Урок в 6 классе "Средневековое искусство".
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Рогова Марина Александровна

Урок в 6 классе "Средневековое искусство" ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Проверка д/з.

Проверка выполнения домашнего задания.

Ребята, вспомните, пожалуйста, какая была тема предыдущего урока?

У вас на партах  лежат проверочные тесты. На выполнение задания вам отводится – 5 минут.  Приложение 1.

Ответы учащихся: « Средневековая литература».

Выполнение теста.

Создание проблемной ситуации, целеполагание.

4.Открытие новых знаний.

5.Релаксация.

6. Закрепление пройденного материала.

7. Рефлексия.

8.Домашнее задание.

Я предлагаю вам послушать притчу.

Притча  Александры Лопатиной.

 « На вершине горы построила Богиня Искусства свой дворец. Раз в год двери дворца распахивались, и в долину спускалась золотая лестница. По ней Богиня Искусства сходила к людям. В ДОЛИНЕ ЕЕ ЖДАЛИ ТЕ, КТО ХОТЕЛ ПОСВЯТИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ИСКУССТВУ: МУЗЫКЕ ИЛИ АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ ИЛИ ЖИВОПИСИ. Они знали , что только одному из них Богиня вручит великий талант, и каждый старался показать Богине, что он достоин ее дара.

-Мною созданные здания и сооружения останутся на века  и будут радовать сердца,- говорил архитектор.

-Я нарисую картины, воспевающие красоту,- убеждал художник.

Один за другим говорили люди  о своих мечтах стать служителями искусства. Только один юноша молчал. Богиня сама подошла к нему  и спросила:

- Почему ты не рассказал о своей мечте?

Юноша молча достал из сумки статуэтку смеющейся девушки. Она была так изящна и прекрасна, что многие сердца учащённо  забились.

- Ты станешь непревзойденным скульптором, юноша! Ты уже постиг самую высокую цель искусства- заставлять биться  быстрее человеческое сердце,- произнесла Богиня и вложила в руки юноши великий талант.»

Учитель: Ребята , вам понравилась притча?

- А о ком  рассказывается в ней?  (о талантливых людях).

- В чем люди проявили свои таланты? ( в скульптуре, архитектуре и живописи).

- Каким, одним словом можно объединить эти понятия?

 ( искусство).

-Ребята, предположите какая тема сегодняшнего урока.

Тема урока  « Средневековое искусство» ( запись темы на доске).

-Итак, мы с вами вспомнили три вида искусства.

Слайд 3.

-Дайте определение живописи.

- Ребята, где мы с вами можем познакомиться с произведениями живописи?

- Дайте определение скульптуры.

-Назовите какие памятники есть у нас в посёлке?

- дайте определение архитектуры.

- ребята, предположите, что мы с вами должны сделать на уроке?

Сегодня  на уроке мы познакомимся с двумя направлениями в средневековом искусстве : ( запись на доске).

Средневековое искусство

Романский стиль         готический стиль

- с романским стилем

- с готическим стилем.

А для этого мы будем выявлять характерные  особенности каждого из этих стилей; сравнивать их, и научимся отличать произведения данных направлений.

Для достижения этих целей вам предстоит работа в группах.

Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, с заданием. Вам все понятно? Приступайте к работе.

Карточка-задание для 1 группы:

А) Внимательно изучите литературу, которая указана ниже ( распределите между собой работу над материалом). Учебник страница 229-232 пункт « Архитектура».

Б) Подготовьте сообщение по теме « Особенности архитектуры романского храма»

Карточка-задание для 2 группы:

А) Внимательно изучите литературу, которая указана ниже ( распределите между собой работу над материалом). Учебник страница 229-232 пункт « Архитектура».

Б) Подготовьте сообщение по теме « Особенности архитектуры готического  храма»

Карточка-задание для 3 группы:

А) Внимательно изучите литературу, которая указана ниже ( распределите между собой работу над материалом). Учебник страница 232-234 пункт «Скульптура».

Б) Подготовьте сообщение по теме « Особенности скульптуры романского храма»

Карточка-задание для 4 группы:

А) Внимательно изучите литературу, которая указана ниже ( распределите между собой работу над материалом). Учебник страница 232-234 пункт «Скульптура».

