Рабочая программа по истории и обществознанию 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА.
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
(Агибалова Е.В., Донской Г.М.)
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 16 ВЕКА
(Данилов А.А., Косулина Л.Г.)
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
(Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф.)
6 КЛАСС ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф.) 6 КЛАСС ФГОС | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ «ООШ
Беспалова Л.А._______ Евграшина М.В._____ с.Максимовка»
Протокол №__от___2016г. Протокол№___от ____2016г СимоноваЕ.Н._____
Приказ № __от ___ 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Костюхиной Алены Николаевны
2 кв.кт.
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
(Агибалова Е.В., Донской Г.М.)
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 16 ВЕКА
(Данилов А.А., Косулина Л.Г.)
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
(Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф.)
6 КЛАСС ФГОС
2016-2017 уч.год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России».
Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Планируемые результаты.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
-основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников;
уметь
-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
-определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; -определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание учебного предмета
Всеобщая история.
История Средних веков (31час).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России.
История России с древности до XV в. (37 часов).
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX - начало XII в.)
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание программы | Кол-во |
1 | Введение. Что изучает история Средних веков | 1 |
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв) 5ч | ||
2 | Древние германцы и Римская империя | 1 |
3 | Королевство франков и христианская церковь | 1 |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 |
5 | Западная Европа в IX-XI вв. | 1 |
6 | Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения | 1 |
Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа) | ||
7 | Византия – государственное устройство и культура | 1 |
8 | Образование славянских государств | 1 |
Глава III. АРАБЫ В VI-XI вв. (2 часа) | ||
9 | Арабский халифат и его распад | 1 |
10 | Культура стран халифата | 1 |
Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа) | ||
11 | В рыцарском замке | 1 |
12 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 |
Глава V. СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (2 ч) | ||
13 | Средневековый город | 1 |
14 | Горожане и их образ жизни | 1 |
Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа) | ||
15 | Католическая церковь в Средние века | 1 |
16 | Крестовые походы | 1 |
Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов) | ||
17 | Объединение Франции | 1 |
18 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 |
19 | Столетняя война | 1 |
20 | Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 |
21 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | 1 |
22 | Реконкиста | 1 |
Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (2 часа) | ||
23 | Усиление власти князей Германии | 1 |
24 | Расцвет итальянских городов | 1 |
Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 ч) | ||
25 | Гуситское движение в Чехии | 1 |
26 | Завоевание турками- османами Балканского полуострова | 1 |
Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов) | ||
27 | Образование и философия, литература, искусство | 1 |
28 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | 1 |
29 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 1 |
30 | Итоговое повторение по курсу «Средние века» | 1 |
31 | Контрольная работа (тестирование) | 1 |
ИСТОРИЯ РОССИИ | ||
32 | Введение. Древнейшие народы на территории России | 1 |
Глава I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII В. (8 часов) | ||
33 | Восточные славяне | 1 |
34 | Формирование Древнерусского государства | 1 |
35 | Первые киевские князья | 1 |
36 | Владимир Святославович. Принятие христианства | 1 |
37 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | 1 |
38 | Культура Древней Руси | 1 |
39 | Быт и нравы Древней Руси | 1 |
40 | Обобщающее повторение «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» | 1 |
Глава II. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII - XIII ВВ. (9 часов) | ||
41 | Начало раздробленности Древнерусского государства | 1 |
42 | Главные политические центры Руси. Северо- Восточная Русь | 1 |
43 | Главные политические центры Руси. Новгородское и Гапицко- Волынское княжества | 1 |
44 | Нашествие с Востока | 1 |
45 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 |
46 | Русь и Золотая Орда | 1 |
47 | Русь и Литва | 1 |
48 | Культура Руси в XII-XIII вв. | 1 |
49 | Обобщающее повторение «Русь в период политической раздробленности» | 1 |
Глава III. МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV – XVI ВВ. (19 часов) | ||
50 | Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества | 1 |
51 | Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва | 1 |
52 | Московское княжество в конце XIV- середине XV в. | 1 |
53 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества | 1 |
54 | Московское государство в конце XV- начале XVI в. | 1 |
55 | Церковь и государство в конце XV- начале XVI в. | 1 |
56 | Реформы Избранной рады | 1 |
57 | Внешняя политика Ивана Грозного | 1 |
58 | Опричнина | 1 |
59 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв. | 1 |
60 | Архитектура и живопись в XIV-XVI вв | 1 |
61 | Быт в XV-XVI вв. | 1 |
62 | ПОУ по теме «Русь Московская» | 1 |
63 64 | Итоговое повторение «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.» | 2 |
65 | Контрольное тестирование | 1 |
66 | Защита проектов | 1 |
67-68 | Резервные уроки | 2 |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» для 6 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию./Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2015.
