Технологии развивающего обучения на уроках истории
консультация по истории на тему
В статье учитель описывает опыт использования проблемно-диалогового обучения, некоторые приемы мотивации обучающихся, а также о приемах, способствующих осознанному восприятию материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_razvivayushchego_obucheniya_kak_sredstvo_realizatsii_fgos.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии развивающего обучения как средство реализации ФГОС.
Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам.
Сократ.
Вряд ли найдется учитель, который не заинтересуется тем или иным методом развивающего обучения. Перед современным учителем истории уже десятилетия стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в нашей непростой жизни. Поэтому, я считаю, применение инновационных технологий и методов развивающего обучения ориентируют учителя на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях ФГОС, нацеливают на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
В процессе обучения с применением развивающих технологий развивается не некий «средний» ученик, а конкретная личность со всеми присущими ей особенностями. Возникает насущная потребность индивидуализировать процесс обучения, сориентировать его на личностные потребности, интересы школьника. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Ребенок является полноценным субъектом деятельности. Развивающее обучение - особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.
Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск: создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод решения учебных задач, учебный диалог, исследование, метод проекта, ИКТ, обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и учащимися. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. В методике сочетаются рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. В ходе учебного процесса учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности. В преподавании используются дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
Урок остается основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут варьироваться. Основные его инвариантные качества: цели подчиняются не только сообщению и проверке знаний, умений и навыков, но и другим группам свойств личности; диалог и полилог в классе, основанный на самостоятельной мыслительной деятельности детей; сотрудничество учителя и ученика.
Развивающее обучение способствует совершенствованию познавательных способностей личности. Основой для развития учащихся является содержание исторического образования, его качество. Полноценное содержание, богатое фактами и связями (но без перегрузки), при ярком, эмоциональном изложении дает для развития прекрасную основу. При изучении одного и того же материала достигаются различные уровни развития - школьная жизнь дает массу подобных примеров. Один и тот же урок может иметь различные результаты, что доказывает необходимость активизации познавательной деятельности учащихся. От этого зависит, насколько будут использованы развивающие возможности содержания.
Обучение оптимально развивает мышление при условии, если ученик не только приобретает исторические знания, но и усваивает способы приобретения этих знаний. Если учитель сообщает ученикам готовый вывод, оценку, - это продукт чужой мыслительной деятельности, механизм которой неизвестен. Необходимо научить школьников самостоятельно делать выводы и оценивать те или иные факты, явления.
Умение учиться формирует организация познавательного процесса, стиль работы учителя. Изложение учителя должно демонстрировать эталон мышления, рассуждения (анализа, сравнения). Умение всегда формируется на конкретном историческом материале. Сложность мыслительной работы зависит в первую очередь от сложности содержания изучаемого исторического материала и задания. Без учета этих сложностей работа по развитию мышления не может быть достаточно эффективной. Чем лучше усвоен способ учения, способ деятельности, чем целенаправленнее он применяется, тем полноценнее (при прочих равных условиях) усвоение образов, понятий и воспитательный результат обучения. Мыслительная деятельность учащихся должна быть достаточно трудной, но доступной. Доказано, что без достаточного уровня сложности мышление не получает важных условий для достижения более высоких ступеней самостоятельности. Оптимальная трудность деятельности учащихся может конкретно определяться лишь учителем с учетом педагогических условий в каждом классе.
Таким образом, формулируется методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями: учитель создает проблемные ситуации, коллизии; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.
Наиболее чаще я в своей практике применяю технологию проблемно-диалогового обучения и технологию дебатов Остановлюсь в данной статье на технологии проблемно-диалогового обучения.
