Конспект урока "Бунташный век" 10 класс
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Разработка урока по тем е "Бунташный век" в 10 классе.В работе представлены материалы для групповой работы с документами, мини- тест для рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buntashnyy_vek.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока "XVII век – "Бунташный век"
Автор учитель истории и обществознания
ХАРЧЕНКО Людмила Николаевна
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами работы в группах.
Цели урока:
- Раскрыть основные причины и сущности народных выступлений 17 века.
- Выявить экономические, социальные и политические последствия.
- Развивать навыки самостоятельной работы с документами, навыки работы в группах, умение анализировать факты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Основные понятия: “крестьянская война”, “восстание”, “соляной бунт”, “медный бунт”.
Основные даты: 1648 г. – Соляной бунт, 1662 г. – Медный бунт, 1667-1671 гг. – Крестьянская война С. Разина.
Оборудование урока: учебник “История России с древнейших времен до конца XVII в.”,), карта “Народные восстания в России в 40–70-х гг. XVII в.”, таблички с обозначением групп, раздаточный материал (план работы в группах).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются за отдельные парты по группам.
II. Изучение нового материала.
План изучения нового материала
- Причины народных выступлений.
- Соляной бунт.
- Медный бунт.
- Восстание под предводительством С. Разина.
- Старообрядчество.
1. Урок начинается со вступительного слова учителя.
Учитель
«Бунташный» век - век потрясений,
Век изменений и побед.
Народ утратил всю свободу,
Потёк тиранства долгий век.
Но не смирился православный,
Борьбу суровую повел.
Весь век боролся беспощадно,
Но нет конца у той борьбы...
Продолжая изучать XVII век, сегодня мы остановимся на таком его определении, как «бунташный». Ведь XVII век запомнился Руси как век Смуты, крестьянских восстаний под предводительством И.Болотникова и С.Разина, рядом городских восстаний, Соловецким бунтом и стрелецкими восстаниями.
И поэтому цель нашего урока: на примере нескольких городских восстаний доказать, что XVII век был действительно «бунташный».
Но прежде, чем мы перейдём к теме урока, давайте вспомним, что представлял из себя XVII век.
- Дать характеристику политическому строю России в 17 веке.
- Социальное устройство России 17 века.
- Что нового появляется в экономике?
- Что такое мануфактура?
Вывод. В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства.
- По какому пути происходило развитие сельского хозяйства?
- В чём недостатки этого пути?
Ответы учеников.
Учитель . Итак, 17 век…Развитие страны после Смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время.
Русь, Россия, Родина,
Нелёгок путь в веках
Ты всё в дороге видела
Радость, боль и страх.
Но раны заживали
И век за веком шёл.
Ты расширялась, крепла,
Отстраивалась вновь
Правители менялись
Законы сочиняли
Династия сменилась
И всё вновь усложнилось.
17 век неспокойно прошёл,
Народ на борьбу за волю пошёл.
Восстания, бунты, длились сто лет
За это «бунташным» назвали тот век.
Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку. Это и будет темой нашего урока.
- Какое определение этому понятию можно дать?
«Бунташный» век - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.
Главными причинами народных выступлений были:
– закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
– усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн (военные расходы во второй половине XVII в. достигали 67% бюджета (казны) государства);
– усиление приказной волокиты и бюрократизма;
– ограничение казачьей вольности;
– церковный раскол и жестокое подавление инакомыслия.
Все это объясняло участие в выступлениях против власти представителей не только крестьянства, но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства.
Учитель готовит учащихся к самостоятельной работе: ведется работа с основными понятиями “крестьянская война”, “восстание”;
ставится проблемное задание:
Почему народные восстания XVII века были обречены на поражение?
2. Работа в группах.
На выполнение задания отводится примерно 10 мин. Определяются 3 группы, каждая из которых самостоятельно изучит разделы:
I группа – “Соляной бунт” (стр. учебника “История России с древнейших времен до конца XVII века”)
II группа – “Медный бунт” (стр. учебника “История России с древнейших времен до конца XVII века”)
III группа – “Восстание под предводительством С. Разина” (стр. учебника “История России с древнейших времен до конца XVII века”).
