Эссе на уроках истории
методическая разработка по истории на тему
Эссе - сравнительно новая форма работы на уроке, но мне нравится использовать ее в своей деятельности. О плюсах и потенциале эссе данный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_na_urokah_istorii.docx | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на уроках истории и обществознания
Эссе – сравнительно новая и перспективная форма творческой работы учащихся, особенно на уроках гуманитарного блока, а в частности – истории и обществознания. Конечно, эти предметы считаются устными, а письменные работы выполняются, главным образом, в рамках контроля знаний учащихся и чаще всего имеют форму тестирования. Но такое творческое задание как эссе имеет много плюсов: оно наилучшим способом позволяет выявить индивидуальные способности учащихся, способность применять полученные ранее знания, анализировать информацию, обобщать полученные сведения, мыслить креативно и нестандартно, уметь аргументированно доказывать свою точку зрения, раскрывает личностные качества. В процессе работы происходит развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. При этом, написание эссе не занимает много времени, так как имеет небольшой объем и не требует выверенных логических переходов как, например, в сочинении.
И не зря в последние годы написание эссе входит в задание ЕГЭ по русскому языку и необходимо для получения высоких баллов по социальным наукам (истории и обществознанию).
Поэтому вопросы о том, как грамотно составить план и написать эссе, стали актуальными. К школьному эссе предъявляют такие требования:
- Объем до 160 слов.
- Четкая тема или узкая проблема.
- Отсутствие плагиата. Цитаты использовать можно только для подтверждения или отрицания авторской точки зрения.
- Образность, легкий и индивидуальный стиль.
Эссе как форма работы на уроках истории и обществознания используется мною довольно часто. Когда учащиеся сталкиваются с такой работой впервые, им трудно понять, что от них требуется. Но, как показывает практика, большая часть школьников довольно быстро осваивает новую форму творческого задания и успешно справляются с нею. Кроме того, такая форма работы часто увлекает учащихся. Вспоминается случай, когда ученики 9-го класса на уроке обществознания размышляли об уголовной ответственности для несовершеннолетних. Мною был продемонстрирован факт вынесения смертного приговора в США десятилетнему мальчику, застрелившему беременную мачеху. Итогом обсуждения стало написание эссе, работы получились очень осмысленными и неординарными. Или, к примеру, размышления на тему «Роль И. В. Сталина в Великой Отечественной войне» мне кажутся крайне важными в процессе изучения данного исторического периода.
Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать и анализировать информацию, выделять причинно-следственные связи, подтверждать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. А если коротко: оценивать, размышлять, высказывать свое мнение. И если мы взглянем на требования ФГОС, то именно этому и должны обучаться учащиеся в первую очередь. С этой точки зрения эссе как нельзя лучше вписывается в учебный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"
Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...
Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
Эссе на тему: "История культуры моего района"
Культура – это явление общечеловеческое, огромное, целостное, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. Каждый из народов, независимо от той ил...
Эссе на тему: «История – это дорога, ведущая из прошлого в будущее»
Эссе для педагогического конкурса...
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...