Доклад по теме " Проектная деятельность по истории во внеурочное время"
статья по истории на тему
Вряд ли кто-то из педагогов усомнится в том, что главное для учителя – сформировать у учеников интерес к тому предмету, который преподаёшь. Именно это – залог успешной реализации всех остальных задач обучения. Несомненно, основной формой работы с учащимися был и остаётся урок, но в то же время огромный простор для деятельности даёт нам внеклассная работа по предмету.
Форм организации внеклассной работы достаточно много. Это факультативы, кружки, клубы, экскурсии, исторические вечера, олимпиады, викторины, игры, предметные недели и многое другое.
Особое внимание хотелось бы уделить проектной деятельности. Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно. Поэтому задачей школьного образования становится не только передача определенных знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_po_istorii_vo_vneklassnoe_vremya.ppt | 1.69 МБ |
proektnaya_deyatelnost_po_istorii_vo_vneklassnoe_vremya.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. По дидактическим целям: а) для изучения нового материала; б) для повторения изученного; в) для систематизации и обобщения изученного; г) для развития исследовательских умений и навыков; д) для контроля знаний, умений и навыков. 2. По затраченному времени: а) кратковременная; б) часовая; в) длительная.
3 . По организационной форме: а) фронтальная; б) в группах; в) индивидуальная. 4 . По типу исследования: а) теоретическая; б) практическая.
5. По содержанию деятельности: а) работа на уроке: по обобщенным планам; с текстом учебника (или дополнительной литературы); лабораторные работы; б) внеурочная работа: исследовательские работы; творческие проекты.
сочинение, поделки, ролик, буклеты, видеофильм, презентация, рисунки, схемы, творческие работы материалы для сайта.
Учебно – познавательный проект « Путешествие в Древний Египет» Предметная область : всемирная история, информатика. Участники: обучающиеся 5 класса, 11-12 лет, МС(К)ОУ «Школа – интернат №18 1-2 видов». Цель : формирование общеучебных и учебно – информационных умений и знаний по истории у детей со слуховой депривацией. Задачи: обучать учащихся находить информационные источники и применять их в практической деятельности; развивать познавательный интерес учащихся, интеллектуальные и творческие способности в групповом проекте с учётом индивидуальных особенностей детей со слуховой депривацией; расширять кругозор по данной теме; воспитывать активную жизненную позицию. Описание: обучающиеся 5 класса начинают изучать всемирную историю, поэтому данный учебно – познавательный проект « Путешествие в Древний Египет» позволит повысить интерес к данному предмету и теме. Проектная форма работы с применением ИКТ окажет помощь в овладении практических навыков получаемых знаний по истории, научит детей со слуховой депривацией самостоятельно добывать нужную дополнительную информацию, вычленять главное, работать в коллективе, проявлять творческую активность. Информационные технологии : Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Internet , Windows Media Player , Microsoft Office Publisher Ключевые слова: Древний мир, Древний Египет, пирамиды, фараон, путешествие Автор: Бондарева Ольга Леонидовна, учитель истории, учитель – дефектолог, МС(К)ОУ « Школа – интернат №18 1-2 видов», г. Анжеро – Судженск, Кемеровская область. Федеральный конкурс проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе
№ п/п Мероприятие Кол-во часов Вид работы 1. Сбор информации по Древнему Египту в школьной библиотеке для коротких сообщений: « Разлив Нила», « Повседневная жизнь египтян», « Египетская мода». 1 ч. Индивидуальная работа 2. Просмотр видеоматериалов по данной тематике с решением проблемных задач в кабинете истории. 3 ч. Групповая работа 3. Сбор информации для оформления буклетов по теме: «Новости Египта», « Памятка туристу» в интернет – ресурсах. Парная работа 4. Организация встреч со старшеклассниками. Совместное литературное чтение статей о Древнем Египте с последующим обсуждением 45 мин. Групповая работа 5. Игра» Пирамида» в компьютерном классе. В день не более 15 минут. Индивидуальная работа 6. Оформление коротких сообщений по теме: « Разлив Нила», « Повседневная жизнь египтян», « Египетская мода» на ПК. 45 мин Индивидуальная работа 7. Изготовление буклетов « Новости Египта», « Памятка туристу» в компьютерном классе 1 ч Индивидуальная работа 8. Конкурс рисунков « Древний Египет глазами детей». 1 ч. Индивидуальная работа 9. Повторение и контроль знаний по теме: « Путешествие в Древний Египет». 45 мин. Индивидуальная и фронтальная работа 10. Заполнение оценочного листа проекта. Подведение итога проекта. 5 мин. Индивидуальная работа
Критерии Да Нет Иногда Я участвовал(а) во всех мероприятиях группы Я внимательно выслушивал(а) то, что говорят члены моей группы Я помогал (а)участникам группы, когда они нуждались во мне Я с уважением относился(ась) к мнению участников группы, даже если я не согласен(на) с ними Я продолжал(а) работать над проектом, даже когда я сталкивался(ась) с проблемами Оценочный лист
