Мотивация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории
методическая разработка по истории (10, 11 класс) на тему

Надежда Петровна Перминова

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

ГБПОУ ОК «Юго-Запад»

Методическая разработка

Мотивация познавательной

деятельности обучающихся

на уроках истории

                                                                                      Автор:

                                                                                         Преподаватель истории

                                                                                              Перминова Н.П.

                                           

                                             Москва 2017

     Мотивация познавательной деятельности обучающихся является важным инструментом в преподавании любого предмета, поэтому она является универсальной.

     В данной работе речь пойдет о тех типах заданий курса “История Отечества”, которые обладают определенной привлекательностью для большинства обучающихся.

     Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества: во-первых, шансы всех учащихся являются равными в пределах поставленной задачи и не зависят от степени осведомленности в области данного учебного курса. Во-вторых, результат выполнения заданий легко проверяется и может быть объектом оценивания.

     Предлагаемые задания удобно использовать на уроке для индивидуальной работы или работы в группах, так как они компактны и требуют ограниченного времени для своего решения. Кроме того, составление этих заданий является столь же интеллектуально привлекательным и посильным для ученика, как и их решение, поэтому оно может быть предложено в качестве творческой части домашнего задания. Лучшие “авторские” работы можно предлагать в дальнейшем для решения на уроке в других классах.

     Итак, рассмотрим универсальную учебную деятельность обучающихся на примере изучения темы “Отечественная война 1812 г.”. В качестве эпиграфа будет предложена строка из “Евгения Онегина” А.С. Пушкина-

“Гроза двенадцатого года”

     Внешняя политика России 1801-1825 гг. прежде всего определяется двумя личностями, ставшими историческими, которые изображены в качестве иллюстрации на с. 222 §30 (Учебник История России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Базовый уровень. Павленко Н.И. и др. -М.: Дрофа, 2008 -335 с. ). Учащимся предлагается определить: что это за личности, в каких отношениях они находятся, что означают их жесты. В рабочие тетради записываются причины, побудившие Наполеона начать войну против России. Учитель по этому вопросу предлагает разгадать циклограмму , в которой зашифровано название города, потерпев поражение под которым Россия вынуждена присоединиться к Континентальной блокаде.

       

                           А                         Ф

                         

           

               И                                                     Д                              

               Д

                                                                     Н

                           

                           Л

                                                  Р

                         

Задание.

Найдите начало термина и правильный маршрут его дешифровки.

Описание действий.

В циклограммах буквы располагаются по кругу. Для решения циклограммы надо методом перебора найти нужный размер шага (через одну, две, три и т.д. буквы) и от первой правильно выбранной буквы провести стрелочки к остальным.

                                                       Ф          

                              А          

                                                                         Д

                                                                         

                   И    

 

                                                                           

                                                                            Н

                    Д

 

                                                                                                                                                     

                                                               Р

                                       Л

Ответ: Фридланд (стрелочки показывают размер шага- через три буквы)

     Следующим этапом изучения темы является определение этапов Отечественной войны 1812 года. В тетрадь записываются три крупных этапа:

1) Вступление Наполеона на территорию России до Бородинского сражения.

2) Московская эпопея французских войск

3) Бегство “Великой армии” Наполеона и Манифест Александра I об окончании войны.

     После изучения материала учебника по 1-му этапу войны, учащимся предлагается с помощью карты “Нашествие армии Наполеона на Россию” доказать нарушение плана Франции разгромить русские войска в генеральном сражении в приграничных районах (с.272, карта 10) и поодиночке каждую армию.

     Для погружения в атмосферу эпохи учащимся предлагается отрывок из исторической хроники Н. Задонского “Денис Давыдов”.

Они должны ответить на следующие вопросы:

- О ком идет речь?

- Почему он производил благоприятное впечатление

- Как он относился к солдатам

- Настроение в армии?

- О каком этапе войны идет речь?

Портрет Кутузова:

«17 августа в Царево Займище на рассвете прибыл новый главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов. Кутузов в сюртуке без эполет, в белой фуражке, с шарфом через плечо и с нагайкой через другое ехал на гнедом иноходце. Массивная фигура Кутузова, крупные черты лица, пухлые щеки, мягкий голос, и добродушная улыбка создавали благоприятное впечатление.»

Отношение к солдатам

«Подъехав к одному из пехотных полков, он неожиданно остановился. Солдаты засуетились, начали вытягиваться, чиститься, строиться. Кутузов слегка поморщился, махнул рукой. -Не надо, ничего этого не надо,-сказал он. -Я приехал только посмотреть, здоровы ли мой дети? Солдату в походе не о щегольстве думать, ему надо отдыхать после трудов и готовиться к победе.

Настроение в армии.»

«-Приехал Кутузов бить французов!- эта крылатая солдатская фраза быстро облетела войска. И дымные поля биваков, как отмечают очевидцы, огласились песнями и музыкой, чего давно уже не бывало.»

Найдите ключевые слова в описании Кутузова.

     Далее учащиеся заполняют схему Бородинского сражения, опираясь на текст учебника:

                                         Генеральное сражение

Дата                                                                                                        Расстояние

                                                                                                                от Москвы  

                                                 

                                                  Соотношение

                                                          сил

                                                  Основные бои

              Батарея     ?                                                                        

                                                                                       Захвачены (кем?)

                                                                                       Во 2-й половине дня

              Флеши      ?

                                                          Но!

                   Прорвать оборону ( чью и кому?) не удалось

                                              Потери сторон

                                              Оценка итогов

                         

                          Наполеон - ?                 Современные историки - ?

