Викторина по теме «Великая Отечественная война» для учащихся 9-11-х классов.
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс) на тему

Терскова Светлана Александровна

Ежегодно накануне Дня Защитника Отечества во всех школах нашей страны проводится традиционный месячник военно-патриотического воспитания, в рамках которого проходят конкурсы по истории России. Ниже предлагается сценарий викторины по теме «Великая  Отечественная война» для учащихся 9-11-х классов. Викторину можно использовать в мероприятиях, посвящённых празднованию Дня Победы. Для проведения викторины можно использовать презентацию, подготовленную ученицей гимназии станицы Азовской Солодовниковой Ариной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Великая Отечественная война

Викторина для старшеклассников

Терскова Светлана Александровна,

учитель истории Азовской гимназии Северского района Краснодарского края

Ежегодно накануне Дня Защитника Отечества во всех школах нашей страны проводится традиционный месячник военно-патриотического воспитания, в рамках которого проходят викторины по истории России. Ниже предлагается сценарий викторины по теме «Великая  Отечественная война» для учащихся 9-11-х классов. Викторину можно использовать в мероприятиях, посвящённых празднованию Дня Победы.

Цель викторины: на примерах ратного и трудового подвига военного поколения  показывать образцы для подражания, воспитывать достойных сыновей и дочерей Отечества.

Задачи:

1) показать на конкретных примерах проявление высокого патриотического духа русского народа в Великой Отечественной войне, воспитывать чувство гордости за своих предков;

2) расширить и углубить знания учащихся о Великой  Отечественной войне;

3) способствовать проявлению поисковой и творческой активности учащихся;

4) способствовать выработке умения командной деятельности.

Форма организации деятельности детей: викторина.

В день открытия месячника на торжественной линейке команды учащихся 9-11-х классов получают положение о викторине, где указываются направления для подготовительной  работы. За несколько дней до викторины всем участникам игры раздаются примерные вопросы. Учащиеся работают с литературой, ищут ответы, выполняют задания. Опыт показывает, что проведение подобных праздничных мероприятий даёт хороший результат. Организаторы викторины по желанию могут уменьшить количество разделов или провести викторину в два тура.

Рабочий материал для подготовки к викторине

  1. Положение о проведении викторины

  1. Каждый отряд представляет команду из 6 человек.
  2. Команда заранее прорабатывает примерные вопросы и задания по следующим направлениям:

1) герои Великой Отечественной войны;

2) главные сражения Великой Отечественной войны;

3) высшие звания и награды Великой Отечественной войны;

4) лучшие фильмы о войне;

5) боевая техника времён Великой Отечественной войны.

  1. Каждый отряд должен подготовить одно  стихотворение  военно-патриотической тематики и одну песню или инсценировку.
  2. Каждая команда должна иметь болельщиков.
  3. Ответы команд оценивает жюри.

  1. Примерные вопросы к викторине

  1. Как назывался немецкий план захвата СССР?
  2. Известно, что немцы наступали на СССР крупными группировками. Как назывались эти группировки? В каких направлениях они продвигались?
  3. Кому принадлежат слова, произнесённые осенью 1941 года: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва»?
  4. Где впервые в ходе второй мировой войны немцы потерпели серьёзное поражение?
  5. Когда произошла битва под Москвой?
  6. Какие битвы ознаменовали коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?
  7. Когда была Сталинградская битва?
  8. Где произошло самое крупное танковое сражение Великой Отечественной войны?
  9. В России было три поля ратной славы. В годы Великой Отечественной войны появилось ещё одно. Назовите все четыре.
  10. Как называлась танковая колонна, построенная на средства Русской Православной церкви?
  11. Кто был Верховным главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны?
  12. Какой подвиг в годы войны совершили Г.А. Храпай и Н.Ф. Гастелло?
  13. Какой подвиг совершил Александр Матросов?
  14. Когда, кем и по какому поводу было сказано: «Скорее  Днепр потечёт обратно, нежели русские преодолеют его»?
  15. Когда и по какому поводу был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны?
  16. Кем, где и когда проводилась операция «Багратион»?
  17. Сколько советских людей ушло на фронт добровольцами?
  18. Когда началась и когда закончилась блокада Ленинграда?
  19. Что такое «дорога жизни»?
  20. Сколько дней длилась оборона Севастополя?
  21. Где находился Танкоград?
  22. Какой танк был призван лучшим танком Великой Отечественной войны?  Назовите конструктора.
  23. Когда был испытан первый советский реактивный самолёт? Назовите конструктора.
  24. Сколько самолётов сбил в годы Великой Отечественной войны трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин?  
  25. Назовите известного лётчика – трижды Героя Советского Союза, сбившего в годы войны 62 вражеских самолёта?
  26. Какой вид оружия получил название «Бог войны»?
  27. Почему День артиллерии отмечается в нашей стране 19 ноября?
  28. Какие автоматы были на вооружении нашей армии в годы войны?
  29. Назовите лучшие советские самолёты-истребители и их конструкторов.
  30. Назовите автомобили, прошедшие дорогами войны.
  31. Назовите пионеров – Героев Советского Союза. Какие подвиги они совершили?
  32. Кто такие молодогвардейцы?
  33. Какой подвиг совершила Зоя Космодемьянская?
  34. Кто и когда поднял Знамя Победы над Рейхстагом?
  35. Как называется песня, начинающаяся словами «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…»? Назовите авторов.
  36. Назовите симфонию выдающегося советского композитора, написанную в блокадном Ленинграде и ставшую своеобразным музыкальным памятником Великой Отечественной войны?
  37. В честь каких великих русских полководцев и флотоводцев были утверждены боевые ордена в годы Великой Отечественной войны?
  38. Какие  высшие награды были утверждены для солдат и офицеров в годы Великой Отечественной войны?

