Конспект урока "Бунташный век"
план-конспект урока по истории на тему
Конспект урока "Бунташный век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_k_uroku.doc | 57.5 КБ |
prezentatsia.ppt | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- На примере народных восстаний дать характеристику XVII веку как «бунташному».
- Доказать, что в условиях дальнейшего закрепощения крестьян, народные волнения не утихают.
Тип: комбинированный с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint (см. Приложение).
Понятия: «Бунташный век», восстание, закрепощение крестьян.
Оборудование: карта: «Народные восстания в России в 40-70-х годах XVII в.».
Выставка литературы:
- В.И.Буганов «Мир истории» М. 1989г.,
- Р.Г.Скрынников «Россия в начале 17в.» М. 1988г.,
- «Иллюстрированная история СССР» М. 1987г.,
- А.Е.Пресняков «Российские самодержцы» М. 1990г.
Вступление (Слайд № 1):
«Бунташный» век - век потрясений,
Век изменений и побед.
Народ утратил всю свободу,
Потёк тиранства долгий век.
Но не смирился православный,
Борьбу суровую повел.
Весь век боролся беспощадно,
Но нет конца у той борьбы...
Продолжая изучать XVII век, сегодня мы остановимся на таком его определении, как «бунташный». Ведь XVII век запомнился Руси как век Смуты, крестьянских восстаний под предводительством И.Болотникова и С.Разина, рядом городских восстаний, Соловецким бунтом и стрелецкими восстаниями.
И поэтому цель нашего урока: на примере нескольких городских восстаний доказать, что XVII век был действительно «бунташный».
Но прежде, чем мы перейдём к теме урока, давайте вспомним, что представлял из себя XVII век.
- Дать характеристику политическому строю России в 17 веке. (Слайды № 2-5)
- Социальное устройство России 17 века. (Слайд № 6)
- Что нового появляется в экономике? (Слайд № 7-10)
- Что такое мануфактура? (Слайд № 11)
Вывод. В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства.
- По какому пути происходило развитие сельского хозяйства?
- В чём недостатки этого пути?
Общий вывод. Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время. (Слайд № 12)
Русь, Россия, Родина,
Нелёгок путь в веках
Ты всё в дороге видела
Радость, боль и страх.
Но раны заживали
И век за веком шёл.
Ты расширялась, крепла,
Отстраивалась вновь
Правители менялись
Законы сочиняли
Династия сменилась
И всё вновь усложнилось.
17 век неспокойно прошёл,
Народ на борьбу за волю пошёл.
Восстания, бунты, длились сто лет
За это «бунташным» назвали тот век.
Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку. Это и будет темой нашего урока.
- Какое определение этому понятию можно дать?
«Бунташный» век - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.
В 1648 году вспыхнуло новое, мощное движение, получившее название Соляной бунт. (Слайд № 13)
В первые годы царствования Алексея Михайловича особенным влиянием пользовался воспитатель царя Борис Иванович Морозов. Человек властный и умный. Он много сделал для проникновения европейских достижений в Россию, но для государственных нужд и для проведения реформ в армии денег не хватало. Указом 7 февраля 1646 года был введён высокий налог на соль. А соль была тем продуктом, от которого отказаться в XVII веке люди не могли. Заготовить еду в прок без соли не представлялось возможным. В 1646-1648 годах цены на соль выросли в 3-4 раза. Народ голодал, в то время как тысячи пудов дешёвой рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из-за дороговизны соли не могли её заготовить. Все были не довольны. Дорогой соли было продано меньше прежнего, и казна понесла значительные убытки. В конце 1647 года налог отменили, но население должно было сразу погасить налоги за 1646-1647 годы. Шквал поборов обрушился на людей и вызвал повсеместное возмущение, которое перерастало в открытые выступления против властей.
- Какова основная причина бунта?
1 июня 1648 года царь Алексей Михайлович с приближёнными возвращался с богомолья с Троице-Сергиево монастыря. Только он въехал в город, его встретила толпа москвичей-челобитчиков. Они окружили карету и стали жаловаться на Леонтия Степановича Плещеева – начальника Земского приказа, ведавшего управлением столицы.
Летопись: «Было смятение, в миру били челом всей землёю государю на Земсково судью на Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру стала великая налога. Указывали на несправедливости и ежедневно совершавшиеся им дурные поступки и просили чтобы он был смещён, а на его место был посажен честный человек. Но государь царь того дни всей земле Левонтия не выдал».
Царь поехал дальше. Восставшие пытались подать челобитную царице, но стрелецкая охрана разогнала их, арестовав при этом 16 человек, которых отправили в пыточный застенок – Константино-Еленинскую башню Кремля. Это привело народ в ярость, и в царскую свиту полетели камни. Некоторые бояре получили ранения.
2 июня 1648 года состоялось шествие с крестом и иконой Владимирской божьей матери в Сретенский монастырь. Повстанцы окружили царя, потребовав освободить арестованных, царь обещал выслушать народ, когда он вернётся из монастыря. После молебна царь возвратился в Кремль – за ним несколько тысяч восставших.
