ИКТ на уроках истории и обществознания
статья по теме
Предварительный просмотр:
ИКТ на уроках истории и обществознания
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации, позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения.
Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к предмету. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа-учебников даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.
При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя на них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги к формированию планетарного мышления, так необходимого современному человеку.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.
Применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться среди сверстников. Многие учащиеся имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.
Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае - координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.
Уроки с использованием ИКТ можно разделить на несколько групп:
- Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем.
Учитель в программе Power Point создает презентацию своего урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.
Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более подробно остановиться на определённых моментах. Кроме этого, активнее работает первая сигнальная система. Наиболее важную информацию на слайде можно анимировать. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание учащегося. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.
2)Уроки, на которых уч-ся представляют свои проекты в форме презентаций (это могут быть уроки изучения нового материала, семинары, практикумы, обобщающие уроки).
Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При этом, с помощью учителя в ходе подготовки презентации ученик перерабатывает огромное количество материала, преобразуя имеющуюся информацию в совершенно новый продукт.
Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу).
Кроме того, что данный вид учебной деятельности формирует общеучебные умения и навыки, он позволяет развивать у ученика логическое мышление. Однообразные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Часто такую работу предлагается выполнять группам, поэтому уч-ся учатся работать вместе, организовывать совместную деятельность, распределять время, учебные задания, наконец, постигают азы культуры общения в совместной работе.
Итак, при создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:
- критическое осмысление информации,
- выделение главного в информационном сообщении,
- систематизирование и обобщение материала,
- грамотное представление имеющейся информации
3)Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.
В наше время школа обеспечена большим количеством таких пособий, например, мультимедийное учебное пособие «История для 5-9 классов» электронная библиотека «Просвещение»; энциклопедия «Вехи истории», учебный фильм «От Кремля до Рейхстага», учебное электронное издание по всеобщей истории для 5-9 классов, учебное электронное издание по обществознанию для 8-9 классов и другие.
Многие из них отвечают требованиям к современному уроку, содержат интересный, разнообразный материал, задания для закрепления, исторические документы, тестовые задания.
Литература:
- Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 1999г, № 47 с.29
- Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.
- Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.
- Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2002. - № 4. – С.53.
- Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...
Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...
Теоретические основы темы по самообразованию учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 7» города Кургана Корюкиной Т.М. (1 год). МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Краткие теоретические основы технологии....
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...
План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
План работы по выявлению и развитию творческих способностей...