Дети войны - Мележик Нина Алексеевна
статья по истории на тему
Рассказ написан со слов моей бабушки Мележик Нины Алексеевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_v_istorii.docx | 37.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Основу исторической науки составляют даты и факты. Например, мы знаем, что в 1945 году наш народ одержал победу в самой жестокой и кровопролитной войне 20 века. Далее последовал период восстановления хозяйства, где народу, проявившему геройство на войне, пришлось проявлять чудеса героизма в труде. В 1953 году умер И.В. Сталин, и были предприняты слабые попытки реформировать сложившуюся ситуацию.
Я привожу всего несколько фактов из того периода истории о котором идет речь в моей работе. За каждым фактом истории, за каждой ее датой стоят конкретные люди. Вся история любой страны состоит не только из сухих дат и событий. Она включает в себя историю каждого города, деревни, маленького хуторка и, конечно же, историю каждой отдельной семьи.
Цель моей работы – рассмотреть, как отражаются исторические события на жизни отдельных семей. Изучая историю, мы мало внимания уделяем различным бытовым мелочам, но для каждого человека именно то, в каких условиях будут жить его дети, важнее всего.
Главным «историческим источником» для моей работы стали воспоминания моей бабушки Мележик Нины Алексеевны и ее семейные фотографии.
Моей задачей было выяснить, в каких условиях росла моя бабушка: что представляли дома в то время, одежда, пища, что думали люди, во что верили, на что надеялись.
По – моему мнению, любая подобная работа актуальна и познавательна, ведь благодаря сведениям, полученным мною от бабушки, я представляю данный период истории более ярко и выразительно.
1943 год. Советские войска вели контрнаступление по всей линии фронта, освобождая Родину от фашистских оккупантов. Кубанскую землю, теперь уже ставшую родной, освобождал молодой солдат Челомбитько Алексей. В голодные 30-е годы 20 века семья Челомбитько приехала на Кубань, чтобы выжить. Выжила и пустила свои корни. Алеше было в то время лет тринадцать. В школе он учился хорошо. С успехом закончил семь классов. Получил такие знания, что и своим детям помогал в учебе. Восемнадцатилетний парень был призван на фронт. С боями прошел от Кубани до Белоруссии. Освобождая Кубань, был ранен. После лечения вновь был на фронте. При освобождении Белоруссии шел впереди артиллерии, был наводчиком огневых ударов по вражеским позициям. Здесь Алеша был вновь ранен. Ранение было очень серьезным. В госпитале встал вопрос об ампутации левой руки. По рассказам прадедушки Алексея Павловича руку ему спас один из военных хирургов. Фамилию он, к сожалению, не знал, о чем очень сожалел.
Так вот, когда боец Челомбитько Алексей был на белорусском Фронте, пришла из дома весточка, что у него родилась дочь. Старушка – повитуха, принимавшая роды на дому (ближайшего роддома не было) сказала, увидев родившегося ребенка, что будет шустрая девочка. Мама девочки Шурочки назвала Ниной, в честь своей младшей сестры. В период войны Шура работала водителем грузовика. Детство девочки проходило в деревне. Семья жила на хуторе Средний Челбасс Павловского района Краснодарского края. Имели свой огород, свою птицу. Но хлеба не хватало.
Страна вставала из пепла после войны. Всем было тяжело. Трудности не минули и бабушкину семью.
Родители Алексей Павлович и Александра Николаевна работали в колхозе. Прадедушка работал счетоводом, продавцом в магазине, заведовал МТФ, а прабабушка трудилась на полях, участвуя в прополке сельхозкультур, скирдованием сена, соломы, вспашке земли.
Дети, а всего в семье уже было двое детей, дома были сами. Детского сада в их селе после войны ещё не было. Старшенькая Нина росточком была маленькая, но на её плечи легла обязанность готовить обеды, ужины. Варили еду зимой на печке, которую топили камышом, бодылками подсолнуха, кукурузы, в лучшем случае дровами.
А летом готовили на улице тоже на печке, которую на Кубани тогда называли «кабыця». Маленький рост не позволял заглянуть в чугунок на «ка- быце». Приходилось Нине подставлять какой-нибудь чурбак, при этом не раз она с него сваливалась на землю. Но, поплакав, потерев ушибленное место, вновь бралась за работу.
