Урок истории Отечества в 9 классе на тему: «Хрущёвская «оттепель».
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Дата проведения: 17 апреля 2017 года.
Класс: 9а
Тема: «Хрущевская «оттепель».
Цель: дать учащимся представление о духовной жизни страны в период правления Н.С.Хрущева.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с понятием «Хрущёвская «оттепель» и определить хронологические рамки этого явления; учить отвечать на вопросы; учить беглому, выразительному, осознанному чтению; формировать систему читательских умений; разъяснить понятие хрущевской «оттепели»; на конкретных примерах рассмотреть, по каким направлениям шел этот процесс, кто из выдающихся деятелей его возглавлял; познакомить с биографическими сведениями некоторых знаменитых людей, показав их яркие индивидуальности и судьбы.
Развивающие: развивать устную речь учащихся в ходе ответов на вопросы учителя, в ходе работы с текстом учебника;
развивать интерес к предмету, любознательность, образное мышление учащихся, развивать умение поддерживать беседу по оценке исторического деятеля, учить высказывать свое отношение к различным явлениям в обществе; формировать активную гражданскую позицию.
Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной форме;
Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.
Тип урока: изучения нового материала
Вид урока: урок-беседа
Оборудование: компьютер, проектор, учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_hrushchevskaya_ottepel_9_klass.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения: 17 апреля 2017 года.
Класс: 9а
Тема: «Хрущевская «оттепель».
Цель: дать учащимся представление о духовной жизни страны в период правления Н.С.Хрущева.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с понятием «Хрущёвская «оттепель» и определить хронологические рамки этого явления; учить отвечать на вопросы; учить беглому, выразительному, осознанному чтению; формировать систему читательских умений; разъяснить понятие хрущевской «оттепели»; на конкретных примерах рассмотреть, по каким направлениям шел этот процесс, кто из выдающихся деятелей его возглавлял; познакомить с биографическими сведениями некоторых знаменитых людей, показав их яркие индивидуальности и судьбы.
Развивающие: развивать устную речь учащихся в ходе ответов на вопросы учителя, в ходе работы с текстом учебника;
развивать интерес к предмету, любознательность, образное мышление учащихся, развивать умение поддерживать беседу по оценке исторического деятеля, учить высказывать свое отношение к различным явлениям в обществе; формировать активную гражданскую позицию.
Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной форме;
Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.
Тип урока: изучения нового материала
Вид урока: урок-беседа
Оборудование: компьютер, проектор, учебник.
УРОК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА в 9 классе
ТЕМА: «Хрущёвская «оттепель».
Этапы | Средства и приёмы учителя |
Орг. момент | Речёвка. - Ребята! Поприветствуйте гостей. - Сегодня на уроке у нас много гостей, которые вместе с нами совершат путешествие в мир истории. - Я желаю вам новых открытий. - Итак, История России… Рассказ мы с вами поведём От самых, так сказать, истоков До близких нам уже времён… |
Работа с лентой времени | - Какой раздел истории мы с вами изучаем? (Советский Союз в 1941-1991гг). - Какой временной промежуток мы с вами изучаем? - Какие значимые события происходили в это время в Советском Союзе? 1941- начало Великой Отечественной войны 1945- окончание Великой Отечественной войны 1946- построен первый атомный реактор И.В.Курчатов 1947- денежная реформа 1949- создана и испытана атомная бомба 1953- умер И.В.Сталин 1954-построена первая атомная электростанция в Обнинске 1957-отправлен в космос первый спутник Земли 1958-главой партии и главой государства стал Н.С.Хрущёв 1961- проведена денежная реформа 1961-первый полёт в космос совершил Ю.А.Гагарин |
Работа с аббревиату-рой | КПСС- Коммунистическая партия Советского Союза ЦК КПСС-Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза ОВД-Организации Варшавского Договора СЭВ-Совет Экономической Взаимопомощи СССР-Союз Советских Социалистических республик МВД-Министерство Внутренних дел ЭВМ-электронно-вычислительная машина Добавятся в течение урока понятия: КГБ-Комитет государственной безопасности НКВД-Народный Комиссариат Внутренних Дел (орган по борьбе с преступностью и поддержанием порядка) |