Ход викторины

  1. Вступительное слово учителя.

Память о великой войне нужна не погибшим на ней и не тем ветеранам, которые ещё живы. Она нужна нам. Нужна для того, чтобы наши сердца наполнялись высоким чувством гордости за свой народ. Народ-победитель. Народ-миротворец. Это чувство сегодня нам необходимо, как никогда, чтобы вновь поднять наше Отечество на ту высоту, на которую его подняли наши деды и прадеды, победив фашизм. И пусть сегодняшняя встреча будет данью памяти, а не соревнованием. А чтобы у всех нас был соответствующий настрой, давайте послушаем замечательную песню Е. Аграновича «Вечный огонь» (автор и исполнитель-участник войны).

  1. Звучит песня Е. Аграновича «Вечный огонь». Во время звучания песни на экран проецируется военная хроника.

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей и травой...

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов -

Целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю...

Снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти,

Это те, кто в штыки поднимался как один,

Те, кто брал Берлин!

Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть!

(http://liricon.ru/vechnyj-ogon.html)

  1. Знакомство с правилами игры.

 

 Представители команд поочередно достают вопросы, которые находятся в коробке. Если команда не ответила, отвечают болельщики. Если не ответили болельщики, вопрос по кругу переходит к следующей команде. Учитель поочерёдно кладёт в коробку вопросы каждого направления. Таким образом получается пять этапов,                                   состоящих из обозначенных в положении направлений. Игра проходит живо, в хорошем темпе. На экран проецируются вопросы, отображённые в презентации и правильные ответы. После ответа на вопросы каждого направления команды представляют подготовленные заранее номера художественной самодеятельности, посвящённые  Великой  Отечественной войне.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Вопросы для команд по направлениям, указанным в положении о викторине.

  1. Главные сражения Великой Отечественной войны

  1. Известно, что немцы наступали на СССР крупными группировками. Как назывались эти группировки? В каких направлениях они продвигались? («Север» - Ленинград, «Центр» - Смоленск, Москва, «Юг» -Украина, Крым, Донбасс, Кубань, Сталинград, Баку).

  1. Где и когда впервые в ходе второй мировой войны немцы потерпели серьёзное поражение? (Битва под Москвой, 30 декабря 1941 – начало января 1942 года)

  1. Операция с кодовым названием «Уран» готовилась советским командованием с особой тщательностью. Успешность этой операции ознаменовала начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. Где и когда проводилась эта операция? (опера́ция «Ура́н» (19 ноября 1942 года — 2 февраля 1943 года) — кодовое название Сталинградской стратегической наступательной операции советских войск во время Великой Отечественной войны; контрнаступление войск трёх фронтов: Юго-Западного (командующий генерал Н. Ф. Ватутин), Сталинградского (командующий — генерал А. И. Еременко) и Донского (командующий — генерал К. К. Рокоссовский) с целью окружения и уничтожения вражеской группировки войск в районе города Сталинграда. Координирование действий трёх фронтов осуществлял начальник Генерального штаба А. М. Василевский. https://ru.wikipedia.org/wiki/Операция_«Уран»).

