Урок истории Отечества в 9 классе на тему: «Хрущёвская «оттепель».
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Телегина Светлана Алексеевна

Дата проведения: 17  апреля 2017 года.

Класс:

Тема: «Хрущевская «оттепель».

Цель: дать учащимся представление о духовной жизни страны в период правления Н.С.Хрущева.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с понятием «Хрущёвская «оттепель» и определить хронологические рамки этого явления; учить отвечать на вопросы; учить беглому, выразительному, осознанному чтению; формировать систему  читательских умений; разъяснить понятие хрущевской «оттепели»; на конкретных примерах рассмотреть, по каким направлениям шел этот процесс, кто из выдающихся деятелей его возглавлял; познакомить с   биографическими сведениями некоторых знаменитых людей, показав их яркие индивидуальности и судьбы.

Развивающие: развивать устную речь учащихся в ходе ответов на вопросы учителя, в ходе работы с текстом учебника; 
развивать интерес к  предмету, любознательность, образное мышление учащихся,  развивать умение поддерживать беседу по оценке исторического деятеля, учить высказывать свое отношение к различным явлениям в обществе; формировать активную гражданскую позицию.

Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной форме;

Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

Тип урока: изучения нового материала

Вид урока: урок-беседа

Оборудование: компьютер, проектор, учебник. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_hrushchevskaya_ottepel_9_klass.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 17  апреля 2017 года.

Класс: 9а

Тема: «Хрущевская «оттепель».

Цель: дать учащимся представление о духовной жизни страны в период правления Н.С.Хрущева.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с понятием «Хрущёвская «оттепель» и определить хронологические рамки этого явления; учить отвечать на вопросы; учить беглому, выразительному, осознанному чтению; формировать систему  читательских умений; разъяснить понятие хрущевской «оттепели»; на конкретных примерах рассмотреть, по каким направлениям шел этот процесс, кто из выдающихся деятелей его возглавлял; познакомить с   биографическими сведениями некоторых знаменитых людей, показав их яркие индивидуальности и судьбы.

Развивающие: развивать устную речь учащихся в ходе ответов на вопросы учителя, в ходе работы с текстом учебника; 
развивать интерес к  предмету, любознательность, образное мышление учащихся,  развивать умение поддерживать беседу по оценке исторического деятеля, учить высказывать свое отношение к различным явлениям в обществе; формировать активную гражданскую позицию.

Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной форме;

Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

Тип урока: изучения нового материала

Вид урока: урок-беседа

Оборудование: компьютер, проектор, учебник.

УРОК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА в 9 классе

ТЕМА:  «Хрущёвская «оттепель».

Этапы

Средства и приёмы учителя

Орг. момент

Речёвка.

- Ребята! Поприветствуйте гостей.

- Сегодня на уроке у нас много гостей, которые вместе с нами совершат путешествие в мир истории.

- Я желаю вам новых открытий.

- Итак, История России…

Рассказ мы с вами поведём

От самых, так сказать, истоков

До близких нам уже времён…

Работа с лентой времени

- Какой раздел истории мы с вами изучаем? (Советский Союз в 1941-1991гг).

- Какой временной промежуток мы с вами изучаем?

- Какие значимые события происходили в это время в Советском Союзе?

1941- начало Великой Отечественной войны

1945- окончание Великой Отечественной войны

1946- построен первый атомный реактор И.В.Курчатов

1947-  денежная реформа

1949- создана и испытана атомная бомба

1953- умер И.В.Сталин

1954-построена первая атомная электростанция в Обнинске

1957-отправлен в космос первый спутник Земли

1958-главой партии и главой государства стал Н.С.Хрущёв

1961- проведена денежная реформа

1961-первый полёт в космос совершил Ю.А.Гагарин

Работа с аббревиату-рой

КПСС- Коммунистическая партия Советского Союза

ЦК КПСС-Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза

ОВД-Организации Варшавского Договора

СЭВ-Совет Экономической Взаимопомощи

СССР-Союз Советских Социалистических республик

МВД-Министерство Внутренних дел

ЭВМ-электронно-вычислительная машина

Добавятся в течение урока понятия:

КГБ-Комитет государственной безопасности

НКВД-Народный Комиссариат Внутренних Дел (орган по борьбе с преступностью и поддержанием порядка)

Повторение изученного материала

На протяжении нескольких уроков мы рассматривали тему, которую можно назвать “Эпоха Н.С. Хрущёва”. При Хрущеве большие изменения произошли в науке и технике: советские ученые построили атомные электростанции, появились первые телевизоры и первые компьютеры, произошло освоение целины и космоса. Но вспомните -  свою политическую и государственную деятельность Н.С. Хрущев начал с разоблачения и осуждения культа личности И.В.Сталина. Эти действия вселили в советских людей надежду на серьезные политические изменения в Советском Союзе.