Критерий Максимальный балл Итоговый балл Умение выбирать основную информацию по данной теме самостоятельно 5 Умение применять ИКТ в процессе работы над проектом 5 Умение анализировать, сопоставлять материалы, делать выводы в процессе поисково – исследовательской работе 5 Умение работать в групповой и парной работе 5 Культура общения 5 Оформление и содержание материала буклета ( презентации, поделки, модели…) 5 Содержание и качество написания короткого сообщения ( сочинения) 5 Результаты тестирования 5 ИТОГО: 40 Баллы От 35-40 От 30-35 От 30 и менее Уровни Максимальный Средний Минимальный Критерии оценки проекта Критерии итогового оценивания:
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ» Просмотр видеоматериалов Работа в библиотеке Классно – урочная работа Работа в компьютерном классе Контрольный урок Награждение победителей
«НАШИ ЗЕМЛЯКИ И АФГАНСКАЯ ВОЙНА» (Подготовка к защите проекта ) Сбор материала в библиотеке Возложение цветов к мемориалу Конкурс рисунков Работа с интернет - ресурсами Экскурсия в МОУ « СОШ» № 12
«НАШИ ЗЕМЛЯКИ И АФГАНСКАЯ ВОЙНА» (Презентация проекта) Встреча с воином -земляком Рассказ о событиях прошедшей войны Сообщение о погибших героях - земляках Песни военных лет Чтение стихотворений Воспоминания о войне
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность по истории во внеклассное время
Вряд ли кто-то из педагогов усомнится в том, что главное для учителя – сформировать у учеников интерес к тому предмету, который преподаёшь. Именно это – залог успешной реализации всех остальных задач обучения. Несомненно, основной формой работы с учащимися был и остаётся урок, но в то же время огромный простор для деятельности даёт нам внеклассная работа по предмету.
Форм организации внеклассной работы достаточно много. Это факультативы, кружки, клубы, экскурсии, исторические вечера, олимпиады, викторины, игры, предметные недели и многое другое.
Особое внимание хотелось бы уделить проектной деятельности. Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно. Поэтому задачей школьного образования становится не только передача определенных знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими.
Создание различных типов проектов учащимися в процессе внеклассной работы позволяют мне, как учителю, решать многие образовательные задачи:
- осуществить более− глубокое и прочное освоение учебного материала, значительное расширить кругозор учащихся с нарушениями слуха;
- научить обучающихся с нарушениями слуха извлекать новую информацию из разнообразных источников.
- показать− алгоритм проектной деятельности и методы анализа его результатов;
- включить ребенка в поисково – исследовательскую работу;
- приобщить к разнообразным формам оформления проекта и оценивания её результатов.
Использование метода проекта в специальной коррекционной общеобразовательной школе имеет свою специфику. Проектные работы требуют предварительной подготовки учащихся. На первых этапах подготовку и планирование учащиеся осуществляют совместно с руководителем проекта. На основе предложенного материала с детьми формулируем тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяем состав групп участников, распределяем обязанности между её членами, планируем ход дальнейшей реализации проекта. Последующие проектные работы ребята стараются выполнить самостоятельно, учитель же является только консультантом. Обсуждаем различные формы оформления проекта, наиболее приемлемые для данного проекта. Отчёт о проделанной работе учащиеся представляют на уроке или на школьном мероприятии. Знакомлю учащихся с тем, что проект - это "пять П":
Проблема,
Проектирование (планирование),
Поиск информации,
Продукт,
Презентация.
Мотивация учения в свою очередь формируется через коллективную деятельность. Использование метода проекта в полной мере позволяет это осуществить. Проектная деятельность возможна как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. В последнем случае защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.
Например, при изучении темы «Древний Египет» совместно с учащимися был разработан учебно – познавательный проект « Путешествие в Древний Египет», который был представлен на федеральном конкурсе проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе, где Вы сможете подробнее с ним познакомиться. Проект позволил обобщить и углубить знания по истории Древнего Египта посредством ИКТ. В данном проекте ребята 5 класса работали группами и парами во внеурочное время. Главными задачами стало научить учащихся находить информационные источники и применять их в практической деятельности; развивать познавательный интерес учащихся к данной теме, интеллектуальные и творческие способности в групповом проекте с учётом индивидуальных особенностей детей со слуховой депривацией; расширять кругозор по данной теме; воспитывать активную жизненную позицию. С ребятами наметили план работы над проектом, критерии оценивания ( критерии навыков работы в групповой и парной работе, критерии оценивания итогового продукта). На итоговом повторительно – обобщающем уроке « Путешествие в Древний Египет» , проведённым в рамках городского методического объединения старших классов, пятиклассники показали хорошие знания по предмету.