Б) Подготовьте сообщение по теме « Особенности скульптуры готического  храма»

Карточка-задание для 5 группы:

А) Внимательно изучите литературу, которая указана ниже ( распределите между собой работу над материалом). Учебник страница 234пункт «Живопись».

Б) Подготовьте сообщение по теме « Особенности живописи  романского   храма».

Карточка-задание для 6 группы:

А) Внимательно изучите литературу, которая указана ниже ( распределите между собой работу над материалом). Учебник страница 234 пункт «Живопись».

Б) Подготовьте сообщение по теме « Особенности живописи готического  храма».

После того как вы справитесь с заданием, группам, которым достался романский стиль прикрепите свои работы на левую сторону доски, группам, которым достался готический стиль- на правую сторону.

 На выполнение работы – 10-15 мин.

- итак, ребята, давайте посмотрим, как вы справились с заданием.

Прошу 1 группу.

Романский храм - Слайд 4.

Готический храм – слайд 5.

Учитель: ребята, давайте обобщим наши знания по архитектуре – слайд 6.

- ребята, вам понравились храмы?

- в каком из этих храмов вы бы хотели посетить?

- закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что вы вошли в  храм и там услышали…

( звучит  органная музыка ).

- Как называется музыкальный инструмент, который вы только что услышали?

- Это орган. Органная музыка звучала в католических храмах с 7 века.

- теперь прошу 3 группу и 4 группу.

Учитель: итак, давайте посмотрим, каковы же особенности скульптуры данных направлений – слайд 9.

Романская скульптура – слайд 7.

Готическая скульптура – слайд 8.

- прошу 5 и 6 группы

Романская живопись – слайд 10.

Готическая живопись – слайд 11.

Учитель: ребята, давайте  уточним наши знания по живописи романского и готического храмов – слайд 12.

Учитель : сегодня на уроке мы с вами познакомились с двумя направлениями в средневековом искусстве: с романским и готическим стилями.

 Мы выяснили особенности данных направлений.  Теперь   я вам предлагаю выполнить задание на закрепление изученного материала:

у вас на листах представлены четыре изображения храмов.

Ваша задача : определить под какими номерами изображены романские храмы, а под какими цифрами – готические.

Учитель: проверим ваши варианты.

Правильные  ответы – слайд 13.

-Ребята, кто справился с заданием?

Учитель: ребята, возьмите ваши листы с тестом, на обратной стороне у вас представлены выражения -Оцените себя  и свою работу на уроке : выберите нужное выражение и подчеркните его – Приложение 7.

Домашнее задание: п. 28,  вопрос № 5 письменно,  заполнить таблицу; задание по выбору - творческое задание: нарисовать один из видов храма – слайд 14.

Спасибо за урок !

Учащиеся слушают притчу ( притча лежит на партах).

Ответы детей.

« Средневековое искусство» .

Записывают тему в тетрадь.

Учащиеся дают определение живописи.

Ответы детей : в музеях города.

Учащиеся дают определение скульптуры.

Ответы детей: памятник скорбящей матери в парке Победы, памятник солдатам афганцам во дворе 2-й школы. Молодцы.

Учащиеся дают определение архитектуры.

Ответы детей ( познакомиться с особенностями средневекового искусства).

Запись в тетради.

Средневековое искусство

Романский стиль         готический стиль

Работа учащихся в группах.

Работа учащихся в группах.

Выступления учащихся.

1 группа- романский храм;

2 группа - готический храм.

Учащиеся заполняют рабочий лист.

Слушают музыку .

Выступления учащихся:

3 группа-скульптура романского храма;

4 группа- скульптура готического храма.

Выступления учащихся:

5 группа- живопись романского храма;

6 группа- живопись готического храма.

Учащиеся заполняют рабочий лист.

.

Выполняют задание.

Оценивают свою работу  на уроке.

Записывают домашнее задание в дневник.

Тест

I вариант

1.Поэты-певцы в Северной Франции:

А) миннезингеры  Б) трубадуры  В) табориты

2. Средневековый поэт, автор «Божественной комедии»:

А) Джованни Боккаччо  Б) Данте Алигьери  В) Вергилий

3. Школяры – «бродяги», авторы сатирических стихов:

А) трубадуры  Б) миннезингеры  В) ваганты

4. Что было отражено в средневековом эпосе?

