конспект урока "Бунташный век"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока «Бунташный век»
Цели урока:
- На примере народных восстаний дать характеристику XVII веку как «бунташному2.
- Доказать, что в условиях дальнейшего закрепощения крестьян, народные волнения не утихают.
- Понять, что, несмотря на поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение, они наносили ощутимые удары по феодальному строю.
Задачи урока.
Образовательные.
1.Дать характеристику городских народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича: Соляного бунта 1648 года, Медного бунта 1662 года
2.Рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина 1670-1671гг., социальном составе участников.
4.Определить причины поражения восстания,последствия, значение.
Развивающие.
1.Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой.
2.Развивать умения анализировать, давать обобщающие и сравнительные характеристики, определять причинно-следственные связи, делать оценочные выводы.
Воспитательные.
1.Воспитание понимание опасности и трагичности для народа стихийных массовых выступлений.
2.Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.
3.Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Понятия: бунташный век, медный бунт, соляной бунт, «прелестные грамоты».
Оборудование: карта, мультимедийный проектор, презентации, дидактический материал.
Ход урока.
Слайд1(тема+эпиграф)
Бунташный» век - век потрясений,
Век изменений и побед.
Народ утратил всю свободу,
Потёк тиранства долгий век.
Но не смирился православный,
Борьбу суровую повел.
Весь век боролся беспощадно,
И нет конца у той борьбы... –
В эпиграфе заложена главная мысль- борьба народа.
17век выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, чтобы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжёлое время. Смута закончилась, а жить всё равно было не просто, недаром современники нарекли век 17 веком бунташным. Летопись повествует о различных восстаниях как о бунтах черни, людей коварных, недобрых и злых. Но бунтовали от нужды, унижения, бесправия. Все социальные движения 17 века отличались размахом длительностью и напряжённостью. Это были массовые выступления в масштабах страны. Борьба с обеих сторон была ожесточённой, порой принимая характер гражданской войны. Соляной бунт, медный бунт, разинщина и другие городские волнения были вызваны вполне определёнными непродуманными действиями власти. Эти действия приводили народ к возмущению и соответственно к попыткам поиска правды.
Постановка проблемной ситуации.
Главные события, давшие 17 веку такое название, произошло при тишайшем правителе Алексее Михайловиче-втором правителе из династии Романовых. Царь тишайший. А век бунташный. Есть ли здесь противоречия? А какие последствия имели бы народные волнения не будь царь тишайшим?
Ответить на этот вопрос мы попытаемся на сегодняшнем уроке.
Слайд-2 (цели урока)
Но прежде чем мы перейдём к изучению народных выступлений мы должны знать. Что представлял из себя 17 век, а именно
Выступления учащихся+презентации
1) Дать характеристику политическому строю России в 17 веке.
Вывод учащегося: Россия в XVII веке была сословно-представительной монархией. (Даёт характеристику органов сословно-представительной власти).
2)Экономическое развитие России 17 века.
Что нового появляется в экономике?
Что такое мануфактура?
Вывод учащегося- В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства.
3)Социальная структура общества
Учащийся: социальная структура общества была сословной (Даёт определение понятию «сословие», называет основные сословия, в том числе податные и неподатные)
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – еще более ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Получается за счет кого поднималась страна , экономика , на чьи деньги строились мануфактуры, кто на них работал Увелич барщина , оброк, нет свободы, налоги. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время
Учитель: Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку, к теме нашего урока.
Учитель: Результатом изучения темы на уроке и дома должно стать заполнение данной таблицы:
Вопросы | Соляной бунт | Медный бунт | Восстание С. Разина |
Дата |
|
|
|
Причины |
|
|
|
Повод |
|
|
|
Состав |
|
|
|
События |
|
|
|
Результаты |
|
|
|
Территория |
|
|
(Работа строится на групповой работе- результате домашнего опережающего задания: выступление представителей групп, обобщение, итог- на экране.)
