Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Открытый урок по истории в 5 классе по теме "Древняя Греция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pou_gretsiya_5_klass.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработан
учителем истории ФМОУ СОШ с. Свищевки Белинского района Пензенской области в с.Балкашино
Дудоровой Ольгой Юрьевной
Открытый урок по истории в 5 классе по теме: « Повторительно – обобщающий урок по теме « Древняя Греция»
Цели: обучающие:
- обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция;
- выявить пробелы в знаниях;
Развивающие:
- развивать навык самостоятельной и групповой работы;
- умение работать с различными источниками информации;
- умение рассуждать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
- творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил;
Задачи урока:
- показать учащимся, каково значение культуры Древней Греции и её влияние на мировую культуру;
- помочь осознать вклад эллинов в развитие культуры народов.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с изображением богов и памятниками архитектуры Древней Греции, разрезанная картинка, на которой написаны термины
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: игра – « Виртуальное путешествие»
Ход урока.
- Организационное начало урока.
- Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, мы начнем наш урок с загадки.
- Среди античных скал,
Увитая лозою винограда
Раскинулась страна Гомера и Икара
Здесь родина театра ,мифических героев и богов
Здесь жил Солон, провозглашал свободы и законы.
Здесь все в одну великую историю сплелось
И нам ее познать всем довелось.
- О какой стране идет речь?
- Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории. Тема нашего сегодняшнего урока –«Повторение и обобщение знаний по Древней Греции». Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня для себя поставим? ( мнения ребят) .
- Цели нашего урока заключаются в обобщении и приведение в систему всех тех знаний, которые вы получали при изучении этой древней цивилизации. Мы повторим с вами местоположение Греции, её политическое устройство, культурно – историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, составлять связный рассказ, а так же выясним, кто из вас лучше всех знает термины и исторических личностей древности.
-Перед началом нашего путешествия давайте разделимся на две команды и выберем название для команд, связав это с историей Греции
- Начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно.
Друзья мои, давайте вновь
Древней истории перелистнем страницы.
И сквозь века, как через призму лет,
Промчимся мы на резвой колеснице,
Увидим, вспомним, повторим,
Эллады древней важные событья.
3. Обобщение и систематизация знаний.
- Прежде чем нам совершить экскурсию, мы должны побольше узнать о той стране, в которую собираемся отправиться. Первый наш конкурс называется « Туроператор».
Цель этого этапа заключается в том, что вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции. Сейчас вы выступите в роли туроператора. Это такие люди, которые рассказывают желающим отдохнуть о какой – либо стране. Но рассказать так, чтобы им захотели туда поехать. Сейчас я вам раздам карточки с изображением Древней Греции. Вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции: где находится, чем окружена, какой климат, почва, чем занимается население и составить рассказ. Так как вы выступите в этой роли впервые, то я решила вам облегчить немного задачу: чтобы ваш расск5аз получился красивым и связанным, у меня есть готовый текст, но в нём есть пропуски. Вы должны их заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск вы получите по 1 баллу. Максимально за этот конкурс вы можете получить 10 баллов.
( учащиеся выполняют работу)
Карточка № 1.
Эта страна расположена на ( Балканском ) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т.к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – ( Олимп) , по преданию на ней живут( греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой ( лес) можно найти только на севере. Климат в Греции очень ( жаркий) , так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы ( каменистые) , плодородных ( рек) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по ( Эгейскому) или ( Ионическому ) морю.
Ответы: Балканском, горная, Олимп, греческие боги, леса, жаркий, каменистые, рек, Эгейское, Ионическое.
Карточка № 2.
Греция – это страна ( гор) и быстрых горных (рек) с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но ( тёплая). Хотя в стране мало ( лесов) и ( плодородных земель), её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные ( пастбища) , на которых пасутся овцы и козы. Путешествия по стране вы можете увидеть огромные ( виноградники), ягоды которых переливаются на солнце. Из (оливок) эллины делают масло , которым атлеты смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести ( амфоры) – сосуды для вина и масла и ( пифоры) – сосуды для хранения зерна.
Ответы: гор, рек, тёплая, лесов, плодородных земель, пастбища, виноградники, оливки, амфоры, пифоры.
Подведём итог: - Молодцы, с первым заданием справились хорошо и принесли в копилку своей команды первые очки.
- Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой страны, но и хоть немножечко знать язык. Следующий наш конкурс называется « Переводчик». Как вы думаете, какова цель этого конкурса? ( ответы детей).
Цель:
- НА этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в двух конвертах разрезанные слова. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 балл.
Демос | Простой народ |
Ареопаг | Совет знати |
Архонты | Правители |
Долговой камень | Камень, установленный на земле должника |
Демократия | Власть народа |
Илоты | Рабы |
Лаконичная речь | Краткая |
Полис | Город – государство |
Атлет | Участник состязаний |
Ипподром | Место для проведения конных соревнований |
Стратег | Военачальник |
Педагог | Сопровождающий ребёнка |
Триера | Мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёсел |
Оратор | Человек, умеющий произносить речь |
- Чтобы проверить, правильно ли вы выполнили это задание, переверните карточки и у вас должна получиться картинка.
Подведём итог: - Итак, мы с вами вспомнили географическое положение Греции, исторические термины.
Переходим к следующему заданию, которое называется « Лабиринт». Что бы попасть на полуостров нам надо пройти лабиринт. Ребята, вспомните с каким мифом связано это слово?
У меня на листках записаны герои двух поэм греческого поэта Гомера. Ваша задача выбрать только тех, кто был героем в поэме. Первая команда выбирает героев «Илиады», а вторая – «Одиссеи»
« Илиада» | « Одиссея» |
1,3,5,7,9 | 2,4,6,8,10 |
1. Ахиллес.
2. Одиссей
3. Фетида
4. Циклоп
5. Гектор
6. Харибда
7. Патрокл
8. Сирены
9. Андромаха
10. Пенелопа
- Молодцы, вы вспомнили героев, которые мы встречали в произведениях Гомера. И теперь мы с вами можем путешествовать по этой прекрасной стране. Говоря об удивительной стране – Греции, её народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах, которые оказали большое влияние на культуру других народов. Мифы сложены древними греками в те далёкие времена, когда люди только начали вглядываться в окружающий мир, только приступили к его исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории. И следующее наше задание называется « Мифы и легенды Древней Греции».
Цель: вспомнить мифы и легенды древней Греции.
В левом столбце перечислены определенные предметы. В правом герои мифов. Ваша задача при помощи стрелок соотнести героев и предметы.
Меч и клубок ниток, лабиринт Прометей
корабль и чёрные паруса, утес, море Афина
перья, воск, нитки, солнце Тесей
яблоко с надписью « Прекраснейшей Эгей
огонь, утёс, цепи, орёл, печень Икар
Город, копьё, оливковое дерево Деметра
Колосья пшеницы, увядающие цветы, подземное царство Парис
- А теперь каждая команда выберет для краткого пересказа любой из мифов.
Подведём итог: - Вы молодцы, вспомнили греческие мифы. Но путешествия по Греции, надо хорошо ориентироваться в географических названиях. Вспомните какие названия в Греции созвучны ( Олимп и Олимпия). Эти места играли в жизни греков важную роль.
- Вспомните почему?
Следующее наше задание так и называется « Олимп и Олимпия». Какова цель этого задания? ( ответы детей)
Цель:
По предметам определить кому из греческих богов принадлежит данная вещь и покровителем чего он являлся.
- Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, ног и назвать покровителем чего он являлся.
1) Колесница, орёл, молния. ( Зевс – бог грома и молнии)
2) Меч, шлем, копьё ( Арес – бог войны)
3) Трезубец. Дельфин ( Посейдон – бог моря)
4) Зеркальце, золотое яблоко ( Афродита – богиня любви и красоты)
5) Олень, стрела, колчан со стрелами ( Артемида – богиня охоты)
6) Трёхглавый пёс, колесница ( Аид – бог подземного царства
7) Виноградная гроздь ( Дионис – бог виноделия)
8) Колосок пшеницы ( Деметра – богиня плодородия)
9) Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева ( Афина – богиня мудрости и справедливости)
10) Волшебные сандалии ( Гермес – вестник богов)
Подведём итог: - Молодцы, вы вспомнили всех богов по их опознавательным признакам. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится. А теперь
Я продемонстрирую слайды, выберите те изображения и предметы, которые относятся к Олимпии
1 слайд - лавровый венок
3 слайд – ипподром
5 слайд –копье, диск
6 слайд – борьба
8 слайд – статуи атлетов
9 слайд - статуя Зевса
- Наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами оказались перед воротами прекраснейшего города – Афины. Но вход нам преграждают стражники. Они не впустят нас до тех пор, пока мы с вами не разгадаем, что значат эти выражения . Следующий наш конкурс «Крылатые выражения».