Каждой группе предлагается план изучения раздела:
- Дата восстания.
- Причины восстания.
- Участники движения.
- Ход восстания.
- Итоги восстания.
После самостоятельной работы групп, осуществляется проверка выполнения задания с уточнением вопросов, вызвавших затруднение. Учитель задает, например, следующие вопросы: Как вы думаете, почему восстание 1648 г. получило название “соляной бунт”, а восстание 1662 г. – “медный бунт”? Какие крестьянские восстания называются крестьянской войной? Приведите доказательства того, что восстание Степана Разина являлось крестьянской войной. (Разбирая этот вопрос, ученики вспоминают известные им признаки понятия “крестьянская война”).
По ходу проверки самостоятельной работы групп, учитель показывает на карте учащимся места распространения восстаний.
3. Учитель раскрывает последний вопрос плана изучения нового материала – “Старообрядчество”. Выделив общее и различия в восстаниях, необходимо вернуться к проблемной задаче, поставленной в начале урока: “Почему народные восстания XVII века были обречены на поражение?”. Учащимися могут быть названы следующие причины поражения: стихийность, локальный характер, отсутствие зрелой политической и социальной программы и единой организации, “царистский” характер восстания. Выделенные учащимися характерные признаки записываются в тетради.
III. Рефлексия.
Беседа по следующим вопросам:
- Как вы думаете, почему современники назвали XVII век “бунташным”?
- Перечислите народные движения в хронологической последовательности.
- В чем причины и особенности народных движений в XVII веке?
- Какие последствия они имели?
Тест по изученному материалу:
Тема: Бунташный век. Вариант 1.
1. Какое событие произошло раньше других:
А) Смута
Б) Ливонская война
В) Правление Бориса Годунова
Г) Избрание на царство Михаила Романова
2. В начале XVII в. Россия находилась в разоренном состоянии. Это связано:
А) с династическим кризисом;
Б) со Смутным временем;
В) с опричниной Ивана Грозного.
Г) восстанием С.Разина.
3. «Бунташным веком тишайшего царя» называли современники царствование:
А) Алексея Михайловича;
Б) Михаила Романова;
В) Федора Ивановича;
Г) Федора Алексеевича.
4. На мануфактурах России применялся труд:
А) наемных рабочих;
Б) крепостных крестьян;
В) батраков.
Г) горожан.
5. В 17 веке появляются новые черты в экономике России:
А) начинается развитие товарного производства;
Б) сельское хозяйство втягивается в рыночные отношения;
В) формируется единый всероссийский рынок:
Г) верны все ответы
6. Впервые на Руси появилась портретная живопись. Она называлась:
А) персона;
Б) парсуна;
В) портрет.
Г) икона.
7. Религиозное учение принявшее протестный характер:
А) униатство;
Б) старообрядчество;
В) сектанство.
Г) протестантизм.
8. Высшими коллегиальными органами власти при царе были:
А) вече и казачий круг:
Б) сельский сход и казачий круг;
В) Боярская дума и Земский собор.
Г) Сенат.
9. Соотнесите годы и события:
годы | события |
1. 1648 | А. Восстание С. Разина |
2. 1662 | Б. Восстание Уса |
3. 1666 | В. Соляной бунт |
4. 1667- 1671 | Г. Медный бунт |
10. И.М. Забелин, историк, которого интересовали события и процессы, связанные с освоением Сибири, следующим образом представил события, развернувшиеся после похода Ермака.« Словно брешь пробил Ермак в стене, cдерживавшей напор колоссальных, пробудившихся в народе сил, -хлынули в Сибирь ватаги жаждущих свободы, суровых, но бесконечно выносливых и безудержно смелых людей…Они совершенно терялись в огромной стране, населенной воинственными племенами; многие отряды действительно исчезли бесследно, но другие неожиданно всплывали на поверхность где- нибудь на новой, только что открытой реке, в богатой соболем краях, и – глядишь – уже стоит бревенчатый острожек на безлюдном высоком берегу…
Для нас, людей, живущих 400лет спустя, богатство Сибири – это нефть и природный газ, месторождения каменного угля, меди, железа, золота, алмазов. Но в те далекие времена самым главным богатством были меха.
