Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему
Что же такое ИКТ?
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Шитикова Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания,
ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. При переходе к информационному обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни. Эти изменения неизбежно затрагивают всю систему образования. В условиях широкого развития средств массовой информации, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа смогла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой и мотивированной деятельности. Использование ИКТ открывает новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса, как на уроке, так и во внеурочное время.
Что же такое ИКТ?
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
1. Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
2. Электронные энциклопедии и справочники;
3. Тренажеры и программы тестирования;
4. Образовательные ресурсы Интернета;
5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
6. Видео и аудиотехника;
7. Интерактивные конференции и конкурсы;
8. Материалы для дистанционного обучения;
9. Научно-исследовательские работы и проекты;
10. Дистанционное обучение.
ИКТ в учебном процессе.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков: умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы. Поэтому использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие и память. На уроках истории и обществознания я использую чаще всего программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Помимо этого, программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы и в таких формах представления как тексты, слайды, видео- и аудио фрагменты, диаграммы, таблицы. Используя программу PowerPoint, учащиеся с удовольствием готовят домашние презентации по заданным темам. Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагает учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, схемами, таблицами, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся с помощью редактора Word создают собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение и пр. При подготовке к урокам велико значение использования возможностей Интернета. Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Образовательные ресурсы Интернета помогают в поиске исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Однако, при использовании ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках обществознания не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.
Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:
1) урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);
2) комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;
3) урок-семинар и урок-конференция (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);
4) защита рефератов и проектных работ учащимися.
5) Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к ЕГЭ.
Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий EГЭ на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;
6) Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.
Формы и направления использования ИКТ.
• Оптимизация труда учителя
• Неограниченные возможности изготовления КИМов, раздаточных материалов, тестов
• Возможность использовать готовые ЭОР
• Создание собственных ЭОР
• Использование ресурсов Internet.
Использование компьютерных технологий помогает
1. Активизировать познавательный интерес учащихся;
2. Приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
3. Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
4. Делать занятия более наглядными и интенсивными;
5. Формировать информационную культуру у учащихся;
6. Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
7.Дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;
8. Снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»;
9. Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Применение компьютерных презентаций в PowerPoint:
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
2. Повышение производительности урока
3. Установление метапредметных связей
4. Возможность организации проектной деятельности учащихся
5. Улучшение взаимоотношения учителя с учениками
6. Изменение отношения к ПК.
«Предмет во много раз понятней, коль на компьютере занятие»
На экран можно вывести любой текст, иллюстрацию, цитату, таблицу, диаграмму, анимированную карту не тратя время на доске или ведя поиск в учебнике.
В результате использования информационных технологий на уроках истории и обществознания у учащихся наблюдается:
1. Повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
2. Более полное усвоение теоретического материала;
3. Овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
4. Умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
5. Индивидуализация обучения;
6. Интенсификация самостоятельной работы учащихся;
7. Рост объема выполненных на уроке заданий;
8. Расширение информационных потоков при использовании Internet; 9. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:
1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
4. Отсутствие контакта с учителем информатики.
5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
7. Не хватает компьютерного времени на всех.
8. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются. на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Полезные советы.
1. Не перегружайте презентацию, за урок в ней не используйте более 15 слайдов.
2. Устанавливайте подходящий фон для слайдов с контрастом цвета фона и текста.
3. Презентация должна быть выполнена в едином стиле.
4. Слайд, на котором только текст, малоинтересен.
5. Не увлекайтесь анимацией. Это очень интересно, но сильно отвлекает учащихся и увеличивает объем презентации.
6. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2
Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...
«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
Доклад для МО...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...
"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...
Использование ЭОР на уроках истории и обществознания
Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....