Разработка урока по истории России 6 класс Походы Батыя на Русь
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Конспект урока по истории России 6 класс тема "Походы Батыя на Русь" разработка составлена по УМК И.Л.Андреев, И.Н.Фёдоров,издательство Дрофа в соответствии с ФГОС и с применением технологии коллективного способа обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_6_klass.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории 6 класс «Походы Батыя на РУСЬ»
Учитель: Почтальон Андрей Владимирович
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок проблемного обучения.
Технологии: Коллективный способ обучения с элементами ИКТ
Оборудование:
учебник: «История России», Андреев И.Л., Федоров И.Н., М., «Русское слово», 2016,
рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до 16 века» для 6 класса
интерактивная карта « Монгольское нашествие на Русь 1223-1242гг ».
Тесты для текущего контроля по теме.
Цели урока:
Личностные: Создать педагогические условия, при которых обучающиеся смогут:
- в процессе групповой работы, выполняя задание 1, развить навыки самообразования
- работая с иллюстрацией на с.128-129 уметь высказать свое мнение о героической защите русских городов.
- Создать условия для развития мышления, памяти и внимания;
- Создать условия для развития интереса к историческому прошлому своей Родины;
- На примере знакомства с историческим источником «Легенда о граде Китеже», вызвать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.
Предметные:
Создать условия, при которых на основе работы с картой, ученик сможет
1.проследить походы Батыя на Русь, называть дату и княжества, захваченные Батыем (1223 – 1242);
2. Используя карту «Монгольское нашествие на Русь», называть захваченные в 1223 – 1238 и 1239 – 1242 годах княжества;
3.Используя контурную карту в рабочей тетради, указывать города, оказавшие сопротивление завоевателям.
4. Уметь анализировать причины и последствия монгольских завоеваний.
Метапредметные:
Создать условия, при которых ученик сможет
- анализировать документ, извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к документу;
- сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы,
- работать с историческими источниками, картой,
- составлять план на основе текста учебника,
- анализировать материалы «Повести о разорении Рязани Батыем».
Структура урока:
1. Вводная часть.
1.Мотивация.
2. Организация внимания.
2. Основная часть
1. Актуализация знаний.
2. Постановка проблемы.
3.Работа в группах над основной проблемой.
4. Обсуждение проблемы.
3. Заключительная часть
- Подведение содержательных итогов занятия.
- Разъяснение домашнего задания.
- Рефлексия.
Ход урока:
I. Мотивация и активизация внимания.
На уроке мы должны узнать , как и почему монголы завоевали Китай, Среднюю Азию и Закавказье. Знаете ли вы о том, что большое количество людей в современной России носит татарские имена и фамилии? На сегодняшнем уроке мы вместе с вами выясним, как и почему это могло произойти. Обратите внимание на название сегодняшней темы «Походы Батыя на Русь».
2.Организационная часть:
Исходя из названия темы, попробуйте определить возможные вопросы, которые необходимы для понимания данной темы. Обратите внимание на дату, когда были осуществлены эти походы (см. обложку учебника в конце). Мы видим, что эти завоевания происходили в 13 веке, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, но при этом русские княжества были достаточно богатыми и сильными и стояли на более высоком уровне развития по сравнению с монголами.
Основная часть:
1.Актуализация знаний:
А). Почему монголы сравнительно легко покорили страны и народы Северного Китая, Средней Азии, Закавказья?
Б). В чем была сила и слабость русских княжеств?
Проблема «Источники повествуют о массовом сопротивлении и героизме русского народа завоевателям в течение трех лет. Почему, несмотря на это, монголо-татары смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью в виде ига».
2.Работа над проблемой.
А). Организация групповой работы:
1 группа (работа с картой)
«1.Рассмотрите карту на странице 14 (Атлас).
2.Проследитепо карте путь Батыя.
3. Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и княжества, которые были захвачены татарами.
4. Сколько лет сопротивлялась Русь монголам?
2 группа (работа с текстом учебника)
1. Прочитайте текст на странице 128-130, п.2.
2.Ответьте на вопросы:
- Какой город отметил летописец?
- какова была судьба Козельска?