Учитель: В 1648 году вспыхнуло новое, мощное движение, получившее название Соляной бунт( презентация уч-ся)
I. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании .Обобщённые данные присутствуют на слайдах. Учащиеся фиксируют в тетради:
Причины:
1. Притеснения и взяточничество приказных людей
2. Наличие белых мест и слобод, в которых жили зависимые от феодалов ремесленники – конкуренты посадских людей
3. Безземелье и малоземелье крестьян 4. Гнет государства и насилие местных властей на окраинах, падение жизненного уровня основной массы населения 5. Устаревшее законодательство
Повод:
Введение налога на соль
Место действия:
Москва
Состав восставших:
Холопы, горожане, верхушка посада, стрельцы, дворяне
События:
Погром дворов бояр и дворян, физическая расправа над вельможами
Результаты:
Уступки со стороны царя. Созыв Земского Собора, принятие Соборного Уложения (нового свода законов).
Вопрос учителя:
Какие выводы сделала власть?
(Ответы учащихся. Подчёркивается факт принятия Соборного Уложения 1649 г.).
Учитель: Ярким, но скоротечным было ещё одно восстание в Москве под названием Медный бунт 1662 года (презентация уч-ся)
Группа учащихся выступает с сообщением о восстании .Обобщённые данные присутствуют на слайдах . Учащиеся фиксируют в тетради:
Причины:
1. Изнурительная война с Речью Посполитой
2. Экономическое положение страны
3. Недовольство посадских людей и московского гарнизона ухудшением своего положения
Повод:
Введение медных денег вместо серебряных. Рост цен
Состав восставших:
Чернь, солдаты, горожане, крестьяне
События:
Выпуск прокламаций, выдвижение требований. Погром дворов
Результаты:
Подавление восстания войскам. Отмена медных денег
Место действия: Москва, Коломенское
III. Работа с текстом документа.
Г.Котошихин о восстании в Москве 1662 г. (Медный бунт). Учебник стр. 301.
Вопрос к документу:
Что нового вы узнали о причинах и ходе бунта?
Учитель-следующим проявлением народного недовольства было Соловецское восстание (презентация уч-ся)
Учитель: Мы рассмотрели самые яркие примеры городских восстаний «Бунташного» века. Давайте подведём итоги:
1. Кто являлся участниками восстаний?
2. Каковы были их цели?
3. Каковы итоги восстаний?
(Ответы учащихся.)
Итак, восстания в целом закончились безрезультатно.
Положение народа не улучшилось, и они искали вольницу – где? (На юге.)
Учитель: Почему беглые крестьяне в массе своей устремлялись на Дон?
(Ответы учащихся. «С Дона выдачи нет»)
Однако к середине 60-х годов XVII века положение на Дону ухудшилось.
Но кульминационным событием XVII века было восстание под предводительством С.Разина (презентация уча-ся)
IV. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании .Обобщённые данные присутствуют на слайде. Учащиеся фиксируют в тетради.
Приложение 2(причины восстания Разина)
Экономические причины:
1. Увеличение помещиками и вотчинниками повинностей и оброков 2. Рост государственных налогов 3. Ухудшение положения посадских людей 4. Ухудшение положения приборных и служилых людей 5. Неурожаи, эпидемии, голод
Политические причины:
1. Усиление крепостного права соборным уложением 1649г. 2. Войны с Польшей и Швецией сопровождались разорением населения 3.Политика правительства на Дону – экономические санкции, вызвавшие голод 4. Политика правительства, направленная на ограничение казачьей вольницы
Территория:
Все Поволжье, слободская Украина (карта).
Сообщение учащегося о Степане Разине.
V. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании . Обобщённые данные присутствуют на слайде. Учащиеся фиксируют в тетради.
