Организация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории.
учебно-методический материал по истории по теме

Егорова Галина Альбертовна

 

Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков «стара как мир», но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию, на мой взгляд. Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Подростковый возраст практические педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания. Известный публицист Соловейчик С. выразил свое отношение к нему очень четко: «В 6 – 7-х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет». Действительно ли все так безнадежно? В данной работе я попытаюсь представить пути решения выше обозначенной проблемы, исходя из собственного педагогического опыта.

Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только «от случая к случаю» провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход.  Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, в моем понимании обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. в рамках исторического образования.

В процессе педагогической деятельности я учитывала рекомендации психолога Зимней И.А., которая предлагает учитывать следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации. Активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью (большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации). Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает;

эмоциональная окраска, живое слово учителя.

Мне хотелось бы рассказать о некоторых формах организации обучения, включающих разные виды познавательной активности учащихся, которые были успешно апробированы. При их подготовке и проведении использовались многообразные средства и методы организации активной познавательной деятельности учащихся.

Алгоритм активной познавательной деятельности школьников складывается из трёх основных «шагов»:

1.     выделение основных целей усвоения учебного материала;

2.     отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов;

3.     определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.

Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания являются:

·   Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).

·   Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций («НЭП – новая стратегия или новая тактика…», «Своевременны ли реформы Петра I для России…»

·        Использование видео и компьютерной наглядности.

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память. Использование ИКТ на уроках истории позволяет учащимся в яркой, интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический материал в видеороликах и на фотографиях и  закреплять его, что способствует систематизации знаний.

На уроках истории задания должны быть ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у школьников умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Достижение этого немыслимо без изучения документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Уроки истории, построенные на самостоятельной работе учащихся с информацией, являются более успешными, если в их основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

Возможность использования ИКТ и Интернет-технологий на уроках истории и во внеурочной работе стимулирует учащихся и учителя к проектному методу работы. Поисково-исследовательская работа школьников с использованием ИКТ и Интернет-технологий, дает положительную мотивацию при изучении предметов всех школьных циклов. Главное преимущество применения информационных технологий – это возможность от заучивания учебного материала перейти к его пониманию. В первую очередь, речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов. Все они помогают раскрыть внутренние резервы каждого ученика и одновременно способствовать формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая подчас совместными усилиями сложные познавательные задачи). Примером такой работы может послужить выполнение учащимися следующих компьютерных презентаций: (Приложение №2)

o   «Боги Греции»;

o   «Знакомство с древним Египтом»;

o   «Главные политические центры Руси»;

o   «Отечественная война 1812г.»;

o   «Елизавета Петровна»

·        Использование индуктивных и дедуктивных логических схем, например: (Приложение №3)

o   «Восточные славяне в древности»;

o   «Киевская Русь в IХ - первой трети ХII вв»;

o   «Крещение и культура Киевской Руси IX-XIII вв»;

o   «Борьба Руси против иноземных захватчиков в ХIII в.»;

o   «Собирание Руси в к.ХIII-ХIV вв»;

o   «Образование Русского централизованного государства в XV -    начале XVI  вв.»

При большом объеме информации составление схем и знаковых моделей очень эффективно. Известно, что 85-90% информации человек усваивает через визуальные каналы. Заполнение схемы позволяет учащимся почувствовать себя в качестве соавторов учителя, участвовать в творческом процессе. Наиболее результативно постепенное заполнение схемы в процессе диалогов, дискуссий, практических работ при объяснении и обобщении материала. Схемы использую как на уроке, так и для самостоятельной работы дома, когда учащиеся могут в своей работе использовать материал из Интернета и электронных библиотек. Использование схем и знаковых моделей, алгоритмов - конспектов способствует формированию у учащихся навыков анализа, синтеза, структурирования информации. Схемы служат хорошим наглядным пособием для повторения и подготовки к зачетам, экзаменам.

·        Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования исторических персонажей».

Ø Метод проектов: «Пишем учебник сами», «Краеведческий словарь Белгородской области».

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Ø Дебаты: «В политике кто гений, тот злодей», «Возможно ли цивилизованное разрешение межнациональных конфликтов?», «Распад СССР был неизбежен», «Октябрь 1917г. – революция или контрреволюция?»