- Вашим домашним было подготовить рассказ о Н.С.Хрущёве – образование, внешний вид, карьера (рассказ учащихся).

- В каком году Хрущёв начал управлять государством?(1958)

- Что начал делать первым делом? (разоблачать незаконные репрессии против советского народа).

- Что такое реабилитация? (оправдание невинно осуждённых).

- Сколько людей вернулось из лагерей? (700 тысяч человек).

- Все ли были реабилитированы при жизни? (имена некоторых были реабилитированы посмертно).

- Что заявил Хрущёв на очередном съезде партии? (построен социализм, пора переходить к строительству коммунизма).

- К какому году нужно было построить коммунизм? (1980)

- А жизнь людей была похожа на социализм? (нет)

- Как жили люди после войны? (рассказ учащихся)

- Скажите, а люди поверили Хрущёву в том, что через 20 лет у них будет прекрасная жизнь и появится всё необходимое? (восприняли это насторожённо).

- Какое решение принял Хрущёв по поводу целинных земель? (начать освоение).

- Что такое целина? (неосвоенные земли).

- Где находились целинные земли? (Алтай, Сибирь, Казахстан).

- Кто поехал осваивать целину? (комсомольцы).

- Где жили люди? (в палатках).

- Каковы были условия их труда? (тяжёлые, работали с утра до вечера).

- Можно сказать, что молодые люди и девушки проявили трудовой героизм? (да).

- К чему привело освоение целинных земель? (увеличились урожаи).

- Куда девали излишки хлеба? (продавали за границу).

Сделайте вывод: Благодаря освоению целинных земель……(в стране стало намного лучше с продовольствием, и появились дополнительные средства для развития промышленности).

- Как развивалось жилищное строительство в начале 60-х годов? (рассказ учащихся).

Физминутка

Гимнастика для глаз для переключения зрения: сидя на стульях потянуться, откинуть голову назад, закрыть глаза – открыть глаза.

Объявление темы урока

Тема нашего урока «Хрущёвская «оттепель».

Объяснение нового материала

1) Сталин умер весной. Весной  тает лёд и снег, начинается оттепель, бегут ручьи, пробуждаются деревья и кусты от зимней спячки.

- Кончилась «холодная зима» сталинских репрессий, лагерей, тюрем, когда за каждое неверно сказанное слово можно было лишиться свободы или даже жизни.

- Началась «весенняя оттепель»-невинно осуждённых возвращают из ссылки и лагерей, восстанавливают их честное имя.

- Люди перестали бояться друг друга. Они стали более общительными, добрыми и внимательными друг к другу. Все почувствовали себя свободными. Как будто весь народ проснулся от зимней спячки.

- Поэтому период правления Хрущёва стали называть хрущёвской «оттепелью».

- Долгие годы большинство советских и иностранных людей не имели возможности общаться друг с другом.  Советских людей почти не выпускали за границу. Но даже если кто-то и выезжал, за ними следили сотрудники КГБ (карточка). Каждый иностранец, приехавший в СССР, ежеминутно находился под неусыпным контролем сотрудников КГБ (Комитет Государственной Безопасности).

- Впервые за долгие годы 28 июля 1957 года в Москве был проведён Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

Эмблема фестиваля – разноцветная ромашка.

Тысячи молодых людей со всех стран мира съехались в Москву. Во время фестиваля проводились встречи, спортивные соревнования, игры, конкурсы. И самое главное – молодые люди могли свободно общаться друг с другом.  Они рассказывали о своей стране, о том, как живут, как учатся. Многие участники фестиваля потом долгие годы дружили, переписывались, стали друзьями.

Показ ролика о Всемирном фестивале молодёжи и студентов.

2) В период хрущёвской «оттепели» многие писатели и поэты в своих произведениях стали критиковать сталинское время. Они осуждали репрессии против народа. Они рассказывали о тяжёлой жизни невинно осуждённых советских людей в лагерях и тюрьмах, об их стойкости, мужестве.

Эти произведения стали печатать в журналах «Новый мир», «Москва», «Молодая гвардия», «Юность». Многие перечитывали эти журналы, передавали друг другу. Всем казалось, что вот-вот наступит свобода.