Программа предполагает проведение 1-го часа в неделю (всего 34 часа)
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Планируемые результаты.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-различные подходы к исследованию человека и общества;
-основные социальные институты и процессы;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с
социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки
собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Далее учащиеся расширяют круг сведений о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними: «Человек среди людей» и «Нравственные основы жизни».
Содержание учебного предмета
Введение.
Тема 1. «Человек в социальном измерении» (12 ч.)
Введение. Как работать с учебником.
Человек - личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо?
Сильная личность – какая она?
Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека).
Потребности человека. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду
помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.
Тема 2. «Человек среди людей» (10 ч.)
Межличностные отношения. Какие отношения называются межличностными. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений.
Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.
Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание - золото».
Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт.
Семь раз отмерь… как не проиграть в конфликте.
Тема 3. «Нравственные основы жизни» (10 ч.)
Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. Главное правило доброго человека.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
Человек и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам.
Обобщающее повторение.
Тематическое планирование
№ | Содержание программы | Кол-во ч |
1 | Введение. | 1 |
Глава I. Человек в социальном измерении. (12ч.) | ||
2-3 | Человек – личность | 2 |
4-5 | Познай самого себя | 2 |
6-7 | Человек и его деятельность | 2 |
8-9 | Потребности человека | 2 |
10-11 | На пути к жизненному успеху | 2 |
12-13 | ПОУ по главе: «Человек в социальном измерении» | 2 |
Глава II. Человек среди людей. (10ч.) | ||
14-15 | Межличностные отношения | 2 |
16-17 | Человек в группе | 2 |
18-19 | Общение | 2 |
20-21 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 |
22-23 | ПОУ по главе: «Человек среди людей» | 2 |
Глава III. Нравственные основы жизни. (10ч.) | ||
24-25 | Человек славен добрыми делами | 2 |
26-27 | Будь смелым | 2 |
28-29 | Человек и человечность | 2 |
30-31 | ПОУ по главе: «Нравственные основы жизни» | 2 |
32-33 | ПОУ по теме «Человек и общество» | 2 |
34 | Обобщающее повторение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и обществознанию 5-9 классы
Рабочие программы по всеобщей истории 5-8 классы, по истории России 6-8 классы, по истории 9 класс (2 часа в неделю).Линии учебников: Данилов, Косулина, Вигасин, Агибалов, Донской, Юдовская, Сороко-Цю...
рабочие программы по истории и обществознанию для 8-9 классов
Данные рабочия программы являются авторскими. Раработаны согласно Положению образовательного учреждения. Представлены не только программы для базоваго уровня, но и для разширенного изучения (история 8...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс
Рабочие программы по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, кал...
Рабочие программа по истории и обществознанию 7,8 класс
В данном материале представлены рабочие программы по истории России (учебник под редакцией Данилова), Новой истории (учебник под ред. Юдовской) и обществознанию (учебник под ред. Боголюбова). Рабочая ...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6 - 9 классы
Рабочие программы по истории России, всеобщей истории обществознанию включают в себя описания самих предметов, учебно-методический комплект, формы и организацию учебного процесса, те...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6-9 классы
Рабочие программы могут быть использованы при работе учителей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях...
Рабочие программы по истории и обществознанию для 10-11 классов.
Рабочие программы по истории и обществознанию для 10-11 классов, составленные на основе стандартов первого поколения....