Эссе на тему: «История – это дорога, ведущая из прошлого в будущее»
материал
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «История – это дорога,
ведущая из прошлого в будущее»
Одной из самых непростых задач, стоящих перед учителем истории, является необходимость сформулировать и применять в преподавательской практике краткий, но емкий ответ на вопрос: «Что такое история?». В нашей профессии умение раскрыть перед юной аудиторией значение исторического процесса, его метафизику, пожалуй, важнее, чем обладание энциклопедическими знаниями в предметной области. Стоит ли говорить о том, что для юных пытливых сердец этот ответ может стать своеобразным универсальным ключом, поводырем в сонме эр, эпох и столетий…
Взгляд на историю как на связь между прошлым и будущим, как на мост, брошенный из минувшего в грядущее, не нов. Чтобы согласиться с данным тезисом, мы должны встать на сторону популярной концепции линейного развития человеческой истории, разумеется, не единственной, приоткрывающей мистерию бытия. В силу национально-культурных особенностей носителям русского культурного кода эта концепция близка и понятна: православная тысячелетняя традиция полностью отвечает принципу линейности истории. А теперь о детях: что может дать им подобный концепт в нелегком труде усвоения основ исторической науки?!
Гениальный Александр Сергеевич в числе особенностей нашего народа отметил «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Мы добавим, что просвещенному, культурному человеку свойственно ставить перед собой вопросы: «кто я?», «откуда я?» и «куда я?». Как бы ни был силен в наши дни вирус бескультурья, какими бы разноцветами ни цвели пороки в подрастающем поколении, тяга к добру и справедливости находят почву в душе для благодатных всходов, стоит лишь обильно оросить эти души живительной влагой правды и обогреть солнечной теплотой сердца. Пусть это лишь идеал, которому в условиях перегруженной рабочей недели далеко не всегда удается соответствовать, но каждый учитель знает, что за менее успешными уроками следуют более успешные. Они-то и дарят возможность достигнуть высокого уровня взаимопонимания, с помощью которого вербальный концепт может превратиться в часть чужого мировоззрения.
Да, история должна стать ментором и цензором, верным союзником совести. Но что дает ей такое высокое право, что подтверждает ее «легитимность» в глазах подростков? Здесь мы возвращаемся к обозначенной теме: если история – это дорога, то без нее нет будущего, ни на уровне отдельных судеб, ни на уровне государств и цивилизаций. Пусть возразят, что «историю учить не будем, но будущее у нас все равно будет». Будет, ответим мы, но это будет будущее тех, кто его строил, опираясь на прошлое, это будет чужое для вас будущее, где вы – лишь декорации, не способные претендовать на минимальную субъектность в текущем историческом процессе.
Время заставляет преподавателей истории, равно как и других предметов, искать и открывать для себя неизведанные ранее пути к сердцу ученика, к укрытым в глубине сознания мотивационным ресурсам, столь необходимым в повседневной ученической рутине. Представление истории как единственного пути в будущее есть апелляция к чувству собственного достоинства, к желанию быть «ведущим», а не «ведомым». А мы, в свою очередь, не должны забывать, что есть масса псевдоисторических, антинаучных и даже гибельных «дорог», по которым на наших глазах пошли многие братские народы бывшего СССР, а ранее Российской империи. Не забывать и быть верными исторической правде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Прошлое и будущее моих воспитанников"
Мои размышления о воспитанниках моей группы (дети-сироты)...
Эссе «Гордимся прошлым – строим будущее»
«Что такое достижения?» — задумалась я, прежде чем приступить к написанию эссе. В моей голове сразу стали складываться варианты значений этого слова. Заглянув в толковый словарь В.И.Даля, где в одном ...
Эссе на тему: "Гордимся прошлым -строим будущее"
Эссе на тему: "Гордимся прошлым -строим будущее"...
Эссе на тему:"Гордимся прошлым - строим будущее!"
Мой взгляд на данную тему......
Эссе на тему: «Гордимся прошлым – строим будущее»
Школа – это место, где пересекаются прошлое, настоящее, будущее, чтобы подготовить детей к самому ответственному уроку под названием Жизнь....
Эссе на тему: "История культуры моего района"
Культура – это явление общечеловеческое, огромное, целостное, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. Каждый из народов, независимо от той ил...
Опыт работы учителя истории и обществоведения Макеевой Марины Валерьевны на тему «История - это связь прошлого, настоящего и будущего»
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего....