Календарно-тематическое планирование по истории в 6 классе
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему

Сайгашкина Татьяна Дмитриевна


Календарно- тематическое планирование в 6 классе по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_istoriya_6_kl.docx61.08 КБ

Предварительный просмотр:

I. Учебно-тематический план по истории 6 класс

п/п

Тематический блок

Количество

часов (в год)

Часть 1. История Средних веков

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

Раздел 1. Раннее Средневековье

2

Становление средневековой Европы

5

3

Византийская империя

3

4

Арабы в VI – XI вв.

2

5

Феодалы и крестьяне

3

Раздел 2. Расцвет Средневековья

5

Средневековый город

1

6

Римско-католическая церковь в Средневековье

4

7

Средневековые Англия и Франция

2

Раздел 3. Осень Средневековья

8

Образование централизованных государств в Западной Европе

4

9

Германия и Италия в XIV – XV вв.

1

10

Славянские государства и Византия в XIV – XV вв.

2

11

Культура Западной Европы в XI –XV вв.

3

Раздел 4. Вдали от Европы

12

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья

2

13

Культурное наследие Средневековья

1

Всего:

31

Часть 2. История России с древнейших времен до конца XVI века

Раздел 1. Восточные славяне в древности

1

Введение. Что изучает история Отечества

1

2

Восточные славяне и их соседи

2

Раздел 2. Формирование Древнерусского государства

3

Формирование Древнерусского государства

1

4

Первые русские князья

4

5

Культура Древней Руси

2

Раздел 3. Русь в период феодальной раздробленности

6

Начало раздробления Руси

1

7

Главные политические центры

1

8

Борьба с иноземными захватчиками

4

9

Культура русских земель в XII – XIII вв.

1

Раздел 4. Формирование единого русского государства

10

Возвышение Московского княжества

3

11

Московское княжество и его соседи в середине XIV –  конце XV вв.

4

12

Культура и быт в XIV – начале XVI вв.

3

Раздел 5. Московское государство в XVI веке

13

Внутренняя политика Московского государства

3

14

Внешняя политика Московского государства

2

15

Культура и быт России в XVI веке

1

16

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы

4

Всего часов

68


II. Календарно-тематический план по истории 6 класс

п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Основные понятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Часть 1. История Средних веков

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Опрос

Введение, сам. изучение

Раздел 1. Раннее Средневековье (13 часов)

Тема 1. Становление средневековой Европы

5

2

Древние германцы и Римская империя

1

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев, римлян и франков

Опрос

§1

3

Христианская церковь и королевство франков в VI – VIII вв.

1

Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Опрос

§2

4

Империя Карла Великого

1

Создание и распад империи Карла Великого.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Опрос

§3

5

Западная Европа в IX – XI вв.

1

Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.

Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее   изученный   материал для решения познавательных задач

Опрос

§4

6

Культура Западной Европы в ранее Средневековье

1

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее   изученный   материал для решения познавательных задач

Самостоятельная работа

§5

Тема 2. Византийская империя

3

7

Византия при Юстиниане

1

Территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Выделять причины возвышения  Византии, показывать на настенной карте территорию империи

Опрос

§6

8

Культура Византии

1

Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Составлять описание произведений искусства; давать характеристику государства  

Опрос

§7

9

Образование славянских государств

1

Ранние славянские государства.

Давать характеристику государства. Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития славянских государств

Опрос

§8

Тема 3. Арабы в VI – XI вв.

2

10

Возникновение ислама. Арабский халифат

1

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Выявлять различия католической и православной церквей. Умения и навыки работы с  контурной и настенной  картой, составлять описание произведений искусства.

Опрос

§9

11

Культура стран халифата

1

Мухаммед. Коран.

Составлять описание произведений искусства.