Вопрос. Почему самым главным богатством был мех, а не газ и нефть?
Тема: Бунташный век. Вариант 2.
1. К церковной реформе патриарха Никона относится:
А) уния с католиками;
Б) исправление богослужебных книг;
В) открытие Славяно-греко-латинской академии.
Г) учреждение патриаршества.
2. Годы правления царя Алексея Михайловича:
А) 1645-1676
Б) 1613-1645
В) 1598-1605
Г) 1606-1610
3. Какое восстание произошло в 1662 г.?
А) Восстание в Москве против поляков.
Б) Восстание под предводительством Болотникова
В) Медный бунт
Г) Соляной бунт
4. Кто возглавил на Украине борьбу против польского гнёта?
А) В.Шуйский.
Б) Дмитрий Пожарский.
В) Богдан Хмельницкий.
Г) Иван Болотников
5. Кто был первым царём из династия Романовых?
А) Алексей Михайлович.
Б) Михаил Фёдорович.
В) Борис Годунов.
Г) Василий Шуйский.
6. Какой век в истории России назвали «бунташным веком»:
А) XVI в.;
Б) XVII в.;
В) XVIII в.;
Г) XIX в.?
7. Какое имя в приведенном ряду имен участников событий Смуты (в начале XVII в.) является лишним:
А) К. Минин;
Б) Д. Пожарский;
В) И. Болотников;
Г) Е. Пугачев.
8. В 17 веке появляются новые черты в экономике России:
А) начинается развитие товарного производства;
Б) сельское хозяйство втягивается в рыночные отношения;
В) формируется единый всероссийский рынок:
Г) верны все ответы
9.Установите соответствие между именем царя и фактом, связанным с периодом его правления:
Царь | Факт |
1. Михаил Романов | А. Соборное уложение |
2. Алексей Михайлович | Б. Введение патриаршества в России. |
3. Федор Иванович | В. Война России с Польшей за возвращение Смоленска. |
4. Борис Годунов | Г. Восстание Хлопка. |
10. И.М. Забелин, историк, которого интересовали события и процессы, связанные с освоением Сибири, следующим образом представил события, развернувшиеся после похода Ермака.« Словно брешь пробил Ермак в стене, cдерживавшей напор колоссальных, пробудившихся в народе сил, -хлынули в Сибирь ватаги жаждущих свободы, суровых, но бесконечно выносливых и безудержно смелых людей…Они совершенно терялись в огромной стране, населенной воинственными племенами; многие отряды действительно исчезли бесследно, но другие неожиданно всплывали на поверхность где- нибудь на новой, только что открытой реке, в богатой соболем краях, и – глядишь – уже стоит бревенчатый острожек на безлюдном высоком берегу…
Для нас, людей, живущих 400лет спустя, богатство Сибири – это нефть и природный газ, месторождения каменного угля, меди, железа, золота, алмазов. Но в те далекие времена самым главным богатством были меха.Вопрос. Почему самым главным богатством был мех, а не газ и нефть?
В заключении учитель подводит итог урока:
Таким образом, усиление феодального гнета, закрепощение крестьян, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, борьба царских и церковных властей с “иноверцами” вели к массовым народным выступлениям, главным результатом которых становились корректировки правительственного курса.
Задание на дом: § 35, ответить устно на вопросы 1–8 с.244, работа с документами с.244–246.
Выставление оценок.
Литература:
- В.И. Буганов, Н.П. Зырянов История России конец XVII–XIX в.в. 10 класс. – Москва: Просвещение, 2002 г.
- Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010. – С. 42–45.
- История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2007. – С.159–161.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока "Бунташный век"
Класс 10. Тема: "Бунташный" век. Цель урока: дать характеристику народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича, сформировать представление о причинах восстаний и войны под предводит...
Конспект урока "Бунташный век"
Класс 10. Тема: "Бунташный" век. Цель урока: дать характеристику народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича, сформировать представление о причинах восстаний и войны под предводит...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...
конспект урока "Бунташный век"
конспект урока истории...
Конспект урока "Бунташный век"
Конспект урока "Бунташный век"...
Конспект урока "Бунташный век. Социальные движения при Алексее Михайловиче"
7 класс. История (история России)...