конспект урока "Бунташный век"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Штанько Ольга Витальевна

конспект урока истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buntashnyy_vek_2.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Тема урока «Бунташный век»

Цели урока:

  1. На примере народных восстаний дать характеристику XVII веку как «бунташному2.
  2. Доказать, что в условиях дальнейшего закрепощения крестьян, народные волнения не утихают.
  3. Понять, что, несмотря на поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение, они наносили ощутимые удары по феодальному строю.

Задачи урока.

Образовательные.

1.Дать характеристику городских народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича: Соляного бунта 1648 года, Медного бунта 1662 года

2.Рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина 1670-1671гг., социальном составе участников.

4.Определить причины поражения восстания,последствия, значение.

Развивающие.

1.Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой.

2.Развивать умения анализировать, давать обобщающие и сравнительные характеристики, определять причинно-следственные связи, делать оценочные выводы.

Воспитательные.

1.Воспитание понимание опасности и трагичности для народа стихийных массовых выступлений.

 2.Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

3.Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

 

Понятия:  бунташный век, медный бунт, соляной бунт, «прелестные грамоты».

Оборудование: карта, мультимедийный проектор, презентации, дидактический материал.

                                                   Ход урока.

              Слайд1(тема+эпиграф)                                      

Бунташный» век - век потрясений,

Век изменений и побед.
Народ утратил всю свободу,
Потёк тиранства долгий век.
Но не смирился православный,
Борьбу суровую повел.
Весь век боролся беспощадно,
И нет конца у той борьбы... –

В эпиграфе заложена главная мысль- борьба народа.

17век выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, чтобы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжёлое время. Смута закончилась, а жить всё равно было не просто, недаром современники нарекли век 17 веком бунташным. Летопись повествует о различных восстаниях как о бунтах черни, людей коварных, недобрых и злых. Но бунтовали от нужды, унижения, бесправия. Все социальные движения 17 века отличались размахом длительностью и напряжённостью. Это были массовые выступления в масштабах страны. Борьба с обеих сторон была ожесточённой, порой принимая характер гражданской войны. Соляной бунт, медный бунт, разинщина и другие городские волнения были вызваны вполне определёнными непродуманными действиями власти. Эти действия приводили народ к возмущению и соответственно к попыткам поиска правды.

Постановка проблемной ситуации.

Главные события, давшие 17 веку такое название, произошло при тишайшем правителе Алексее Михайловиче-втором правителе из династии Романовых. Царь тишайший. А век бунташный. Есть ли здесь противоречия? А какие последствия имели бы народные волнения не будь царь тишайшим?

Ответить  на этот вопрос мы попытаемся на сегодняшнем уроке.  

Слайд-2 (цели урока)

Но прежде чем мы перейдём к изучению народных выступлений  мы должны знать. Что представлял из себя 17 век, а именно

Выступления учащихся+презентации

 1) Дать характеристику политическому строю России в 17 веке.  

Вывод учащегося: Россия в XVII веке была сословно-представительной монархией. (Даёт характеристику органов сословно-представительной власти).

 2)Экономическое развитие России 17 века.  

Что нового появляется в экономике?

Что такое мануфактура?

Вывод учащегося- В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства.

3)Социальная структура общества

Учащийся:  социальная структура общества была сословной (Даёт определение понятию «сословие», называет основные сословия, в том числе податные и неподатные)

 

 

 Учитель. Какой вывод можно сделать?

Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – еще более ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Получается за счет кого поднималась страна , экономика , на чьи деньги строились мануфактуры, кто на них работал Увелич барщина , оброк, нет свободы, налоги. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время

Учитель: Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку, к теме нашего урока.  

Учитель: Результатом изучения темы на уроке и дома должно стать заполнение данной таблицы:

Вопросы

Соляной бунт

Медный бунт

Восстание С. Разина

Дата

 

 

 

Причины

 

 

 

Повод

 

 

 

Состав

 

 

 

События

 

 

 

Результаты

 

 

 

Территория

 

 

(Работа строится на групповой работе- результате домашнего опережающего задания: выступление представителей групп, обобщение, итог- на экране.)