А) героический труд простых людей  Б) рыцарская культура

В) подвиги героев средневековья  Г) верно Б) и В)

5. Европейский путешественник, написавший книгу о жизни и обычаях народов Азии:

А) Иоанн Гуттенберг  Б) Марко Поло   В) Фома Аквинский

6. Путешественник, проживший 25 лет в странах Дальнего Востока-

(Марко Поло)

7. Преподаватели университета- (профессора)

8. Объединение преподавателей по предметам-  факультет)

9. Преподаватели, возглавляемые объединения по предметам- (декан)

10. Религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений. (схоластика)

11. Философ-схоласт, который пострадал из-за своей любви к ученице и вынужден был сжечь в костре свою книгу (Пьер Абеляр)

Тест

I I вариант

1. Что было отражено в средневековом эпосе?

А) героический труд простых людей  Б) рыцарская культура

В) подвиги героев средневековья   Г) верно Б) и В)

2. Школяры – «бродяги», авторы сатирических стихов:

А) трубадуры  Б) миннезингеры  В) ваганты

3. Европейский путешественник, написавший книгу о жизни и обычаях народов Азии:

А) Иоанн Гуттенберг  Б) Марко Поло   В) Фома Аквинский

4. Поэты-певцы в Северной Франции:

А) миннезингеры  Б) трубадуры  В) табориты

6. Религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений- (схоластика)

5. Средневековый поэт, автор «Божественной комедии»:

А) Джованни Боккаччо  Б) Данте Алигьери  В) Вергилий

7. Обособленная группа людей, которые занимаются определённым общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядку- (корпорация)

8. Учащийся, посещающий лекции в университете- (студент)

9. Глава университета- (ректор)

10. Словесный поединок- (диспут)

11. Автор труда» Сумма богословия»- (Фома Аквинский)

Тест

I вариант

1.Поэты-певцы в Северной Франции:

А) миннезингеры  Б) трубадуры  В) табориты

2. Средневековый поэт, автор «Божественной комедии»:

А) Джованни Боккаччо  Б) Данте Алигьери  В) Вергилий

3. Школяры – «бродяги», авторы сатирических стихов:

А) трубадуры  Б) миннезингеры  В) ваганты

4. Что было отражено в средневековом эпосе?

А) героический труд простых людей  Б) рыцарская культура

В) подвиги героев средневековья  Г) верно Б) и В)

5. Европейский путешественник, написавший книгу о жизни и обычаях народов Азии:

А) Иоанн Гуттенберг  Б) Марко Поло   В) Фома Аквинский

6. Путешественник, проживший 25 лет в странах Дальнего Востока-

7. Преподаватели университета-  

8. Объединение преподавателей по предметам-  

9. Преподаватели, возглавляемые объединения по предметам-

10. Религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений-

11. Философ-схоласт, который пострадал из-за своей любви к ученице и вынужден был сжечь в костре свою книгу-

Тест

I I вариант

1. Что было отражено в средневековом эпосе?

А) героический труд простых людей  Б) рыцарская культура

В) подвиги героев средневековья   Г) верно Б) и В)

2. Школяры – «бродяги», авторы сатирических стихов:

А) трубадуры  Б) миннезингеры  В) ваганты

3. Европейский путешественник, написавший книгу о жизни и обычаях народов Азии:

А) Иоанн Гуттенберг  Б) Марко Поло   В) Фома Аквинский

4. Поэты-певцы в Северной Франции:

А) миннезингеры  Б) трубадуры  В) табориты

5. Средневековый поэт, автор «Божественной комедии»:

А) Джованни Боккаччо  Б) Данте Алигьери  В) Вергилий

6. Религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений-

7. Обособленная группа людей, которые занимаются определённым общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядку-

8. Учащийся, посещающий лекции в университете-

9. Глава университета-

10. Словесный поединок-

11. Автор труда» Сумма богословия»-

Рабочий лист ученика(цы) 6 « » класса

Фамилия, имя  --------------------------------------------------------------

Романский храм

Готический храм

архитектура

скульптура

живопись

                                         1.На уроке я работал
                                       2.Своей работой на уроке я
                                       3.Урок для меня показался
                                       4.За урок я
                                       5.Мое настроение
                                       6.Материал урока мне был


активно / неактивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...