Развивающее обучение на уроках истории
статья по теме
Выступление на круглом столе заседании школы передового опыта. в выступлении раскрываются используемые некоторые педагогические технологии. выступление является продолжением методических рекомендаций по теме "Технологии развивающего обучения" (роль игры на уроке истории).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchee_obuchenie_na_urokah_istorii.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающее обучение на уроках истории
Выступление на заседании школы передового опыта «БАЭмТ»
Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить, обучающегося ориентироваться, в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию.
Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой.
Здесь на помощь преподавателю истории и обществознания приходят современные общеобразовательные технологии. На некоторых из них я остановлюсь.
Метод проектного обучения
Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.
Развивающие цели проектного обучения выражаются:
- в успешном выполнении логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);
- поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).
Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важной прикладное значение.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
При организации урока с использованием ИКТ планирую, работу, ограничивая её временными рамками.
Используя желание обучающихся смотреть не документальные, а мультипликационные фильмы. Например, сериал «История государства Российского Н. М. Карамзина». Просмотр серии по изучаемой теме всегда заканчивается обсуждением. При котором я пытаюсь ненавязчиво вызвать у своих обучающихся интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым.
Возникают и некоторые сложности, в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем и фразами «Ура! Сейчас кино будем смотреть!» удается справиться. То возникают проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что кто-то из обучающихся просто не успевает вникать в суть происходящего на экране. Так как вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора (ведь у каждого учителя своя манера говорить, и к этой манере он уже привык, а нужно еще что-то запомнить). Именно поэтому, на мой взгляд, ни ТВ ни компьютер никогда не заменят живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение своих обучающихся.
Но не использовать возможностей ИКТ в современном образовании просто не реально. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Именно, исходя из этого, использую на уроках презентации, подготовленные самими учащимися Научно-исследовательские работы с учениками. Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы, которые я готовлю со своими обучающимися. Желание обучающихся вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дает положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для обучающихся значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу. Мои ученики участвуют в НОУ «Эврика». Все рефераты защищаем с помощью презентаций. Конкурс рефератов ежегодно проходит в нашем учебном заведении. К примеру, в конкурсе, посвященном 65 годовщине Победы над фашистской Германией, моя обучающаяся Бурцева Анна заняла 1 место. Наверно не случайно, областные научно технические чтения 10 лет проходят на базе нашего техникума. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой работы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё, раскрывает свое внутреннее содержание. Использование игр на уроках истории. Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что индивид получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. На мой взгляд, считая, что подросток и так много знает, и участвовать в учебной игре ему будет неинтересно, а также с насыщенностью урока современными информационными технологиями учителя стали отходить от такой формы работы. Хочу особо выделить следующий момент ИГРА – это одна из форм обучения. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы. Учебные игры в разумном сочетании с другими приёмами и средствами обучения помогают интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию общеучебных и исследовательских умений и навыков, по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Подводя итог, хочу сказать, что современные обучающиеся обладают более развитыми визуальными способностями, они демонстрируют быструю реакцию, натренированную в игровых реалиях, они способны быстро переключаться с одного задания на другое, им интересно все, что требует исследовательской деятельности. Степень овладения информационными технологиями учащимися несопоставимо выше, чем учителями. И это понятно, утверждает известный психолог Александр Асмолов, «ведь учитель лишь осваивает этот мир, а дети в нем живут». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах
Переход учащихся из начальной в основную школу часто сопровождается трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развив...
"Технологии развивающего обучения на уроках истории"
Этот материал о технологиях развивающего обучения вообще и о том как целесообразно и интересно применять их на уроках истории. Принцип построения заданий можно использовать и на других предметах....
Развивающее обучение на уроках истории древнего мира
Методические разработки уроков по истории древнего мира (5 кл.)....
Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.
Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания
P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...
Развивающее обучение на уроках истории
Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциа...
Статья "Развивающее обучение на уроках истории и обществознания"
В статье раскрыта сущность развивающего обучения и применение некоторых технологий развивающего обучения, например, кейс-технологии, на уроках истории и обществознания....