  1. В России было три поля ратной славы. В годы Великой Отечественной войны появилось ещё одно. Назовите все четыре. Какая битва проходила на четвёртом поле? (Куликово поле, поле Полтавской битвы, поле Бородинской битвы, Прохоровское поле на котором 12 июля 1943 года — произошло танковое сражение в районе деревни Прохоровки — крупнейшее во Второй мировой войне).

5. В поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский описал одну из крупнейших битв Великой Отечественной войны. О какой битве идёт речь в поэме? Когда она проходила? (Битва за Днепр – комплекс взаимосвязанных военных операций Советской армии в районе Днепра и Левобережной Украины во второй половине 1943 года. Длилась с 26 августа по 23 декабря 1943 года. Во время операции линия фронта растянулась на 750 километров, а с обеих сторон в ней участвовало порядка 4 миллионов солдат. В ходе операции удалось освободить левобережную Украину, захватив часть важнейших немецких плацдармов, а также освободить Киев и ряд прилегающих городов. Форсирование Днепра советской армией стало одним из самых заметных событий Великой Отечественной. historynotes.ru/bitva-za-dnepr ).

6. Кем, где и когда проводилась операция «Багратион»? (Белорусская наступательная операция «Багратион» — крупномасштабная наступательная операция Великой Отечественной войны, проводившаяся 23 июня — 29 августа 1944 года. Названа так в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года П. И. Багратиона. Одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества. В ходе этого обширного наступления была освобождена территория Белоруси, восточной Польши и часть Прибалтики и практически полностью разгромлена германская группа армий «Центр»Вермахт понёс тяжелейшие потери. https://ru.wikipedia.org/wiki/Белорусская_операция_(1944))

  1. Герои великой Отечественной войны

  1. Этой девушке-комсомолке советская поэтесса Маргарита Алигер посвятила одноимённую поэму. Вот строки из поэмы:

Белый иней стынет на омёте

Вьюга все тропинки замела

Девушка стоит на эшафоте,

Как огонь бессмертия светла.

Кто эта девушка? Какой подвиг она совершила? Как называется поэма? (М. Алигер «Зоя». В поэме рассказывается о подвиге Зои Космодемьянской. Будучи партизанкой, она подожгла немецкие конюшни и дома с немцами, была схвачена врагом и после пыток казнена в с. Петрищево Московской области).

2. Подвигу этих героев-комсомольцев советский писатель Александр Фадеев посвятил роман, об их подвиге написана песня «Это было в Краснодоне». Как называется роман А. Фадеева? Какой подвиг совершили комсомольцы Краснодона? («Молода́я гва́рдия» — антифашистская комсомольская подпольная организация юношей и девушек, действовавшая в годы Великой Отечественной войны, в основном в городе Краснодоне Луганской (Ворошиловградской) области (Украинская ССР). Самому младшему участнику подполья было 14 лет.

Организация была создана вскоре после начала немецкой оккупации Краснодона (оккупация началась 20 июля 1942 года). «Молодая гвардия» насчитывала около 110 участников — юношей и девушек. Участников организации называют молодогвардейцы.

В Советском Союзе по роману Александра Фадеева был снят художественный фильм — «Молодая гвардия» (1948), режиссёр Сергей Герасимов. В России в 2006 году по роману Александра Фадеева был снят многосерийный художественный фильм «Последняя исповедь». Режиссер: Сергей Лялин; сценаристы: Юрий Аветиков, Евгений Котов; продюсер: Маргарита Буц. Производство: Профиль-престиж. Особенностью фильма является добавленный религиозный подтекст. 26 сентября 2012 года в рамках празднования 70-летия Молодой гвардии вЛуганске состоялась премьера полнометражного анимационного фильма «Наши», созданного детьми из местной мульт-школы «Фантазеры» под руководством Алексея Сыча. https://ru.wikipedia.org/wiki/Молодая_гвардия; http://www.molodguard.ru/guardians.htm)

3. Назовите лётчиков, трижды получивших за свои подвиги в Великой Отечественной войне звание Герой Советского Союза? Сколько вражеских самолётов они сбили? (Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб на Ла-7 сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель Ме-262) из 62 сбитых им за время войны на истребителях марки Ла. Алекса́ндр Ива́нович Покры́шкин (6 [19] марта 1913 года, Новониколаевск — 13 ноября 1985 годаМосква) — советский лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой Советского СоюзаМаршал авиации (1972). За годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе. В 1936—1938 годах Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кожедуб_Иван_Никитович).