Учитель: В 1648 году вспыхнуло новое, мощное движение, получившее название Соляной бунт( презентация уч-ся)

I.  Группа учащихся  выступает с сообщением  о восстании .Обобщённые данные  присутствуют на слайдах. Учащиеся фиксируют в тетради:

                                                                Причины:

1. Притеснения и взяточничество приказных людей

2. Наличие  белых мест и слобод, в которых жили зависимые от феодалов     ремесленники – конкуренты посадских людей                                                                

 3. Безземелье и малоземелье крестьян                                                                                                                                                                                                                                            4. Гнет государства и насилие местных властей на окраинах, падение жизненного уровня основной массы населения                                                                                                                                                                               5. Устаревшее законодательство

Повод:

Введение налога на соль

Место действия:

Москва

Состав восставших:

Холопы, горожане, верхушка посада, стрельцы, дворяне

События:

Погром дворов бояр и дворян, физическая  расправа над вельможами

Результаты:

Уступки со стороны царя. Созыв Земского Собора, принятие Соборного Уложения (нового свода законов).

Вопрос учителя:

Какие выводы сделала власть?

(Ответы учащихся.  Подчёркивается факт принятия Соборного Уложения  1649 г.).

 

Учитель: Ярким, но скоротечным было ещё одно восстание в Москве под названием Медный бунт 1662 года (презентация уч-ся)

Группа учащихся  выступает с сообщением  о восстании .Обобщённые данные  присутствуют на слайдах . Учащиеся фиксируют в тетради:

Причины:

1. Изнурительная война с Речью Посполитой

2. Экономическое положение страны

3. Недовольство посадских людей и московского гарнизона ухудшением своего положения

Повод:

Введение медных денег вместо серебряных.    Рост цен

Состав восставших:                                                                                                    

Чернь, солдаты, горожане, крестьяне

События:

Выпуск прокламаций,  выдвижение требований.      Погром дворов

Результаты:

Подавление восстания войскам.  Отмена медных денег

Место действия: Москва, Коломенское

 

III. Работа с текстом документа.

 Г.Котошихин о восстании в Москве 1662 г. (Медный бунт). Учебник стр. 301.

Вопрос к документу:

Что нового вы узнали о причинах и ходе бунта?

Учитель-следующим проявлением народного недовольства было Соловецское восстание (презентация уч-ся)

Учитель: Мы рассмотрели самые яркие примеры городских восстаний «Бунташного» века. Давайте подведём итоги:

1. Кто являлся участниками восстаний?

2. Каковы были их цели?

3. Каковы итоги восстаний?

(Ответы учащихся.)

Итак, восстания в целом закончились безрезультатно.

Положение народа не улучшилось, и они искали вольницу – где? (На юге.)  

Учитель: Почему беглые крестьяне в массе своей устремлялись на Дон?

 (Ответы учащихся.  «С Дона выдачи нет»)

Однако к середине 60-х годов XVII века положение на Дону ухудшилось.  

Но кульминационным событием XVII века было восстание под предводительством С.Разина (презентация уча-ся)

IV. Группа учащихся  выступает с сообщением  о восстании .Обобщённые данные  присутствуют на слайде. Учащиеся фиксируют в тетради.

Приложение 2(причины восстания Разина)

Экономические причины:

1. Увеличение помещиками и вотчинниками повинностей и оброков                                                                           2. Рост государственных  налогов                                                                                                                                      3. Ухудшение положения  посадских людей                                                                                                                4. Ухудшение положения приборных и служилых  людей                                                                                              5. Неурожаи, эпидемии,  голод

Политические причины:

1. Усиление крепостного права соборным уложением 1649г.                                                                                         2. Войны с Польшей и Швецией  сопровождались разорением населения                                                                                                3.Политика правительства на  Дону – экономические санкции, вызвавшие голод                                                                                                                       4. Политика правительства,  направленная на ограничение  казачьей вольницы

Территория:

 Все Поволжье,  слободская Украина (карта).

Сообщение учащегося о Степане Разине.

V. Группа учащихся  выступает с сообщением  о восстании . Обобщённые данные  присутствуют на слайде. Учащиеся фиксируют в тетради.