сделайте вывод о взаимоотношении между русскими князьями? Каковы последствия этих взаимоотношений?
3 группа (работа с историческим документом)
1.Прочитайте извлечение из исторического документа «Повесть о разорении Рязани Батыем» на странице 47 рабочей тетради:
- почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата?
- почему выделили именно его среди защитников русских земель?
- какие чувства у вас вызывает героизм Евпатия Коловрата»
4 группа (работа экспертной группы)
Прочитайте текст п. 4 «Причины победы монгольских ханов» на странице 132
озаглавьте абзацы пункта и вы получите ответ на вопрос «Почему Русь поддалась завоевателям?»
4.Обсуждение проблемы:
Обсуждение проблемы – это отчет групп о проделанной работе и формулирование вывода, демонстрирующего решение проблемного задания: ««Источники повествуют о массовом сопротивлении и героизме русского народа завоевателям в течение нескольких лет. Несмотря на это, монголо-татары смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью в виде ига».
1 группа представляет работу с картой. Для этого используется карта «Монгольское нашествие на Русь». При этом ученики показывают планируемые УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) и результаты:
Предметные:
- смогут проследить походы Батыя на Русь называть дату и княжества, захваченные Батыем (1237 – 1242);
- используя карту «Монгольское нашествие на Русь», называть захваченные в 1237 – 1238 и 1239 – 1242 годах княжества;
- указать города, оказавшие сопротивление завоевателям»
Метапредметные:
- Проанализировать причины падения русских княжеств;
- читать карту, используя ее легенду;
- делать выводы, анализировать предложенный материал
Личностные:
- продемонстрируют навыки самоконтроля, способность запоминать, выбирать наиболее актуальный материал, связанный с раскрытием темы «Походы Батыя на Русь».
Рефлексия
1 группа.
Во время отчёта первой группы остальные учащиеся выполняют в рабочей тетради на странице 46 задание №3.
2 группа.
После отчёта о проделанной работе второй группы учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопрос 2 страница 133.
3 группа.
Во время отчёта третьей группы ученики, опираясь на документ на странице 47(рабочая тетрадь), отвечая на вопрос к документу.
4 группа.
После отчёта 4 группы все выполняют задание 4-5 на странице 47 рабочей тетради.
Подведение итогов.
Как вы считаете, достигли ли вы цели в решении главной проблемы сегодняшнего урока?
Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа,
монголы смогли завоевать русские земли и установить иго на Руси.
Домашнее задание.
- Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монгольского завоевания (город по выбору),
- прочитать параграф 18, ответить на вопросы, выучить даты.
Тестовая работа ( рефлексия)
1.Битва на Калке, где русские князья впервые встретились с монголами произошла в
А) 1223 г.
Б) 1240 г.
В) 1380 г.
Г) 1480 г.
2. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате
А) нашествия хана Батыя
Б) набегов хазар
В) походов Чингисхана
Г) набегов половцев.
3. В каком веке произошла битва на реке Сити |
А) 11 век
Б) 12 век
В) 13 век
Г) 14 век.
4. Какой город монголы назвали «злым»?
А) Киев
Б) Козельск
В) Владимир
Г) Рязань.
5. Грамота на княжение, получаемая русскими князьями называлась
А) пайдза
Б) ясак
В) ярлык
Г) баскак.
6.Рассмотрите карту «Монгольское нашествие на Русь.1223-1242гг.» страница 14 (Атлас), укажите события, которые нашли отражение на карте
- какая часть Руси подверглась нападению
- в каких битвах решалась судьба Руси
- какие земли не подверглись нашествию монголов в первом походе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории России "Монгольское нашествие на Русь", 6 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части. В первой представлен проек...
Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века
Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...
Разработка урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России».
Предлагаю вам конспект урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России». Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных ...
Разработка урока по истории России в 11 классе "Падение монархии в России"
Разработка содержит конспект урока и слайдовую презентацию....
Разработка урока по истории России "Древняя Русь при Ярославе Мудром", 6 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части. В первой представлен проек...
Разработка урока по истории России 6 класс Походы Батыя на Русь
Разработка урока История России...
Урок по истории России по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" 6 класс
Разработка урока по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" для 6 класса, ФГОС...