Социальный состав:
Крепостные крестьяне, казаки, посадское население, мелкие служилые люди, работные люди
События по карте:
1). 1667- 1669гг.- «Поход за зипунами» 2) 1670- взяты Астрахань, Царицын, Саратов 3) Лето 1670 – Осада Симбирска; апогей движения 4) Октябрь 1670 – разгром армии Разина дворянским ополчением 5) Лето 1671 – казнь С. Разина 6) До осени 1671- подавление отдельных выступлений.
Вопросы учителя к учащимся:
1. Сравните поход С. Разина «за зипунами» и поход 1670–1671 гг. В чем сходство и в чем различия?
2. Что такое «прелестные письма»?
VI. Работа с историческим документом. Из «прелестных грамот» С. Т. Разина
(Приложение 1)
Вопросы к документу:
1. К кому обращается автор этих грамот?
2. Что обещает Разин взамен службы в его войске?
3. Почему разинцы использовали имена царевича Алексея и Никона, утверждая, что они в их рядах?
4. В чём, на ваш взгляд, состояло главное заблуждение восставших?
5. Почему восставшие потерпели поражение? Могли ли они победить?
(Ответы учащихся)
VII. Учащиеся совместно с учителем формулируют и записывают в тетради. ( Причины поражения:
1. Вера в «хорошего царя». 2.Превосходство сил Дворянского ополчения 3.Стихийность , отсутствие чётких целей и единого руководства восстанием. 4.Локальность восстания.
Значение:
-Одно из самых больших восстаний в истории России.
-Показало силу социального сопротивления в государстве после принятия Соборного Уложения.
-Знаменовало ответ на новый этап закрепощения крестьянства, стремление государства лишить привилегий слободских и «черных» людей, купцов и другие сословия.
Итак, давайте подведем итоги:
- Каковы были причины восстания?
- Можно ли их объединить?
(Дети отвечают или “да” или “нет” и доказывают свое мнение.)
Давайте попробуем объединить. (Ответы детей обобщаются)
- Закрепощение крестьян и рост их повинностей.
- Усиление крепостного гнета.
- Попытка ограничения казачьей вольности.
- Церковный раскол и преследование старообрядцев.
- Повышение цен на хлеб и соль.
- Нежелание царя быть ближе к народу.
Каковы же были цели у восставших? (Ответы детей обобщаются)
- Захват Москвы.
- Уничтожение бояр и дворян.
- Ликвидация крепостного права.
- Облегчение жизни крестьян и ремесленников.
Назовите главные причины поражения этих выступлений. (Ответы детей обобщаются)
- Восставшие не имели ясных целей.
- Верили в “добрых” царей, которые вели их за собой.
- Имели плохое вооружение.
- Разнородный состав восставших (каждый шел за своей правдой).
Учитель.-Так почему 17 век называют бунташным?
-Что такое бунташный век,дайте опредление.
«Бунташный» век - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением. (запись в тетрадь)
-Является ли это одной из форм социального конфликта (выявление знаний по обществознанию)
Слайд-социальный конфликт
Напрашивается вопрос, а надо было подниматься на восстание Как вы думаете? Надо – шли на уступки Не умели по –другому. Жестокой была власть , раз народ был озлоблен и тоже становился жестоким на расправу.
А Сейчас в современное время, надо не молчать не надо бездумно терпеть, этому учит вся история и такие, как Сепан Разин, но время другое и действовать старыми методами не получится сейчас все цивилизованно решают проблемы. Сам Разин пожалел бы загубленные тысячи.
Русь, Россия, Родина,
Нелёгок путь в веках
Ты всё в дороге видела
Радость, боль и страх.
Но раны заживали
И век за веком шёл.
Ты расширялась, крепла,
Отстраивалась вновь
Правители менялись
Законы сочиняли
Династия сменилась
И всё вновь усложнилось.
17 век неспокойно прошёл,
Народ на борьбу за волю пошёл.
Восстания, бунты, длились сто лет
За это «бунташным» назвали тот век.
Подведение итогов, выставление оценок
Домашнее задание-заполнить таблицу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...