Опрос

§10

Тема 4. Феодалы и крестьяне

3

12

В рыцарском замке

1

Феодальное землевладение. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Опрос

§11

13

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Сеньоры и вассалы. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Опрос

§12

14

Обобщающий урок по разделу «Раннее Средневековье»

1

Самостоятельная работа

§1 – 12 повторение

Раздел 2. Расцвет Средневековья (7 часов)

Тема 5. Средневековый город

1

15

Возникновение средневековых городов. Борьба городов с сеньорами

1

Жизнь и быт горожан. Цеха и гильдии.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Опрос

§13 – 14

Тема 6. Римско-католическая церковь в Средневековье

4

16

Могущество папской власти

1

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Сравнивать особенности религиозного развития, давать самостоятельную оценку историческим событиям.

Опрос

§15

17

Крестовые походы

1

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Опрос

§16

18

Крестовые походы

1

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Опрос, представление презентаций

§16

19

Возникновение священной Инквизиции

1

Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Самостоятельная работа

§16, дополнительный материал

Тема 7. Средневековые Англия и Франция

2

.

20

Объединение Франции

1

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции.

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Опрос

§17

21

Средневековая Англия

1

Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

Опрос

§18

Раздел 3. Осень Средневековья (10 часов)

Тема 8. Образование централизованных государств в Западной Европе

4

22

Столетняя война

1

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги.

Наносить на контурную карту ход боевых действий. Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей.

Опрос

§19

23

Восстание Уота Тайлера в Англии

1

Восстание Уота Тайлера.

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Опрос

§20

24

Усиление королевской власти в Англии и Франции. Реконкиста

1

Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей.

Опрос

§21

25

Реконкиста

1

Кризис католической церкви. Папы и императоры.

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Опрос

§22

Тема 9 .Германия и Италия в XIV – XV вв.

1

26

Феодальная раздробленность в Германии и Италии

1

Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой. Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Опрос, представление презентаций

§23 – 24

Тема 10. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв.

2

27

Гуситское движение в Чехии

1

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Наносить на контурную карту ход движения.

Опрос

§25

28

Османская империя и Византия

1

Падение Византийской империи. Возвышение Османов. Культурное наследие Византии.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

Опрос

§26

Тема 11. Культура Западной Европы в XI – XV вв.

3

29

Культура в Средние века

1

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Особенности средневековой культуры народов Востока.

Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее   изученный   материал для решения познавательных задач

Представление собственных проектов

§27 – 28

30

Эпоха Возрождения

1

Архитектура и поэзия.

Знать основные проявления культуры и искусства раннего Возрождения.

Опрос

§29

31

Научные открытия и изобретения

1

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Отвечать о развитии схоластики как науки и возникновении книгопечатания (И. Гуттенберг).

Опрос

§30

Раздел 4. Вдали от Европы (3 часа)

Тема 12. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья

2

32

Китай и Индия в Средние века

1

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Составлять описание достижений и особенностей развития культуры страны. Сравнивать особенности развития Китая и Индии.

Опрос

§31 – 32

33

Народы Америки и Африки в Средние века

1

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Составлять описание достижений и особенностей развития материков до прихода Цивилизации.

Опрос

§33

Тема 14. Культурное наследие Средневековья

1

34

Краткий экскурс по темам Истории Средних веков и значение для современной жизни

1

Средние века как часть мировой истории. Значение Средневековья для дальнейшего развития мира.

Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса истории средних веков . Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее   изученный   материал для решения познавательных задач

Самостоятельная работа (мониторинг качества знаний)

-

Часть 2. История России с древнейших времен до конца XVI века

Раздел 1. Восточные славяне в древности

35

Вводный урок. Наша Родина – Россия.

1

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Беседа

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

2

36

37

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

Образование первых государств.

1

Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими  документами

Опрос,

Работа с картой

§1, §2

38

Восточные славяне и их соседи

1

Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств

Опрос,

составление таблицы

§3

Раздел 2. Формирование Древнерусского государства

Тема 3. Русь в 9 – первой половине 12 века.

39

Первые известия о Руси

1

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.

Опрос,

Анализ документа

§4

40-41

Становление Древнерусского государства.

