Технологическая карта урока, Индийские касты
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Ни в одной из стран Древнего Востока не было такого четко определенного общественного разделения, как в Древней Индии. Социальное происхождение определяло не только круг прав и обязанностей человека, но и его характер. Согласно «Законам Ману» население Индии делилось на касты, или варны (т. е. судьбы, предопределенные богами). Касты – большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим права и обязанности представителей различных каст, познакомимся с древнейшими индийскими религиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_indiyskie_kasty.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока : Индийские касты
Класс : 5
Предмет: история
Тип урока. Урок открытия новых знаний
Цели : формирование у обучающихся представления о кастах Древней Индии
Задачи урока:
Предметные:
- познакомить учащихся с кастами в древней Индии;
- выяснить в чём значение деления общества на касты;
- определить в чьих интересах было деление на касты.
- подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;
Метапредметные
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать в группах;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
- развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;
- способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.
Личностные
- создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
- воспитывать чувство уважения к истории;
- вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.
Этап урока, цель
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
- Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Прошлый урок незаметно прошел,
Новое знание каждый нашел, ,
Что мы узнали, скажи мне скорей,
О чем говорили, напомни смелей…
Настраиваются на урок
Индия
Самоопределение(Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К)
- Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
- Работа по карте:
Покажите на карте Индию, расскажите о географическом положении Индии.
Горы, которые служат границей в Древней Индии.
Реки, находящиеся на территории Индии.
Расскажите о природных и климатических условиях Древней Индии.
2.Заполните пропуски в тексте:
Вариант 1.
Индийцы занимались ________________.
В заболоченных долинах рек индийцы сажали _______. Выращивали в Индии ________________ и ________________. там, где было суше, сеяли ____________.
На лесных опушках индийцы пасли ________ и __________. А также индийцы __________ на ланей и птиц.
Взаимопроверка – сверка с экраном.
Оцените себя. Критерии: 0-1 ошибка -5
2-3 ошибки - 4
4-5 ошибок -3
Боле пяти – 2
Итак, мы повторили все, что уже знаем об Индии. Давайте обобщим, что мы знаем?
Что мы знаем +
Что хотим узнать?
- географическое расположение;
- природные и климатические условия;
- занятия индийцев;
- религия индийцев.
*по каким порядкам жили индийцы?
*каковы законы индийцев?
*что из себя представляло общество Индии?
Показывают географические объекты на карте, отвечают на поставленные вопросы.
Вставляют нужные слова, показывают знание карты, дают устные ответы, слушающие ребята, дают оценку устным ответам по памятке с критериями.
Осуществляют самопроверку по ключам и критериям
Ответ на Вариант 1.
Индийцы занимались земледелием.
В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали в Индии сахарный тростники хлопчатник. Там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень.
На лесных опушках индийцы пасли коров и коз. А также индийцы охотились на ланей и птиц.
Высказывают версии, что они знают, а что надо узнать.
Отбор информации, анализ, сопоставление, умение сравнивать, умение делать выводы, умение передавать содержание в сжатом виде. (П).
Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К).
Оценка результатов собственной и чужой деятельности, умение работать с критериями (Р)
- Целеполагание
Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач.
Итак, мы продолжаем свою прогулку по Индии, представьте, что мы здесь познакомились с семьёй земледельцев, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.
Какой вопрос у вас возник к крестьянину. Почему его дети не могут стать воинами?
- Так мы не из той касты, - ответил он.
Какое новое слово? Каста определение стр.100
Помогите мне определить тему урока
Индийские касты.
Попробуем поставить перед собой цель и задачи сегодняшнего урока. Что мы должны узнать?
Предполагаемые ответы учащихся:
Почему его дети не могут стать воинами?
Каста определение стр. 100
Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству.
Индийские касты
Предполагаемые ответы ребят:
Что такое каста?
Что представляет собой каста?
Какие касты были в Индии, в чем различия между ними?
Самостоятельно формулировать тему, цель, задачи.
Владение диалоговой, устной формой речи.
