Рабочая программа 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЮГО-ЗАПАД»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Истории
(название предмета)
10 класс
(класс)
Москва
2015
ОДОБРЕНА цикловой комиссией Гуманитарных дисциплин
Протокол № 1 от «31» августа 2015 г. | Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями от 24.12.2014 г. № 1645). |
Председатель цикловой комиссии ____________ /Максимова И.В. | Заведующая Научно-методического центра
___________/Л.В.Карташова Подпись Ф.И.О. |
Подпись Ф.И.О.
Составитель (автор): Перминова Н.П., Астафьева С.А., преподаватели ГБПОУ ОК «ЮГО-ЗАПАД»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 20
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 20
4.2. Информационное обеспечение 20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для дисциплины «История» на базовом уровне.
Предмет «История» относится к предметной области «Общественные науки», которая должна обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Предметные результаты изучения учебного предмета «История» должны отражать:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе:
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Программа предназначена для изучения предмета «История» в 10 классе и составлена из расчета 1 час в неделю, всего 34 часов за один год.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(34 часа)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Содержание темы | Кол-во часов | Формы* организации учебных занятий | Основные виды** учебной деятельности |
1 | Раздел Введение. Основы исторического знания |
Историческое знание, его достоверность и источники. Функции истории. Развитие исторической науки. Вспомогательные исторические дисциплины
Концепции исторического развития. Факторы исторического развития. Проблема прогресса в истории. Принципы периодизации исторического процесса. 3. Российская история как часть мировой и европейской истории Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя |
2 | Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества | 1. Источники сведений о первобытной истории Источники сведений о первобытной истории. Варианты периодизации древнейшей истории. 2. Теории происхождения человека Теории происхождения человека. Расселение людей по земному шару. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. 3. Неолитическая революция Среда обитания. Последствия для человека глобальных климатических изменений. Неолитическая революция. Присваивающее хозяйство и производящее хозяйство. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. 4. Предпосылки возникновения цивилизации Предпосылки возникновения цивилизации. Разложение родового строя. Признаки цивилизации. Происхождение государства. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей |
Раздел 2. Цивилизации древнего мира | 2 | ||||
3 | Тема 2.1 Ранние цивилизации, их отличительные черты | 1. Традиционное общество. Традиционное общество. Экономика первых цивилизаций. Социальная пирамида. Политический строй. Восточная деспотия. 2. Цивилизации Древнего Востока (Египет, Междуречье, Индия, Китай, Восточное Средиземноморье) Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Цивилизации Древнего Востока (Египет, Междуречье, Индия, Китай, Восточное Средиземноморье). 3. Культурное наследие древних цивилизаций Роль древности в становлении современного мира. Материальная культура. Мифология. Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Конфуцианство. Буддизм и его распространение. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, написание рефератов и докладов |
4 | Тема 2.2 Античная цивилизация | 1. Периодизация античной истории Периодизация античной истории. Географические и социальные предпосылки становления полисной цивилизации в Греции. 2. Сущность греческого полиса Сущность греческого полиса. Политический строй, социальная структура, экономика. Афины и Спарта – главные полисы древней Греции. Их роль в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. 3. Александр Македонский и эллинизм Завоевания Александра Македонского. Эллинизм. Эллинистические монархии. 4. Древний Рим: этапы становления общества и государства Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры. Раннее христианство. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, написание рефератов и докладов |
Раздел 3.Цивилизации Запада и Востока в Средние века | 1 | ||||
5 | Тема 3.1 Становление Западноевропейской и восточно-христианской цивилизации | 1. Асинхронность развития средневековых обществ, хронологические рамки периода для разных стран Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций. Роль кочевников. Культурное наследие. 2. Великое переселение народов и его исторические результаты Варвары и Рим. Великое переселение народов: причины, народы, образование варварских королевств. 3. Государства Европы Социальная структура средневекового общества. Основные формы государственной власти. Церковь и государство, церковь и общество. 4. Византийские государство. Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Культура и православие. Русь и Византия. Падение Константинополя. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века | 11 | ||||
6 | Тема 4.1. Восточные славяне в древности | 1. Племена и народы Восточной Европы в древности. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Византия и народы Восточной Европы. 2. Восточные славяне в VII—VIII вв. и их соседи Племена восточных славян. Нестор о расселении восточных славян. Взаимоотношения славян с соседними государствами и племенами. 3. Быт и хозяйство восточных славян. Общественные отношения. Язычество восточных славян Разложение первобытно-общинного строя. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники. Хозяйственные занятия. Верования славян. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, работа с раздаточным материалом |
