"Пилот от Бога. Памяти Амет Хан Султана"
материал по истории (8, 9 класс) на тему
Сценарий проведения внеклассного мероприятия посвященного Дважды Герою Советского Союза ,летчику-испытателю Амет Хан Султану. В данной разработке использованы архивные документы, воспоминания однополчан, стихотворения посвященные героизму летчика-истребителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pilot_ot_boga_pamyati_amethana_sultana.docx | 134.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пилот от Бога. Памяти Амет Хан Султана»
(открытое внеклассное мероприятие)
Разработала учитель истории МБОУ «СОШ№12»
Альчикова Э.Н.
Симферополь 2016
Тема: «Пилот от Бога»
Цели: патриотическое воспитание школьников.
Образовательные: расширять знания учащихся по изучению истории Отечества, познакомить учащихся с героем ВОВ Амет-Хан Султаном;
Развивающие : развивать навыки публичного выступления, расширять кругозор;
Воспитательные: прививать и воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, пробуждать интерес к историческому прошлому своего народа на примере подвигов,-совершенных дважды героем ВОВ Амет-Хан Султаном;
Ожидаемые результаты- Сформировать в учащихся гордость за деяния наших земляков, уважение к военной истории России и Крыма, проявление чувства благородства, заботы о людях пожилого возраста, готовности к защите Родины;
Оборудование: портрет героя, выставка книг, аудиозаписи; мультимедийная установка с экраном; презентация , национальный костюм.
«Пилот от Бога»
Ход мероприятия
(Фрагмент из к.ф. «Хайтарма»)
Ведущий. Вот уже 70 лет прошло со Дня Победы над фашистскими захватчиками. Но мы не забыли о тех 1418 днях и ночах , когда шла Великая Отечественная война. А потом настал День Победы. Каждую весну всё миролюбивое человечество живёт в преддверии светлого праздника – дня Великой Победы. Этот День пришел благодаря духу нашего народа и огромным усилиям наших героев. Сегодня мы собрались для того, чтобы рассказать об одном из них- советском военном лётчике, гвардии майоре, заслуженном лётчике-испытателе, дважды Герое Советского Союза, нашем легендарном земляке - Амет-хане Султане. Его имя сегодня называют в ряду таких легендарных испытателей, как Михаил Громов, Сергей Анохин. Григорий Седов… Для него земля и небо оставались полем боя и после войны. На этом поле боя он погиб во имя жизни, завещав нам свои мерила любви и дружбы, найденные им в годы войны. Сегодня мы узнаем нашего героя от его близких друзей-однополчан- Дважды –герой Советского Союза Владимир Лавриненков,Герой советского Союза Иван Борисов летчики -испытатели Сергей Анохин и Иван Шелест, поэтесса Белла Гусаева.
Солдат 1 (музыкальный фон композиции «Эй гузель Къырым» минусовка).
Память, память за собою позови В те далёкие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих погибших оживи, А друзьям живущим молодость верни.
Память, память, ты же можешь, ты должна На мгновенье эти стрелки повернуть,
Я хочу не просто вспомнить имена, Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть
(Выходят мальчики в солдатских пилотках, мальчик в национальной одежде , девочка- поэтесса )
Поэтесса Бэлла Гусаева
Лишь орлу покорится небо , К солнцу близко они летают
Тот, кто в небе ни разу не был, Быть орлом всё равно мечтает
Чтобы крылья легко расправив, Воспарить над земным простором,
Все заботы внизу оставив, Всё окинуть орлиным взором.
Дом для них - и земля и небо, Они смело рискнут собою,
Где бы враг ими пойман не был, Защитят небеса с землёю.
Об одном, вот таком отважном, Расскажу об орле-герое,
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ АМЕТ-ХАНА..