Игрушки? Игрушки были. Их мастерили сами. Например, мячик из тряпок, верёвочку для прыжков из побегов тыквы, из глины, перемешанной с землёй, строили домики, лепили мебель, посуду. В послевоенный период на селе было довольно много детишек. Кому посчастливилось, отцы их вернулись домой с фронтов живыми, многие инвалидами. Прадедушка Алексей Павлович после старого ранения на белорусском фронте, был комиссован в 1944 году. А вот много детишек так и не дождались своих отцов. Но всё равно, детство брало своё. Ватаги мальчишек и девчонок собирались вместе, играли в разные игры. Особенно распространенной была игра в лапту (мячики были тряпчаные или скатаны из шерсти коров), в «красных» и «белых», «гусей», игр «кто дальше прыгнет, бросит» и т.д.; купались в местной речке Средний Челбасс. Часть хуторян после войны жила в полуземлянках - жилищах, когда большая его часть была земляной ямой, а небольшая часть составляла 2-3 оконца и крышу. Бабушке Нине повезло. Её родители построили
хату из двух комнат с пристроенным коридорчиком. Хата была саманной (это кирпичи, сделанные из глины, перемешанной с половой и соломой). Снаружи хата была обмазана глиной, крыша покрыта камышом. А у некоторых сельчан крыши хат были покрыты соломой. Пол в хате был земляной. Обстановка конечно была убогой. Железные кровати застилали рядном (домотканым из тесемок старого тряпья одеялом), стол, который смастерил отец бабушки Нины, табуретки, примитивный шкафчик-стол для посуды, рукомойник. Посуду составляли чугунки, железные тарелки, миски, алюминиевые, а большинство - деревянные ложки и половники.
Почти до самого конца 50-х гг. хаты ночью освещались керосиновыми лампами.
Вот в такой обстановке бабушка Нина идет в первый класс 1 сентября 1950 г. Ей не было ещё и семи лет. Родилась она 20 ноября 1943 года.
До самого мороза шла в школу босиком, т.к. купить что-нибудь из обуви в послевоенное время просто не за что было. Ведь колхозникам зарплату не платили, только в конце астрономического года давали зерно и небольшую сумму денег. Зимой обувью служили резиновые сапоги. Детские годы прошли на так называемом подножном корме. Ели съедобные травы, коренья, плоды гледичии, акации, сухие ягоды терна, вишни. Столовой не было и в помине. Поэтому, собираясь в школу, всё вышеперечисленное и пирожки, пышки из кукурузной муки брали с собой. В переменку бежали в разрушенное во время войны здание школы и там трапезничали.
Учебники и тетради носили в руках, у кого была возможность - имели сумочки, сшитые из какого-нибудь холста. Ручки для письма были деревянные с железным пером. Чернильницы-непроливайки из стекла заполняли чернилами из ягод бузины, позже чернила делали из химических карандашей (стержни у них были темно-синего цвета). Понятно, что и тетради и учебники порой пачкались этими чернилами из наливаек. Когда химических карандашей появилось больше, чернила стали делать в школе, и дежурный по классу наливал в чернильницы чернила. Чернильницы уже не носили из дома. Школьное здание было каменное, но это было старое здание, небольшое
- дом какого-то бывшего помещика. Детишек было достаточно, поэтому занятия проводили в две смены. Беда была, когда начинались осенние дожди. Грязь непролазная. В такое время казалось вся кубанская земля тянулась за ногами. Несли с собой траву «курай», чтобы в школе вытирать об неё обувь. Печки в школе топили дровами, камышом. В общем, трудностей было предостаточно.
Но, несмотря на всё, дети стремились учиться хорошо, устраивать школьные вечера, праздники. В школе было много разных кружков. Наверное, оправдывались слова старушки-повитухи. Нина везде успевала: она и училась успешно, и участвовала в хоровом, танцевальном, драматическом, спортивном кружках. Вспоминает, как она играла Земфиру по произведению А.С. Пушкина «Цыгане». Сшила себе платье из тюлевой занавески. Волосы у неё были чёрные до синевы, длинные косы с вплетенными в них монетами делали её схожей с цыганкой. С постановкой этой пьесы участники драмкружка вместе с учительницей литературы пошли в ближайший (5 км) лесхоз. Работники лесного хозяйства с большой благодарностью оценили актёрские способности кружковцев. Надо было возвращаться. Шли назад ночью, лесом. Но страха никто не испытывал. Все с восторгом обсуждали своё выступление. Одна Нина - Земфира, держась за руку своего соседа - Алеко, думала, как же ещё далеко идти до дома.
Весело проводили новогодние праздники. Одна из самых больших классных комнат (она же и была актовым залом) украшалась учениками гирляндами и елью. За ней ездили в ближайший лес. Игрушки на елке были в основном сделаны руками учеников. Музыка звучала на баяне учителя пения. Давали и подарки на елке. Пакеты для подарков делали ученики из бумаги, украшали их новогодними рисунками. Затем актив учащихся, а бабушка в пионерском возрасте была председателем отряда, а затем председателем
пионерской дружины школы. Позже она была избрана секретарем школьной комсомольской организации.
А до этого? До этого надо было вступить в комсомол, стать членом со-
юзной коммунистической организации молодёжи. Эта процедура проходила в райкоме комсомола. А он находился в 40 км, в станице Павловской. Была осень. Дожди, грязь. Чтобы попасть в райком, группа школьников школы №20, х. Средний Челбасс вместе с секретарем комсомольской организации школы шли пешком до асфальтированной трассы 18 км и таким же образом назад, уже комсомольцами. Дорог не было, по грязи транспорт не ходил, везти было некому, да и нечем.