7 | Тема 4.2. Рождение Киевской Руси | 1. Возникновение государственности у восточных славян «Повесть временных лет». «Путь из варяг в греки». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Точки зрения на природу государственности на Руси. 2. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Владимир. Крещение Руси. Культурно-историческое значение принятия христианства. Ярослав Мудрый. «Русская правда». 3. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, работа с научно-популярной литературой |
8 | Тема 4.3. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности | 1. Причины раздробленности Причины раздробленности. Княжеские усобицы. Древняя Русь и Великая степь. 2. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности Великий Новгород. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. 3. Культура периода раздробленности Особенности культурного развития русских земель. Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, анализ графиков, таблиц, схем |
9 | Тема 4.4.Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII в. | 1. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. 2. Нашествие Батыя на Русь Нашествие Батыя. Русь и монголы после образования Золотой Орды. Система управления завоеванными землями. 3. Экспансия с Запада Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, анализ графиков, таблиц, схем |
10 | Тема 4.5. Возвышение Москвы | 1. Русь и Золотая Орда в XIV в. Восстановление экономики русских земель после нашествия монголо-татар. Борьба за великое княжение. Москва и Тверь. 2. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Иван Калита. Роль церкви в консолидации русских земель. 3. Дмитрий Донской Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, анализ графиков, таблиц, схем, написание рефератов и докладов |
11 | Тема 4.6. От Руси к России | 1. Завершение объединения русских земель Образование Российского государства. Иван III. Присоединение Новгорода, Твери и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). 2. Судебник 1497 г. Социальная структура общества Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Землевладение. Социальная структура общества. 3. «Москва — третий Рим» Церковь и власть. Борьба иосифлян и нестяжателей. «Москва — третий Рим». Вклад православной церкви в укрепление единого государства. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, работа с научно-популярной литературой |
12 | Тема 4.7.Россия в царствование Ивана Грозного | 1. Елена Глинская. Боярское правление. Избранная Рада и ее реформы Складывание идеологии самодержавия. Сословно-представительная монархия. Реформы. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. 2. Опричнина и причины ее введения Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и митрополит Филипп. 3. Внешняя политика Начало формирования многонационального государства. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, отношения с Крымским ханством. Поход Ермака. Ливонская война. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, просмотр учебных фильмов |
13 | Тема 4.8.Смутное время | 1. Предпосылки Смуты Династический кризис. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Обострение социально-экономических противоречий. 2. Основные этапы Смуты Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Семибоярщина. 3.Завершение Смуты Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, просмотр учебных фильмов |
14 | Тема 4.9.Россия в XVII в. | 1. Социально-экономическое и политическое развитие Новые явления в экономике. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Становление самодержавия. 2. Реформы Никона и церковный раскол. «Бунташный век» Реформы Никона. Старообрядчество. Культурное и политическое значение. Городские восстания середины XVII столетия. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. 3. Внешняя политика Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, отбор и сравнение материала по нескольким источникам |
15 | Тема 4.10.Русская культура в XIII-XVII вв. | 1. Русская средневековая культура Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. 2. «Домострой». Быт и нравы «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. 3. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, просмотр учебных фильмов |
16 | Итоговое повторение | Итоговое повторение по разделу | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, выполнение заданий по разграничению понятий, систематизация учебного материала |
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: Страны Западной Европы в XVI-XVIII вв. | 5 | ||||
17 | Тема 5.1 Введение | 1. Понятие «Новое время». Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация. Относительность периодизации мировой истории. 2. Запад и Восток в XVI–XVII вв. Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. 3. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. | 0,5 | урок | Слушание объяснений учителя. Написание рефератов и докладов, слушание и анализ выступлений своих товарищей |
17 | Тема 5.2 Раннее новое время | 1. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации Возрождение. Гуманизм. Европа в период Реформации и Контрреформации. Развитие науки. 2. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Карта мира и пространственное восприятие в Новое время. Колониальная экспансия и ее влияние на традиционные общества Древнего Востока. 3. Государство и власть Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. От сословно-представительных монархий к абсолютизму. | 0,5 | урок | Слушание объяснений учителя. Написание рефератов и докладов, отбор и сравнение материала по нескольким источникам |
18 | Тема 5.3.Международные отношения в Новое время | 1. Первая общеевропейская война — Тридцатилетняя Тридцатилетняя война. Вестфальский мир 1648 г. Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. 2. Участие России в общеевропейских конфликтах Участие России в войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. 3. «Османский фактор» европейской политики Османская империя. Вклад России в борьбу с турецкой угрозой. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, отбор и сравнение материала по нескольким источникам |