(УЧЕНИК В НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ) (МУЗ.КОМПОЗИЦИЯ «ЭЙ ГУЗЕЛЬ КЪЫРЫМ»МИНУС)
Там где волна бьется о берег Черного моря, где щедрая Крымская земля дарит людям тяжелые грозди винограда, в октябре 1920 года в семье рабочего Султана и его жены Насибе родился мальчик Амет-Хан Султан. Отец построил дом на самом берегу обрыва, откуда море было видно как на ладони. Еще в детстве Амет-хан стал мечтать о небе. Его поражало, что самолет может летать выше горных орлов, взмывавшихся над вершинами Ай-Петри, в его родной Алупке. Как то маленький Амет-Хан должен был написать школьное сочинение на тему: «За что я люблю свою Родину». Не мудрствуя лукаво, он вывел на тетрадном листе: «За Черное море, за Ай-Петри». Больше он ничего не придумал тогда. Ему поставили двойку. И он никак не мог понять, почему. Ведь написал человек правду, чистую правду. В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо . Одновременно учился в аэроклубе. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы, в звании младшего лейтенанта, направлен был в 4-й истребительный авиационный полк .Летал на самолётах И-15 и И-153.Страшную весть о начале войны встретил в Молдавии.
ВОЙНА.
ИСТОРИК. 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. А осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «харрикейны».Свою первую воздушную победу, Амет-хан одержал 31 мая 1942 года, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». Позже за подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина. Франсуа де Жоффр- французский летчик участвовавший в операции «Нормандия-Неман». «Мой друг Аметхан Султан во время войны пользовался знаменитым методом тарана. Вы знаете что такое таран? Это когда лётчик жертвует собою на самой высокой идее. Это когда в борьбе с вражеским самолётом безуспешно использованы все средства, и лётчик своим самолётом сбивает самолёт противника. В ста таких сражениях девяносто лётчиков обязательно погибают. Амет оказался счастливым человеком».
1 солдат Амет-Хан снискал славу сильного, не знающего страха воздушного бойца. Отличительным природным качеством Амет-Хана было орлиное зрение - он первым замечал врага, даже в облаках, даже в сумерках и ночью, что помогало ему за секунды занять выгодную позицию и начать успешную атаку. Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках, его запоминающееся сказочное имя стало легендарным, синонимом непобедимого искусного истребителя и блестящего, неистощимого остроумца. Взыскательная солдатская память донесла до нас некоторые его каламбуры. "Пересаживаемся с ишака на жеребца", - шутил он при переучивании на новый самолёт
Историк Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на вновь освоенном самолёте Як-1, а с августа Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов и будущие Герои Советского Союза Иван Борисов. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта. В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи в которой воевал до самой Победы.
Дважды Герой Советского Союза Владимир Лавриненков. Как-то я полетел с Амет-Ханом разведать тыл противника километрах в 250 западнее Сталинграда, Маршрут был хорошо известен, ориентироваться легко. Нужно было только смотреть, смотреть в оба, всё запоминать и остерегаться засады "Мессеров"Летели низко, чтобы нас не сбили зенитки.
На бреющем земля несётся под тобой с сумасшедшей скоростью, а потому нужно быстро схватить взглядом всё, что требуется. На аэродроме мы обнаружили около 200 немецких самолётов, засекли колонну машин и танков, приближавшихся к переправе. Задание было выполнено.
Историк. 23 апреля 1943 года командующий 8-й Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Т. Т. Хрюкин представил Амет-Хана к званию Героя Советского Союза. В представлении написано:"Товарищ Амет-Хан Султан произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов противника и в групповых боях 19 самолётов. Имеет один таран самолёта противника. Всего на Сталинградском фронте произвёл 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолётов противника и в группе 7 самолётов противника". За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года Амет-Хан Султан удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
2 солдат. "Полк без Амет-Хана, что свадьба без музыки", - говорили о нём соратники. Отличаясь своим особенным, то мягким и вкрадчивым, то резким и яростным лётным почерком, он и на земле умел сохранять свой неповторимый стиль во всём, даже во внешности и одежде. Невысокого роста, чуть сутулящийся, коренастый, подвижный, с чёрными, словно завитыми, кудряшками волос, он внимательно, редко мигая, смотрел на собеседника карими глазами. Очень любил шахматы. Если шахматистов не оказывалось, с удовольствием играл в шашки и домино. Даже тогда, в 1942 году, он носил модные по тому времени брюки-галифе с напуском на голенища вычищенных до блеска сапог, длинную гимнастёрку из довоенного коверкота и вечный, казалось, неснимаемый реглан... Настороженный и нервный перед вылетом, он волновался, ожидая ракету, менялся в лице, но в воздухе любые колебания исчезали, в небе он становился яростным и решительным, не знающим малейших сомнений бойцом.