Формирование в учащихся с нарушениями слуха гражданско-патриотических качеств является одной из приоритетных воспитательных задач в нашей школе. Краеведение предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую «осязаемых» и понятных для наших детей.
В рамках краеведения был осуществлён проект « Наши земляки и афганская война». Участниками проекта стали учащиеся 5-10 классов. В ходе проекта решались следующие задачи: показать примеры высокого патриотизма, мужества, героизма наших земляков, участников Афганской войны; формировать поисково – исследовательские навыки учащихся; воспитывать чувство патриотизма и уважения к подвигу старшего поколения в годы Афганской войны. В проекте ребята исследовали тему Афганской войны по отношению к близким и понятным им людям – землякам, участникам локальных войн. Объектом исследования стал жизненный и боевой путь шестерых земляков, участников афганской войны. Сведения о земляках, собранные в ходе поисковой работы членами объединения «Активистами школьного музея» и учащимися школы были оформлены в виде электронного продукта « Наши земляки и Афганская война» на городской фестиваль « « и альбома « Воспоминания земляков об Афганской войне». Мы, руководители проекта, учитывали возрастные и психологические особенности учащихся с нарушениями слуха при разработке методики работы над проектом.
Перед началом работы над проектом я попыталась выяснить, какие цели ставят перед собой учащиеся, какова их мотивация при выполнении данной проектной работы. С этой целью было проведено анкетирование.
- хотел(а) узнать новое – 10% учащихся;
- хотел(а) работать в группе – 20%;
- хотел(а) получить хорошую оценку – 50%;
- хотел(а) проявить себя и проверить свои возможности – 15% учащихся.
Результаты анкетирования показали, что большинство ребят хотели участвовать в проекте в основном из – за оценки или работать в группе, чтобы в меньшей мере проявить себя.
После проведённой работы по проекту, учащиеся переосмыслили своё отношение к проекту, заинтересовались данным проектом и проявили в нём большую активность. О чём свидетельствуют результаты анкетирования и защита проекта.
- хотел(а) узнать новое – 20% учащихся;
- хотел(а) работать в группе – 15%;
- хотел(а) получить хорошую оценку – 40%;
- хотел(а) проявить себя и проверить свои возможности – 25% учащихся.
Таким образом, внеклассная работа по истории является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Экскурсии позволили получить дополнительный материал по изучаемой теме и расширить свой кругозор, накопить конкретно-образный материал, в процессе осмысления которого происходит развитие исторического мышления. Наиболее целеустремленная и плодотворная работа по изучению истории родного края ведется в школьном историко-краеведческом музее «Школа. Судьба. Эпоха», где я являюсь его руководителем. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать – есть постыдное малодушие …
Применение проектной методики по истории во внеурочное время очень перспективно, так как проектная деятельность учащихся позволило решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Работая над проектной деятельностью, я столкнулась с некоторыми недостатками и проблемами:
- неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
- повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников;
- работа над проектами требует увлеченности, терпения, усилий и мотивации;
- требует много свободного времени и материального обеспечения;
- существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс;
- проекты, которые требуют больших затрат времени на подготовку, целесообразно использовать 2-3 раза в год.
- требуется большая помощь учащимся по планированию и оформлению проекта.
Хочу поделиться с Вами рекомендациями и советами по проведению проектной деятельности по истории во внеклассное время. Благодарю всех за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"
Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...
Проектная деятельность в урочное и внеурочное время по истории.
В статье описана практическая деятельность в урочное и внеурочное время по истории с использованием проектной технологии, которая имеет позитивные результаты....
Доклад на тему "Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка".
Оказание помощи учащимся в создании проекта....
доклад по теме "Проектная деятельность учащихся на уроках технологии"
описание опыта работы учителя технологии по использованию проектной технологии на уроках труда(мальчики)...
Организация проектной деятельности среди учащихся во внеурочное время.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку на...
Доклад на тему: "Проектная деятельность как средство творческого развития обучающихся на уроках швейного дела."
Анализ работы с детьми о проетной работе....
Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках и внеурочное время по химии"
Современное экологическое образование требует поиска таких методов обучения и воспитания, которые воздействовали бы не только на интеллект, но и на чувства учащихся, ...