Повторение изученного материала | На протяжении нескольких уроков мы рассматривали тему, которую можно назвать “Эпоха Н.С. Хрущёва”. При Хрущеве большие изменения произошли в науке и технике: советские ученые построили атомные электростанции, появились первые телевизоры и первые компьютеры, произошло освоение целины и космоса. Но вспомните - свою политическую и государственную деятельность Н.С. Хрущев начал с разоблачения и осуждения культа личности И.В.Сталина. Эти действия вселили в советских людей надежду на серьезные политические изменения в Советском Союзе. - Вашим домашним было подготовить рассказ о Н.С.Хрущёве – образование, внешний вид, карьера (рассказ учащихся). - В каком году Хрущёв начал управлять государством?(1958) - Что начал делать первым делом? (разоблачать незаконные репрессии против советского народа). - Что такое реабилитация? (оправдание невинно осуждённых). - Сколько людей вернулось из лагерей? (700 тысяч человек). - Все ли были реабилитированы при жизни? (имена некоторых были реабилитированы посмертно). - Что заявил Хрущёв на очередном съезде партии? (построен социализм, пора переходить к строительству коммунизма). - К какому году нужно было построить коммунизм? (1980) - А жизнь людей была похожа на социализм? (нет) - Как жили люди после войны? (рассказ учащихся) - Скажите, а люди поверили Хрущёву в том, что через 20 лет у них будет прекрасная жизнь и появится всё необходимое? (восприняли это насторожённо). - Какое решение принял Хрущёв по поводу целинных земель? (начать освоение). - Что такое целина? (неосвоенные земли). - Где находились целинные земли? (Алтай, Сибирь, Казахстан). - Кто поехал осваивать целину? (комсомольцы). - Где жили люди? (в палатках). - Каковы были условия их труда? (тяжёлые, работали с утра до вечера). - Можно сказать, что молодые люди и девушки проявили трудовой героизм? (да). - К чему привело освоение целинных земель? (увеличились урожаи). - Куда девали излишки хлеба? (продавали за границу). Сделайте вывод: Благодаря освоению целинных земель……(в стране стало намного лучше с продовольствием, и появились дополнительные средства для развития промышленности). - Как развивалось жилищное строительство в начале 60-х годов? (рассказ учащихся). |
Физминутка | Гимнастика для глаз для переключения зрения: сидя на стульях потянуться, откинуть голову назад, закрыть глаза – открыть глаза. |
Объявление темы урока | Тема нашего урока «Хрущёвская «оттепель». |
Объяснение нового материала | 1) Сталин умер весной. Весной тает лёд и снег, начинается оттепель, бегут ручьи, пробуждаются деревья и кусты от зимней спячки. - Кончилась «холодная зима» сталинских репрессий, лагерей, тюрем, когда за каждое неверно сказанное слово можно было лишиться свободы или даже жизни. - Началась «весенняя оттепель»-невинно осуждённых возвращают из ссылки и лагерей, восстанавливают их честное имя. - Люди перестали бояться друг друга. Они стали более общительными, добрыми и внимательными друг к другу. Все почувствовали себя свободными. Как будто весь народ проснулся от зимней спячки. - Поэтому период правления Хрущёва стали называть хрущёвской «оттепелью». - Долгие годы большинство советских и иностранных людей не имели возможности общаться друг с другом. Советских людей почти не выпускали за границу. Но даже если кто-то и выезжал, за ними следили сотрудники КГБ (карточка). Каждый иностранец, приехавший в СССР, ежеминутно находился под неусыпным контролем сотрудников КГБ (Комитет Государственной Безопасности). - Впервые за долгие годы 28 июля 1957 года в Москве был проведён Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Эмблема фестиваля – разноцветная ромашка. Тысячи молодых людей со всех стран мира съехались в Москву. Во время фестиваля проводились встречи, спортивные соревнования, игры, конкурсы. И самое главное – молодые люди могли свободно общаться друг с другом. Они рассказывали о своей стране, о том, как живут, как учатся. Многие участники фестиваля потом долгие годы дружили, переписывались, стали друзьями. Показ ролика о Всемирном фестивале молодёжи и студентов. 