Понятно, что со временем жизнь менялась в лучшую сторону. Появились и сумки для учебников. У бабушки Нины это была балетка - сумка- чемоданчик. Одежда и обувь тоже претерпела изменения. В средних и старших классах у неё уже появляется форменное платье, парусиновая и из кожзаменителя обувь.
Стали лучше питаться. Хлеба уже было в достатке. Появился сахар. А раньше прабабушка Шура варила взвар на сахарной свекле.
Нина очень много читала. Любила читать как русскую классику, так и произведения зарубежных писателей, Проспера Мериме, Стефана Цвейга, Оноре де Бальзака. Из русских классиков до сих пор любит стихотворения Некрасова.
Нина училась в школе на «отлично». Из класса в класс переходила с похвальными грамотами. И среднюю школу (10 классов) закончила с серебряной медалью. Почему с серебряной? Да потому что в экзаменационном сочинении по «Вишневому саду» А.П. Чехова, допустила одну небольшую ошибку в виде лишней запятой. В десятом, выпускном классе, было всего 9 учащихся. Из них только трое девушек. Все учащиеся получили высшее и средне-специальное образование. Среди бабушкиных одноклассников есть врачи, экономисты, военные, инженеры. Челомбитько Нина после окончания школы поступает в Усть-Лабинское педагогическое училище в 1960 г. Может возникнуть вопрос: почему не в ВУЗ? Ведь медаль, отличные знания! Объясняется всё просто. К этому времени, когда Нина оканчивает среднюю школу, её мама сильно болела, а в семье уже было трое детей. Отец - инвалид ВОВ. Так что материальная сторона не способствовала обучению в ВУЗе. В педучилище Нина также ведёт активную деятельность. Училась хорошо, участвовала в хоре училища, любила читать стихи. Хор выступал в сопровождении оркестра учителей музыки училища. Часто выезжали с концертами в другие населённые пункты.
В 1962 году, после окончания педучилища, теперь уже Нина Алексеевна была направлена на работу в Павловский район, х. Димитрово, в малокомплектную школу учителем начальных классов. А через 8 месяцев была назначена заведующей этой школы. Здание школьное было старое, 1904 года. Внутри потолок был на подпорках. Имея инициативный, целеустремленный характер, Нина Алексеевна добилась от местной администрации постройки нового здания школы. Школа была построена. Местные жители, несмотря на молодость (ей было тогда неполных 19 лет), уважали и прислушивались к её советам. В школе организовывала праздники, концерты, на которые приходили не только родители учащихся, но и просто жители хутора. Школа во время её руководства занимала почётные места среди школ района по учебно-воспитательной деятельности, санитарному состоянию. В жизни Нины Алексеевны Челомбитько произошли изменения. Она вышла замуж и вместе с мужем Мележик Николаем Семёновичем уезжает на Дальний Восток в Хабаровский край, куда молодой инженер-механик получил направление на работу, где они оба проработали до 1968 года.
После возвращения на родную Кубань Нина Алексеевна, как целеустремлённый человек, поступает в Ростовский Госуниверситет на тот же истфак, который заканчивает и получает диплом историка, с правом преподавания истории и обществознания.
Но это будет уже новый период её жизнедеятельности.
РЕЦЕНЗИЯ
Данный реферат – чисто исследовательская работа, основанная полностью на воспоминаниях очевидца событий 50-60-х годов 20 века. Цель исследования – рассмотреть бытовые особенности жизни советского народа на примере истории одной семьи, показать, что история страны складывается не только из значительных для всех событий, но и из повседневной жизни каждой отдельной семьи.
Как уже говорилось выше, для написания исследовательской работы использованы воспоминания очевидца событий – Мележик Н.А.
Данная работа не просто исследовательская работа, она носит и воспитательный характер.
Очень ценно то, что исследовательская работа снабжена фотографиями тех времен.
Материалов на сайтах Подвиг народа и Мемориал – нет.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"
Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").
Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель Л.В. Шатилова, объявила о ра...
Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)
Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....
Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста
Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...
Программа самообразования учителя биологии, географии Гунькиной Нины Алексеевны
Тема:«Система работы учителя биологии, географии по подготовке учащихсяк ОГЭ в рамках ФГОС» 2020 – 2021 уч. годначало изучения темы 2022 – 2023 уч.годокончание ...
Урок внеклассного чтения в 8 классе «Детство, опалённое огнём войны» по отрывку из романа Риты Гуенко «Дети войны»
Цель: знакомство обучающихся с новым писательским именем, текстом его произведения и осознание проблемы детских страданий в годы войны, расширение знаний о Великой Отечественной войн...
Резюме Гунькина Нина Алексеевна
Резюме Гунькина Нина Алексеевна содержит опыт работы в школе и дополнительном образовании...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Марина Александровна!Молодец
Марина Александровна!Молодец ваша бабушка, все сохранила в памяти,передала свои воспоминания вам, своим внукам.Теперь вы продолжите эту эстафету семейной памяти. Вот так и должно быть в каждой семье,нужно передавать от поколения к поколению семейные истории,хранить их. Спасибо за участие в Вахте памяти
Спасибо!!!! Рада
Спасибо!!!! Рада поучаствовать!