Социальный состав:

Крепостные крестьяне, казаки, посадское население, мелкие служилые люди, работные люди

События по карте:

1). 1667- 1669гг.- «Поход за зипунами»                                                                                                                         2)  1670- взяты Астрахань, Царицын, Саратов                                                                                                              3)  Лето 1670 – Осада Симбирска; апогей движения                                                                                                        4)  Октябрь 1670 – разгром армии Разина дворянским  ополчением                                                                         5)   Лето 1671 – казнь С. Разина                                                                                                                                            6)  До осени 1671- подавление отдельных выступлений.

Вопросы учителя к учащимся:

1. Сравните поход С. Разина «за зипунами» и поход 1670–1671 гг. В чем сходство и в чем различия?

2.  Что такое «прелестные письма»?

VI. Работа с историческим документом. Из «прелестных грамот» С. Т. Разина 
  (Приложение 1)

Вопросы к документу:

1. К кому обращается автор этих грамот?

2. Что обещает Разин взамен службы в его войске?

3. Почему разинцы использовали имена царевича Алексея и Никона, утверждая, что они в их рядах?

4. В чём, на ваш взгляд, состояло главное заблуждение восставших?

5. Почему восставшие потерпели поражение? Могли ли они победить?

(Ответы учащихся)

VII. Учащиеся совместно с учителем формулируют и записывают в тетради.     (                                        Причины поражения:

 1. Вера в «хорошего царя».                                                                                                                                      2.Превосходство сил Дворянского ополчения                                                                                              3.Стихийность , отсутствие чётких целей и единого руководства восстанием.                                                                                                                                                     4.Локальность восстания.

Значение:   

-Одно из самых больших восстаний в истории России.

-Показало силу социального сопротивления в государстве после принятия Соборного Уложения.

-Знаменовало ответ  на новый этап закрепощения крестьянства, стремление государства лишить привилегий слободских и «черных» людей, купцов и другие сословия.

Итак, давайте подведем итоги:

  1. Каковы были причины восстания?
  2. Можно ли их объединить?

(Дети отвечают или “да” или “нет” и доказывают свое мнение.)

Давайте попробуем объединить. (Ответы детей обобщаются)

  1. Закрепощение крестьян и рост их повинностей.
  2. Усиление крепостного гнета.
  3. Попытка ограничения казачьей вольности.
  4. Церковный раскол и преследование старообрядцев.
  5. Повышение цен на хлеб и соль.
  6. Нежелание царя быть ближе к народу.

Каковы же были цели у восставших? (Ответы детей обобщаются)

  1. Захват Москвы.
  2. Уничтожение бояр и дворян.
  3. Ликвидация крепостного права.
  4. Облегчение жизни крестьян и ремесленников.

Назовите главные причины поражения этих выступлений. (Ответы детей обобщаются)

  1. Восставшие не имели ясных целей.
  2. Верили в “добрых” царей, которые вели их за собой.
  3. Имели плохое вооружение.
  4. Разнородный состав восставших (каждый шел за своей правдой).

Учитель.-Так почему 17 век называют бунташным?

                 -Что такое бунташный век,дайте опредление.

«Бунташный» век - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением. (запись в тетрадь)

 -Является ли это одной из форм социального конфликта  (выявление знаний по обществознанию)

Слайд-социальный конфликт

 

Напрашивается вопрос, а надо было подниматься на восстание Как вы думаете? Надо – шли на уступки Не умели по –другому. Жестокой была власть , раз народ был озлоблен и тоже становился жестоким на расправу.

А Сейчас в современное время, надо не молчать не надо бездумно терпеть, этому учит вся история и такие, как Сепан Разин, но время другое и действовать старыми методами не получится сейчас все цивилизованно решают проблемы. Сам Разин пожалел бы загубленные тысячи.

Русь, Россия, Родина,
Нелёгок путь в веках
Ты всё в дороге видела
Радость, боль и страх.
Но раны заживали
И век за веком шёл.
Ты расширялась, крепла,
Отстраивалась вновь
Правители менялись
Законы сочиняли
Династия сменилась
И всё вновь усложнилось.
17 век неспокойно прошёл,
Народ на борьбу за волю пошёл.
Восстания, бунты, длились сто лет
За это «бунташным» назвали тот век.


Подведение итогов, выставление оценок

Домашнее задание-заполнить таблицу

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...