Для юношеского возраста характерно стремление участвовать в спорах. Общеизвестно, что в истории по сей день, остается определенный круг вопросов, «правильных» ответов на которые не существует. Все это можно очень удачно использовать при проведении дискуссии. Такая  дискуссия был проведена среди учащихся 8-х классов в рамках изучения новой истории XIX века «Кто он – гений или злодей?» (о Наполеоне Бонапарте). При подготовке к аналогичной дискуссии  «В политике кто гений, тот злодей» (о Петре I), развернутый план предлагался учащимся заранее. В процессе подготовки они изучали рекомендуемую литературу по теме, писали творческие работы, знакомились с различными точками зрения на личность и деятельность Петра. В ходе обсуждения вопросов учащиеся демонстрировали знание исторической эпохи, умения аргументировать и обобщать, выступать и слушать друг друга, уважать иное мнение. Очень важно, что у ребят в процессе подготовки и участия в дискуссии создается объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, и они определяются в своем отношении к этому незаурядному правителю. По итогам подготовки и проведения дискуссии создан буклет, в который вошли: фрагменты произведений известных историков о Петре I; отрывки из художественной литературы, посвященной личности и деятельности Петра; сравнительная таблица взглядов историков на личность и деятельность Петра I; лучшие творческие работы (эссе-рассуждения) учащихся о Петре Великом и его реформах; схемы, таблицы, диаграммы, характеризующие петровские реформы; список использованной литературы и др. (Приложение №4)

·        Элементы-«изюминки» (исторический анекдот, «историческая мозаика», интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы, «исторический флюгер»). (Приложение №5)

·        Реализация индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава). 

·        Нетрадиционные виды уроков истории и обществознания, которые отличаются от традиционных следующими принципами:

Ø максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;

Ø поддержка альтернативности и множественности мнений;

Ø педагогически обоснованная дифференциация учащихся по следующим критериям:  учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления.

·        Дидактические  игры – «Мнемотехника» (Приложение №6), «Вопрос–ответ», «Старт-финиш», «Крестики-нолики», « Кто за ширмой».

Дидактическая игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению исторического материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие у учащихся умений самостоятельно отбирать и оценивать получаемую информацию. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Содержание отдельных тем курса "История России XIX в." (в 8 классе) при определенном уровне развития учащихся диктует целесообразность использования дидактических игр при изучении нового материала, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:  игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков, используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала, четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

·        Ролевые игры – «В Час средневековья», «На ярмарку».

При подготовке к интеллектуально-познавательной игре «Час средневековья» (Приложение №7), учащиеся повторяют даты, понятия, основные сведения о событиях, явлениях, исторических личностях эпохи. Происходит деление на группы по интересам: одни готовят представление, герб с девизом, другие, превратившись в «участников средневекового цеха», изготовляют шедевр (изделие), третьи – осуществляют подготовку к конкурсу «Оживи картину». Конечно, очень важно, чтобы учитель заинтересовал ребят, провел четкий инструктаж, помог в процессе подготовки. И главный результат такой работы не заставит себя долго ждать – это удовлетворение и радость в глазах детей, а также вопрос: «А когда еще у нас будет такая игра?»

·        Имитационные игры – «Заседание Государственной Думы», «Выборы президента США».

Отличительным признаком  деловой   (имитационной) игры, является  наличие  имитационной  модели,  (в  организационно-обучающих (дидактических), и в ролевых играх такие модели не  строятся). 

При проведении деловых игр, обычно используются следующие принципы  их организации,   знание   которых   позволяет   руководителю    игры    точнее сформулировать   её   назначение   и   сориентироваться    при    конкретных обстоятельствах своей деятельности:

    . Полное погружение участников деловой  игры  в  её  проблематику.  Этот

      принцип предполагает, что во время проведения игры её участники должны заниматься изучением и анализом только тех вопросов, которые относятся к  данной  игре. 

    . Постепенное вхождение участников деловой игры в игровую ситуацию. Суть в том, что основные сведения для игры получают не до начала игры, а  в процессе самой игровой деятельности и делается  это  через  реализацию педагогического принципа от простого к сложному.

    . Равномерная нагрузка  —  распределение  материалов  во  времени  и  по возможностям  игроков.   Реализации   этого   принципа   способствуют: использование тестов для оценки уровня компетентности играющих  и  для периодической оценки  их  знаний;  перемещение  участников  группы  на разных этапах игры (там где это соответствует сценарию), их назначение на  разные  игровые  должности;  создание  специальных  ситуаций   для демонстрации группе слабо изученных ею вопросов.

    . Критерием отбора того или иного  элемента  правдоподобия  игры  должна быть оценка его влияния на цели проведения деловой игры.

    . Участие в игре лиц более высокого социального  статуса,  чем  основные игроки. Участие учителей, классного руководителя, завуча или директора школы  как  действующего  участника  игры  прямо  сказывается  на   её достижениях.