4.  Кто и когда поднял Знамя Победы над Рейхстагом? (Предназначенный для водружения над Рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, ставший Знаменем Победы, был установлен на крыше Рейхстага около трёх часов утра 1 мая. Он стал четвёртым по счету знаменем из установленных на крыше здания парламента. Первые три знамени были уничтожены в результате ночного дальнобойного немецкого артобстрела крыши рейхстага. В результате артобстрела был разрушен также стеклянный купол Рейхстага, остался только каркас. Но вражеская артиллерия не смогла уничтожить закрепленное на восточной крыше знамя, водруженное Берестом, Егоровым и Кантария. https://ru.wikipedia.org/wiki/Знамя_Победы )

5. Подвиг этого героя стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. Это о нём писал советский поэт Владимир Фирсов:

Он понимал, что не пройдёт пехота,

И, расстегнув поспешно воротник,

Застыл на миг над жаркой пастью дота

И вечность прожил в этот самый миг.

Кто этот герой?  Какой подвиг и где он совершил? (Александр Матросов.  27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области (со 2 октября 1957 года — Псковской области). Как только советские солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника — три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека.

Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков; второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемёт из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли красноармейцы Пётр Огурцов и Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из дзота вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения. Аналогичные подвиги в годы войны совершили более 400 человек. https://ru.wikipedia.org/wiki/Матросов,_Александр_Матвеевич).

 

6. Назовите имена детей, получивших за проявленный во время Великой отечественной войны героизм высшее звание -  Герой  Советского Союза? (Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков, Валентин Котик. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пионеры-герои).

  1.  Боевая техника времён Великой Отечественной войны

1. Какой танк был призван лучшим танком Великой Отечественной войны?  Назовите конструктора. (T-34 (разг. «три́дцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком РККА до первой половины 1944 годa, когда на смену ему пришёл танк модификации Т-34-85. Самый массовый средний танк Второй мировой войны [2], [3], [4].

Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина. Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-34).

2. Когда был испытан первый советский реактивный самолёт?  Назовите конструктора.  (БИ-1 15 мая 1942 года прошло испытание первого советского ракетного самолёта с жидкостным ракетным двигателем - предвестника эры реактивных самолётов, предсказанной ещё Константином Эдуардовичем Циолковским, который был создан Александром Яковлевичем  Березняком и Алексеем Михайловичем Исаевым в конструкторском бюро Виктора Фёдоровича Болховитинова. Маленький истребитель-перехватчик БИ и его первый пилот греческого происхождения Григорий Яковлевич Бахчиванджи - всеобщий любимец Жора Бахчи – навсегда остались в истории советской ракетной техники.Григорий Яковлевич Бахчиванджи родился в 1909 году на Кубани, в станице Брыньковской Краснодарского края. Позже семья переехала в город Жданов.  Григорий Бахчиванджи погиб в 34 года, прокладывая путь человечеству в новое. Первый покоритель космоса, лётчик-космонавт СССР Юрий Гагарин скажет о нем: «Без полёта Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года». https://ru.wikipedia.org/wiki/БИ-1).

3. Какой вид оружия получил название «Бог войны»? (Артиллерия)

4. Какие автоматы были на вооружении нашей армии в годы Великой Отечественной войны? ( 21 декабря 1940 г. на вооружение был принят ППШ, ставший самым массовым автоматическим оружием Второй мировой войны и одним из символов Победы.

Первый советский пистолет-пулемет системы  Дегтярева ППД был принят на вооружение в 1934г. с коробчатым магазином на 25 патронов.

 Со второй половины 1943 г. в армию в большом количестве начинает поступать пистолет-пулемет системы Судаева (ППС-43).

Незадолго до начала Великой Отечественной войны на вооружение Красной Армии стал поступать станковый пулемет систем Дегтярева (ДС-39), пришедший на смену пулемету системы Максима. Производство специальных патронов, предназначенных для использования лишь одним образцом вооружения, было признано нецелесообразным, и  советская промышленность вернулась к производству известного еще со времен русско-японской войны пулемета Максима, который до  конца 1943 г. оставался основным и практически единственным станковым пулеметом Красной Армии.