19 | Тема 5.4.Научная революция. Технический прогресс и промышленный переворот | 1. Основные научные открытия и технические изобретения Паровая машина Уатта. Развитие физики. Основы создания теории электричества. Закон Кулона. 2. Секуляризация общественного сознания Углубление разрыва между наукой и Церковью. Секуляризация общественного сознания. Складывание новой системы ценностей. 3. Начало промышленного переворота в Англии проявления процесса в экономической и социальной жизни От мануфактуры к фабрике. Урбанизация. Развитие транспортно-коммуникационной системы. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала |
20 | Тема 5.5.Век просвещения | 1. Понятие «Просвещение» Понятие «Просвещение» и его содержание. Английское и французское Просвещение. 2. Новое в философской мысли Теория естественного права. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса. 3. Просвещение и власть. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником |
21 | Тема 5.6. Европейские революции XVI-XVIII вв. | 1. Первые европейские революции Голландия. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. 2. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние на европейское общество. 3. Французская революция XVIII в. Возникновение политической культуры индустриального общества Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции. Феномен Террора. Культурные новшества периода Революции. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, отбор и сравнение материала по нескольким источникам |
Раздел 6.Россия в XVIII веке | 4 | ||||
22 | Тема 6.1. Россия в период реформ Петра I | 1. Северная война и ее итоги Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. 2. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. 3. Культурный переворот петровского времени Новое в культуре. Наука. Образование. Градостроительство. Образ жизни. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, работа с научно-популярной литературой |
23 | Тема 6.2. Дворцовые перевороты | 1. Причины дворцовых переворотов. Черты эпохи Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. Анна Иоанновна. Бироновщина. 2. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. 3. Правление Петра III Личность Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, работа с научно-популярной литературой, написание рефератов и докладов |
24 | Тема 6.3. Россия во второй половине XVIII в. Екатерина II | 1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Реформы Екатерины Великой. 2. Павел I Павел I — характеристика личности и основные направления его политики. 3. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, написание рефератов и докладов, отбор и сравнение материала по нескольким источникам |
25 | Тема 6.4. Культура России в середине и во второй половине XVIII в. | 1. Идеи Просвещения в России Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения в России. Радищев. 2. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура и изобразительное искусства. Барокко и классицизм в России. 3. Развитие науки в России Развитие физики в России. М.В. Ломоносов. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником |
Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации | 1 | ||||
26 | Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации | 1. Технический прогресс Фарадей. Максвелл. Герц. Изобретение телеграфа, телефона, появление лампы накаливания. 2. Экономические и социальные последствия промышленного переворота Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. 3. Социальный состав общества: старые и новые составляющие Урбанизация. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, выполнение заданий по разграничению понятий |
Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока | 1 | ||||
27 | Тема 8.1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии | 1. Завершение колониального раздела мира. Завершение колониального раздела мира. Империализм. 2. Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. 3. Колониальное соперничество и его значение Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи. | 0,5 | урок | Слушание объяснений учителя, написание рефератов и докладов |
27 | Тема 8.2. Попытки модернизации в странах Востока | 1. «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Суэцкий канал. Попытки модернизации в Османской империи. 2. Япония. Реформы Мэйдзи: от самоизоляции к модернизации. 3. Китай Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица» | 0,5 | урок | Слушание объяснений учителя, написание рефератов и докладов |
Раздел 9. Россия в XIX веке | 8 | ||||
28 | Тема 9.1 Власть и реформы в первой половине XIX в. | 1. Александр I Реформы начала царствования Александра I. М.М.Сперанский и Н.М.Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. 2. Николай I. Смена политических приоритетов Бюрократия. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия. 3. Крестьянский вопрос в первой половине XIX в. Указ о «вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян в Прибалтике. Попытки решения крестьянского вопроса при Николае I. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником, систематизация учебного материала |
29 | Тема 9.2 Внешняя политика Александра и Николая I | 1. Участие России в Наполеоновских войнах Антифранцузские коалиции. Отечественная война 1812 г. и ее воздействие на развитие национального и общественного самосознания. «Венская система». 2. Кавказская война Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи. 3. «Восточный вопрос» «Восточный вопрос». Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Крымская война и крах «Венской системы». Последствия Крымской войны. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, просмотр учебных фильмов |
30 | Тема 9.3 Общественное движение первой половины XIX в. Интеллектуальная и художественная жизнь | 1. Дворянский этап. Декабристы Причины движения декабристов. Организации декабристов. Восстание на сенатской площади. Суд над декабристами. 2. Общественно-политическая борьба и взгляды на пути развития страны при Николае I Славянофилы, западники, правительственная идеология и рождение теории «официальной народности», общинный социализм. 3. Культура в первой половине XIX в. Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Реформа системы образования. Стили и направления в литературе. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, выполнение заданий по разграничению понятий |