- Открытие новых знаний, развитие имеющихся умений.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний
- Слово учителя «Миф о происхождении четырёх каст». (Слово сопровождается слайдами из презентации).
Дети получают задание: внимательно прослушать учителя выделить для себя названия каст и их происхождение.
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы – он умеют сражаться. Земледельцы, которые обрабатывают землю, пасут скот – появились из его бедер. а слуги, находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног. Принадлежность к касте передавалась по наследству, поэтому человек, рожденный слугой мог стать только слугой, ведь у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросенок.
Итак, как же выглядело общество Индии? Составим небольшой кластер. На доске слова, приведите их в систему. Брахма, брахманы, рот, воины, руки, земледельцы, бедра, слуги, пятки.
- Работа в группах.
- группа № 1 Брахманы. п. 2,3
- группа № 2 Воины п.4
- группа № 3 Земледельцы п. 4
- группа № 4 Слуги. п 4
- группа № 5 Неприкасаемые. п 5.
Охарактеризовать касту по плану составив фишбоун
*Что имели?
*Чем занимались?
*Права.
* Особенности жизни
Воины (кшатрии) (II группа)
Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука
Земледельцы (вайшью) III группа)
Возделывали поля, работали в мастерских, торговали
Слуги (шудры) (IV группа)
Служить представителям высших каст
Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам
Неприкасаемые (V группа)
Сделайте вывод. Каково было деление общества в Индии? Было ли оно справедливым?
Составляют кластер из предложенных слов, приводят в систему сказанное учителем, делают необходимые записи в рабочих тетрадях.
Составляют фишбоун, отчитываются по по нему, заполняют общую таблицу всем классом.
Предполагаемые ответы: В обществе было неравенство, деление и отношение кастам было несправедливым, особенно по отношению к простым земледельцам и слугам. Но самой униженной группой населения были неприкасаемые.
Ориентация в учебнике, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение .
Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля .
Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности.
- Первичное закрепление.
Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию
У вас в рабочих листах расположены шаблоны для игры «Крестики -нолики». Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.
1.Всё население Индии делилось на 5 каст.
2.Высшей кастой была каста воинов.
3.Только брахманы могли разговаривать с богом.
4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.
5. По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей тела – Брахма
6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.
7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.
8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.
9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.
Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка).
0
0
Х
х
х
0
0
х
0
Поставьте себе оценку: 0 ош -5
1-2 ош. – 4
3-4 ош - 3
Более 4 ошибок - 2
Владение диалоговой формой речи, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
Умение делать выводы, перерабатывать информацию, перерабатывать ее.
Умение соотносить информацию и факты.
- Итог урока (Рефлексия деятельности).
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса
- Подсчитайте сколько баллов за урок вы набрали?
(опросить кто сколько набрал, задать вопрос классу что нового узнали? чему научились?
Кому сегодня поставим за работу на уроке оценки?)
2.Рефлексия деятельности «Для меня сегодняшний урок…»
- Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, подчеркните строчку.
Оценивают себя, свою работу на уроке, характеризуют своё отношение к уроку, считают баллы, оценивают работу других.
Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.
Домашнее задание
Параграф 21 подробный пересказ, ответить на вопросы1, 2,3
Записывают домашнее задание.
Планирование собственной деятельности в соответствии с полученными знаниями на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: "Индийские касты".
Урок по теме "Индийские касты" для 5 класса общеобразовательных учреждений с использованием технологии проблемно - диалогического обучения....
Презентация к уроку "Индийские касты"
Презентация к уроку "Индийские касты"...
Урок "Индийские касты"
Урок истории в 5-м классе «Индийские касты» должен дать учащимся представление о религиозных верованиях индийского народа. При изучении и закреплении новой темы используется мультимедийная...
конспект урока Индийские касты
конспект урока...
Урок "Индийские касты"
Рассмотреть деления на касты в древней Индии....
Технологическая карта урока "Индийские касты", 5 класс
Представляю технологическую карту для урока "Индийские касты", 5 класс. Этим материалом могут воспользоваться молодые педагоги...