Технология проблемно-диалогового обучения наиболее удачно соответствует вызовам времени. На проблемных уроках ученики не получают готовые знания во время объяснения, а “открывают” их под руководством учителя. Так поддерживается высокая мотивация на всех этапах урока, достигается большая степень усвоения полученных знаний. У учащихся появляется опыт деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, дети учатся определять границы собственного знания и незнания. Организация групповой работы на уроке позволяет каждому ученику проявить себя. Учащиеся управляют собственной деятельностью, развивают инициативу и самостоятельность, появляется возможность почувствовать себя успешным не только у сильных, но и у слабых учеников. Формируется самоуважение, растёт самооценка. Работа в группе помогает развивать коммуникативные навыки, учит работать с информацией. Достижение цели невозможно без сотрудничества, умения слышать друг друга, принимать точку зрения одноклассников, которая не всегда совпадает с собственной. Проблемный урок всегда будет личностно-ориентированным, здоровьесберегающим. Проблемные уроки формируют не только ЗУНы, но и УУД.
1-й этап в разработке модели урока по данной технологии заключается в создании проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или интеллектуального затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами сравнения. В качестве примера хочу привести несколько вариантов создания проблемных ситуаций и постановки проблем.
При изучении в 6 классе темы «Раздробленность Руси» урок начинаю с сравнения двух карт: «Древнерусское государство в 9 -11 веках» и «Русские княжества в 12 -13 веках». Происходит побуждающий к теме диалог: что произошло с государством Киевская Русь в 12-13 веках? Почему вы так решили? Происходило ли в других государствах подобное явление? Как оно называется? – проводим актуализацию знаний. Далее прошу учеников сформулировать свои гипотезы о теме урока и вопросах, которые будем изучать на уроке. Как правило, этот этап урока обсуждается непринужденно, ребята активно предлагают свои версии, гипотезы. Важно заметить все версии, оформить их на доске через ключевое слово, тезис, рисунок. Далее в ходе анализа всех предложенных версий выводим проблемы урока – определить причины феодальной раздробленности, как проходил процесс дробления, какой временной отрезок он занял, а также последствия их для разных категорий населения и для княжеств в целом. Далее привожу мнение историка Соловьева С.М. (оформлено на экране): Междоусобицы раздирали страну, несли многие и многие жертвы, великая держава слабела и разваливалась на части. Поясняю, что это лишь одна точка зрения на проблему. Другие(ую) надо определить, изучив материл учебника и дидактический материал к уроку. Таким образом, выводится еще одна проблема, которую надо решить в процессе изучения темы, а также высказать свое отношение к мнениям. На этапе переноса знаний в новые условия предлагаю детям решить еще одну проблему: почему Владимир Мономах смог окончательно разгромить половцев и избавить Русь от их набегов, но не смог преодолеть распад государства Киевская Русь?
Наиболее простой метод постановки учебной проблемы, но не менее интересный - сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением мотивирующих приемов. Часто применяю прием «яркое пятно». Он заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, картины. Так, при изучении в 6 классе темы «Церковь и государство в 17 веке» урок начинаю с демонстрации репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Сопровождаю демонстрацию информацией: перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы 17 века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одеждах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи. Мчатся розвальни, а за ними, едва успевая, бежит прикованная к поручням княгиня Урусова, сестра Морозовой. Судьба этих женщин будет страшной – посаженные в земляную тюрьму, они умрут мучительной смертью. Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины В.Сурикова? Ответ на этот вопрос мы найдем, изучив тему «Церковный раскол». Далее можно дать возможность учащимся выдвинуть некоторые гипотезы о том, с чем эти события будут связаны, о роли государства (царя) в этих событиях (исходя из названия урока).
Проблема может создаваться приемом инцидента, т.е. столкновения двух или нескольких противоречивых мнений. Так, при изучении темы «Внутренняя политика Александра 1 в 1816-1820-е гг.» можно начать урок с демонстрации слайда, на котором даны противоречивые высказывания двух представителей либерального дворянства об отношении к императору в разные годы его правления. Анализируя их, ученики формулируют проблему урока: почему так резко изменилось отношение либерального дворянства к Александру 1? Продолжая диалог, можно вывести и другие вопросы темы: все ли слои общества изменили отношение к императору? Кто остался на позициях поддержки политики императора?
