системно – деятельностного подхода с соблюдением требований ФГОС  при проведении каждого этапа урока....