В последние предвоенные годы в СССР большое внимание уделялось перевооружению армии самозарядными винтовками системы Токарева (СВТ-40). Всего к июню 1941 г. было выпущено около 1,5 млн. единиц,  и Красная Армия была самой оснащенной самозарядными винтовками армией в мире.

  С июля 1942 г. в действующую армию стала поступать АВТ-40, позволявшая вести в ближнем бою вести непрерывный огонь. Опыт боевых действий показал, что СВТ-40 и АВТ-40  является оружием очень сложным для новобранцев, которые после ускоренного курса обучения бросались в бой. Несмотря на то, что в целом винтовка Токарева в армии не прижилась, она стала излюбленным оружием хорошо подготовленных частей – морской пехоты, мотострелков и курсантских подразделений.

   С начала 30-х годов в армию стал поступать ручной пулемет системы Дегтярева, ставший до середины 40-х годов основным ручным пулеметом Красной Армии.  

Юрий Старшов http://russian7.ru/2013/12/7-vidov-sovetskogo-avtomaticheskogo-oruzhiya-velikoj-otechestvennoj-vojny/).

5. Назовите лучшие советские самолёты-истребители времён Великой Отечественной войны и их конструкторов.(Во время Второй мировой войны стала более выраженной специализация боевых самолетов всех классов. Достаточно четко выделились дальние истребители сопровождения, истребители-бомбардировщики, высотные перехватчики, появились ночные истребители. В СССР вплоть до начала 40-х годов популярной была идея о делении истребителей на скоростные и маневренные, призванные в бою взаимодействовать и поддерживать друг друга. Основу истребительной авиации в тот период составляли скоростной моноплан И-16 и маневренный биплан И-15бис. На смену этой паре должны были прийти истребители с более высокими характеристиками. Но ветвь развития пошла несколько иначе - на вооружение были приняты сразу три истребителя СССР Второй мировой войны - МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1. http://pro-samolet.ru/)

6. Назовите автомобили, прошедшие дорогами войны. (Полуторка» ГАЗ-ММ, «Захар» ЗИС-5, «эмка» ГАЗ-М1, «Виллис», ГАЗ-67, Додж 3/4  http://www.km.ru/avto/74D0B710-83DC-4DB6-8E8D-825517A120CD).

  1. Высшие звания и награды Великой Отечественной войны

1. Назовите высший военный орден Великой Отечественной войны. (Орден «Победа» — высший военный орден СССР, был учреждён в 1943 году, после коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_«Победа»).

 

2. В 1943 году был учреждён орден для награждения солдат. Назовите этот орден. (Орден Славы учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Он имеет три степени, из которых высшая I степень — золотая, а II и III —серебряные (у второй степени был позолочен центральный медальон). Этот знак отличия мог быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности — от низшей степени к высшей.

Орден Славы мог получить тот, кто первым ворвался в расположение противника, кто в бою спас знамя своей части или захватил вражеское, кто, рискуя жизнью, спас в сражении командира, кто сбил из личного оружия (винтовки или автомата) фашистский самолет либо уничтожил до 50 вражеских солдат и т. д. Всего за отличие в годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков ордена Славы III степени, более 46 тысяч — II степени и около 2600 — I степени.

http://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/65_let_pobed/nagrady_velikojj_otechestvennojj_vojjny/).

3. В годы войны появились ордена  в честь великих полководцев прошлого. Ими награждали военачальников за проявленное мужество и героизм. Назовите эти награды. (В июне 1942 года было принято решение об учреждении орденов, названных в честь великих русских полководцев — Суворова, Кутузова и Александра Невского. Этими орденами могли награждаться генералы и офицеры Красной Армии за отличие в сражениях с фашистами, за умелое руководство боевыми действиями.

http://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/65_let_pobed/nagrady_velikojj_otechestvennojj_vojjny/).

4. В годы войны появились ордена  в честь великих флотоводцев прошлого. Ими награждали офицеров военно-морского флота за проявленное мужество и героизм. Какие это ордена? (Орден Ушакова, орден Нахимова).

  1. Завершение игры. Учитель предоставляет слово жюри, благодарит всех участников викторины, поздравляет мальчиков с Днём Защитника Отечества и предлагает послушать песню В. Красновского на стихи И. Карпова «Мальчики». (https://myzuka.org/Song/)

 

Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты -
Волгу – в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.