Какую цель мы поставим перед собой в этом конкурсе?
Яблоко раздора
Троянский конь
Ахиллесова пята
Спартанское воспитание
Драконовы законы
- Подведём итог: Вы успешно справились и с этим заданием. И впереди у нас остался последний конкурс: « Исторический персонаж». Какую цель мы поставим для себя в этом конкурсе?
Цель: обобщить и систематизировать знания о исторических личностях Древней Греции.
- Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова и какой вклад он внёс в развитие страны. Если вы сумеете назвать и историческое лицо и тот вклад, который он внёс в развитие истории своей страны, то получите 2 балла. Если ваш ответ будет неполным, то сможете принести в копилку своей команды – 1 балл.
1) « …афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…» ( Эгей)
2) « Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом» ( Дедал)
3) « Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире» ( Афродита)
4) « О владыка морей» Отец мой! Пусть Одиссей никогда не увидит Отчизны. Если же волею судьбы он достигнет Итаки, пусть возвратится один, на чужом корабле и несчастье найдёт в своём доме» ( Полифем, циклоп)
5) « Мать чёрная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы.
Рабыня раньше, а теперь свободная…» ( Солон)
6) « Да, я упал лишь один раз» Кто из вас бросит меня на землю ещё 2 раза и станет победителем?» ( Милон)
7) Стыдно нам, перешедшим морской пролив бояться ручейка» ( Александр Македонский)
Подведём итог:
4. Подведение итога урока.
- Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересной культурой, людьми оказала влияние на культуру многих стран. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно.
5. Рефлексия.
- Я хочу, чтобы вы продолжили начатые мною предложения
1. Мне было интересно….
2. Что было трудным …,
4. От урока у меня осталось впечатление…
5. О чем бы из истории Греции мне бы хотелось узнать более подробно…
6. Выставление оценок.
Карточка № 1.
Эта страна расположена на ________________________________ полуострове. Греция по рельефу - это ____________________________ страна, т.к. хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции - ____________________ , по преданию на ней живут . В Греции нет ________________________, пригодного для строительства, хвойный строевой __________________ можно найти только на севере. Климат в Греции очень , так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы , полноводных нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по ___________________________ или ________________________________ морю.
Карточка № 2.
Греция – это страна ___________________ и быстрых горных ___________ с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но _____________________. Хотя в стране мало __________________ и _________________________________________, её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные _____________________________ , на которых пасутся овцы и козы. Путешествия по стране вы можете увидеть огромные _________________________________, ягоды которых переливаются на солнце. Из ________________ эллины делают масло , которым атлеты смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести __________________________ – сосуды для вина и масла и ___________________ – сосуды для хранения зерна.
Демос | Простой народ |
Ареопаг | Совет знати |
Архонты | Правители |
Долговой камень | Камень, установленный на земле должника |
Демократия | Власть народа |
Илоты | Рабы |
Лаконичная речь | Краткая |
Пираты | Морские разбойники |
Полис | Город – государство |
Атлет | Участник состязаний |
Ипподром | Место для проведения конных соревнований |
Стратег | Военачальник |
Амфора | Сосуд для вина с маслом или вином |
Педагог | Сопровождающий ребёнка |
Триера | Мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёсел |
Оратор | Человек, умеющий произносить речь |
1. Ахиллес.
2. Одиссей
3. Фетида
4. Циклоп
5. Гектор
6. Харибда
7. Патрокл
8. Сирены
9. Андромаха
10. Пенелопа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории
Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах...
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
Конспект урока по истории Класс: 5
Конспект урока по истории Класс: 5 Тема: Культура Древней Греции эпохи классики. Цели урокаКонспект урока по истории Класс: 5 Тема: Олимпийские игры в древней Греции Цели урока...
Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»
Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:· Систематизировать и у...
Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»
Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...