2) В период хрущёвской «оттепели» многие писатели и поэты в своих произведениях стали критиковать сталинское время. Они осуждали репрессии против народа. Они рассказывали о тяжёлой жизни невинно осуждённых советских людей в лагерях и тюрьмах, об их стойкости, мужестве. Эти произведения стали печатать в журналах «Новый мир», «Москва», «Молодая гвардия», «Юность». Многие перечитывали эти журналы, передавали друг другу. Всем казалось, что вот-вот наступит свобода. Самым популярным журналом был «Новый мир». Руководил им Александр Трифонович Твардовский. Твардовский был очень известным поэтом. Он написал известную нам поэму «Василий Тёркин» о весёлом и мудром советском солдате. Твардовского очень любили и уважали, к его мнению прислушивался сам Хрущёв. В этом журнале напечатали первое произведение Александра Исаевича Солженицына. Это повесть «Один день Ивана Денисовича». В повести впервые рассказывалось об одном дне заключённого в советском лагере. О тех унижениях и издевательствах, которые приходилось ему терпеть, о чувстве боли за себя и за свою страну. Сразу же после публикации повести Твардовского уволили, а печатать другие произведения Солженицына запретили. 3) Время «оттепели» заканчивалось. Хрущёв сам испугался той свободы, которую дал людям. Большинство партийных чиновников давно уже были недовольны Хрущёвым и его реформами. Свободные мысли советских людей пугали чиновников. Против Хрущёва решили устроить заговор и отправить его на пенсию. Летом 1964 года Хрущёв находился на отдыхе. Его поместили под домашний арест. У него отключили телефон, не допускали к нему родственников и товарищей. Так он и до конца своих дней находился под домашним арестом. Годы правления Хрущёва 23.03.1958-14.10.1964. Годы жизни Хрущёва 1894-1971гг. Умер в 11.09.1971г от сердечного приступа. |
Закрепление изученного материала | - Какие возможности появились у советских людей в период хрущёвской «оттепели»? - Когда и где проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов? - Какое влияние оказал этот фестиваль на советских людей? - В каких журналах открыто говорилось о недостатках советского общества? - Кто руководил самым популярным журналом «Новый мир»? |
Основные знания | Хрущевская «оттепель» - время правления Н.С. Хрущева; 1957 – Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. |
Чтение рассказа для дополнитель-ного чтения | Чтение рассказа «Александр Исаевич Солженицын». Вопросы по содержанию прочитанного: - Как оказался в лагере Солженицын? - О чём он писал в своих произведениях? - За что Солженицын получил Нобелевскую премию? Словарная работа: НКВД- Народный Комиссариат Внутренних Дел; «Архипелаг ГУЛАГ»-Главное управление системы государственной безопасности СССР. Входящие в эту систему лагеря были разбросаны по территории страны, как острова, образующие Архипелаг. Это дало А.И.Солженицыну основание для создания метафорического названия произведения. Оно было под запретом цензуры и увидело свет в 1988 году. |
Итог урока. Обобщение. | Итак, ответьте на вопрос: - Как закончилась эпоха хрущевской «оттепели»? Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на перемены в стране. |
Оценки | - Наш урокзакончился. Я поставлю вам сегодня за урок оценки… Комментарии учителя о работе учащихся на уроке. |
Если останется время:
- Записать тему урока «Хрущёвская «оттепель».
- Записать абзац «Началась весенняя оттепель» стр.245.
- Выполнить тест.
Казанская школа № 142
УРОК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
в 9 классе
ТЕМА: «Хрущёвская «оттепель».
Учитель I квалификационной категории
Телегина С.А.
2017 год
Тест по теме: «Хрущёвская «оттепель».
1. Где проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов?
* Ленинград
* Москва
2. В каком году проходил Всемирный фестиваль?
* 1957
* 1960
3. Эмблема фестиваля:
* разноцветная ромашка
* голубь
4. В каком журнале открыто говорилось о недостатках советского общества?
* «Юность»
* «Новый мир»
5. Кто руководил журналом «Новый мир»?
* А.Т.Твардовский
* А.И.Солженицын
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории Отечества в 6 классе
Разработка урока по истории Отечества в 6 классеТема:"Сотрясатель вселенной" Чингисхан и его империя....
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Урок истории 7 класс "Окончание Смуты:спасение Отечества".
Цель: сравнить первое и второе ополчение, выделить основные события и итоги Смуты.Задачи:1)Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.2) Развивать умения самостоятельн...
Презентация к уроку истории 7 класс "Окончание Смуты:спасение Отечества".
Цель: сравнить первое и второе ополчение, выделить основные события и итоги Смуты.Задачи:1)Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.2) Развивать умения самостоятельн...
Самоанализ открытого урока истории Отечества в 8 классе.
Самоанализ открытого урока по теме : " Император Николай I"....
Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)
Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...