Использованные ресурсы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по теме «Великая Отечественная война» (часть I ) Подготовила ученица 9«а»класса гимназии ст.Азовской Солодовникова Арина

Слайд 2

Главные сражения Великой Отечественной войны

Слайд 3

Известно, что немцы наступали на СССР крупными группировками. Как назывались эти группировки? В каких направлениях они продвигались? «Север» - Ленинград, «Центр» - Смоленск, Москва, «Юг» -Украина, Крым, Донбасс, Кубань, Сталинград, Баку

Слайд 4

Где и когда впервые в ходе второй мировой войны немцы потерпели серьёзное поражение? Битва под Москвой, 30 декабря 1941 – начало января 1942 года

Слайд 5

Операция с кодовым названием «Уран» готовилась советским командованием с особой тщательностью. Успешность этой операции ознаменовала начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. Где и когда проводилась эта операция? Опера́ция «Ура́н» ( 19 ноября 1942 года — 2 февраля 1943 года ) — кодовое название Сталинградской стратегической наступательной операции советских войск во время Великой Отечественной войны ; контрнаступление войск трёх фронтов: Юго-Западного (командующий генерал Н. Ф. Ватутин ), Сталинградского (командующий — генерал А. И. Еременко ) и Донского (командующий — генерал К. К. Рокоссовский ) с целью окружения и уничтожения вражеской группировки войск в районе города Сталинграда . Координирование действий трёх фронтов осуществлял начальник Генерального штаба А. М. Василевский.

Слайд 6

В России было три поля ратной славы. В годы Великой Отечественной войны появилось ещё одно. Назовите все четыре. Какая битва проходила на четвёртом поле? Куликово поле, поле Полтавской битвы, поле Бородинской битвы, Прохоровское поле на котором 12 июля 1943 года — произошло танковое сражение в районе деревни Прохоровки — крупнейшее во Второй мировой войне.

Слайд 7

В поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский описал одну из крупнейших битв Великой Отечественной войны. О какой битве идёт речь в поэме? Когда она проходила? Битва за Днепр – комплекс взаимосвязанных военных операций Советской армии в районе Днепра и Левобережной Украины во второй половине 1943 года. Длилась с 26 августа по 23 декабря 1943 года. Во время операции линия фронта растянулась на 750 километров, а с обеих сторон в ней участвовало порядка 4 миллионов солдат. В ходе операции удалось освободить левобережную Украину, захватив часть важнейших немецких плацдармов, а также освободить Киев и ряд прилегающих городов. Форсирование Днепра советской армией стало одним из самых заметных событий Великой Отечественной.

Слайд 8

Кем, где и когда проводилась операция «Багратион»? Белорусская наступательная операция «Багратион» — крупномасштабная наступательная операция Великой Отечественной войны , проводившаяся 23 июня — 29 августа 1944 года . Названа так в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года П. И. Багратиона . Одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества. В ходе этого обширного наступления была освобождена территория Белоруси , восточной Польши и часть Прибалтики и практически полностью разгромлена германская группа армии «Центр» . Вермахт понёс тяжелейшие потери http://ria.ru/sg/20141006/1025988973.html

Слайд 9

Герои Великой Отечественной войны

Слайд 10

Этой девушке-комсомолке советская поэтесса Маргарита Алигер посвятила одноимённую поэму. Вот строки из поэмы: М. Алигер «Зоя» В поэме рассказывается о подвиге Зои Космодемьянской. Будучи партизанкой, она подожгла немецкие конюшни и дома с немцами, была схвачена врагом и после пыток казнена в с. Петрищево Московской области Белый иней стынет на омёте Вьюга все тропинки замела Девушка стоит на эшафоте, Как огонь бессмертия светла. Кто эта девушка? Какой подвиг она совершила? Как называется поэма?

Слайд 11

Подвигу этих героев-комсомольцев советский писатель Александр Фадеев посвятил роман, об их подвиге пелось в песне «Это было в Краснодоне». Как называется роман А. Фадеева? Какой подвиг совершили комсомольцы Краснодона? «Молода́я гва́рдия» — антифашистская комсомольская подпольная организация юношей и девушек [1] , действовавшая в годы Великой Отечественной войны , в основном в городе Краснодоне. Самому младшему участнику подполья было 14 лет. Организация была создана вскоре после начала немецкой оккупации Краснодона (оккупация началась 20 июля 1942 года ). «Молодая гвардия» насчитывала около 110 участников — юношей и девушек. Участников организации называют молодогвардейцы .

