изучение истории с начальной школы
статья по истории на тему
В статье рассматриваются вопросы необходимости изучения истории с младшего возраста, изучение истории параллельно со знакомством культурного наследия своей Родины. Представлены учебные пособия нового поколения, изданные в регионе, в соответствии с новыми концептуальными основами преподавания истории в общеобразовательных организациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarullina_r_statya_na_vnpk.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ С НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Р.Г.ЯРУЛЛИНА
Татарстан, Алькеевский район, МКУ «Управление образованием»
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы необходимости изучения истории с младшего возраста, изучение истории параллельно со знакомством культурного наследия своей Родины. Представлены учебные пособия нового поколения, изданные в регионе, в соответствии с новыми концептуальными основами преподавания истории в общеобразовательных организациях.
Ключевые слова: культурно-образовательный проект, «Наследие Татарстана», Многонациональная Россия - многонациональный Татарстан»
Что дает нам изучение истории? Вопрос, который задавал сам себе, наверное, каждый человек. Ответ на него простой и очевидный – изучая прошлое, мы строим свое будущее, руководясь богатым опытом поколений, живших за много веков до нас. «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего»- такое определение было дано Николаем Карамзиным.
В современной школе возникает много вопросов: как привить детям любовь к изучению историю, как пробудить в них интерес? В традиционном школьном учебном плане предмет история появляется только в 5 классе. А что же ученики младших классов? Они еще слишком малы, чтобы знать историю своей страны? В начальной школе исторические события воспринимаются ярко, образно, опираясь на жизненный опыт детей.
Одним из путей решения в нашем регионе стало знакомство учащихся с 1 классов с историей и культурой своей Родины. Уже с 2014 года в школах реализуется республиканский культурно-образовательный проект «Культурный дневник первоклассника». Сейчас этот проект охватывает всю начальную школу и называется «Культурный дневник школьника». Культурный дневник-это брошюра, включающая базовую информацию о сфере культуры Республики Татарстан в доступной для детского восприятия форме, позволяющая познакомиться с обычаями и традициями, праздниками и играми разных народов. Главная «фишка» проекта- это то, что в дневнике фиксируется каждое посещение школьниками учреждений культуры. Наличие одноименного сайта, позволяет совершать и виртуальные экскурсии. Младшеклассники, набравшие по итогам года максимальное количество баллов, награждаются специальными призами.
С целью формирования концептуальной основы преподавания пропедевтической истории татарского народа и Татарстана, в начальной школе, в новом учебном году введено изучение нового учебного пособия для общеобразовательных организаций «Наследие Татарстана» (сост. М.М.Гибатдинов, Л.Р.Муртазина, Татарское детское издательство). В основу разработки пособия положен принцип интеграции этнорегионального компонента в содержание предметных областей начального образования и внеурочной деятельности младших школьников. Пособие «Наследие Татарстана» способствует осознанному принятию младшим школьником традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, республики, воспитанию гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Введение в образовательный процесс «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», включающей Историко-культурный стандарт, принятие Концепции региональной и этнокультурной составляющей исторического образования в Республике Татарстан сделало необходимым выпуска нового учебного пособия «История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XVI в.» (5-6 кл). Курс «История Татарстана и татарского народа» является составной частью учебного предмета «История». Рекомендуется интегрированное изучение исторических курсов, что предполагает дисперсное распределение дидактических единиц курса «История Татарстана и татарского народа» в учебном предмете по синхронно-тематическому принципу в курсах «Всеобщая история» и «История России». Такой подход создает предпосылки для рассмотрения этнорегиональной исторической информации в более широком содержательном контексте, осмысливая существенные связи и взаимодействия народов в историческом процессе.
Большой интерес педагогов и учащихся вызывает учебное пособие для факультативного курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск», носящий интегративный характер. Два его раздела содержат систематизированные сведения об истории и современности Болгара и Свияжска, их роли и месте в духовной жизни края, о формировании историко-архитектурных комплексов «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск». Курс обладает большим познавательным, социокультурным потенциалом, необходимым для духовно-нравственного развития и воспитания личности, ее приобщения к системе национальных ценностей, утверждения идеалов взаимного уважения, толерантности, продуктивного взаимодействия представителей разных этносов, культур, конфессий, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Любой учебный курс не может не базироваться на определенных концептуальных основаниях, которые задают его содержание. В данном отношении факультативный учебный курс «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан» не является исключением. Факультативный учебный курс «Многонациональная Россия - многонациональный Татарстан», рассчитанный на обучающихся старшей школы, всецело посвящен осмыслению очень существенной характеристики российского социума, выраженной в многозначном понятии «полиэтничность» («многонациональность»). Одним из итогов межэтнического взаимодействия является накопление многообразного созидательного социального опыта, опыта мирного сожительства различных российских этносов. Необходимость его сохранения, освоения и приумножения– важная концептуальная идея вводимого учебного курса.
Литература:
В.И.Пискарев, И.В.Сафронова, И.М.Фокеева, З.Х. Сабитова. Историко-культурное наследие народов Татарстана) древний город Болгар и остров-град Свияжск.-Казань, 2012.
Линник О.А., Будакова И.В., Встреча с историей, Начальная школа, № 3, 2001
Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000.
Интернет-ресурс: http://irort.ru/node/431
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение краеведения в начальной школе
Изучение мира человеком начинается с начальных классов. Чтобы ученик мог изучить традиции, культуру и обычаи других стран, он должен хорошо знать историю своей малой родины, то место, где он родился и...
Статья. Учебные прогулки как необходимая и составная часть реализации программы изучения города в начальной школе
В статье рассматривается такая форма внеаудиторного занятия с детьми как учебная прогулка. Предлагается одна из разработанных и опробованных прогулок для учащихся начальной школы, изучающих курс "Чуде...
Основы изучения языка в начальной школе
В данной презентации представлен материал для работы учителя с классом с использованием электронного обеспечения....
Презентация "Повторение изученного материала в начальной школе".
Урок- повторение: таблица умножения, деление и умножение чисел, единицы измерения, нахождение периметра и площади, результаты которых являлись информацией о дереве ели....
Статья Теоретические основы изучения пейзажа в начальной школе
Статья "Теоретические основы изучения пейзажа в начальной школе...
Преемственность изучения фольклора от начальной школы к среднему звену
В публикации затронуты основные аспекты необходимости преемственности изучения фольклора от начальной школы к среднему звену....