Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Шитикова Ирина Николаевна

Что же такое ИКТ?

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Шитикова Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания,

                                                                     ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. При переходе к информационному обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни. Эти изменения неизбежно затрагивают всю систему образования. В условиях широкого развития средств массовой информации, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа смогла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой и мотивированной деятельности. Использование ИКТ открывает новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса, как на уроке, так и во внеурочное время.

Что же такое ИКТ?

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

К наиболее часто используемым элементам   ИКТ в учебном процессе относятся:

1. Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

2. Электронные энциклопедии и справочники;

3. Тренажеры и программы тестирования;

4. Образовательные ресурсы Интернета;

5. DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями;

6. Видео и аудиотехника;

7. Интерактивные конференции и конкурсы;

8. Материалы для дистанционного обучения;

9. Научно-исследовательские работы и проекты;

10. Дистанционное обучение.

ИКТ в учебном процессе.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков: умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы. Поэтому использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие и память. На уроках истории и обществознания я использую чаще всего программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого.  С помощью этой программы я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Помимо этого, программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы и в таких формах представления как тексты, слайды, видео- и аудио фрагменты, диаграммы, таблицы. Используя программу PowerPoint, учащиеся с удовольствием готовят домашние презентации по заданным темам. Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагает учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, схемами, таблицами, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся с помощью редактора Word создают собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение и пр. При подготовке к урокам велико значение использования возможностей Интернета.  Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Образовательные ресурсы Интернета помогают в поиске исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Однако, при использовании ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках обществознания не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе. 

Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:

1) урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);

2) комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;

3) урок-семинар и урок-конференция (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);

4) защита рефератов и проектных работ учащимися.

5) Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к ЕГЭ. 

Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий EГЭ на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;

6) Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.

 Формы и направления использования ИКТ.

•   Оптимизация труда учителя

•    Неограниченные возможности изготовления КИМов, раздаточных материалов, тестов

•   Возможность использовать готовые ЭОР

•    Создание собственных ЭОР

•   Использование ресурсов Internet.

           Использование компьютерных технологий помогает

1. Активизировать познавательный интерес учащихся;

2. Приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;

3. Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

4. Делать    занятия более наглядными и интенсивными;

5. Формировать информационную культуру у учащихся;

6. Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

7.Дисциплинировать   самого учителя, формировать его интерес к работе;

8. Снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»;

9. Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Применение компьютерных презентаций в  PowerPoint:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2. Повышение производительности урока

3. Установление метапредметных связей

4. Возможность организации проектной деятельности учащихся

5. Улучшение взаимоотношения учителя с учениками

6. Изменение отношения к ПК.

 «Предмет во много раз понятней, коль на компьютере занятие»

На экран можно вывести любой текст, иллюстрацию, цитату, таблицу, диаграмму, анимированную карту не тратя время на доске или ведя поиск в учебнике.

 В результате использования информационных технологий на уроках истории и обществознания у учащихся наблюдается:

1. Повышение интереса к изучению истории и успеваемости;

2. Более полное усвоение теоретического материала;

3. Овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

4. Умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

5. Индивидуализация обучения;

6. Интенсификация самостоятельной работы учащихся;

7. Рост объема выполненных на уроке заданий;

8. Расширение информационных потоков при использовании Internet; 9. Повышение мотивации и познавательной активности за счет     разнообразия форм работы.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:

1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.

2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Отсутствие контакта с учителем информатики.

5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

7. Не хватает компьютерного времени на всех.

8. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.

9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются. на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Полезные советы.

1. Не перегружайте презентацию, за урок в ней не используйте более 15 слайдов.

2. Устанавливайте подходящий фон для слайдов с контрастом цвета фона и текста.

3. Презентация должна быть выполнена в едином стиле.

4. Слайд, на котором только текст, малоинтересен.

5. Не увлекайтесь анимацией. Это очень интересно, но сильно отвлекает учащихся и увеличивает объем   презентации.

6. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...

Использование ЭОР на уроках истории и обществознания

Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....