Слайд 12

Назовите лётчиков, трижды получивших за свои подвиги в Великой Отечественной войне звание Герой Советского Союза? Сколько вражеских самолётов они сбили? Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб на Ла-7 сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель Ме-262) из 62 сбитых им за время войны на истребителях марки Ла. Алекса́ндр Ива́нович Покры́шкин (6 [19] марта 1913года , Новониколаевск — 13 ноября 1985 года , Москва ) — советский лётчик-ас , второй по результативности (после Ивана Кожедуба ) пилот- истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне . Первый трижды Герой Советского Союза . Маршал авиации ( 1972 ). За годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе. В 1936—1938 годах Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе).

Слайд 13

Кто и когда поднял Знамя Победы над Рейхстагом? Предназначенный для водружения над Рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии 3- ударной армии 1-го Белорусского фронта , ставший Знаменем Победы, был установлен на крыше Рейхстага около трёх часов утра 1 мая. Он стал четвёртым по счету знаменем из установленных на крыше здания парламента. Первые три знамени были уничтожены в результате ночного дальнобойного немецкого артобстрела крыши рейхстага. В результате артобстрела был разрушен также стеклянный купол Рейхстага, остался только каркас . Но вражеская артиллерия не смогла уничтожить закрепленное на восточной крыше знамя, водруженное Берестом, Егоровым и Кантария.

Слайд 14

Подвиг этого героя стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. Это о нём писал советский поэт Владимир Фирсов: Кто этот герой? Какой подвиг и где он совершил? Александр Матросов. 27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области . Как только советские солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника — три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков; второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемёт из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли красноармейцы Пётр Огурцов и Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты . Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из дзота вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения. Аналогичные подвиги в годы войны совершили более 400 человек. Он понимал, что не пройдёт пехота, И, расстегнув поспешно воротник, Застыл на миг над жаркой пастью дота И вечность прожил в этот самый миг.

Слайд 15

Назовите имена детей, получивших за проявленный во время Великой отечественной войны героизм высшее звание - Герой Советского Союза? Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков, Валентин Котик.

Слайд 16

Спасибо Вам за мирное небо!!! Мы помним.Гордимся.Живем.

Слайд 17

Использованные ресурсы http://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/65_let_pobed/nagrady_velikojj_otechestvennojj_vojjny/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ Операция _« Уран » https://historynotes.ru/ bitva -za- dnepr https://ru.wikipedia.org/wiki/ Белорусская _ операция _(1944) https://ru.wikipedia.org/wiki/ Кожедуб ,_ Иван _ Никитович https://ru.wikipedia.org/wiki/Молодая_гвардия http://www.molodguard.ru/guardians.htm) https://ru.wikipedia.org/wiki/Знамя_Победы https://ru.wikipedia.org/wiki/Матросов,_Александр_Матвеевич https://ru.wikipedia.org/wiki/Пионеры- герои https://ru.wikipedia.org/wiki/ Т - 34 https://ru.wikipedia.org/wiki/ БИ - 1 http://www.km.ru/avto/74D0B710-83DC-4DB6-8E8D-825517A120CD) https://ru.wikipedia.org/wiki/ Орден _«Победа» http://russian7.ru/2013/12/7-vidov-sovetskogo-avtomaticheskogo-oruzhiya-velikoj-otechestvennoj-vojny/ https://myzuka.org/Song/ http://liricon.ru/vechnyj-ogon.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по теме «Великая Отечественная война» (Часть II ) Подготовила ученица 9«а»класса гимназии ст.Азовской Солодовникова Арина

Слайд 2

Боевая техника времён Великой Отечественной войны

Слайд 3

Какой танк был призван лучшим танком Великой Отечественной войны? Назовите конструктора T-34 (разг. «три́дцатьчетвёрка» ) — советский средний танк периода Великой Отечественной войны , выпускался серийно с 1940 года , был основным танком РККА до первой половины 1944 годa Самый массовый средний танк Второй мировой войны . Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина . Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения.

Слайд 4

Когда был испытан первый советский реактивный самолёт Назовите конструктора? БИ-1 15 мая 1942 года прошло испытание первого советского ракетного самолёта с жидкостным ракетным двигателем - предвестника эры реактивных самолётов, предсказанной ещё Константином Эдуардовичем Циолковским, который был создан Александром Яковлевичем Березняком и Алексеем Михайловичем Исаевым в конструкторском бюро Виктора Фёдоровича Болховитинова.