·        Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, исторические рисунки).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БОГИ ГРЕЦИИ

Слайд 2

Посейдон – бог моря

Слайд 3

Зевс – бог неба

Слайд 4

Аид – Бог в царстве мёртвых

Слайд 5

Гера – верховнаябогиня, жена бога неба Зевса

Слайд 6

Артемида -богиней охоты, гор и лесов

Слайд 7

Аполлон - бог солнца

Слайд 8

Афина -богиня мудрости и справедливой войны

Слайд 9

Афродита -богиня любви и красоты

Слайд 10

Деметра – богиня земледелия

Слайд 11

Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия

Слайд 12

Гефест - бог огня и кузнечного дела

Слайд 13

Гермес – вестник богов

Слайд 14

Арес – бог войны

Слайд 15

Сатиры – демоны плодородия

Слайд 16

Нимфы – божеств природы, ее живительных и плодоносных сил


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА ДЯДИНА ВИКТОРИЯ 11 КЛАСС

Слайд 2

Оглавление: Причины войны Начало вторжения Наполеона Отступление русской армии Бородинское сражение Военный совет в Филях Перелом в ходе войны Результаты Отечественной войны Оценка историков

Слайд 3

Причины войны: Откровенной стремление Наполеона к мировому господству Неразрешимые противоречия между Россией и Францией Агрессивная внешняя политика Французской империи ?

Слайд 4

Начало вторжения Наполеона 12 июня 1812 г. армия Наполеона вторглась в Россию Цель вторжения – полный разгром русской армии Во вторжении приняли участие более 500 тыс.солдат (французы, итальянцы, испанцы, поляки и др.) Вторжение шло единым ударом с территории Польши в направлении Москвы

Слайд 5

Отступление русской армии Русская армия была раздроблена на три армии Армия М.Барклая-де-Толли – в Литве Армия П.Багратиона – В Белоруссии Армия А.Тормасова – на Украине Отступление продолжалось 2 месяца Назначение главнокомандующим – М.И.Кутузова 20 августа три армии соединились, чтобы дать генеральное сражение

Слайд 6

Бородинское сражение

Слайд 7

Военный совет в Филях Было принято решение: Не давать второе генеральное сражение, сдать Москву Перед сдачей Наполеону Москва должна быть полностью сожжена 6 октября Наполеон принял решение уйти из разоренной Москвы Наполеон был вынужден отступать по разоренной Смоленской дороге

Слайд 8

Перелом в ходе войны В декабрю 1812г. Армия с позором покинула Россию Из 500-тысячной армии вторжения после полугодового русского похода осталось около 30 тысяч солдат Отступающую армию преследовали партизаны, крупнейшими партизанскими лидерами были Денис Давыдов, Василиса Кожина, Герасим Курин (на фото соответственно). 25 декабря 1812 года Александром I был издан манифест о победе в войне

Слайд 9

Результаты Отечественной войны Окончательный уход с политической арены Наполеона и его режима Торжество в Европе антиреволюционных порядков, гарантов которых стал «Священный союз» Внутренне раскрепощение масс в России, появление прогрессивно мыслящего офицерства Судьбу послевоенного мира решал Венский конгресс (1814-1815гг)

Слайд 10

Оценка историков А.Н. Пыпин: «Давно стали сознавать у нас, что Двенадцатый год был эпохой в истории нашего внутреннего развития в том отношении, что с него начинается сильный поворот к национальному сознанию…» В.О. Ключевского: «Война 1812 г. и заграничные походы вызвали в русском обществе «необыкновенное политическое и нравственное возбуждение»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование ЭОР при организации познавательной деятельности на уроках информатики".

Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность п...

Проект "Организация познавательной деятельности на уроках биологии".

Проект раскрывает значение познавательного интереса для качественного усвоения знаний....

Учебно-методическое пособие: Организация познавательной деятельности на уроках истории

Однин из способов сделать урок увлекательным и запоминающимся - это привлечь ребят на уроке к игровой деятельности. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, поэто...

«Создание ДМК как способ организации познавательной деятельности старшеклассников, изучающих историю на профильном уровне»

Изменения, которые происходят в обществе, приводят к переосмыслению многих важнейших событий. На любого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, сообщений по каналам массовой коммуникации: г...

Форма организации познавательной деятельности на уроках развития речи

Урок - это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса....

« Организация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» ( выступление на педагогическом совете)

Формирование самостоятельности в познавательной деятельности – длительный процесс, поэтому данному вопросу следует уделять внимание на каждом уроке....