                       

                          Кутузов -    ?

Переходя к рассмотрению вопроса “Московская эпопея французских войск”, обратимся к картине художника А.Д. Кившенко “Военный совет в Филях” Как с помощью художественных средств: света, поз присутствующих, расположения участников и главнокомандующего мы ощущаем острый накал страстей, дух противоречий, несогласий, споров.

Здесь уместно привести строки из “Евгения Онегина” А.С. Пушкина из 10 главы  и предложить обучающимся ответить на вопросы :

- где в Москве расположился Наполеон,

-покорилась ли ему Москва

 -и что она ему готовила.

Это достаточно оживит скупые строки учебника.

Далее учитель предлагает выписать ключевые слова из отрывка учебного текста до отступления французов ( с. 223) и из них составить пирамиду, например:

                                                Фили

                                               Ключи

                                              Москва

                                                                                                     

                                              Кутузов                                                  

                                                                                             

                                              Наполеон                                  

                                             Партизаны                                          

                                              Ополченцы

Затем, в тетради написать краткий рассказ из этих слов в той последовательности,  как они записаны в пирамиде.

     Следующим элементом работы (на III-м этапе войны) является рассмотрение карты “Изгнание Армии Наполеона из России”. Здесь важно закрепить в сознании учеников названия географических пунктов (Тарутино, Малоярославец, Березина), в которых русская армия одержала победу и заставила Наполеона отступать по старой Смоленской дороге.

     Далее учащимся предлагается на основании репродукции худ. Прянишникова “В 1812 году” рассказать, что из себя представляла французская “Великая армия”.

     Учитель предлагает свою пирамиду ключевых слов, из которых ученики по цепочке восстанавливают ход событий на последнем этапе войны.

 Это может выглядеть так:

                                                 

                                                  Мороз

                                                 Дорога  

 

                                                Великая

                                             

                                               

                                                Березина

                                                                                                       

                                               

                                               Александр                                            

     Далее, в качестве закрепления пройденного материала класс разгадывает терминологическую матрицу. Суть этой работы -найти спрятанный термин. Он находится в сетке, заполненной буквами.

     Пример терминологической матрицы

 

     Вопросы:

1. Автор стратегического плана вторжения в Россию

2. Где состоялось генеральное сражение

3. В каком городе Наполеон ждал ключи

4. В каком месте Наполеон боялся жить в Москве

5. Через какую реку переправлялась французская армия во время бегства из России.

     Другим вариантом закрепления является такое задание: составить группы ключевых слов и назвать, что их объединяет.

Эта работа также может быть рекомендована учащимся в качестве домашнего задания:

- Барклай-де Толли      ?

  Багратион

- Барклай-де-Толли     ?

  Наполеон

- Наполеон         ?

  Александр I

 

- Наполеон  

  Мюрат            ?

  Богарне

- Неман        ?

  Березина

- Днепр               ?

  Москва-река

- 125 тыс. и 134 тыс.  

- 50 тыс. и 60 тыс.         ?

- 0 и 20 тыс.

- 29 и 49

- Смоленск

  Бородино        ?

  Москва

- Россия                  

  Англия                       ?

  Австро-Венгрия

  Пруссия

- Англия

  Франция                     ?

  Австро-Венгрия

     Выводы учителя:

Историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 г.

1. Война породила чувство национального самосознания и вызвала патриотический подъем.

2. Война носила народный характер: все слои населения поднялись на борьбу с врагом.

3. Именно Россия стала освободительницей Европы, так как мощь французской армии была сломлена на полях России.

4. Война 1812 г. дала толчок подъему общественного движения, развитию литературы, искусства, архитектуры, т.е. всех слоев общества.

     В качестве домашнего задания учащимся предлагается один из следующих вариантов на выбор:

1. Составить презентацию:

а) Галерея героев Отечественной войны 1812 г. в Эрмитаже.

б) Монеты, посвященные 200-летию победы России в Отечественной войне (Какие герои, памятники изображены на монетах)

2. Подготовить сообщения на тему:

а) Отечественная война 1812г. в памятниках литературы.

б)“Пожар способствовал ей много украшенью” или

 Москва в архитектурных памятниках Отечественной войны 1812 г.

3. Составить циклограммы, кроссворды, пирамиды, матрицы по теме “Отечественной войне 1812 года”.

4. Подготовить проверочную работу в 2-х вариантах по 5 вопросов в каждом варианте для других  групп 1-го курса.

                                             Литература

1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2014.- 335с.

2. Вспомним, братцы, россов славу…-М.: Дрофа, 2011.-20с.

3. Митрофанов К.Г. Саплина Е.В. Шаповал В.В. Рекомендации и тренировочные материалы для подготовки к тестированию по истории России. М.: Просвещение, 2005.-218с.

4. Пушкин А.С. “Евгений Онегин” - Библиотека школьника. - М. : Дрофа, 2005.-175 стр.

5. Интернет-ресурсы по теме “Отечественная война 1812 г. в произведениях художественной литературы”. 205-летие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории.

Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков «стара как мир», но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в ...

Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альб...

«WЕB QUEST» ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В статье рассматривается проблема реализации ФГОС ООО с использованием веб-квест технологии...

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания. Введение Все больше людей на Земле понимают значимость гуманитарных знаний для построения общест...

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В основе  моего опыта работы лежит идея организации мотивационной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, в ходе которой роль учителя сводится не к передаче знаний, а к орган...

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний( «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» ) + ощущение...