Герой Советского Союза Иван Борисов. В январе 1944 года сумели захватить самолёт противника Fi-156 «Шторх» с летчиком и штабным офицером с документами, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолёт связи почти сразу, совершив на нём самостоятельный полёт. С управлением незнакомого самолета он разобрался за какой-то час. В марте 1944 года над аэродромом пролетел немецкий истребитель Ме-109 и сбросил вымпел с запиской. Вражеский пилот вызывал на дуэль нашего лучшего аса, обещая не вступать в бой, пока советский лётчик не наберет высоту 3000 метров. Такой наглости в 9-м
Гвардейском ИАП от противника никак не ожидали. Все, находившиеся на аэродроме, запомнили этот бой навсегда, хотя длился он не более 15 минут. "Мессершмитт" и "Аэрокобра" устроили в небе неистовую карусель. Выписывая немыслимые пируэты, самолёты без единого выстрела гонялись друг за другом. А затем прозвучала короткая очередь. "Мессер" задымился и рухнул в пике. Позже стало известно, что Амет-Хан свалил немецкого аса, сбившего 50 наших самолётов.
Историк. После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт «Шторх». После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина. Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190».
Командир полка дважды Герой Советского Союза гвардии майор В.Д. Лавриненков в апреле 1945 года, представляя Амет-Хана к самой высокой награде — званию дважды Героя Советского Союза, я написал следующий рапорт: «Товарищ Амет-Хан Султан проявил на фронтах пример отваги и героизма. Этот высококлассный лётчик-истребитель, в полной мере овладевший искусством ведения воздушного боя, своими делами заслужил звание одного из лучших асов полка. Аметхан Султан, виртуозно управляющий самолетом, использующий его тактическое превосходство, хорошо знающий слабые стороны гитлеровских лётчиков и все преимущества вражеской техники, одержал победу в 30 воздушных боях. Товарищ Аметхан Султан, который проявил мужество и героизм в борьбе против немецких захватчиков, успешно провел 603 боевых вылета и одержал в них победу, лично сбил 30 самолетов противника и 19 — в групповых воздушных боях, достоин присуждения звания дважды Героя Советского Союза».
Историк Второй медалью «Золотая Звезда» награждается помощник командира по воздушно-стрелковой службе (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан .26 июля 1945 года.
ПОСЛЕВОЕННАЯ КАРЬЕРА
Историк. После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академию. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии . Учёба шла очень трудно. И в начале 1946 года
лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года майор Амет-Хан Султан был уволен в запас. Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. Он с успехом выполняет самые различные испытания. В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.
Поэтесса Белла Гусаева
Очень часто друзья вспоминали, Не скрывая скупых мужских слёз,
Как они Аметхану задали На его юбилее вопрос:
"Аметхан, ты ответь, а что будет, Если б ты уж своё отлетал?"
И никто никогда не забудет Притчу, что Аметхан рассказал:
"Когда старый орёл понимает, То, что смерти минута пришла,
Он в последний полёт улетает, Дома смерть не застанет орла»
Летчик-испытатель С.Н.Анохин. В 1951—1953 годах мы с Амет-Ханом , Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым проводили полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета-3»). После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя, опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.
Летчик-испытатель Головин В.И. Множество полётов были выполнены с Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. Я не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно, и моя жизнь была спасена.
Историк 23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака — 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. В октябре 70-го Амет-Хану Султану исполняется 50 лет.
Поэтесса Белла Гусаева
И орлу покорилось небо, Сыну Крыма и Дагестана.
Помнят все, кто и где бы не был, Про полёт Аметхана Султана!