Летопись: «И как государь пошёл от праздника, и за ним, государем, пришли на его государев двор всяких чинов посадских люди и всех приказов стрельцы с большим невежеством. Неотступно и с громкими криками требовали окончательного решения их желаний и высказанных жалоб».
Для переговоров к восставшим вышли князья Волконский и Тёмкин-Ростовский, но их чернь взяла в заложники. На сторону восставших перешли стрельцы и холопы. Восставшие перешли от требований и угроз к действиям.
Летопись: «Разграбили многие боярские дворы и окольничих, и дворянские, и гостиные».
Пострадало от 40 до 70 дворов (Морозова, Траханиотова – начальника Пушкарского приказа, Чистого – начальника Посольского приказа, Плещеева – начальника Земского приказа). Чистого, которого считали инициатором налога, изрубили, бросив тело на кучу навоза. 3 июня восстание продолжилось. Патриарх Иосиф на Красной площади пытался уговорить народ, к нему примкнули бояре, противники Морозова. Они выдвигали своим ставленником родственника царя – Романова, который хотел занять место Морозова. Восставшие видели в Романове «доброго, хорошего» боярина и хотели, чтобы он управлял вместе с царём. И кричали об этом царю:
Летопись: «И покамест его, великого государя, о том указ к нам не будет, и мы из города, из Кремля вон не пойдём; и будет межуусобная брань и кровь большая з бояры и со всяких чинов людьми у нас, у всяких людей и у всей черни и у всего народу!»
Царь вынужден был выдать Плещеева (его растерзали). 4 июня царь вынужден был возвратить Траханиотова, которого отправили воеводой в Устюжну Железнопольскую, и выдал его восставшим (его казнили). Морозов пытался бежать, но его узнали ямщики и чуть не убили. Он прятался в царских покоях, потом его сослали.
В события включились дворяне и верхи посада. Используя растерянность и ослабление правительства, они подали челобитную царю (требование упорядочить судопроизводство, установить правильное ведение дел в приказах, созвать Земский собор).
Волнения продолжались и в столице и на местах. В этой обстановке власти 16 июня собрали Земский собор. Для подготовки Уложения создали комиссию во главе с Одоевским. В январе 1649 года Уложение было принято. (Слайд № 14)
Работа с документом:
- Что получил народ?
- К чему это привело?
После этого произошли восстания в других городах: Курске, Козлове, Ельце, Чугуеве, Устюге, Пскове, Новгороде. (Слайд № 15)
Рассказ ученика о восстании 1650 года в Пскове и Новгороде.
Ярким, но скоротечным было ещё одно восстание в Москве под названием Медный бунт 1662 года. (Рассказ ученика.) (Слайд № 16)
Мы рассмотрели самые яркие примеры городских восстаний «Бунташного» века. Давайте подведём итоги:
- Кто являлся участниками восстаний?
- Каковы были их цели?
- Каковы итоги восстаний?
Итак, восстания в целом закончились безрезультатно.
Положение народа не улучшилось и они искали вольницу – где? (На юге.)
Мы говорили о городских восстаниях, но основную массу населения составляли – кто? (Крестьяне.)
- Что по поводу крестьян говорится в Уложении?
- Как крестьяне могли сопротивляться создавшемуся положению?
- Куда они бежали?
На окраине России скопилась масса крестьян и бежавших посадских людей.
- Что там происходило? (Рассказ ученика.)
- К чему это могло привести? (Новое крестьянское восстание.)
Вот об этом мы и поговорим на следующем уроке. (Слайд № 17)
Вывод. Отжившие порядки тормозили развитие новых экономических отношений, что приводило к ухудшению положения народа и как следствие, к социальной борьбе, которая характеризует XVII век как «бунташный».
Оценки.
Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ
ЗЕМСКИЙ СОБОР
БОЯРСКАЯ ДУМА
ПРИКАЗЫ Органы центрального управления.
Социальное устройство России БОЯРЕ ДВОРЯНЕ КУПЦЫ РЕМЕСЛЕННИКИ ДУХОВЕНСТВО КАЗАКИ КРЕСТЬЯНЕ ХОЛОПЫ владельческие черносошные
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ XVII в.
МАКАРЬЕВСКАЯ ЯРМАРКА
СЕРЕБРЯННЫЕ КОПЕЙКИ XVII в. МОНЕТЫ
МАНУФАКТУРА Крупное промышленное предприятие с разделение ручного труда.
НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ XVII в.
1648 г. СОЛЯНОЙ БУНТ
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ СВОД ЗАКОНОВ РОССИИ 1649 г.
БУНТ ГОРОЖАН
1662 г. МЕДНЫЙ БУНТ
РАЗИН Степан Тимофеевич (ок. 1630-71) Донской казак, предводитель казацко-крестьянского восстания 1670-71. Казнён в Москве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...