На этапе поиска решения проблемы (открытия нового знания) обучающиеся работают в группах с разными источниками информации: учебник, дидактический раздаточный материал (как правило, с учетом разноуровневой подготовки), документы, карты, статистический материал. Практика показывает, что для того, чтобы качественно изучить предложенный информационный материал, времени не хватает. Поэтому возможны варианты подбора информационного материала:
- не перегружать им урок (особенно это важно на этапе, когда мы только начинаем пользоваться данной технологией, а дети еще не имеют достаточного уровня самостоятельной деятельности ;
– превентивное изучение темы школьниками, т.е. предварительное чтение текста параграфа дома. Такое построение обучения дает лучший эффект, так как усилия учеников на уроке направлены на решение проблемы или проблем, т.е. их внимание и познавательные усилия направлены на осмысление самых важных аспектов темы. Они успевают оформить свои знания в разные виды образовательного продукта: таблицы, тезисы, интеллект-карты, кластеры, синквейны, творческие работы. В итоге происходит осмысление информации, перенос ее в новые условия, а это значит, что усвоение прошло эффективно. Поэтому в таких случаях я освобождаю детей от домашнего задания по данной теме или даю задание творческого плана, например, написание эссе.
Этап создания образовательного продукта при работе в группах – на мой взгляд, самый важный момент урока. Я использую такие формы как составление кластера, сравнительной таблицы, написание тезисов. В последнее время все чаще использую форму интеллект-карт. Перед составлением интеллект-карты провожу т.н. мозговой штурм по формулированию важных понятий, персоналий, исторических связей, хронологии, т.е. всего того материала, из которого должна состоять интеллект-карта. На первых стадиях работы с интеллект-картой мозговой штурм провожу в фронтальном режиме, выписываю предложенный детьми и коллективно проанализированный материал на доску. Когда же у детей сформируются определенные компетентности, мозговой штурм проводят сами ученики в своих группах и оформляют т.н. «умный листок», в котором отображают все необходимые для интеллект-карты записи. Затем группы, используя содержание «умного листка», составляют интеллект-карты.
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.
Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
Широкое использование началось во второй половине XX века благодаря британскому энтузиасту психологу Тони Бьюзену.
Полезные свойства интеллект-карт:
- Наглядность.
- Привлекательность.
- Запоминаемость.
Стимулирует творчество.
Развивает мышление, воображение, память
- Можно составлять коллективно: в парах, рабочей группой, командой.
- Помогает усвоить картину в целом. Учат структурировать текст. Учат обобщать, систематизировать, выделять главное.
По окончании работы группы представляют результаты сваей работы. Как и кто представит – это решает группа. Возможны и приветствуются перекрестные вопросы групп друг другу. Происходит уточнение, корректировка, защита свих взглядов и мнений, аргументированное предъявление своего образовательного продукта.
Занятия с использованием проблемно-диалоговой технологии позволяют школьникам более осмысленно изучать исторический материл, выйти из роли наблюдателя и потребителя на уроке, создают условия для активного самостоятельного процесса познания и развития ключевых компетенций обучающихся. Совершенствуются:
- исследовательские компетенции: находить и обрабатывать информацию, работать с документами;
- социально-личностные компетенции: находить связи между прошлыми и настоящими событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
- коммуникативные компетенции: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать публично;
- организаторская деятельность и сотрудничество: организовывать личную работу, принимать решения, нести ответственность, сотрудничать и работать в команде.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аларская средняя общеобразовательная школа
Технологии развивающего обучения на уроках истории как средство реализации ФГОС
Дабанова Лариса Германовна, учитель истории
2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах
Переход учащихся из начальной в основную школу часто сопровождается трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развив...
Развивающее обучение на уроках истории
Выступление на круглом столе заседании школы передового опыта. в выступлении раскрываются используемые некоторые педагогические технологии. выступление является продолжением методических рекомендаций ...
"Технологии развивающего обучения на уроках истории"
Этот материал о технологиях развивающего обучения вообще и о том как целесообразно и интересно применять их на уроках истории. Принцип построения заданий можно использовать и на других предметах....
Развивающее обучение на уроках истории древнего мира
Методические разработки уроков по истории древнего мира (5 кл.)....
использование технологий развивающего обучения на уроках технологии.
В данной статье рассматриваются технологии развивающего обучения, применяемые мною на уроках технологии для повышения мотивации к учению....
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания
P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ».
Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ»Тип урока: комбинированныйЦель урока: Применение учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности разработки ...