31 | Тема 9.4. Реформы и контрреформы второй половины XIX в. Реформы Александра II. Александр III | 1. Александр II. Отмена крепостного права. Итоги и характер реформ, их историческое значение. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская, городскаяи военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги и характер реформ, их историческое значение. 2. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот Урбанизация. Изменения социальной структуры общества. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Феномен российской интеллигенции. 3. Консервативный курс Александра III Консервативный курс Александра III. Контрреформы. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником |
32 | Тема 9.5. Общественное движение второй половины XIX в. | 1. Основные направления общественной мысли Либералы и консерваторы. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. 2. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. 3. Первые марксисты. Начало массового рабочего движения Общественное движение: спад и новый подъем. Неолибералы и неонародники. Первые марксисты. Начало массового рабочего движения. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, написание рефератов и докладов |
33 | Тема 9.6. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. | 1. Геополитические интересы империи и международные противоречия. Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров» 2. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. 3. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Туркестанская война. Договоры с Китаем и Японией. Продажа Аляски. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, анализ проблемных ситуаций |
34 | Тема 9.7 Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России | 1. Великие реформы и русская культура Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты 2. Развитие науки и техники Развитие физики в России. Попов: изобретение радио. 3. Культура Литература. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. | 1 | урок | Слушание объяснений учителя, написание рефератов и докладов, слушание и анализ выступлений своих товарищей |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы предмета осуществляется в учебном кабинете Истории.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Доска, книжные шкафы, стол преподавателя, ученические столы, стулья
Технические средства обучения:
Телевизор, DVD-плеер.
Наглядные пособия:
дидактические материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории, таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие), схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории), карты по истории России и всеобщей истории, видеофильмы по истории России и всеобщей истории, методические указания по выполнению самостоятельной работы.
4.2. Информационное обеспечение
- Учебники, учебные пособия:
- Алексашкина Л.Н., Головина В.А. Всеобщая история. 10 класс. - М.: «Мнемозина», 2008.
- Сахаров А.Н., Буганов В.И. (под ред.Сахарова А.Н.) История. История России. Ч.1. М., 2015 ОАО Издательство" Просвещение"
- Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. (под ред. Сахарова А.Н.) История. История России. Ч.2. М., 2015 ОАО Издательство" Просвещение"
- Павленко Н.И. и др. История России с древнейших времен до конца XIX века. М. – «Дрофа», 2008.
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей в 2 частях. М. – «Академия», 2011
- Интернет-ресурсы
history.perm.ru
*Формы организации образовательного процесса:
- урок (35 или 45 минут) — основная форма обучения в школе;
- семинар — практическое занятие всей учебной группы;
- лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;\
- учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.;
- групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе;
- иные формы организации.
**Виды учебно-познавательной деятельности учащихся
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной литературой.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
- Вывод и доказательство формул.
- Анализ формул.
- Программирование.
- Решение текстовых количественных и качественных задач.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
- Редактирование программ.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений.
- Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
- Анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с кинематическими схемами.
- Решение экспериментальных задач.
- Работа с раздаточным материалом.
- Сбор и классификация коллекционного материала.
- Сборка электрических цепей.
- Измерение величин.
- Постановка опытов для демонстрации классу.
- Постановка фронтальных опытов.
- Выполнение фронтальных лабораторных работ.
- Выполнение работ практикума.
- Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.
- Выявление и устранение неисправностей в приборах.
- Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.
- Разработка новых вариантов опыта.
- Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
- Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
- Проведение исследовательского эксперимента.
- Моделирование и конструирование.
Приведен перечень лишь тех видов учебно-познавательной деятельности учащихся, которые встречаются в образовательной практике и рекомендуются методистами. Этим списком многообразие видов учебно-познавательной деятельности не исчерпывается. Задача учителя, преподавателя искать и находить новые, более эффективные виды деятельности учащихся на учебных занятиях. Нужно отметить, что разделение всех приведенных в списке видов учебно-познавательной деятельности на три группы в достаточной степени условно. В основе этого разделения лежит признак - источник получения знаний, формирования умений и навыков. В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...