Самым популярным журналом был «Новый мир». Руководил им Александр Трифонович Твардовский. Твардовский был очень известным поэтом. Он написал известную нам поэму «Василий Тёркин» о весёлом и мудром советском солдате. Твардовского очень любили и уважали, к его мнению прислушивался сам Хрущёв.

В этом журнале напечатали первое произведение Александра Исаевича Солженицына. Это повесть «Один день Ивана Денисовича». В повести впервые рассказывалось об одном дне заключённого в советском лагере. О тех унижениях и издевательствах, которые приходилось ему терпеть, о чувстве боли за себя и за свою страну. Сразу же после публикации повести Твардовского уволили, а печатать другие произведения Солженицына запретили.

3) Время «оттепели» заканчивалось. Хрущёв сам испугался той свободы, которую дал людям. Большинство партийных чиновников давно уже были недовольны Хрущёвым и его реформами. Свободные мысли советских людей пугали чиновников. Против Хрущёва решили устроить заговор и отправить его на пенсию. Летом 1964 года Хрущёв находился на отдыхе. Его поместили под домашний арест. У него отключили телефон, не допускали к нему родственников и товарищей. Так он и до конца своих дней находился под домашним арестом.

Годы правления Хрущёва 23.03.1958-14.10.1964.

Годы жизни Хрущёва 1894-1971гг.

Умер в 11.09.1971г от сердечного приступа.

Закрепление изученного материала

- Какие возможности появились у советских людей в период хрущёвской «оттепели»?

- Когда и где проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов?

- Какое влияние оказал этот фестиваль на советских людей?

- В каких журналах открыто говорилось о недостатках советского общества?

- Кто руководил самым популярным журналом «Новый мир»?

Основные знания

Хрущевская «оттепель» - время правления Н.С. Хрущева; 1957 – Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

Чтение рассказа для дополнитель-ного чтения

Чтение рассказа «Александр Исаевич Солженицын».

Вопросы по содержанию прочитанного:

- Как оказался в лагере Солженицын?

- О чём он писал в своих произведениях?

- За что Солженицын получил Нобелевскую премию?

Словарная работа: 

НКВД- Народный Комиссариат Внутренних Дел;

«Архипелаг ГУЛАГ»-Главное управление системы государственной безопасности СССР. Входящие в эту систему лагеря были разбросаны по  территории страны, как острова, образующие Архипелаг. Это дало А.И.Солженицыну основание для создания метафорического названия произведения. Оно было под запретом цензуры и увидело свет в 1988 году.

Итог урока. Обобщение.

Итак, ответьте на вопрос:

- Как закончилась эпоха хрущевской «оттепели»?

Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на перемены в стране. 

Оценки

- Наш урокзакончился. Я поставлю вам сегодня   за урок оценки…

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.

Если останется время:

  1. Записать тему урока «Хрущёвская «оттепель».
  2. Записать абзац  «Началась весенняя оттепель» стр.245.
  3. Выполнить тест.

Казанская школа № 142

УРОК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

 в 9 классе

ТЕМА:  «Хрущёвская «оттепель».

Учитель I квалификационной категории

Телегина С.А.

2017 год

Тест по теме: «Хрущёвская «оттепель».


1. Где проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов?


*  Ленинград

* Москва

2. В каком году проходил Всемирный фестиваль?

* 1957

* 1960

3. Эмблема фестиваля:

* разноцветная ромашка

* голубь

4. В каком журнале открыто говорилось о недостатках советского общества?

* «Юность»

* «Новый мир»


5. Кто руководил журналом «Новый мир»?


* А.Т.Твардовский

* А.И.Солженицын


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории Отечества в 6 классе

Разработка урока по истории Отечества в 6 классеТема:"Сотрясатель вселенной" Чингисхан и его империя....

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Урок истории 7 класс "Окончание Смуты:спасение Отечества".

Цель: сравнить первое и второе ополчение, выделить основные события и итоги Смуты.Задачи:1)Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.2) Развивать умения самостоятельн...

Презентация к уроку истории 7 класс "Окончание Смуты:спасение Отечества".

Цель: сравнить первое и второе ополчение, выделить основные события и итоги Смуты.Задачи:1)Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.2) Развивать умения самостоятельн...

Самоанализ открытого урока истории Отечества в 8 классе.

Самоанализ открытого урока по теме : " Император  Николай I"....

Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)

Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...