Историк Амет-Хан погиб 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.
Летчик-испытатель И.И.Шелест - Амет погиб 1 февраля 1971 года на «летающей лаборатории» при испытании мощного двигателя. Но двигатель, строго говоря, здесь ни при чем. Так уж нелепым образом осложнилась обстановка... Не поднимается у меня пока рука описать это ошарашившее всех нас происшествие... У каждого по-своему был в сердце Амет-хан, я два дня мы между собой старались поменьше разговаривать. Трудно было поверить в гибель этого редкостной отваги, исключительного летного умения и мудрой осмотрительности человека. Но похороны убеждают, ставят точку.
Солдат - Амет-Хан Султан навсегда улетел из жизни, как сказал о летчиках другой отважный пилот, мечтатель и страстный защитник планеты Земля — Антуан де Сент-Экзюпери. Улетел, сжимая в руках штурвал самолета — как уходили из жизни многие избранники неба, чтобы навсегда остаться в истории авиации, в наших сердцах и мыслях…
Ведущий. Сегодня мы с вами познакомились с удивительным человеком, легендарной личностью, героем Амет-Ханом Султаном. Его сложный и тернистый путь в жизни был им пройден достойно. Это человек-легенда на которого стоит равняться.Честь и слава Герою Амет- Хану Султану. Его ратный подвиг навсегда останется в сердцах миллионов людей. И может быть сегодня, после нашего вечера-памяти, некоторые ребята захотят стать летчиками-испытателями, будут стремиться покорить небо.Удачи Вам в ваших начинаниях и стремлениях.
Использованная литература:
1.Аметхан Султан - Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь -Пред. ред. коллегии И.Н.Шкадов-М.:Воениздат,1987.Т.1
2.Амет-Хан Султан.(1920-1971).Кто был кто в Великой Отечественной войне. Люди. События. Факты. Факты: краткий справочник под ред.О.А.Ржешевского.-М.:Республика,1995—с.25
3.Авиация: Энциклопедия / Главный редактор: Г. П. Свищёв. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 55. — 766 с
4.Андрей Сидорчик. Орлы умирают в небе. Жизнь и бессмертие Амет-Хана Султана. 5.Аргументы и Факты (4 марта 2014). Проверено 24 мая 2015.
6.Бутаев Б.Б. Амет - Хан Султан.-М.:Политиздат,1990г.
7.Гусаева Бэлла. Сборник стихотворений. Дагестан, 2014 г.
8.Дважды герои Советского Союза.-М.:Воениздат,1973 г
9.Лавриненков В.Д. Без войны. - Политиздат Украины,1982-272с.
10. Лавриненков В.Д. Биографии. Мемуары о войне «Сокол-1».Досааф,Москва,1976г.
10.Мельников А. Е. Амет - Хан Султан. Сайт «Герои Страны».
11. Франсуа де Жоффр. «Нормандия –Неман».Биография и мемуары.1960.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности для обучающихся 5-7 классов "Юный компьютерный пилот"
Процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, и, возрастание роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого...
Зарплаты учителей: первые результаты «пилота»
Мы уже писали о том, что 1 сентября в части московских школ начала действовать новая система оплаты труда. В рамках пилотного проекта реформирования российского образования на эту сист...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя Галиева Султана Агисовича
Тема самообразования: "Проблемы социализации детей в старшем школьном возрасте в условиях санаторной школы-интерната"...
«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы
Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рожд...
Амет-Хан Султан-летчик из легенды
Амет-Хан Султан-летчик из легенды...
«В память о делах твоих, пилот! К 80-летию перелета В. П. Чкалова из СССР в Америку через Северный полюс» Методическая разработка экскурсии по постоянной экспозиции музея, посвященной В.П. Чкалову
Валерий Чкалов - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Цель нашей экскурсии –повысить интерес к подвигу л...
Классный час "95 лет со дня рождения Амет-хана Султана"
Мероприятие, посвященное дважды герою Советского Союза, летчику-испытателю Амет-хану Султану...