Олег и Игорь- первые князья Древнерусского государства.

2

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства.

Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Актуализация знаний, составление рассказов по иллюстрациям

§5,6

42

Походы Святослава

1

Походы Святослава.

Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Анализ исторических документов

43

Князь Владимир. Принятие христианства

1

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.

Анализ исторических документов

стр.45-46

44

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.

Опрос

§7

45

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.

Анализ документов

§8

46

 Общественный строй и церковная организация на Руси

1

Давать характеристику деятельности исторических личностей , работать с документами; делать выводы.

Анализ документов

§9

47, 48

Место и роль Руси в Европе. Самостоятельная работа.

2

Давать характеристику деятельности исторических личностей , работать с документами; делать выводы.

Составление таблицы

 Стр 77-81,проект

49

Культурное пространство Европы и культура Руси.

1

Давать характеристику деятельности исторических личностей , работать с документами; делать выводы.

Составление опорного конспекта

Сообщения о деятелях культуры, стр.93 таблица

50

Повседневная жизнь населения

1

Понятия,термины

Стр 98 анализ документа

Раздел 3. Русь в период феодальной раздробленности

Тема4. Начало раздробления Руси

1

51

Раздробленность Древнерусского государства

1

Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

Хронологический календарь событий

§12

52-53

Главные политические центры Руси .Владимиро- Суздальское княжество. Новгородская республика.

2

Владимиро-Суздалъское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.


 

Опрос, представление презентаций

§13,14

Тема 8. Борьба с иноземными захватчиками

4

54,55

Монгольская империя и изменение политической карты мира.

Батыево нашествие на Русь

1

Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска.

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

Актуализация знаний, представление презентаций

§15,16

56

Северо – Западная Русь между Востоком и Западом

1

Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

Опрос

§17

57

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика , культура.

Составление рассказа по иллюстрациям учебника

§18

58

Борьба Руси с западными завоевателями. Русь и Литва

1

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский). Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).

Опрос

§19

59

Усиление Московского княжества

1

Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси.

Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Анализ исторических документов

§20

60

Причины возвышения Москвы

1

Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей.

Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Работа с текстом параграфа по составлению конспекта

§21

61

Куликовская битва и ее историческое значение

1

Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность исторических личностей (Дмитрий Донской).

Анализ источников

§21 до конца

62

Развитие культуры в русских землях во второй половине 13- 14 в.

1

Начало возрождения культуры ,книжное дело, летописание, зодчество, живопись

Характеризовать достижения культуры

Анализ источников

§22

63

Русские земли на политической карте Европы и мира

Мир к к началу 15 века .Политическая география русских земель

Характеризовать картину мира к 15 веку и положениеРоссии

Анализ источников

§23

64

Московское княжество и его соседи

1

Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель.

Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

Опрос

§24

65

Распад Золотой Орды и его последствия

1

Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.

Опрос, контрольная работа

§25

66

Московское государство и его соседи

1

Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Опрос

§26

67

Человек в Российском государстве. Самостоятельная работа.

Характеризовать изменения в Российском государстве состав общества, появление нового служилых людей)

Самостоятельный анализ текста учебника

68

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

.

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

Самостоятельный анализ текста учебника

§27-

Всего – 68 часов


V. Учебно-методический комплект

  • Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).
  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс, М.: «Просвещение», 2015. 
  • Арсентьев Н.М., Данилов А. А.,  История России . Часть 1, Часть 2 учебник для 6 класса.под редакцией А.В. Торкунова
  • М.: «Просвещение», 2016 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории. 8 класс.

Календарно - тематическое планирование по истории. 8 класс...

Календарно-тематическое планирование по истории 10 класс

Курс «История Отечества» для X  классов  решает следующие задачи:-воспитанние патриотизма,  гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины,  к социальным норм...

Календарно-тематическое планирование по истории 9 класс

Календарно-тематическое планирование по истории. 9 класс (99ч. – 3 часа в неделю)...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...