Слайд 5

Какой вид оружия получил название «Бог войны»? Артиллерия

Слайд 6

Какие автоматы были на вооружении нашей армии в годы Великой Отечественной войны? ДП-27, ППШ, ППД , ППС, АВТ-40, АВС-36, ДПМ, СВТ-38, ППС-43

Слайд 7

Назовите лучшие советские самолёты-истребители времён Великой Отечественной войны и их конструкторов. И-15бис,МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1.

Слайд 8

Назовите автомобили, прошедшие дорогами войны Полуторка» ГАЗ-ММ, «Захар» ЗИС-5, «эмка» ГАЗ-М1, «Виллис», ГАЗ-67, Додж ¾,Студебеккер.

Слайд 9

Высшие звания и награды Великой Отечественной войны

Слайд 10

Назовите высший военный орден Великой Отечественной войны Орден «Победа» — высший военный орден СССР, был учреждён в 1943 году, после коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Слайд 11

В 1943 году был учреждён орден для награждения солдат. Назовите этот орден. Орден Славы учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Он имеет три степени, из которых высшая I степень—золотая, а II и III—серебряные (у второй степени был позолочен центральный медальон). Этот знак отличия мог быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности—от низшей степени к высшей.

Слайд 12

В годы войны появились ордена в честь великих полководцев прошлого. Ими награждали военачальников за проявленное мужество и героизм. Назовите эти награды. В июне 1942 года было принято решение об учреждении орденов, названных в честь великих русских полководцев—Суворова, Кутузова и Александра Невского. Этими орденами могли награждаться генералы и офицеры Красной Армии за отличие в сражениях с фашистами, за умелое руководство боевыми действиями.

Слайд 13

В годы войны появились ордена в честь великих флотоводцев прошлого. Ими награждали офицеров военно-морского флота за проявленное мужество и героизм. Какие это ордена? Орден Ушакова, орден Нахимова.

Слайд 14

Спасибо Вам за мирное небо!!! Мы помним.Гордимся.Живем.

Слайд 15

Использованные ресурсы http://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/65_let_pobed/nagrady_velikojj_otechestvennojj_vojjny/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ Операция _« Уран » https://historynotes.ru/ bitva -za- dnepr https://ru.wikipedia.org/wiki/ Белорусская _ операция _(1944) https://ru.wikipedia.org/wiki/ Кожедуб ,_ Иван _ Никитович https://ru.wikipedia.org/wiki/Молодая_гвардия http://www.molodguard.ru/guardians.htm) https://ru.wikipedia.org/wiki/Знамя_Победы https://ru.wikipedia.org/wiki/Матросов,_Александр_Матвеевич https://ru.wikipedia.org/wiki/Пионеры- герои https://ru.wikipedia.org/wiki/ Т - 34 https://ru.wikipedia.org/wiki/ БИ - 1 http://www.km.ru/avto/74D0B710-83DC-4DB6-8E8D-825517A120CD) https://ru.wikipedia.org/wiki/ Орден _«Победа» http://russian7.ru/2013/12/7-vidov-sovetskogo-avtomaticheskogo-oruzhiya-velikoj-otechestvennoj-vojny/ https://myzuka.org/Song/ http://liricon.ru/vechnyj-ogon.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по теме "Отечественная война 1812 г."

Вопросы к викторине для 5-8 кл. посвященной Отечественной войне 1812 г....

Разработка урока по теме Северная война для учащихся 7 класса

Тип урока: комбинированный с элементами исследовательской деятельности...

Игра-викторина по теме "Отечественная война 1812 г."

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Отечественная война 1812 года», создать условия для проявления творческих возможностей уча...

Игра-викторина по теме "Отечественная война 1812 г."

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Отечественная война 1812 года», создать условия для проявления творческих возможностей уча...

Викторина на тему : «Отечественная война 1812 года».

Тема урока:  Викторина «Отечественная война 1812 года» Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свое Отечество, создание условий для   развития интеллектуальн...

презентация по теме "ВеликаяОтечественная война

Презентация по разделу "Великая Отечественная война", тема "Причины нападения на СССР"...

Викторина по Великой отечественной войне с региональным компонентом для 8 класса

Данную викторину можно использовать как игру по командам на классном часу, посвященном ВОВ. В викторине есть как открытые вопросы, так и вопросы с вариантами ответов. Кроме того, в игре есть раздел на...